Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был вчера 18:09

Брайс-Каньон — США Июль 2013

Брайс Кэньон назван в честь мормонского плотника по фамилии Брайс. То ли спрос на гробы был хороший, то ли парень был оборотистый, но он умудрился за короткое время построить дорогу, по которой начал вывозить лес и пиломатериалы, небольшой канал для орошения полей, мельничку и вообще не плохо благоустроился. Если честно, надел ему не нравился и в письмах к главным мормонам, он то и дело просил надел заменить, утверждая, что в этом месте хорошо пасти пум, а коровы здесь дохнут.

Такое больше не делают, производство прекращено

Мормоны продержались в этом районе, где то до восьмидесятых годов девятнадцатого века, и после полосы засух ушли в Аризону. Приблизительно к тому же времени относится первое научное описание Каньона майором Паувеллом.

Первое что сказал умный Паувелл, что Брайс Кэньонон вовсе не каньон, это просто продукт выветривания, ведь ни какой реки или ручья, которые могли бы сформировать каньон не было, да и полагается нормальному каньону иметь две стены, а у Брайса только одна. Но название «Каньон» уже прижилось и сколько бы ученные не умничали, никто от него отказываться не собирался.

Такое больше не делают, производство прекращено

Удивительная истина, для понимания русского человека, заключается в том, что Брайс находится на высоте три тысячи метров. Здесь нет ни каких гор или холмов, вокруг довольно плоская равнина, и заподозрить это место в высокогорности довольно трудно, но три тысячи двести и есть три тысячи двести просто плоские очень.

Такое высотное расположение накладывает свой отпечаток на климат. Даже в середине лета, не смотря яркое солнце, здесь редко бывает за тридцать. В тенечке на ветру подолгу оставаться не хочется, но в целом по скалам лазать нормально даже в солнечный день летом.

Такое больше не делают, производство прекращено

Образование мягких вторичных известняков, из которых позже получилась вся эта красота, началось в конце Палеоцена около шестидесяти миллионов лет назад. Формация называется Кларон. Как ни странно все эти образования не морские. Здесь было огромное болото подобное современному Великому Соленому озеру.

Именно с этим связан постепенный переход окраски из красной, через розовую в белую. Красная окраска, здесь, результат жизнедеятельности бактерий, которые выделяли окислы железа красноватого цвета.

Такое больше не делают, производство прекращено

Болото постепенно пересыхало, вода становилась все более и более соленной, условия для жизни бактерий ухудшались, за десять миллионов лет они вымерли полностью и дальнейшее формирование разреза проходило уже без них, поэтому вторичный известняк в верхних слоях получился белым.

У индейцев на придумывание названий было гораздо больше времени чем у белых, и они нашли для всех этих башенок и столбиков самое подходящее по звучанию имя — Худу. Индейцы полагали что Худу были плохими людьми которые обидели Великого Шакала, за что тот превратил их в камень.

Такое больше не делают, производство прекращено

После мормонов никто за хозяйственное освоение Брайс Кэньона уже не брался, а в начале двадцатого века здесь стали организовывать национальный парк. На сегодняшний день в Брайсе есть порядка двадцати пяти километров дороги идущей по верхней кромке каньона. От Визитор центра ходят бесплатные шаттлы, но можно ездить и на своей машине. Дорога оборудована тринадцатью автомобильными стоянками на половине из них есть туалеты и вода. При осмотре удобнее сначала доехать до конца дороги, а на стоянках останавливаться на обратном пути. Тогда во первых не придется пересекать дорогу, а во вторых получится правильная последовательность осмотра — от красивого к фантастически красивому.

В парке проложено восемь коротких дорожек (3–5 км) и две длинные по тридцать, предполагающие ночевку в каньоне. Можно арендовать лошадей. Зимой, если в наличии есть снег, поддерживается 14 километров лыжни. По случаю июля лыжами нам воспользоваться не удалось. Выбирать тропинку тоже было не охота, все равно везде красиво, т. е. с начала у нас был план, но потом мы расхулиганились и он нам надоел.

Такое больше не делают, производство прекращено

Рванули с низкого старта, прямо с утра на рассвете, целый день бродили по каньону, точно не знаем где, карабкались на скалы, прыгали в мягкий песок с карнизов, громко свистели в ущелья вызывая многократное эхо, …, так обычное поведение престарелых хулиганов.

В Брасе гулять не страшно, там не потеряешься, все время видно доминирующие скалы на краю каньона. Всякие хищники тоже маловероятны. Скорее всего они вымерли, когда мормоны перестали кормить их коровами. Одними туристами сыт не будешь.

Такое больше не делают, производство прекращено

Кроме красивых вещей много необычных и не понятных явлений. Очень большие сосны каким то образом умудрились вырасти в темных узких щелях где на них совершенно не попадает солнце.

Кое-где в достаточно благополучных на вид местах деревья выглядят довольно жалобно и пейзаж напоминает первый этап посадки деревьев на Марсе, столь подробно описанный Брэдбери.

Такое больше не делают, производство прекращено

Пока бродишь среди всех этих «архитектурных излишеств» и «искаженных пространств» невольно начинаешь думать о Каталонии. Порой кажется, что именно здесь формировался гений великих и не победимых: Пикассо, Дали, Гауди, а может и наоборот они позже уже в зрелом возрасте наведались сюда и организовали здесь свой любимый садик.

Ведь правда не важно, что в Барселоне он не розовый...

На этой фотографии хорошо видно на сколько быстро идет процесс эрозии. Обычно когда говорят о выветривании упоминают миллионы лет в течении которых это выветривание осуществляется. Посмотрите это дерево, допустим ему лет пятьдесят, а ветер успел выдуть из-под него больше полутора метров почвы.

Такое больше не делают, производство прекращено

До трех гуляли легко, потом кончилась вода, еда кончилась раньше. Димка задумчиво спросил: «У верблюда в горбу вода?». Я сказал: «Нет жир, он перерабатывается в воду». Димка жадно посмотрел на полноватую туристку. Пришлось выбираться в верхнюю часть каньона где есть вода. Ушли с сожалением и с уверенностью в том что обязательно нужно вернуться еще и еще.

Когда попили и перекусили поняли, что очень устали. Избушку свою мы сдали уже с утра поэтому спать пришлось прямо на улице благо для мух и всякой дряни слишком высоко. Я отлично выспался на столе в зоне для пикников. Ириша тоже может спать днем на улице, но стесняется и притворяется, что она просто задумчивая. Некоторая задумчивость после ночного звездочетного бдения, нам прямо скажем, не помешала.

Такое больше не делают, производство прекращено

Перепад температур между нижним амфитеатром каньона и галеркой просто удивительный. Наверху было совсем прохладно. Хорошо хоть столы твердые, а то бы весь вечер проспали. Часов в пять пошли по кромке каньона к Сансет Поинт.

Решили проводить солнышко в Брайсе, а ночевать и ужинать поехать куда ни будь подальше от парка, туда где дают нормальный корм. Машину вызвался вести Димка, у него на тот момент была справка, что он имеет право вести машину если рядом сидит кто ни будь из родителей. Мы внимательно перечитали справку и убедились, что там ничего не сказано про пьяных родителей.

Такое больше не делают, производство прекращено

Что не запрещено, то разрешено, у нас с собой было. Мы славно проводили солнышко и попрощались с Каньоном.

До свидания Брайс. Мы постараемся вернуться сюда еще много раз. Ведь это совсем дураком надо быть не захотеть еще раз вернуться в добрую сказку…