Нью-йорк без небоскребов
Нью-йорк без небоскребов
Но Нью-Йорк — это не только и даже не столько небоскребы… пусть их тут ну очень много и именно они формируют архитектурный облик Большого Яблока. Если перестать задирать голову на шпили и башни многочисленных высоток и опустить очи долу, то выяснится, что и здесь на уровне глаз все тоже выглядит неплохо, а главное — уютно.
Оказывается, здесь, в этом каменном мешке, растут деревья,
и даже цветут и пахнут,
а в многочисленных парках и скверах по деревьям скачут белочки и прочая живность,
в искусственных водоемах плавают
уточки, черепашки и лягушки, а на зеленых газонах валяются на травке сотни безмятежных горожан (это в разгар-то рабочего дня).
Особенно много их можно лицезреть в главном Центральном парке Нью-Йорка, самом посещаемом в Соединенных Штатах. Говорят, в год в нем бывает около 25 миллионов человек. И всем хватает места на гигантских английских лужайках.
над которым гордо «рдел» сине-полосатый стяг Америки, умилялись забавными парковыми скульптурами, фотографировали не знающих страха белок,
восхищались дивными природными ландшафтами, созданными человеческими руками и нам было хорошо.
Здесь, в Центральном парке, мы впервые увидели изумительную по своей красоте картину — цветение сакуры.
Причем эти японские вишни были везде. Словно по парку плыли большие розовые облака, а мы из Америки перенеслись в далекую Японию. Мы это так отчетливо представили…
«Ну, а если представить, что нет стран… Ведь это легко представить…
Никто не убивает и не умирает из-за кого-то….Религий не существует. А все люди живут в мире и согласии…" Imagine. Это волшебное слово, известное всем почитателям творчества Джона Леннона, как-то вдруг внезапно и так отчетливо выплыло в центре мозаичного круга на одной из аллей Центрального парка, напомнив те самые незамысловатые и бессмертные строфы песни экс-битла.
«Вы можете сказать, что я мечтатель,
Но я не один такой…
Надеюсь, что однажды вы присоединитесь к нам
И мир будет един», — пел на чисто английском языке, сидя в центре этого, созданного женой Джона Леннона, мозаичного круга, длинноволосый гитарист в очках-велосипедах, очень смахивающий на самого Джона. Еще несколько «леннонов» сидели на скамейках запасных и ждали своего часа… Да, и спустя 35 лет со дня убийства музыканта число почитателей его таланта не уменьшается. Сюда, на эту «Земляничную поляну», хотя земляника на ней и не растет, в двух шагах от небоскреба «Дакота», у входа в который был убит музыкант и где до сих пор живет его вдова Йоко Оно, разбит этот небольшой скверик. Битломаны, поклонники таланта Леннона со всего мира съезжаются сюда, чтобы положить цветы или оставить записки для членов The Beatles или вот так просто попеть их песни. Надо сказать, что мэр Нью-Йорка, в том далеком уже 1980 году не поддержал идею Йоки разбить скверик памяти ее мужа и отказал вдове. Мол, мало ли в Нью-Йорке убивают… На всех сквериков не хватит… И тогда Йоко Оно обратилась к главам разных стран, в том числе и лично Леониду Ильичу Брежневу, поддержать ее начинание. И главы этих стран, в том числе и лично Леонид Ильич, поддержали гражданку Оно. Эта поддержка позволила вдове Леннона 9 октября 1985 года — ровно в день, когда Джону исполнилось бы 45 лет, открыть сквер, а имена глав тех стран, которые поддержали ее почин, были высечены на мемориальной доске, которую и сегодня можно видеть на этой крошечной, но такой популярной «Земляничной поляне»…
Впрочем, в Нью-Йорке ценят и любят не только музыкантов, но и людей других, более земных профессий.
Так, на Седьмой авеню, прозванной по понятным причинам «модной улицей», ведь здесь сосредоточено самое большое количество в Нью-Йорке дизайнерских мастерских, шоу-румов, бутиков, а поблизости на 27-й улице расположился даже целый Институт Моды, мы видели памятник Пуговице с Иголкой, относящийся к 30 самым абсурдным памятникам на планете. Хотя с другой стороны — чего ж тут абсурдного.
Тем более, что рядом с этой гигантской пуговицей расположилась другая значительно меньшая по размерам 60-сантиметровая скульптура «Портного», созданная известным израильским скульптором Джудит Веллер: пожилой, маленький человечек в кипе, согнувшись над швейной машинкой… что-то старательно мастерит. Да, когда-то вот такие маленькие, тщедушные, но упорные человечки, приехавшие в Америку со всего света, создавали будущее величие новой столицы мира. Джудит Веллер в этой скульптуре изобразила своего отца-портного, тем самым выразив знак благодарности всем портным и их непременному атрибуту швейной машинке «Зингер». Впервые эта скульптура была представлена на выставке Национального скульптурного общества в 1978 году и так понравилась представителям профсоюза работниц швейной промышленности, что те выступили спонсорами нынешней бронзовой версии, которая в 1984 году украсила «Модную улицу» Нью-Йорка.
Но, пожалуй, самый известный и самый скандальный памятник, украшающий улицы Нью-Йорка, находится на знаменитой Уолл-Стрит, в сквере Боулинг Грин.
Это скульптура «Атакующего быка» — этакий своеобразный символ агрессивной финансовой политики Америки. Не случайно же бык этот стоит в двух шагах от самой известной в мире Нью-Йоркской фондовой биржи.
Вообще этот памятник — настоящий бомж. У него и сегодня нет официальной прописки, а лишь временное разрешение… Сей рождественский подарок городу был сделан мало кому известным скульптором Артуро Ди Модика. Свое творение весом аж в 3,2 тонны он лично отлил из бронзы за собственные деньги (360 тысяч долларов) и 15 декабря 1989 года под покровом ночи на грузовике привез на Нижний Манхэттен, где и установил у подножия огромной елки перед Нью-Йоркской фондовой биржей, дабы поднять настроение соотечественникам после краха фондового рынка. А всем, кто пришел в эту ночь полюбоваться его творением, Ди Модика раздавал листовки с описанием скульптурной композиции и о причинах, побудивших его сделать этот монумент. Надо сказать, что горожане с радостью приняли подарок скульптора-авантюриста, что нельзя сказать о местных властях, посчитавших объяснения Ди Модика малоубедительными и конфисковавших скульптуру. Это вызвало массовые протесты населения, и
Нью-Йоркский департамент парков и мест отдыха был вынужден вернуть скульптуру обратно на место, правда, двумя кварталами южнее здания биржи. Где мы ее и видели. Но, не всю… Потому, как этот гигантский и очень агрессивный бык буквально облеплен со всех сторон многочисленными сэлфистами. Говорят, на его фоне ежедневно фотографируются более тысячи человек… Причем мало просто попозировать рядом с устрашающей мордой быка, надо еще умудриться схватить его за рога, а лучше за (как бы это мягче выразиться…) увесистую мошонку. Потому как сей акт глумления над животным приносит (это опять же утверждают знатоки) удачу на бирже. Не знаю, много ли из тех, кто фоткается с быком, играют на этой бирже, но ухватить грозного зверя за то самое место пытается чуть ли не каждый… Так что на солнце бычья мошонка сверкает, как Большое Золотое Яблоко… или груша…
Говорят, что, осознав сколь популярно его творение, Артуро Ди Модика тщательно охраняет свои авторские права и судится чуть ли не с каждым, кто посягнёт на копирование его детища. Тем не менее, несмотря на такую жесткую позицию автора скульптуры, в любом сувенирном магазинчике можно увидеть полчища этих самых атакующих быков всевозможных размеров и окрасок, продавцы которых просто нагло смеются над авторскими правами Модики… Признаться, я и сам приобрел одного такого бычка аж за 20 долларов и сегодня он стоит у меня в кабинете, напоминая о недавней поездке в Нью-Йорк.