Турист Александр Суворов (ngt_z)
Александр Суворов
был 18 мая 2021 8:39

Кировск — Россия Август 2016

В последнем рассказе я описал поездку в город-герой Мурманск, но это не единственный город в котором мне довелось побывать заполярьем. Поэтому я решил написать небольшой рассказ про город, который находится в 150 км южнее Мурманска — это Кировск.

В Кировске мне довелось задержаться на продолжительное время, поэтому я успел осмотреть как сам город так и его окрестности.

Сам город небольшой, численностью примерно 27000 человек. Расположен город на южной окраине горного массива Хибины. Город включает отдельно расположенный микрорайон Кукисвумчорр, находящийся у южного подножия горы Кукисвумчорр.

Немного расскажу о истории появления этого самого города. Так вот: в 1921–1923 годах в результате геологических изысканий в Хибинах были открыты богатые залежи апатито-нефелиновых руд, разработка которых началась в 1929года трестом «Апатит».

Одновременно со строительством рудника и обогатительной фабрики возводился город. Строительство рабочего посёлка Кукисвумчорр началось летом 1929 года и уже в октябре 1931 года он получил статус города окружного подчинения и название Хибиногорск.

15 декабря 1934года постановлением ЦИК СССР Хибиногорск был переименован в Кировск в память о С. М. Кирове.

На микрорайон Кукисвумчорр уже неоднократно происходил сход лавин со склонов горы Юкспорр. В декабре 1935 года одна за другой сошли две лавины и погибло почти сотня человек. В 1943 году микрорайон был разрушен снежной лавиной, а позже восстановлен. Последняя из лавин сошла в начале 2016 года, в которой погибли 3 человека. Кировск является местом создания первой в СССР противолавинной службы.

На въезде в Кировск построена Каменная пятиглавая церковь, «Церковь Спаса Нерукотворного Образа», с элементами русского стиля. Выстроена на средства прихожан и администрации градообразующего предприятия «Апатит». Церковь поставлена, на том самом месте, где в 1920-х годах стояли палатки первых поселенцев. Первая каменная церковь города. Саму церковь я не посещал, поэтому ничего не могу сказать как она выглядит внутри.

Кировск и небольшое путешествие по Хибинам

Город можно обойти вдоль и поперек ногами довольно быстро. При прогулке можно заметить, что почти все дома старой советской постройки.

На фоне всех домов города выделяются здания гостиницы «Северная», гостиницы «Эккос», музейно-выставочный центр «Апатит»(про который можете посмотреть у меня фотоальбом), здание администрации города, дворец культуры и может еще несколько домов, благодаря своему яркому окрасу.

От дворца культуры идет лестничный спуск к центральной площади, где находятся гостиница «Северная», популярный в горнолыжный сезон развлекательный центр «Большой Вудъявр» и музей.

Кировск и небольшое путешествие по Хибинам

Немного пройдя влево от центральной площади оказываемся около сквера имени Киррова и памятника ему.

В центре города находится озеро «Верхнее». Вокруг него сосредоточены объекты предприятия «Апатит»: спортивный комплекс, стадион и манеж с одноименными названиями «Горняк», центральный офис Фосагро Апатит, а так же Некоторые достопримечательности: сквер имени В. И. Кондрикова — организатор промышленности на Кольском Севере, был временным директором треста «Апатит». Назначил его на эту должность Сергей Киров, который высоко ценил его организаторские способности.

Так же рядом находится Хибинский технический колледж и мемориал ВОВ.

Кировск и небольшое путешествие по Хибинам

Город является одним из центров российского горнолыжного спорта. В районе города действует три подготовленных горнолыжных склона:

— «Городской склон» («Коласпортланд», северные склоны горы Айкуайвенчорр);

— «Большой Вудъявр» (южный склон горы Айкуайвенчорр);

— «Кукисвумчорр» (южный склон горы Кукисвумчорр).

Сам я покатался на самом популярном склоне- «Большой Вудъявр».

Кировск и небольшое путешествие по Хибинам

В зимний сезон на склонах гор проводятся различные соревнования. На них мне не довелось побывать, но смог понаблюдать за соревнованиями по мотокроссу осенью:) В черте города имеется специально подготовленная для этого трасса. Зрелище конечно на любителя, мне понравилось, но не так чтоб цепляло. Да еще и с погодой не повезло- было холодно и лил дождь.

Кировск и небольшое путешествие по Хибинам

А вот так выглядит заброшенный железнодорожный вокзал в городе.

Но город привлекает туристов не только горнолыжным сезоном и различного вида соревнованиями. Сюда приезжают любители путешествовать по горам, которые с большим удовольствием покоряют горный массив Хибины! Отправляются люди группами в походы по перевалам кто на пару дней, а кто и на неделю, а то и две. Маршрутов путешествий достаточно. Кто-то начинает свое путешествие от жд станции Имандра, которая находится на берегу одноименного озера, и продвигается к городу Кировск, а кто-то наоборот- от города к станции.

У нас не получилось отправиться в столь долгое путешествие, поэтому мы на машине решили проехать до базы МЧС, расположенной в глубине Хибин.

Начали мы свое путешествие из города и первое, что нам попадается по пути- это самое крупное озеро в Хибинских тундрах «Большой Вудъявр», в переводе с саамского языка «вудъявр» означает «горное озеро». Наибольшая глубина озера достигает 40 м. Питание озера в основном снеговое и дождевое. Большой Вудъявр используется для снабжения Кировска и его окрестностей питьевой водой. Также озеро имеет рыбохозяйственное значение.

Озеро красивое, а в тихую безветренную погоду в нем, как в зеркале, отражаются горы.

Кировск и небольшое путешествие по Хибинам

Дальше движемся в направлении озера «Малый Вудъявр». По пути к нему проезжаем единственный в России и один из трех в мире полярно-альпийский ботанический сад. Его я не посетил, но читал отзывы про него, народ остается доволен от его посещения. Поэтому если будете в этих краях, то посетите его.

Проезжаем дальше и уже открываются взору красивые пейзажи.

Кировск и небольшое путешествие по Хибинам

А дальше мы уже подъезжаем к озеру. Озеро Малый Вудъявр в народе именуемое «Жемчужиной Хибин» отличается серповидной формой. Максимальная глубина озера не превышает 10 метров на площади озера, которая составляет порядка 1,5 километра. Добравшись до горного массива Кукисвумчорр, вы без труда найдете озеро у его подножия.

Озеро малый Вудъявр очень живописное озеро окруженное лесом. Здесь растет много видов ягод черника, морошка, брусника, клюква и другие. Водится разная рыба. К югу от озера расположена лесотундра с чудесным пейзажем. Любители природы проводят здесь уикенды.

Кировск и небольшое путешествие по Хибинам

Прогуливаясь по берегу озера попадаются очень красивые места, где можно устроить фотосессии:) А можно просто по наслаждаться природой и чистым воздухом.

Кировск и небольшое путешествие по Хибинам

Наткнулся на камень с табличкой, на которой написана такая фраза «…нас влекло стремление не только изучить эту замечательную природу, но и овладеть ее богатством, подчинить их воле советского человека и тем оживить этот безлюдный пустынный край»

Походили, погуляли, садимся в машину и едем дальше по грунтовой дорогу в ущелье. В некоторых местах приходится переезжать реку Вудъяврйок поперек, а где-то и вовсе ехать по ней вперед. Поэтому на низкой машине можно не рассчитывать, что вы туда проедете. Проехав эти переправы, попадаем на нормальную грунтовую дорогу, оказавшись между гор. По этим самым горам везде стекают мелкие ручейки, которые в некоторых местах образуют подобие водопадиков. Таких руйчейков очень много после дождей или при таянии снега.

Кировск и небольшое путешествие по Хибинам

Флора и фауна Хибин разнообразна, водится множество видов птиц, растет многообразная растительность. Но есть такой момент, что вам может встретиться медведь. Да да, они ходят там по горам, но совсем редко, какие-то заблудшие, видимо. Нам они не встретились.

Первым на нашем пути по ущелью попадается озеро Длинное, получившее такое название за свою вытянутую форму. Вода в озере абсолютно прозрачная, а при небольшом количестве солнечного света она становится обворожительного бирюзового цвета.

Кировск и небольшое путешествие по Хибинам

Полазив по горам возле озера и закончив фотосессию отправляемся дальше. Следующее на нашем пути попадается Сердцевидное озеро. Оно действительно формы сердца, очень красивое. Вода в нем так же абсолютно прозрачная и бирюзового цвета. Его я не фотографировал, но чтоб оно попало в кадр полностью, то придется забраться на горы немного.

До поры до времени дорога хороша, но она такая лишь до поры до времени.

Кировск и небольшое путешествие по Хибинам

Следующей точкой нашего путешествия был водопад Красивый. Для этого нам пришлось переезжать пару раз реку поперек и кучу громадных луж. На одной из развилок нужно повернуть направо, чтоб добраться до водопада, но даже если вы проедете, то попадете на базу МЧС, а это совсем рядом, вернуться будет не проблема. Доехав до указателя на водопад, выходим из машины и отправляемся пешочком к нему.

По пути открываются шикарные виды. Всё очень красиво гармонирует: горы, лес, речки…

Кировск и небольшое путешествие по Хибинам

Пройдя от указателя минут 5–10 мы подбираемся к водопаду. И вот он перед нами, водопад Красивый. Водопад полностью оправдывает свое название, являясь самым живописным водопадом в этой суровой местности. Поток падающей бирюзовой воды очень сильный, брызги летят во все стороны.

Кировск и небольшое путешествие по Хибинам

Кроме нас были еще туристы, которые приехали так же посмотреть на водопад, но были и походники. Мы полазили по камням у водопада, полюбовались им, послушали шум падающей воды и собрались ехать дальше.

А дальше мы доехали только на, расположенную рядом, базу МЧС и отель при базе «Куэльпорр». В отеле можно остановиться и отдохнуть. Перед входом на территорию базы сделаны столбики и на них прибита путешественниками куча табличек с указанием городов, а на некоторых указано и расстояние до них.

Сама база

На базе имеется техника для спасения тех кто пропал в горах.

Кроме этого вездехода, видели в гаражах снегоходы и квадроциклы.

Поэтому всех, кто отправляется в походы по горам Хибины, просят отметиться в спасательных центрах, с указаниями маршрутов и численности группы. Чтобы потом смогли их найти, если вдруг что-то случится с ними.

А наше путешествие по Хибинам на этом заканчивается и мы отправляемся обратно в Кировск. Уезжать не хотелось, хотелось остаться на базе МЧС и отдохнуть на природе, походить по тропам между гор, но… Возвращались с кучей позитивных эмоций и с надеждой, что посетили этот красивый уголок планеты не в последний раз.

По пути нам попались вот такие столбики, которые выстраивают путешественники около дороги.

Кировск и небольшое путешествие по Хибинам

На этом я говорю вам до свидания. Всем приятного отдыха и удачных поездок!