Турист Игорь Шпырков (ewgenich)
Игорь Шпырков
был 6 августа 2023 17:37

Самут Сонгкхрам, Бангкок, Паттайя — Таиланд Декабрь 2016

«Паттайя — позор Таиланда. Не стоит судить о всём Таиланде по Паттайе» — именно так считают коренные тайцы, особенно проживающие в других регионах страны. И это неспроста. Для многих Паттайя — сосредоточение абсолютных противоположностей основному религиозному (а скорее, философскому) учению тайцев — буддизму, и такие действа как блуд, чревоугодие и употребление алкоголя не считаются здесь за грех. Ну да позволим самим тайцам судить тайцев за пренебрежение собственными обычаями, а для нас, приезжих, правила понятны и ясны: всё что не запрещено — то разрешено.

Итак, после 9-часового перелёта из Ростова-на-Дону в международный аэропорт Бангкока Суварнабхуми, а затем более чем двухчасовой поездке на автобусе до нашего отеля, заселения, и прочих приятных хлопот, вдруг сильно захотелось прогуляться в центр пешком.

Паттайя — позор Таиланда

Погода в этот день располагала — на дворе +25, пасмурно, без дождя. И тут вот оно что: на ряду с такими положительными моментами, как «долгожданный отдых» «свежий воздух», «желание двигаться и жадно созерцать всё вокруг» отметил, что большая часть тротуаров центральных улиц, за исключением, может быть, набережной и парковых зон, как то мало предназначена для пеших прогулок.

Покрытие тротуаров не всегда и не везде ровное, кроме того, прилегающие к тротуару кафе и магазины не редко выносят свои торговые пространства аж до проезжей части, приходилось это дело немножко обходить, ровно как и лужи из вонючей жижи неизвестного происхождения. Эти лужи впоследствии тонкими струйками стекают в ливневую канализацию, которая в свою очередь, бурным потоком (даже в отсутствие ливней) устремляется в живописный Сиамский залив.

Паттайя — позор Таиланда

Так что если Вы не совсем уж заядлые и беззаветные пешеходы, рекомендую расстояния больше полутора километров преодолевать на тук-туке (аналог моторикши, только на базе пикапа, в кузове которого смонтированы скамейки для пассажиров). Этот вид общественного транспорта является безусловным лидером в Паттайе, даже не припомню, попадались ли на улицах кроме них какие-нибудь муниципальные автобусы или маршрутные такси. Тук-туки движутся в основном по маршруту, маршруты можно узнать из туристических карт, каждому маршруту соответствует определенный цвет и номер. Проезд 10 бат с человека, но это только в дневное время, вечером после 23 часов те же самые тук-туки работают в режиме такси — это дороже.

При переходе проезжей части лучше всего использовать пешеходные переходы, которые, однако, не изобилуют своим присутствием. Пробовали переходить дорогу «вьетнамским способом» — медленно и уверенно начинаем движение, пропуская грузовики и автобусы, а мотобайки без проблем тебя объезжают. Здесь это не прокатит — здесь автомобилей в разы больше, чем во Вьетнаме, и объезжать тебя они не хотят, своим бибиканием выражая недовольство твоим поведением на дороге. Так что если очень уж охота перейти без перехода, придется искать «окно» и действовать решительно. К слову, среднегородская скорость транспорта совсем не большая, «шумахерство» здесь не приветствуется (не понимаю, чем занимается местная «золотая молодёжь»), соответственно, шансы того, что тебя собьют при переходе в неположенном месте тоже низкие.

Теперь, когда мы более-менее научились тому, как себя вести и передвигаться, приступим к планированию своего отдыха, если Вы не сделали этого заранее, либо к корректировке уже запланированной программы. Обращаем внимание на прогноз погоды. Допустим, если сильно дождливо и ветрено, не стоит планировать какие-либо водные экскурсии. А вот если сильно жарко, то продолжительные пешие переходы могут оказаться не в радость.

К своему стыду, в самой Паттайе мы осмотрели далеко не все места, которые планировали. То, что удостоилось нашего посещения, вкратце перечислю:

1. Храм Истины

Паттайя — позор Таиланда

Это место в Паттайе очень понравилось, хотя идти туда пришлось немножко пешком по жаре от Naklua road. Храм не является действующим, и больше относится к музею деревянного зодчества, раскрывающего суть и основы действующих азиатских религий. Обязательно дождитесь русского гида (входит в стоимость посещения) получите подробный рассказ об этом месте с ответами на интересующие вас вопросами (если повезет). Так как строительные и оформительские работы в Храме истины до сих пор ведутся, по тенике безопасности при входе выдают строительные каски.

Паттайя — позор Таиланда

2. Волкин стрит Надеюсь, что привлекательность этой улицы курорта Паттайи не мне одному кажется весьма сомнительной. Даже не сделал ни одного фото. Вечером отовсюду звучит музыка, стоят съёмные «морковки» и трансвеститы, по грязной и заплёванной мостовой толпится различный народ, который пытаются завлечь в лоно греха и распутства непонятного вида зазывалы. В общем, мне на Волкин стрит не понравилось ничего, еле отмыл потом шлёпки в благодатных водах Сиамского залива.

3. Мини Сиам Представляет собой парк с воплощенными в миниатюрах архитектурных исторических и современных сооружений Таиланда и других стран. Парк как бы поделен на две части — «местные достопримечательности» и «мировое наследие» Россию представляют Собор Василия Блаженного и Памятник Неизвестному солдату (Волгоград). Весь осмотр занял у нас около двух часов. Лучше приходить туда на закате дня — чтобы в светлое время можно было прочесть надписи и рассмотреть детали, а вечером включается подсветка. Здесь всё красиво и интересно, и на момент открытия парка, в 80-х годах, конечно же выглядело грандиозно, но так как экспозиция представлена под открытым небом, видно, что некоторые экспонаты потихоньку подвергаются атмосферной коррозии и требуют ремонта. Ну, а по грандиозности, лично для меня. «Гранд Макет Россия» в Санкт-Петербурге явно опережает Мини Сиам. Думаю, было бы правильнее строить подобного рода инсталляции хотя бы под навесом.

Паттайя — позор Таиланда

4. Острова. В нашем случае это Koh Lan и Koh Manwichai. На остров Ко Лан каждый час отходят паромы с пассажирского пирса Паттайи. Посещали его два раза. Остров имеет несколько оборудованных пляжей, мы выбрали пляж Самае (Samae Beach) и пляж Таваен (Tawaen Beach). Чистейшая вода и приятный песочек. Неподалёку кафешки. Можно спокойно побыть на пляже несколько часов. Ну и чем хорош остров в принципе — можно выбирать, нужна ли тебе солнечная сторона, либо теневая, спокойное море, или волны.

Паттайя — позор Таиланда

На Ко Манвичай добирались на скоростном катере в составе группы человек двадцати, и кроме нас там никого не было. В своём роде «необитаемый остров», ходить вглубь которого сопровождающие настоятельно не рекомендовали по причине очень красивой, не всегда гостеприимной флоры и фауны. Пляж и дно до глубины в человеческий рост расчищены от острых камней и ежей, а всё что глубже, по мнению заботливых гидов, подлежит только просмотру, и возможный физический контакт с обитателями моря может омрачить остаток вашего отпуска.

Паттайя — позор Таиланда

5. Шоу трансвеститов «Альказар» так же входило в часть нашей культурной программы. На сегодняшний день в Паттайе таких подобных шоу три — это, собственно, Альказар, которое существует более 20 лет, сверстник Альказара «Тиффани» и совсем ещё юное создание, рожденное в 2013 году «Колизей». Во всех трёх представления проходят в стиле кабаре. Культурно, цензурно. Многие люди приходят на просмотр семьями. К слову, как удалось выяснить, отношение к трансвеститам в Таиланде неоднозначное. В Паттайе их ласково называют Леди боями, им предоставляют работу в различных шоу, салонах красоты, магазинах, и мне кажется, чувствуют они себя в Паттайе весьма комфортно. Но в других областях страны к ним относятся как к изгоям. «Катой» — существо среднего рода, ругательство. Так называют трансвеститов нетолерантные тайцы.

Немного о ценах и расходах. С учётом всех макроэкономических факторов в нашей стране и мире, таких как девальвация рубля, падение стоимости нефти, мировой финансовый кризис, санкции, стагнация экономики и тралала… цены на товары и услуги у них там примерно такие же, как и у нас («Мы» — это Крым, черноморские курорты Краснодарского края и Турция), при том, что зарплата тайца 13–15 тыс бат (примерно столько зарабатывает рабочий на автозаводе) считается весьма достойной. Ну да оставим самим тайцам считать тайские зарплаты, а определимся, сколько с собой брать денег. Не ошибусь, если отвечу — берите все! (шутка). С недавнего времени начали использовать прямой курс рубль/бат. В обменниках менять рубли не пробовали, но в некоторых магазинах, на пример Tesco Lotus расплачивались картой сбербанка. Получалось 1бат=1.77 руб. на тот момент, что вполне приемлемо. При оплате банковской картой нужно обязательно сказать, чтобы считали в батах и информировали, берут ли проценты за перевод. Я на всякий случай перед отъездом информировал сотрудников своего банка, что планирую расплачиваться картой за рубежом. Курсы бат/доллар во всех обменниках разный и может меняться в течении дня. Купюры в 50 и 100 долларов ценятся дороже, чем мелочь. Меняли в жёлтых обменниках «Т.Т. currency exchange»

Питание в сутки по-максимуму на двоих, с морепродуктами и легким алкоголем выходило не более 1000 бат. Потчевали себя исключительно блюдами тайской кухни, ибо она нам очень нравится. Хотя людям, страждущим домашних борщей, либо европейской кухни, в Паттайе придаваться унынию не дадут. Опробовал три вида местного пива «Chang», «Singha» и «Leo» больше понравился Чанг. На крепкий алкоголь желание не зарилось.

Паттайя — позор Таиланда

На фото — свежайшие устрицы, опробованные нами в ресторанчике на рыбном пирсе, недалеко от Храма Истины.

Ещё из общепита понравился японский ресторанчик «Shabushi» в торговом центре «Central Marina», где еда проезжает перед тобой на конвейере, бери что хочешь, можно приготовить себе что-нибудь из сырых продуктов в небольшой кастрюльке с кипящей водой, а можно взять уже готовое. Удовольствие стоит 400 бат/чел, количество употребляемых продуктов не ограничено. Но здесь есть ограничение по времени — около 1ч.40 мин. отводится на приём пищи, дальше нужно что то доплачивать.

Паттайя — позор Таиланда

Несколько раз порывались в буфет «Ninja», где за 400 бат можно без ограничения питаться сифудом, но передумали по причине того, что «мы столько не едим». Как альтернативу, выбрали небольшой буфет рядом с галереей «Art in Paradise», где в основном, местные посетители. Рыба, запеченная в соли и креветки, приготовленные на гриле, пришлись в аккурат по вкусу.

Ещё жене очень нравились блинчики, приготовленные в уличных макашницах, причём нравилось смотреть процесс их приготовления не меньше, чем последующее употребление.

Не страдая особо шопоголизмом, всё-таки потратили немного денег на специи, кокосовое масло, мази и т. д. Всё это лучше, дешевле и безопаснее приобретать в аптеках, но мы, как истинные туристы, купили большую часть на туристических маршрутах, дабы немного поддержать местных торговцев. Вскользь прошлись по торговому комплексу «Сentral Festival» в надежде найти какие-нибудь приметные вещички местного рукоделия, но увы, выбор так ни на что не пал. Купили, ради приличия, шорты и пару маек. В «Central Marina» попались вот такие шлёпки-конструктор

Паттайя — позор Таиланда

Итак, вывод: Страну Таиланд определенно посетить стоит. И зима, после окончания сезонов дождей, время для этого подходящее. Для места «Основного базирования» Паттайя подошла, тем более, что нам, южанам выбор городов предоставлен не особо широкий, из Ростова-на-Дону и Краснодара только в Паттайю. Таиланд — страна с древней историей, и здесь много замечательных исторических и просто красивых мест, посетить которые можно как самостоятельно, так и в составе небольших групп. Понять тайца не всегда можно, даже если он пытается говорить по-русски или по-английски, ровно как и они нас понимают далеко не всегда. Подметил, что на сколько я старался при обращении к тайцу по английски выстраивать правила составления фраз и предложений, на столько же они старались эти правила отфильтровать:) Здесь чётко действует правило «чем проще, тем лучше». Нам понравились и Паттайя и Таиланд, много мест ещё осталось отложенными до следующего посещения.

В заключении несколько коротких фактов и собственных выводов:

В Паттайе довольно много наших соотечественников, занятых в туристической деятельности, но официально иностранцам работать гидами в Таиланде запрещено. Тайцы в большинстве своём доброжелательны, но не терпят оскорблений в свой адрес. Стерпеть унижение для тайца означает «потерю лица», что может дорого обойтись обидчику. Народ, как мне показалось, беззаботный — их абсолютно не волнует то, что будет завтра. Живут одним днем. Большинство жителей живут в кредит, кредитные программы на покупку жилья и автомобиля очень выгодные. Местная валюта довольно стабильна по отношению к доллару. Здесь принято безоговорочное уважение старших. Молодой человек, начинающий самостоятельно зарабатывать, сразу же перечисляет часть денег родителям, даже если родители ещё трудоспособны. Пенсию получают только бывшие военные и полицейские, кое-кто из чинов гос.аппарата. Остальные полностью на попечении родителей. При том, что тайцы считаются очень чистоплотными, никак нельзя отметить кристальную чистоту прилегающих к жилищам тайцев территорий и водоёмов. Уже давно Таиланд не считается страной «третьего мира» при относительно невысоких средних доходах тайцев, страна помимо производства сельхозпродукции, преуспела в сферах жилищного строительства, производства электроники и автомобилестроении (здесь производятся почти все марки японских автомобилей, кроме Субару). Благодаря разумному государственному управлению, страна в течении последних десятилетий избежала многих бед современного мира — войн, переворотов, гражданского противостояния, всевозможных санкций и т. д. Местный климат многие люди считают благоприятным для круглогодичного проживания — «вечное лето»