Турист xl105
xl105
был 29 февраля 9:48

Нови-Пазар, Врнячка-Баня — Сербия Сентябрь 2016

Врнячка Баня и окрестности. А о самой Врнячке почти ничего не будет. За последние 3 года много раз писали и фотки постили, поэтому ничего нового я не покажу. Только немного практической информации. В «Меркуре» на рецепшене очередная замена, вместо Тани, которая сейчас в декрете, Света, которая, в свою очередь, скоро уволится и снова придет Таня. Почему уволится? Есть причина. Здесь на форуме много было обсуждений о подорожании всего во Врнячке. Не знаю, я не заметил. Спа-центр «Римски извор» — да, подорожал. Вход на два часа — 1500 динар + бесплатный сок. В стоимость входит: бассейн, инфракрасная сауна, турецкий хамам, финская сауна, терпидариум, соляная пещера, «Врнячка плажа», холодная комната (хороша после сауны), Кнейпов поток и льдогенератор. Для расслабухи самое то. Но! Два часа, для меня лично, показалось многовато. Кто любит сауны может и мало — мне многовато. Информация для женщин — есть там две девушки: Гордана и Диана, к ним можно смело идти на всяческие процедуры и маски. На променаде в «Доме с птичками» и птичек теперь нет, а есть массаж с новой хозяйкой и маникюрный салон. Испытывать массаж не стали, а прямиком направились к лучшему массажисту и физиотерапевту во Врнячке: Илье Дабетовичу. Илья и его помощница Иванна, пользуют самых важных клиентов. Кроме массажа у Ильи можно сделать почти любую физиопроцедуру что и в «Меркуре» и за меньшие деньги, оборудование представлено в полном объеме.

Бассейны: Олимпийский работал, а «Клобук» закрыли еще в середине лета и не по причине антисанитарии, а по причине ухода от уплаты налогов. Хозяин придумал нелегальную схему, он не продавал билеты, но говорил посетителям что они могут пойти на территорию купив два грецких ореха за 200 динар. Налоговой он говорил что вход у него бесплатный, а орехи посетители не покупают, а берут из корзины при этом деньги кладут в копилку, кто сколько может. Закрыли бассейн все равно — на том основании, что у хозяина нет лицензии на продажу продуктов питания. Любопытно, что «Клобук» — самый первый открытый бассейн во всей Сербии и открыт он был еще в 1938 году чем есть соответствующие документы. После ремонта открылся большой крытый бассейн в отеле «Бреза». В прошлом году я писал что в 2017 откроют аквапарк, так его и строить еще не начали, хотя на сайте местных гос. органов уверяют об открытии в следующем году. Посмотрим. Кто любит аквапарк — в Трстенике он очень мил. Около японского сада высадили в прошлом году лабиринт-парк. Так я его и не прошел, хотя очень хотел. Наконец, на третий год, попробовали водички из «Слатины», чистая «Содовая» и газировать не надо.

Рестораны: полное разочарование «Три голубицы», разочарование по-меньше «Круна», хотя в этих двух ресторанах лучшие винные карты во всей Врнячке. В «Трех голубицах» есть даже Црна Тамьяника из монастыря Буково, из Неготинской краины. Действительно редкое и очень достойное вино, любимое вино Тито. В этом году очень хвалят ресторан (надеюсь правильно напишу) «Цицикина Шоканта». И на променаде у виллы «Сан» итальянский ресторан «Моменто уно» — весьма неплох. Да, десерты и пирожные не только во Врнячке, но во всей Сербии делать не умеют. Очень сладко и приторно. Такие новости. Если у кого возникнут вопросы — прошу писать в личку. Все-таки немного фотографий Внячки будет.

Дорога к источнику «Слатина»

Внутри павильона.

«Меркур»

Японский сад.

Сербия! Сербия! Часть первая. Врнячка баня и купусиада

Теперь о том где мы были в том году: 1 — купусиада в селе Мрчаевцы; 2 — Нови Пазар, Сопочаны и Градац; 3 — долина реки Увац и ледяная пещера; 4 — Рыбарска Баня (2 раза); 5 — Жупска Берба в Александровце. Из неосуществленного: монастырь Манасия — монастырь Раваница — Ресавска пещера — водопад Великий Бук, ну и всякие разные другие задумки оставленные на будущее. Итак, компания наша, сократившаяся по причинам здоровья на двух человек, прибыла в аэропорт «Никола Тесла». «Бласловенное небо, Всеблагий Господи» — наконец мы снова в Сербии. Три часа полета прошли в разговорах с Гораном. Он уже 26 лет работает в России не пьет спиртное, не пьет кофе, но пьет зеленый чай, не ест мясо — короче говоря совершенно нетипичный серб. Его рассказы о жизни в России, надо было записывать. О крановщике дяде Вове, бутылке водки и о занюхивании рукавом. О том как первый раз попал в магазин где продавали селедку что из этого вышло. О том что 26 лет его пытаются заставить выпить в компании беря и «на слабо» и «ты нас уважаешь?» и прочая. Ладно, прилетели, формальности и прочее получение багажа. Нас уже ждали. Тут надо сказать что нашей сократившейся команде нужен был только один, но большой автомобиль. Предложений было несколько и, выбрал я на свою голову рент, а кар который держат русские. Я насторожился, но решил рискнуть. На сайте была написана всякая чушь. По электронной почте решили электронно все вопросы и электронно ударили по рукам. Итак, нас уже ждали: во-первых жена хозяина, а не сам хозяин и, во-вторых машина Ситроен С4 Гранд Пикассо. И надо было насторожится еще больше, но больно сладок был воздух Сербии. Формальности заняли 10 минут. На вопрос о депозите нам вкрадчиво-завлекающе ответили: «Мы со своих депозит не берем»! Это еще больше затуманило мне голову. Поехали. Через 10 минут раздается звонок и происходит следующий диалог:

— Добрый день — это Алексей.

— Добрый день.

— Ну как, все нормально, машину получили?

— Да, все нормально уже давно едем!

— Вы знаете, я хотел Вас предупредить об одной проблеме. Не знаю в чем дело, но за сезон мы уже сменили три аккумулятора и если у Вас будут длительные стоянки Вы клемму с плюса скидывайте иначе аккумулятор разрядится.

— Насколько длительные — спрашиваю я.

— Ну, двое суток — отвечает.

— Нет, мы каждый день будем ездить.

— А, ну ладно — если каждый день, то проблем быть не должно, счастливого отдыха.

Вот и не угадал Алексей. Проблемы были. Перед купусиадой машина простояла ровно сутки и не завелась. Если что, в машину предусмотрительно положили провода для прикуривания и вот это самое «если что» наступило. И впал я в задумчивость. Стала понятна вся схема (а куда вы денетесь, когда уже поехали).

— А как же сигнализация и вообще машина будет стоять открытой — сверкнуло у меня в голове. Ладно во Врнячке, а вдруг мы захотели бы поехать в Сараево — и такие мысли были. Из-за всей этой свистопляски я забыл включить ближний свет и был оштрафован доблестной полицией. Все как у нас. «Ваши документы и т. д." «Пойдемте в машину». В машине мне объяснили: или 5000 динар с квитанцией, или 4000 без квитанции. Но сначала был ресторан. Ресторан «Кале» на Ибарской дороге в селе Степоевац. О нем я прочитал на каком-то сербском форуме, что это чуть ли не лучший ресторан в Сербии. Среда, 3 часа дня, а ресторан забит почти под завязку. А встали мы в пять утра и во мне плескались только две чашки кофе и плавал в желудке маффин. Ну, думаю — как-нибудь справлюсь с порцией. А вот и нет. И заказал-то только плескавицу, но, то что принесли из этого можно было вполне выкроить три плескавицы.

И я не справился. Что уж говорить про девчонок. Пока несли заказ вертели по сторонам головами. Сидят двое: парень и девушка. Девушка тоненькая, стройная и приносят им нечто: очень похоже на две раздутых до гигантских размеров гусениц. И они это съели! Каждый по гусенице. А я даже плескавицу не доел. И стало мне грустно. А может это уже старость? Дальше все было ровно, про полицию я рассказал. Приехали на место, а там Саня празднует Славу родителей. Среда, значит день постный и угощение постное. Постное по-сербски. Не было только мяса: постная сарма, сазан копченый, колач, три вида салатов, паприка в сметане и прочая, так легкий ужин. Посидели-поговорили и спать завалились. Ну-с, теперь где мы были, что видели.

Купупиада.

Осень — время праздников и ярмарок в Сербии. Урожай собран и надо бы похвастаться, себя показать. Всяких местных праздников пруд-пруди. 16—17 сентября одновременно в 30 километрах друг от друга, в Кралево и Мрчаевцах гремели два праздника: пасулиада «Серебряный казан» и купусиада. Объять все сразу было невозможно и мы, то есть я, выбрал и утвердил купусиаду. Сопротивление было велико, хоть список поездок и дат был согласован и утвержден еще в Москве. Забегая вперед скажу, что почти перед каждым выездом был глухой ропот. Основание ропота — мы приехали лечиться, что смешно учитывая как мы «лечились». Исключение составил выезд в Нови Пазар. Тут все просто почти все предвкушали поход на рынок. Преодолев сопротивление машин и людей поехали. — А где мы припаркуемся — думаю, хорошо зная Мрчаевцы. Все оказалось просто, почти все участки у домов вдоль дороги по волшебству превратились в мини стоянки. 200 динар и нет проблем. Несколько слов что такое купусиада. Купусиада это соревнование по приготовлению блюда «свадебски купус» (свадебная капуста). Естественно, глядя на название, понятно, что готовят ее на свадьбу. Просто в ресторанах блюдо тоже представлено, но только в разделе по заказу. Ибо готовится она не менее 10 часов на углях. Капуста и мясо получаются мягчайшими. Готовят из квашеной капусты с добавлением не менее трех сортов мяса. Капусту квасят четвертными кочанами и такими же кочанами закладывается в котел. Победителю достается почет и уважение. Любой подобный праздник в Сербии состоит из нескольких мероприятий: 1) Само соревнование; 2) Выступление фольклорных исполнителей; 3) соревнование между выездными кафанами, кто больше людей накормит и людьми, кто больше съест; 4) ярмарка.

За 3 дня съедается невероятное количество печенья: и ягнячьего и прасячьего.

Сербия! Сербия! Часть первая. Врнячка баня и купусиада

Сербские картинки: «Я пережил Рождество, переживу и старый новый год» и «Близится Рождество». К любой ярмарке и празднику это тоже относится.

Все начинается еще за километр от площади.

«Клуб одиноких сердец духового оркестра»

«Эбби Роад»

На каждой ярмарке присутствует в обязательном порядке закусочная.

На роштиле готовится или плескавица, или колбаски. Вкладывают в лепинью и уж вы сами выбираете чем и в каком количестве приправить. И есть там порошок паприки, все его щедро накладывают, ну и мы постарались. Пол часа мы изображали драконов.

А вот и основное действо.

Палач.

Бывает домовой, вагонный, а бывает капустный.

Стандартная порция свадебского купуса.

Порция печенья.

Все вокруг дымит, шипит, гремит.

Ярмарка совершенно необъятная, в гигантских шатрах все едят купус и танцуют коло. Оркестры играют через каждые 50 метров. В ресторанах поют тамбураши, один из них, честное слово, пел не хуже легендарного тамбураша Звонко Богдана. Много цыган. Куда без них. Цыгане лучше всех знают расписание ярмарок. Все четко распределено. Цыганки с детьми побираются и гадают, отцы семейств торгуют: либо, совершенно фантастическими по размеру и виду крестами, либо галантереей. В конце уже мне говорят: — Спасибо тебе, что настоял на поездке. Так здорово, так интересно. А то!