Турист Наталья Старостина (valerovna)
Наталья Старостина
была 11 августа 2020 1:53

Великий Новгород — Россия Октябрь 2016

Давно я поглядывала в сторону этого прекрасного древнего города, и вот, решено, еду!

Забронировала через booking.com Hotel Center , находящийся практически в центре города. Отдельный номер стоил тогда по спецпредложению всего 900 р за ночь. Внимательно изучила все имеющиеся рассказы и фотоальбомы на нашем сайте, на других ресурсах, и поняла, что надо составлять план изучения города, так как он буквально «напичкан» всевозможными историческими «вкусностями», дабы чего-нибудь не упустить. На туристическом портале Новгорода я натолкнулась на информацию о бесплатном проекте izi.travel. Это ресурс, на котором выложены бесплатные аудиогиды по множеству городов. Как выяснила позже, даже Русский музей с ними сотрудничает, поэтому, как только соберусь в Москву, обязательно воспользуюсь аудиогидом по Третьяковской галерее. Ну, а что, очень удобно! Судите сами- карта с достопримечательностями есть? Есть! Да ещё и с описанием! Единственное, что нужно- интернет. И никакого подробного плана составлять не надо!

Великий Новгород. Софийская сторона.

Изучив маршруты, поняла, что запросто смогу их осилить за 2 дня, даже учитывая то, что осенью дни короче и темнеет рано. Как же добраться до Новгорода? Мне из Петербурга удобно на Ласточке- скоростном электропоезде, 2,5 часа и вы в Новогороде (в тепле, на удобных сиденьях, проводницы периодически предлагают чай-кофе-чипсы и т. д., в первом и последнем вагонах туалеты). Единственный минус у поезда- ходит он нечасто, и первое отправление довольно раннее. Если вдруг, вы опоздали на свою «Ласточку», у вас есть в запасе час на то, чтобы сдать свой билет и купить новый на обычную электричку, благо пригородный вокзал бок о бок с Московским. Правда эта электричка идёт дольше на 2 часа, потому что у неё больше остановок, и в ней постоянное движение народа, проверка билетов, купля-продажа всякого барахла, вобщем все прелести электричек.

Ну что ж, вези меня, моя «Ласточка»!

Город встретил меня дождём с изморозью.

Великий Новгород. Софийская сторона.

Мдяя, гизметео обещал солнечный денёк, обманул, гад! Чтобы правильно и позитивно начать осмотр в такой промозглый день, надо срочно повысить дозу эндорфинов в крови. А как этого достичь? Правильно, надо поесть! Поэтому, я первым делом поела.

Едален в городе очень много, на разный кошелёк и вкус. Не скажу, что цены как-то отличаются от петербургских, так как я ела в центре, в известных заведениях, если отойти от достопримечательностей подальше, то и цены будут поменьше. Поев, пошла заселяться в хостел и после этого- на маршрут.

Великий Новгород. Софийская сторона.

Включила наушники, смотрю по карте, куда идти, подхожу к объекту, включается рассказ. Круто! Единственное- не всегда срабатывает автоматическое начало, я связала это с тем, что было довольно холодно, и мобильный телефон замёрз. Иногда приходилось самостоятельно включать описание. Но в целом мне приложение понравилось.

В первый день у меня был осмотр Софийской стороны.

Начитавшись в интернете баек о том, что город был сильно разрушен во время Великой Отечественной войны (практически стёрт), и потом заново отстроен, внутренне была готова к тому, что кроме сохранившихся церквей не увижу ничего интересного. Неужели это так? Я поняла, что это будет моё маленькое расследование))

И я начала своё погружение в новый мир- мир Великого Новгорода.

Более 1000 лет назад на берегу реки Волхов возник Великий город — задолго до упоминания в летописях Москвы и за много веков до основания Санкт-Петербурга. Господин Великий Новгород — так называлась вечевая республика, где зародились традиции российской демократии. А сердце древнего города- Кремль (Новгородский Детинец) , вот к нему и лежал сегодня мой путь. Мимо череды сохранившихся церквей. Почти все новгородские церкви по форме очень просты. Их эстетическая привлекательность в красивой глади белых стен и изящных силуэтах. Кроме религиозного, большому количеству новгородских церквей есть и другое объяснение. Церкви объединяли вокруг себя политическую и торговую жизнь отдельных городских районов. Храмы строили не только бояре и купцы. Их возводили совместными усилиями уличане, то есть, жители улиц. Помимо служений, в каменных храмах хранились товары, собирались братчины, жители спасали в них свое имущество во время пожаров.

Церковь Двенадцати Апостолов на Пропастех.

Великий Новгород. Софийская сторона.

Десятинный монастырь произвёл на меня удручающее впечатление. Он недействующий, сохранён фрагментарно.

Церковь Власия, покровителя крупного рогатого скота.

Великий Новгород. Софийская сторона.

Находясь под впечатлением от услышанных рассказов из аудиогида, я не заметила, что уже почти вплотную подошла к Кремлю!

Никак не ожидала увидеть его так скоро! Отсутствие листвы на деревьях Кремлёвского парка, даёт возможность рассмотреть его во всей красоте и мощи.

Великий Новгород. Софийская сторона.

В Кремлевском парке, на берегу реки Волхов, установлен Монумент Победы- памятник в ознаменование победы Советского Союза над фашизмом. Он расположен на Екатерининской горке — одной из двух сохранившихся частей Малого земляного города. Монумент Победы — единственная в Великом Новгороде конная статуя. Основная часть памятника — всадник с поднятым мечом в руке на вздыбившейся лошади и разрубленная фашистская свастика под её ногами. Новгородцы его не очень любят, считая, что он некрасив и грозит мечом в сторону Москвы, к тому же, ежегодно, перед праздником Пасхи, коню красят одно место, очень натуралистично изображённое скульптуром.

С площадки, где установлен памятник, открывается отличный вид на Детинец и горбатый мост.

Великий Новгород. Софийская сторона.

Ну как устоять и не сфотографироваться? На мою удачу, мимо проходила компания молодёжи, в которой был настоящий фотограф! Вобщем, вот что вышло))

Обратите внимание на пляж. Какой он большой и чистый. В летнее время обязательно приеду в Новгород для более детального изучения всего того, что в этот раз пропустила мимо себя, обязательно и на пляж загляну.

Великий Новгород. Софийская сторона.

А ещё мне понравился яблочный запах, царивший буквально повсюду. По всему городу растёт очень много яблонь, на некоторых из них ещё есть яблоки, причём в огромном количестве. От них исходит необыкновенный аромат. Сразу вспоминается детство, яблоневый сад в деревне… Вот примерно в таком ностальгическом настроении я вошла в Кремль.

В Кремле сосредоточено несколько самых значимых достопримечательностей, мимо которых вы не пройдёте, ну, а самые досужие увидят немного больше)

Новогородская областная филармония

Великий Новгород. Софийская сторона.

Здание Присутственных мест, где размещается экспозиция исторического и художественного отделов Новгородского музея-заповедника. Во времена Екатерины II Присутственные места, где располагались органы административного управления, строились во всех губернских и уездных городах. В 1866 году здесь, в новгородских Присутственных местах, размещался Окружной суд, а в подвалах хранилась государственная казна.

В самом центре Кремля расположен памятник «Тысячилетие России».

Великий Новгород. Софийская сторона.

Как раз напротив Софийского собора.

Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045–1050 годах, кафедральный собор Новгородской митрополии. На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики. Это древнейшая церковь на территории России, построенная славянами.

Великий Новгород. Софийская сторона.

Я провела в соборе не менее получаса, там такое немыслимое количество деталей! Не говоря о том, что конечно, я не преминула возможностью поставить свечки и послать свою молитву Всевышнему в этом благом месте.

Главная православная святыня Софийского собора — икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) — одна из наиболее почитаемых православных икон. Отдельного внимания заслуживает еще одна жемчужина новгородской Софии — Магдебургские врата, которые также именуются Корсунскими, Плоцкими или Сигтунскими.

Великий Новгород. Софийская сторона.

Они находятся на западном портале храма, полностью покрыты рельефными изображениями сцен из Евангелия, необычайно искусно изготовленными западноевропейскими мастерами. Магдебургские врата в течение нескольких веков служили торжественным входом в собор. По одной из версий они были сделаны в 1153 году в городе Магдебурге. Вероятнее всего, они стали военным трофеем новгородцев, ходивших в 1187 в шведскую столицу Сигтуну.

Гранавитую палату я не сфотографировала, так как не попала внутрь- наличные деньги закончились, а банкоматов рядом нет, думаю, что немного потеряла, так как особо там смотреть не на что.

Часозвоня возведена в середине 17-го века по заказу новгородского митрополита Иоакима. Башня немного наклонена на северо-запад. Это самое высокое сооружение Кремля, которое часто можно увидеть на старых видах Новгорода.

Великий Новгород. Софийская сторона.

Высокое белое однокупольное строение слева от Софийского собора- это Софийская звонница.

Она действующая, внутри неё сейчас находится музей, рассказывающий о колоколах,

также, можно подняться на верхнюю площадку и снять Новгород с высоты.

Церковь Андрея Стратилата появилась в юго-восточной части Кремля в конце XV в. на фундаменте лестничной башни прежде гигантского собора Бориса и Глеба, построенного купцом Сотко Сытничем, прототипом известного новгородского былинного героя Садко.

Великий Новгород. Софийская сторона.

Внутри храма сохранились фрагменты фресковых росписей XVI в. Церквушка настолько мала, что я её никак не могла взять в хороший фокус, пришлось устроится на табуреточке в углу, у окошка, и оттуда фотографировать. Пока я мостилась, зашла молодая пара, я, конечно, опустила фотоаппарат, мне не нужны посторонние в кадрах, они же за минуту бегло осмотрев роспись стен, ретировались со словами: «зря только деньги потратили». Наверное, после Кремля они более выгодно вложили их в ресторане «Ильмень», наевшись кулебяк и напившись хреновухи… Ну, да я отвлекалась, где там старинные фрески?)

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Великий Новгород. Софийская сторона.

А тем временем вечерело. На вечер у меня запланирован спектакль в Новгородском драматическом театре им. Достоевского.

Была премьера спектакля «Семейное счастье».

фото на телефон, перед спектаклем

Автор- Людмила Улицкая. Несмотря на то, что на сцене перед зрителями разыгрывалась мелодрама, были затронуты самые глубокие чувства: любовь, эгоизм, преданность, дружба, конфликт поколений. И всё это под остреньким соусом еврейского юмора. Зал аплодировал стоя. Отличный спектакль, будете в Новгороде, обязательно посетите театр! Игра актёров неподражаема.

Вот такими впечатлениями закончился мой первый день в Великом Новгороде. В свой хостел я прошлась от театра пешком. Ночной Новгород прекрасен, весь в подстветке. Смотрите, как переливается огнями местная Эйфелева башня! :)

Великий Новгород. Софийская сторона.

Я, конечно, планировала ещё почитать на ночь глядя «Шантарам», но улёгшись в постель, осознала, что во мне столько эмоций от прожитого дня, что книжные истории мне сейчас совсем не интересны.

Что же будет завтра? С этими мыслями я и уснула:)