Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 22:09

Калининград — Россия Август 2016

Продолжаем прогулку по Калининграду, начало которой здесь.

Утро второго дня солнца не обещало… Накануне вечером подъехала моя компаньонка, с утра пошли осматривать основные достопримечательности Калининграда, искать следы довоенного Кёнигсберга. Начать решили, конечно, с острова Канта, тем более он рядом с гостиницей. Попасть туда просто: пройти по эстакадному мосту, который пересекает оба рукава Преголи, с него есть спуск на остров. Но нам не повезло, накануне на острове было какое-то мероприятие, разбирали большую эстраду и спуск на остров был перекрыт. Пришлось обходить остров издалека через Рыбную деревню, по которой мы уже погуляли вечером в поисках ужина.

Прибалтийский вояж_Калининград (окончание)

Мнения по поводу Рыбной деревни разные, но она популярна у туристов и жителей города. Здесь приятно гулять, жаль квартал совсем маленький. Здания занимают деловой центр «Рыбная биржа», отель бизнес-класса «Кайзерхоф» с городским курортом «Гелио СПА Кайзерхоф», гостиница «Шкиперская» (завтрак 700 рублей), рестораны, торговый пассаж, магазины янтаря и сувениров.

Все удовольствия не на карман среднего российского туриста или местного жителя. Туристам здесь больше погулять, посмотреть, со Шкипером сфотографироваться, да какой-нибудь сувенир из янтаря купить.

Переходим на остров Канта по Медовому мосту. Все, что осталось от застройки когда-то плотно населенного острова Кнайпхоф, это Кафедральный собор или Домский собор Богоматери и Святого Адальберта — главная церковь бывшего Кёнигсберга. Возраст собора отсчитывают от первого упоминания о нём в документах — 1333 год. За свою многовековую историю собор неоднократно перестраивался и ремонтировался. Во время войны он сильно пострадал, но снесён не был, так как у его стены был похоронен Кант. В начале 80-х была произведена часть консервационных работ, что позволило сохранить руины собора, а в 1994 году начаты работы по восстановлению. Сейчас это музей и органный зал.

Прибалтийский вояж_Калининград (окончание)

В здании Кафедрального собора на трех этажах размещен музей имени Иммануила Канта. Второй этаж посвящен истории острова Кнайпхоф, на котором стоит собор. На третьем этаже расположена реконструкция знаменитой Валленродтской библиотеки. Весь четвертый этаж рассказывает о жизни и окружении философа Иммануила Канта.

Попасть в собор можно купив билеты в музей или на концерт, или билет на посещение собора с фотографированием. Днем концерты продолжительностью 1 час проходят в 11–00 и 14–00, заодно можно посмотреть и собор. Поскольку мы в музей не собирались, то с удовольствием послушали органный концерт.

Органов в соборе два: красивый большой орган в стиле барокко был установлен в XVIII веке, но в войну не сохранился. После войны в соборе был установлен электронный орган, а большой орган воссоздали в 2007 году. Теперь это единый органный комплекс. На небольшой лекции перед концертом сказали, что орган в калининградском соборе — самый большой орган последнего поколения по количеству регистров в России и в Европе. Электроника органного комплекса создана немецким предприятием «Отто Хойс».

Прибалтийский вояж_Калининград (окончание)

Монтаж лепнины и деталей из дерева Большого органа был воссоздан по сохранившимся чёрно-белым фотографиям мастерами калининградской мебельной фабрики «Максик». Учтён был даже узор, изображённый на трубах кёнигсбергского органа. В центральной части органа расположена фигура Девы Марии Кёнигсбергской — покровительницы Собора. Над органом возвышается огненно-красная птица Феникс — символ вечного возрождения.

В пристройке с колоннами у собора находится могила немецкого философа Иммануила Канта. Стоящий там саркофаг — кенотаф, останки Канта погребены глубже. Канта похоронили в соборе в 1804 году.

Прибалтийский вояж_Калининград (окончание)

Под деревьями рядом стоит памятник герцогу Альбрехту Бранденбург-Ансбахскому — последнему великому магистру Тевтонского ордена и первому герцогу Пруссии. Он сделал для свое страны много полезного, например, заботился о просвещении подданных и невзирая на расходы, приглашал в страну образованных людей. Альбрехт основал школы, гимназию и в 1544 году университет в Кёнигсберге, печатал на свои личные средства учебники. Памятник восстановили к 750-летию города

Еще одна достопримечательность острова Канта — парк скульптур, созданный в 1984 году.

Прибалтийский вояж_Калининград (окончание)

Коллекция скульптур разнородная по содержанию и стилистике, она поступила в Калининград из Москвы. Все полученные работы выполнены в ценных материалах: бронза, мрамор, металл, гранит. Некоторые персонажи вполне узнаваемые: Петр I, Блок, Максим Горький, Гагарин.

Музыканты: Чайковский, Гендель, Шопен.

Авторы — известные мастера изобразительного искусства второй половины XX века. В настоящее время в парке представлены 23 работы, объединённые темой «Человек и мир». Интересные скульптуры «Мир без войны» или «Поющие дети».

Осмотрев весь парк, мы перешли с острова по мосту и пошли вдоль берега Преголи по набережной Генерала Карбышева к Крестовоздвиженскому собору. Это бывшая кирха Святого Креста, построенная в Кёнигсберге в 1933 году. На ее фасаде майоликовая мозаика, изображающая Животворящий крест.

Во время войны Кройцкирха не очень пострадала, но чуть не погубили после неё: в разное время здесь размещались автомастерская и опытная фабрика экспериментальных орудий лова, здание подвергалось неграмотным перестройкам и реконструкциям, в результате начались деформации, в стенах появились трещины, а к началу восьмидесятых годов здание было заброшено.

Прибалтийский вояж_Калининград (окончание)

В 1986 здание бывшей кирхи передали православной общине, в 1991–1994 годах оно было восстановлено. В 1994 году освящен верхний (главный) храм в честь Воздвижения Креста Господня, а в 1995 — нижний храм в честь Святого Александра Невского. В верхнем храме находится уникальный янтарный иконостас.

Я заранее про Крестовоздвиженский собор ничего не читала, пошла просто к очередной точке на карте. Влетела глядя не на табличку, а на вид церкви, и оказалась в православном храме, где все нельзя. Одета была, конечно, чисто по-туристически, поэтому только заглянула и ушла. Тем более, что янтарный иконостас в храме на втором этаже, а я про него и не знала.

По следующему эстакадному мосту перешли на другой берег Преголи, с него хорошо рассмотрели набережную Адмирала Трибуца. Застройка стандартная для последней четверти прошлого века, а вот благоустройство набережной выполнено неплохо.

Московский проспект мы за два дня прошли практически весь, кроме здания университета МВД встретилось интересное здание школы, построенное в самом конце XIX века. Остальная застройка — типовые панельные дома, поэтому ходить по Московскому пешком не стоит.

Прибалтийский вояж_Калининград (окончание)

На пересечении Московского проспекта и Литовского вала стоят Закхаймские ворота — одни из восьми сохранившихся городских ворот Калининграда. Ворота на этом месте существовали еще в XVII веке, они были в составе оборонительных валов. Нынешнее здание Закхаймских ворот возведено в середине XIX века, и до конца века ворота были контрольно-пропускным пунктом при въезде в город. Потом валы снесли, а ворота стали своего рода триумфальной аркой. Сейчас там, если верить 2gis, находится арт-платформа «Ворота»: устраиваются выставки современного искусства, кинофестивали, лекции и прочие культурные мероприятия, а также есть кофейня.

Напротив есть здание из списка культурного наследия — Королевский сиротский приют, построенный в 1703 году. Но мы на него даже не обратили внимания — внешне слишком мало от него осталось, обычный увешанный вывесками дом.

Улица Литовский вал заслуживает, чтобы по ней пройти пешком по карте вверх от Закхаймских ворот. Само название говорит о том, что здесь когда-то проходили оборонительные укрепления. Жилые дома напоминают о прусском прошлом города.

Прибалтийский вояж_Калининград (окончание)

Следующая достопримечательность на пути — Королевские ворота, похожие на небольшой замок. Существующие ворота построены в 1850 году на месте более старых, существовавших на их месте с XVII века. История ворот очень печальная, но с хорошим концом, как видите. До подготовки к 750-летнему юбилею города в 2005 году стояли в ужасном состоянии, после войны их не восстанавливали. Например, скульптуры короля Чехии Отакара II, короля Пруссии Фридриха I и герцога Пруссии Альбрехта I стояли без голов, с трудом восстановили по фотографиям, сохранившимся в Польше. Сейчас в Королевские ворота — филиал Музея Мирового океана, в них расположена экспозиция «Великое посольство», посвящённая посещению Кёнигсберга посольством Петра I.

Далее по Литовскому валу встретятся сохранившиеся оборонительные сооружения середины XIX века — бастион «Грольман», а напротив — огромное здание бывшей оборонительной казармы «Кронпринц», немного дальше — бастион «Обертайх».

Мы дошли до площади, где собственно, Литовский вал и начинается. Здесь сходятся четыре улицы, и много интересного помимо сооружений бастиона «Обертайх», которые сейчас используются под кафе-рестораны-магазины.

Площадь Маршала А. М. Василевского, который командовал 3-м Белорусским фронтом, штурмовавшим в 1945 году Кёнигсберг. В центре — памятник ему и мемориал, посвященный Героям Советского Союза, кто получил звание за подвиг, совершенный при штурме Кёнигсберга. По периметру площади были установлены мемориальные доски с фамилиями 216 Героев и 20 дважды Героев Советского Союза, участвовавших во взятии города.

Прибалтийский вояж_Калининград (окончание)

Если немного подняться по улице Александра Невского, то на берегу рва, окружавшего бастион «Обертайх», увидите освященный в 2013 году храм Святого благоверного князя Александра Невского. Красивая территория, мы там отдохнули на лавочке.

Немного дальше рядом с церковью — корпуса Балтийского Федерального университета имени Иммануила Канта. Вообще корпуса университета разбросаны по всему городу, здесь административный корпус, приемная комиссия и Институт физико-математических наук и информационных технологий.

Большая ухоженная территория, красивый памятник Франциску Скорине, белорусскому просветителю и первопечатнику, бывавшему в Кёнигсберге. Памятник Канту тоже есть, но стоит перед корпусом № 2 на улице Чернышевского.

Прибалтийский вояж_Калининград (окончание)

Пройдя мимо церкви вдоль бастионного рва, попадаешь в семейный развлекательный комплекс «Резиденция королей». Это рестораны, банкетные залы и детский центр развлечений «Тридевятое королевство». Сделано все очень симпатично, мы с удовольствием просто погуляли по территории.

Напротив площади Маршала Василевского находится сразу два объекта культурного наследия федерального значения, построенные в середине XIX века:

Росгартенские ворота, где по бокам от главной арки размещены два медальона-портрета, изображающие прусских генералов Шарнхорста и Гнейзенау. Сейчас в воротах располагается рыбный ресторан «Солнечный камень».

Прибалтийский вояж_Калининград (окончание)

Башня Дона — часть сохранившегося оборонительно-валового сооружения, названная в честь Фридриха Карла цу Дона, — одного из авторов проекта строительства оборонительного кольца вокруг Кёнигсберга. 9 апреля 1945 года, когда город заняли советские войска, над башней было воодружено Знамя Победы.

Сейчас в башне находится Музей янтаря. Мимо этого музея мы, конечно, пройти не могли! Посмотрели все, жаль, фотографировать мешают и стекло витрин, и отсвечивающие потолочные лампы.

Прибалтийский вояж_Калининград (окончание)

Обогнув пруд, на берегу которого стоит башня Дона, подходим к еще одной круглой башне, — Башне Врангеля. Построена также в середине XIX века, названа в честь генерал-фельдмаршала того периода графа Фридриха фон Врангеля. В XX веке оборонительтных функций уже не выполняла, например перед войной в ней был молодежный клуб. В ходе войны получила незначительные повреждения. Но сейчас вид у этого памятника федерального значения плачевный. Читала, что вроде в ней проходят молодежные дискотеки, было кафе, планируют устроить музей, но что-то следов реставрации не заметно, впрочем, как и какой-то жизни в башне.

Недалеко от башни Врангеля на углу улицы Черняховского и Пролетарской попалось интересное здание — бывшие казармы Врангельского кирасирского полка, построенные в 1870 году. Перед войной здание занимала восьмилетняя школа. Часть его пострадала в ходе боев 1945 года и была разобрана, оставшаяся часть сейчас сдается под офисы.

Посмотрим теперь на главную площадь города — площадь Победы. До начала XX века на месте площади располагались Штайндаммские и Трагхаймские ворота городских укреплений, которые в начале XX века снесли, так как сооружения внутреннего кольца городских укреплений потеряли военное значение. На их месте была устроена Ганзейская площадь — Hansaplatz, — средневековый Кёнигсберг входил в Ганзейский союз.

С 1920 года до войны на площади проводилась Восточная ярмарка, вторая по значимости торгово-промышленная ярмарка Германии. Для этого были построены специальные здания. Одно из них — большое здание торговых представительств, в нём же разместилось городское управление Кёнигсберга. Здание существует и сейчас, правда в значительно перестроенном виде. Его занимает мэрия Калининграда.

Прибалтийский вояж_Калининград (окончание)

После прихода нацистов к власти площадь была переименована в Адольф-Гитлер-Плац, а после войны стала называться Площадью Победы.

Площадь к 750-летию Калининграда реконструировали, перенесли памятник Ленину, а на площади установили фонтаны и Триумфальную колонну.

А это знак «Центр города».

Прибалтийский вояж_Калининград (окончание)

В 2006 году на площади был построен первый в городе храм, выстроенный в соответствии с канонами русского православного зодчества, — пятиглавый златоглавый белокаменный Храм Христа Спасителя — кафедральный собор Калининградской епархии РПЦ.

Рядом в 2010 году открылся интересный двухкупольный храм — часовня в честь Петра и Февронии Муромских. Как пишут: «Два золоченых купола здания символизируют единение супружеской четы святых благоверных Петра и Февронии». В часовне проводятся обряды венчания и крещения.

Прибалтийский вояж_Калининград (окончание)

Есть рядом торговые центры «Калининградский пассаж» и «Клеверхауз», работают фонтаны.

На площади еще есть интересные здания. Например, Калининградский деловой центр. Теперь и не скажешь, что в 1929 году это был Северный вокзал, который открылся после маштабной реконструкции железнодорожного узла. Во время войны здание сильно пострадало, а после восстановления уже как вокзал не использовалось. До 1998 года в нём находился Межрейсовый дом моряков, а теперь размещаются различные офисы.

Прибалтийский вояж_Калининград (окончание)

На площади Победы стоит главный корпус Калининградского государственного технического университета, если пройти вправо от него, можно увидеть пару интересных зданий.

Вот, например, здание ФСБ по Калининградской области, построенное в 1912–1924 годах для Полицайпрезидиума. От богатой декорации в стиле неоренессанса сохранились только входной портал и высокий фронтон над ним.

Рядом с площадью Победы есть небольшой сквер, где стоит мемориальная часовня Георгия Победоносца. Ее открыли в 2014 году в День памяти и скорби 22 июня в память о воинах, павших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны.

Прибалтийский вояж_Калининград (окончание)

Если пройти за здание мэрии и торговый центр «Европа» по Гвардейскому проспекту, то увидите здание «Янтарьэнерго». Это тоже объект из списка культурного наследия — Здание учреждения почтово-чековых расчетов, построенное в 1924–1926 годах.

Как видите, следы довоенного Кёнигсберга (помимо оборонителых сооружений), искать их по городу непросто, они есть, но расбросаны штучно по всему городу. На любой улице можно встретить что-то интересное. Например, возвращались мы в гостиницу по улочке Больничной…

А тут — здание народной школы имени И. Ф. Хербарта, 1911 год, а следом еще здание из списка, построенное в середине XIX века.

На следующий день пошел дождь, не сильный, но довольно противный. Мы все-таки решили поехать на побережье в Светлогорск, но пробыли там недолго, дождь не останавливался. Вернувшись, автобусом доехали до автовокзала рядом с Южным железнодорожным вокзалом. Посмотрели на памятник Калинину у вокзала

Прибалтийский вояж_Калининград (окончание)

и дошли до Бранденбургских ворот, единственных городских ворот Калининграда, до сих пор использующихся по прямому назначению. Мы тоже через них прошли.

Дождь не кончался, было сыро и неуютно. Не кончился он и на следующий день, только усилился. Вокзал был недалеко, но пришлось вызывать такси. Имела неосторожность заказать такси «Максим», которым пользовалась дома. Просто увидела город в списке приложения в телефоне. В результате вместо такси получила в назначенное время (заказанное заранее) звонок, что свободных машин нет. Пришлось смотреть такси у отеля: и цену просили вдвое, еще и ехать не хотели, а всего-то четыре остановки на автобусе.

Железнодорожный вокзал «Южный», у которого есть и автовокзал, — тоже объект культурного наследия. Открыт в 1929 году и общий архитектурный облик его остался неизменным. Недавно была реконструкция. Зашли посмотреть: красиво и очень пусто.

Прибалтийский вояж_Калининград (окончание)

От этого вокзала мы и уехали в Вильнюс автобусом фирмы Ecolines.

В целом город мне понравился: чистый, зеленый, красивый, я рада, что с ним познакомилась. Но не более того. Я бы поехала в Калининград специально, только если он расположен рядом, или совместив поездку с соседними прибалтийскими странами или отдыхом на побережье. Но каждый решает сам, в зависимости от своих интересов в этом городе.

Если кого-то интересуют объекты, оставшиеся от довоенного Кёнигсберга, их полный список есть на официальном сайте администрации Калининграда. Можно учесть при составлении маршрута.

И пусть вам повезет с погодой!

1. Прибалтийский вояж_Калининград
  2. Прибалтийский вояж_Калининград (окончание)