Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была 8 мая 21:58

Рим — Италия Март 2014

Я заглянула в Трастевере по совету одной моей давней приятельницы, с которой я встретилась незадолго до отъезда в Рим.

Послушав о моих планах, она сказала:

— Добавь в свой список Трастевере! Тебе там понравится!

— А что там? — начала расспрашивать я.

Она задумалась, пожала плечами и произнесла:

— Что там Там Трестевере. Там ты поймешь Рим твой город или нет.

Рим через призму трех «Т»

Моя приятельница любила Рим, часто там бывала, а однажды даже зависла в Вечном Городе на два долгих месяца. Кроме того, мы были давно знакомы, и она хорошо знала мои интересы и предпочтения. Так что, я поверила ей на слово и включила Трастевере в план поездки!

Из-за ограничений во времени (на все про все у меня была всего неделя) и моих обширных планов, в Трастевере я решила провести полдня. Я решила не только прошвырнуться по еще незнакомому мне району, но и заглянуть в три его основные базиликами.

Рим через призму трех «Т»

Сейчас мне уже не вспомнить в какой из дней я наконец-то добралась до Трастевере (мои римские планы постоянно и совершенно неожиданно менялись и трансформировались). Помню только, что оказалась я в Трастевере после полудня, и мне ужасно хотелось есть. Где-то, недалеко от этого места я увидела кафе.

Уж не знаю, то ли в этом месте отказались от сиесты, то ли мой голодный взгляд был красноречив, но здесь меня покормили, а на десерт я получила такой тирамису, который нигде и никогда больше не пробовала.

Рим через призму трех «Т»

Теперь, полная сил и хорошего настроения, я нырнула в узкие, потертые временем улочки Трастевере. Теряясь в переулках, я отправилась на поиски базилики Санта-Чечилия-ин-Трастевере, где хранится великолепная скульптура одноименной святой, созданная Стефано Мадерно в 1600 г.

Надо сказать, что копию скульптуры святой Чечилии (Цецилии Римской) я видела всего несколько дней назад в катакомбах Сан Каллисто и она произвела на меня сильное впечатление. Тогда же я узнала, что Стефано Мадерно дословно воспроизвел в камне то, что видели его глаза, когда был вскрыт саркофаг с нетленными мощами святой мученицы.

Рим через призму трех «Т»

Однако, увы, оригинал мне увидеть не посчастливилось. На мою беду Санта-Чечилия-ин-Трастевере была закрыта.

Около часа я бродила вокруг церкви в надежде, что висящее при входе расписание окажется правдивым и двери вот-вот откроют. Но этот момент никак не наступил и, устав от ожидания, я отправилась дальше, искать базилику Сан Франческо, а Рипа.

Рим через призму трех «Т»

Под сводами этой церкви хранится последняя работа Бернини — скульптура «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони». Великий мастер создал ее в 1674 г. будучи уже убеленным сединами старцем.

Паутина узких улиц Трастевере оплетала меня. Здесь и вправду была совсем другая атмосфера, не похожая на ту, которая была мне знакома в центральных районах Рима.

Здесь было другое настроение. Удивительным образом мне здесь легко представлялись сценки из эпохи возрождения, и в то же время, я ловила себя на мысли, что также легко могу представить здесь модернистов и авангардистов, и Бог знает кого еще.

Рим через призму трех «Т»

Этот район будто опутан незримыми нитями, связывающими его с жившими здесь когда-то загадочными этрусками, колоритными сирийцами, грустными евреями и другими, обитателями, совсем не похожими на римлян.

Трастевере рождает фантазии. Только оказавшись здесь, можно понять, почему и по сей день, творческая публика предпочитает этот район. Этот район готов преподнести сюрприз или отправить вас в приключение. Небольшое приключение было и у меня.

Рим через призму трех «Т»

Я шла по намеченному маршруту к базилике Сан Франческо, а Рипа.

Мелькали и исчезали за моей спиной улицы и переулки. Так было, пока, неожиданно для себя, я не оказалась в тупике перед открытыми воротами.

Рим через призму трех «Т»

В задумчивости я остановилась, прикидывая на какую же из улиц мне свернуть. В этот момент из ворот вышел мужчина средних лет и поманил меня рукой.

— Здесь есть симпатичный садик. Хотите посмотреть?

Рим через призму трех «Т»

Удивляясь себе, я кивнула и вслед за мужчиной вошла в ворота. Он указал мне на вход в дом, расположенный за воротами и исчез. А я вошла в подъезд и оказалась в полумраке галереи, в конце которой, за распахнутой дверью была видна зелень.

Здесь, зажатый со всех сторон стенами города, был миниатюрный парк.

Рим через призму трех «Т»

Тут цвели цветы, росли апельсиновые деревья и был даже маленький рукотворный грот с какими-то святыми.

Рим через призму трех «Т»

Этот парк-садик можно было обойти всего за 10 — 15-ть минут. Здесь не было ничего особенного, но после длиной череды каменных улиц, оказаться среди обильной зелени было настоящим чудом.

Выйдя из сада, я сделала попытку запомнить, где находится это место, но вывесок с названием улиц здесь не было, да и людей тоже.

Где я и как мне отсюда пройти к моей цели — базилике Сан Франческо, а Рипа?

Пришлось идти на угад! Через несколько поворотов поняла, что уже никогда не смогу отыскать маленький сад, упрятанный от глаз за стенами домов…Забегая вперед, скажу, что даже вечером, изучая карту, я не смогла вычислить это место. Если бы не фото, то можно было бы подумать, что этот сад в недрах Трастевере — всего лишь сон!

Рим через призму трех «Т»

Лабиринты улиц, площадей и переулков в итоге вывели меня к Сан Франческо, а Рипа как раз тот момент, когда служитель открывал тяжелые двери церкви.

На этот раз мне повезло, и я увидела интересовавшую меня скульптуру Бернини.

«Экстаз Блаженной Людовики Альбертони» фотографировать нельзя, но я воспользовалась отлучкой служителя и все же сделала пару снимков.

Рим через призму трех «Т»

От Сан Франческо, а Рипа я направилась в центр Трастевере, к самой древней и самой главной базилики района — Санта-Мария-ин-Трастевере.

Рим через призму трех «Т»

Находясь в этой церкви можно долго любоваться великолепными мозаиками Пьетро Каваллини

Рим через призму трех «Т»

Помимо чудесной мозаики, ее украшает резной потолок и человеческого роста Мадонной делла Клеменза, созданной в 7-м столетии нашей эры.

Рим через призму трех «Т»

Мой визит в Трастевере подходил к концу, и я, побродив еще какое-то время по улицам Трастевере, вышла на набережную Тибра.

Вспухшая от дождей и снега река, катила свои мутные воды к Тирренскому морю. Тибр не стремился нравиться! Он знал этрусков, сабинян и римлян. Все они жили на его берегах, и все они остались в его памяти. Тибр представился мне настоящей рекой времени. Мне кажется, что как и люди, реки имеют мужское или женское начало. Тибр, однозначно мужчина.

Рим через призму трех «Т»

Почему воды Тибра мутные? Может человеческие мысли и поступки, превратившись во взвесь, сделали свое дело и говорят о неоднозначности и противоречивости нашего мира? На мой взгляд, Рим и Тибр очень созвучны!

С этими мыслями я дошла до моста Честио, соединяющего район Трастевере с островом Тиберина.

Рим через призму трех «Т»

Легендарная Тиберина своей формой напоминает плывущую по Тибру лодку.

Она будто уносит голос и настроение Трастевере. Здесь начинается уже совсем другая римская история.

Рим через призму трех «Т»

В древние времена Тиберина пользовался дурной славой и до 293 г. до н. э. она (или он) была необитаема.

Судьба острова изменилась, когда по решению сената, в разгар чумы, было принято решение устроить здесь святилище бога врачевания, Эскулапа. Сейчас, на месте этого святилища находится базилика Сан Бартоломео.

Рим через призму трех «Т»

По преданию в этой церкви хранятся мощи апастола Варфоломея.

Я, конечно же, заглянула в Сан Бартоломео, но после увиденного в Сан Франческо, а Рипа и Санта-Мария-ин-Трастевере, эта базилика меня не особенно впечатлила.

Рим через призму трех «Т»

По мосту Фабричо я покинула остров и направилась пешком к площади Венеции. Здесь царила совсем другая атмосфера. Она была не лучше и не хуже того, что было в Трастевере, просто она была другой…

В заключении хочу сказать, если Вы не охотник за визитными карточками, Вас не смущает потертость и Вам близки вольнодумие и творческие порывы, обязательно отправляйтесь в Трастевере!

Рим через призму трех «Т»

Здесь Вы обязательно найдете что-то свое! Важно только прислушаться или просто съесть волшебный тирамису…

P. S. Фотография святой Чечилии взята из Интернета.