Турист Игорь Шихов (Horynych)
Игорь Шихов
был 13 января 2020 11:08

Нидерланды Май 2009

Это была наша первая поездка в Голландию: так сказать, смотрины. Конечно, в головах у нас имелся определенный набор штампов, некий собирательный образ Голландии: мельницы-каналы-тюльпаны, но, реальность всегда бывает несколько иной. Как говорится, «в действительности, все было не так, как на самом деле».

Но, обо всем по порядку. Голландия стала точкой № 2 нашего маршрута, поскольку, прилетев в Кельн мы начали путешествие с земли Рейнланд-Пфальц. Кстати, Германия весьма удобна в качестве «окна в Европу» — авиарейсов много, билетов дешевых тоже хватает, вот только общение с немецкими пограничниками частенько напрягает: вечное это их «а почему в Германию прилетели по французской/испанской/итальянской визе?»…

Вообщем, в Голландию мы приехали на арендованном авто (руль на этот я со спокойной душой вручил Андрюхе, в прошлом профессиональному водиле). Имевшееся описание пути до дома, ставшего нам родным на 4 ночи, излишней информативностью (как обычно) не отличалось, даже название деревни (Burgerbrug) никто, кроме меня, естественно, запомнить не мог. Но, заплутать мы не сумели, ибо, особо-то и негде — все кругом маленькое и игрушечное. При этом, везде аккуратно и красиво. Даже как-то не совсем естественно…

Смотрины на Северном море

Игрушечным оказался и наш «дом отдыха», в котором мы сняли один из четырех имевшихся домиков. Мы были единственными обитателями, если, конечно, не считать всевозможную живность вокруг. А живности хватало. Причем, не только домашней (вполне привычных коров, лошадей и коз), но и дикой: за окном, по каналу плавают дикие утки, перед домом нагло скачут зайцы, лебеди так просто на пашне развалились. Помнится, в Нормандии мы всё к цаплям подкрадывались в попытках сделать удачный кадр, а здесь они внимания на тебя не обращают, словно обкуренные стоят…

Смотрины на Северном море

Не посетить Амстердам, расположенный в 60 километрах к югу от нашей деревни, мы, естественно, не могли. Зато, смогли устоять перед известными соблазнами сего города. Да-да, не красные фонари имеются ввиду. Но, как штурман и предводитель, я не мог рисковать душевным спокойствием членов экспедиционной группы (в случае, если после экспериментов с местными достопримечательностями сознание мое расширится не в ту сторону). Короче, вы поняли…

Если же вы проявите такую же стойкость и сумеете отказаться от всяких излишеств, препятствующих управлению автомобилем, то, я вполне рекомендую приезжать в Амстердам на машине. Пугаться жутких цен за парковку не следует — можно воспользоваться системой P+R (запарковаться за пределами центра и дальше на трамвайчике), все удовольствие обойдется около 8 евро на четверых.

Амстердам — классное место, но, все-таки, лучше туда приехать на несколько дней (что мы впоследствии и осуществили на День королевы), чтобы полностью погрузиться в эту атмосферу, поэтому основное внимание мы уделили провинциальной и сельской Голландии. Рассматривали эти, кажущиеся нереальными, кукольные домики, выстроившиеся вдоль больших и маленьких каналов с их мостами и мостиками… каналов, которые пронизывают все эти поля, будто капилляры и сосуды какой-то гигантский организм.

Смотрины на Северном море

Но, спокойствие, разлитое по полям разноцветными тюльпановыми струями — это только один ракурс голландского пейзажа. Стоит взобраться на дамбу, сдерживающую напор Северного моря, и перед глазами совершенно другая картина. Казалось бы, тоже равнина, только другого цвета, но, именно на дамбе приходит ощущение границы миров: с одной стороны — ворчание сурового моря, которое даже волны умудряется превратить в пену, белыми хлопьями катящуюся по гладкому песку, словно поземка по льду, а с другой — сущая идиллия: домики, цветочки, овечки, карабкающиеся по дамбе…

Смотрины на Северном море

Кстати, о цветах. Это вовсе не стереотип в нашем представлении голландской действительности. Здесь можно увидеть и гигантские грядки тюльпанов, и безумное разноцветье парка Кекенхоф, и целые ангары посреди поля, торгующие всевозможными семенами и луковицами. Но, всеми этими моментами «цветочная» жизнь Голландии не ограничивается. Нам в руки попался рекламный буклет о проведении в городке Анна-Павловна (!) цветочного фестиваля. Даже для России подобное название весьма необычно (вспоминается разве что поселок Ерофей Павлович в Амурской области), а уж для Голландии это совсем экзотика. Хотя, объясняется все весьма просто — город назван в честь королевы Нидерландов и великой герцогини Люксембурга, которая была дочерью нашего императора Павла I. Так вот, из буклета мы узнали, что фестиваль цветов там проводится ежегодно, но, приехав туда, никак не могли найти этот самый праздник. И какая-то местная девочка сказала нам: так он же везде! Мы присмотрелись и увидели, что по всему городу разбросаны цветочные композиции — украшены улицы и мосты, но, большая часть энергии ушла на создание работ, расположенных прямо во дворах, на лужайках перед домами. Тут уж кто во что горазд — фантазия простиралась от незатейливых пакетиков с тюльпанами, развешенными на бельевой веревке до писающих цветочных микки-маусов…

Смотрины на Северном море

Еще один штрих к портрету Голландии — это мореходство. И пусть дамбы, построенные в прошлом веке, изрядную часть голландского побережья превратили из «морского» в «озерное», чувствуется, что слова «морская душа» для Голландии явно не пустой звук — стоит просто взглянуть на количество всевозможных посудин, которыми словно бочки селедками набиты марины больших и малых портов.

Яхты — это, конечно, красиво, но, вот парусник середины 17-го века (реплика корабля Принц Виллем, принадлежавшего Голландской Ост-индской компании) просто зачаровывает. Жаль, что мы были одними из последних, кто им любовался — исторический музей Ден Хелдера, у причала которого и стоял этот корабль, не смог его уберечь — парусник сгорел вскоре после нашего визита (мы здесь не при чем!)…

Смотрины на Северном море

Ну, что ж, смотрины состоялись. Слова любви, сопровожденные слезами («я не хочу уезжать отсюда!»), пролитыми Ольгой на берегу Северного моря, и подкрепленные, с нашей стороны, не единой рюмкой женевера (голландской можжевеловки) произнесены, и мы в твердой уверенности, что непременно не раз сюда вернемся (что оказалось чистой правдой), покатили дальше по маршруту — в Эльзас…