Турист Наталья Старостина (valerovna)
Наталья Старостина
была 11 августа 2020 1:53

Великий Новгород — Россия Октябрь 2016

Свой маршрут я прохожу вместе с приложением izi.travel. Почему-то не было в маршруте нескольких церквей, которые достойны осмотра, я внесла в него свои коррективы.

Великий Новгород. Торговая сторона

Второй день осмотра достопримечательностей древнего города (про первый можно прочитать здесь) я начала с реки Волхов, у горбатого моста. Проходя через Детинец, остановилась у звонницы — начался перезвон. Стояла и представляла себе, как вот так же когда то стоял и слушал звон этих колоколов великий Сергей Рахманинов. Он писал в своём дневнике: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, что вызванивались большими колоколами Новгородского Софийского собора, которые я часто слышал, когда бабушка брала меня в Новгород по праздникам. Звонари были артистами. Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты, окружённые непрестанно меняющимся аккомпанементом».

Видео с колокольным звоном сразу улетело моим подписчикам в ФБ:), в следующий приезд надо будет пройтись по Рохманиновским местам. Дослушав звон колоколов, я вышла на берег Волхова.

Было очень тихо. С неба на реку, на меня, на Новгород сыпались пушистые снежинки. Горбатый мост уже был покрыт лёгким снежным покрывалом, разрисованным узорами — следами от сапог редких прохожих. Над Волховом стелился туман. Всё вокруг очень способствовало размышлениям.

Почему Волхов? По одной из версий историков, Волхов получил свое название благодаря скифскому князю Словену. Словен, который славился своей властью над местными племенами, назвал одно из племен «волхвами», т. е. «волшебниками».
Река Волхов, еще известная как путь «из варяг в греки», вытекает из большого озера Ильмень (ударение на первый слог) и впадает в другое, не меньшее по размеру, озеро Ладожское. Интересно то, что в 1176 году была замечена одна особенность этой реки: при низком уровне воды в озере Ильмень течение в реке меняется, т. е. вода начинает течь вспять, в обратном направлении!

Великий Новгород. Торговая сторона

Как мы знаем, Волхов делит Великий Новгород на 2 половины — Софийскую и Торговую стороны. Соединяет эти две стороны пешеходный (горбатый) мост, он прямой наследник первого, деревянного Великого моста, построенного в 1133 г. Этот мост имеет очень много историй и легенд — с него новгородцы сбрасывали в реку своих посадников и старост, здесь казнили преступников и еретиков — бросали в реку со связанными руками и ногами. Днём мост был своеобразным рынком — вдоль него стояли лавки с всяческими товарами, а по вечерам на мосту влюблённые назначали друг другу встречи. Нынешний мост построен в 1987 г., с него открываются отличные виды на город, молодожёны вешают замочки на его перила, а туристы с удовольствием фотографируются на фоне Кремля и Софийского собора.

Когда-то на месте Ярославова дворища и Торга стояли лавки и склады, кипела торговля, а к пристаням подходили заморские суда.

Великий Новгород. Торговая сторона

Ярославово дворище и Торг — самое оживлённое место средневекового Новгорода. Когда-то здесь располагалась резиденция призываемого в Новгород князя, которому запрещалось жить в Новгородском кремле. Говорят, что название Ярославово дворище пошло от дворца, который в начале 11-го века построил князь Ярослав Мудрый. Правда, найти какие-либо его следы пока не удалось. Аркада Гостиного Двора — это то немногое, что осталось от каменного Гостиного Двора, построенного в конце 17-го века по указу Петра I вместо деревянных лавок и амбаров.

А ещё есть мнение, что Великий Новгород назван таковым ошибочно. Что в древние времена словосочетанием «Господин Великий Новгород» назывался не один определённый город, а целая область с несколькими городами — Ростовом, Ярославлем, Костромой, Владимиром, Суздалем, а Ярославово дворище и торг находится на самом деле в г. Ярославль. В интернете очень много материалов на эту тему, например: про Великий Новгород. Представляете себе ситуацию?

С интересом в комментариях почитаю ваше мнение по этому поводу.

Может, есть у нас на сайте историки, которые прольют нам свет на этот вопрос?

Но, если честно, я в это утро уже поняла, что город мне нравится. Он так хорош в это студёное время, что уж говорить о лете! Надо обязательно приехать сюда ещё.

Великий Новгород. Торговая сторона

Количество церквей в поле видения так велико, что я сначала даже теряюсь, куда мне пойти — налево, или направо, решаю, что надо идти по маршруту, а то что-нибудь пропущу).

Большой белый пятиглавый храм — это Николо-Дворищенский собор. один из древнейших новгородских храмов. По возрасту уступает лишь Софийскому собору. Был заложен в 1113 году.

К северу от него расположена одноглавая церковь Параскевы Пятницы на Торгу, долгие годы ждущая хотя бы косметического ремонта, её легко узнать по красному кирпичу, из которого она выложена. Деревянная церковь Параскевы-Пятницы на Торговище была первоначально выстроена в 1156 году «заморскими купцами», то есть корпорацией новгородских купцов, ведших заморскую торговлю. Эта церковь не сохранилась, сгорела в пожаре, восстанавливалась не раз, и не два. Современный облик здание приобрело в результате реставрации, в процессе которой были выявлены многие, но не все его древние формы. Восстановление церкви продолжалось почти 50 лет: оно началось еще в 1954 году, а окончательно завершилось в наши дни. Сейчас в храме размещается своеобразный музей истории новгородского зодчества. Внутрь я не попала, тк был понедельник, выходной.

На Руси Параскеву-Пятницу почитали как покровительницу женщин, семейного счастья и брака, в народе уществует поверье — если обойти церковь вокруг три раза, то семья будет счастливой, если сорок раз, то сбудется желание. Можно ещё, для желания посчитать углы. Вот только, как ходить по часовой стрелке или против, никому не известно:) Но народ ходит — там тропка вокруг неё протоптана.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Торгу, построена в середине 12-го века

Воротная башня Гостиного двора, возведенного в 1686 году.

Великий Новгород. Торговая сторона

Церковь Прокопия, 1529 г.

Церковь Жён-Мироносиц, 1510 г.

Великий Новгород. Торговая сторона

По ул. Никольской я вышла на Большую Московскую. Большая Московская проходит по месту, где в древности шла Пробойная-Плотенская улица, название которой впервые упоминалось в 1566 году. В 1730 году начались первые планировочные работы по прокладке Большой Московской. Архитектором являлся Г. Охлопков. Окончательно улица сформировалась в конце 18 века. Вот одна из улиц, которая скрывает в себе дух Великого Новгорода. Ближе к её началу, в сердце старого города, сохранено много построек, которые создают атмосферу.

Здесь я отступила от маршрута, так как заметила между домами купола церкви, не указанного на моей карте, оказалось, это даже не одна, а две церкви, связанные между собой кирпичным переходом — церковь Михаила на Михайлове улице

Великий Новгород. Торговая сторона

и церковь Благовещения на Торгу (на Виткове переулке). От первой из них — церкви Михаила, созданной в 1300 — 1302 годах и заново перестроенной на старой основе в 1454 году, в результате капитальной переделки ХIХ века сохранились лишь незначительные фрагменты нижних частей стен и фундаменты (квадратное здание, покрытое побелкой).

Древний архитектурный облик ее почти неуловим. Церковь Благовещения сохранилась несколько лучше. Возведенная первоначально в 1362 году, она была заново перестроена в 1466 году и, еще раз в ХVI веке.

Великий Новгород. Торговая сторона

Храм Георгия на Торгу. Самое раннее здание храма было деревянным, а в 1356 году на пожертвования жителей улицы Лубяницы на Торгу была возведена каменная церковь. Храм несколько раз горел, подвергался значительным повреждениям и был полностью перестроен в 1750–1754 годах в устаревшем к тому времени стиле нарышкинского барокко. В период Великой Отечественной войны здание храма сильно пострадало от прямого попадания снарядов, в 1949–1950 годах он был выведен из аварийного состояния. В настоящий момент здесь действует выставка новгородских фотографий.

Церковь Иоанна Предтечи на Опоках, заложена в 1127 году существующая церковь относится к 1453 г.

Дальше выходим к Церкви Спаса Преображения на Ильине улице, в которой сохранились фрески, написанные Феофаном Греком. Фото церкви у меня не получилось, засветила, и внутрь не попала — был выходной. Ещё одна галочка для следующего посещения.

На четной стороне Большой Московской улицы, в просвете между домами 34 и 38, на заросшем бурьяном пустыре стоит белая церковь Климента, Папы Римского.

Великий Новгород. Торговая сторона

Белый храм с серебристым куполом в глубине двора между домами 40 и 44 на улице Большая Московская — это церковь Дмитрия Солунского, она действующая, имеет внутри себя обычную комнату.

На ул. Федоровский ручей.

Великий Новгород. Торговая сторона

Церковь Федора Стратилата на Ручью, 14 в.

Церковь Никиты-Мученика построили в середине 16-го века на месте более древнего храма. Новгородские летописи говорят, что она стояла возле Государева двора Ивана Грозного. Вполне вероятно, что заказчиком церкви был сам царь. Первоначально у нее было пять куполов и доподлинно известно, что Иван Грозный с сыновьями Иваном и Федором молились здесь в 1571 году. От построек Государева двора не осталось и следа. Однако рядом с церковью на глубине двух метров археологи обнаружили остатки большой деревянной постройки.

На Большой Московской

Чуть отклоняешься от центральных улиц, и ты будто за городом.

Великий Новгород. Торговая сторона

Церковь Михаила Малеина, 16 в.

Церковь Рождества Богородицы (сейчас в здании баптистская церковь).

Великий Новгород. Торговая сторона

На этом я делаю обеденный перерыв, еду на автобусе в присмотренную ещё в Питере таверну «Лисья нора», находящуюся на Большой Московской 106. В таверне очень уютно и атмосферно.

Здесь рады всем путешественникам)

Великий Новгород. Торговая сторона

В таверне действует бессрочная акция- за принесённую лису подарок от бармена. Мохито был в самый раз.

Мой петербургский джентльмен остался на пмж в Великом Новгороде, ну, а я, вкусно пообедав, продолжила свой маршрут. Мне надо было до 17:30 закончить осмотр Торговой стороны и съездить в Юрьев монастырь и Витославицы.

Церковь Иоанна Богослова на Витке построена в конце 14-го века на правом берегу Волхова, там, где в него впадает небольшая речушка Витка.

Великий Новгород. Торговая сторона

Церковь Бориса и Глеба у земляного городского вала в Плотницком конце Новгорода построена в первой половине 16-го века. Это действующая церковь. Было очень интересно, что же там внутри. Вход по деревянной лестнице на верхний этаж, там обычная комната с образами, внутри есть винтовая лестница в нижний храм, который открывают в большие праздники. Фотографировать не разрешили.

Недалеко от церкви, на набережной, возвышается красивый памятник Александру Невскому,

Великий Новгород. Торговая сторона

напротив него- театр драмы им. Достоевского.

Набережная чистая, ухоженная, с симпатичными памятниками — хорошее место для прогулок. Но не в этот раз. Сейчас я сажусь в автобус и еду на жд вокзал — от него можно добраться до Юрьева монастыря.