Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 21:25

Светлогорск — Россия Август 2016

Светлогорск, который до войны носил имя Раушен, стал популярным курортом около двухсот лет назад. Официальное признание Раушена как курорта состоялось в 1820 году и с тех пор не сменил своего профиля, за его называют «Жемчужиной Балтики».

Поездка в Светлогорск была запланирована заранее. Больше того, собиралась из Светлогорска еще заехать в Зеленоградск. Но дождь пошел еще ночью… Подумав, решили все-таки ехать. Добраться из Калининграда в Светлогорск можно электричкой с любого из двух вокзалов или автобусом, как от автовокзалов, так и с любой городской остановки по маршруту. Поехали автобусом № 118, все маршруты с Южного автовокзала проходили мимо нашей гостиницы. Время в пути 1 час 15 минут, цена билета 87 рублей.

В Светлогорске вышли на конечной у железнодорожного вокзала Светлогорск-2. Это тупик, поезд дальше не идет. Вот этот симпатичный домик и есть вокзал. Внутри пустой зал ожидания, расписание на стене, кассир в окошке и девушка, продающая билетики у заветной всем нужной дверки. Движение не оживленное, только электрички в Калининград и Зеленоградск. Железная дорога от Кёнигсберга до Светлогорска была проложена в 1900 году.

Жемчужина Балтики в несезон

Остановка автобуса на Калининград рядом, у соседнего здания.

Достопримечательности в Светлогорске начинаются сразу от вокзала: напротив в сквере на камушке сидит Царевна-лягушка. Надпись на табличке:

Одной любви Всевышний силу дал,
В уродливом увидеть идеал,
Одолевая колдовства черту,
Любовь на трон возводит красоту. (поэт В. Петровский)

Судя по блеску, желающие поцеловать лягушку в надежде на чудо не переводятся.

Жемчужина Балтики в несезон

За вокзалом находится канатная дорога, на которой можно спустить на берег к променаду, цена вопроса 40 рублей. И мы уже собрались, но нас отговорили работники этой канатки. Почему, уже и не помню, но мы передумали и пошли на берег пешком.

Гулять по Светлогорску очень приятно даже в дождь. Город — это один большой парк, не встретишь двух одинаковых домиков, каждый красив по-своему. Представляю, как хорошо здесь летом!

Жемчужина Балтики в несезон

Вот он, известный «Охотничий домик», построенный в 1926 году жившим тогда в Раушене архитектором Гуго Герингом, однофамильцем известного рейхсминистра фашистской Германии. Встречала в сети, что это дача Геринга. Путают, Геринг, да не тот!

Кошки — полноправные жители любого курортного города.

Жемчужина Балтики в несезон

Рядом с этим симпатичным домиком слева начинается спуск к морю. Это главный спуск, по которому можно проехать на велосипеде или машине, все остальные спуски — лестницы. Светлогорск стоит на высоком берегу, высота зеленых береговых склонов достигает 60 метров.

Три из семи имеющихся спусков к морю приведут на курортный променад. Конечно, вид моря радует в любую погоду и в любом его состоянии, но в тот день желающих погулять вдоль моря было мало.

Жемчужина Балтики в несезон

Пустой ресторан «Дом рыбака», говорят, что неплохой ресторан.

Рядом на променаде пятизвездочный отель «Гранд Палас». Внизу — пляж, но море штормит, и полоса пляжа почти не видна. Состояние пляжей в Светлогорске — это проблема. Считают, что их губит именно застройка территории вдоль пляжей, которая началась после 1960 года. Этот вопрос изучали и пришли к выводу, что «построенные в Светлогорске берегозащитные сооружения, защищая берег от волнового воздействия, дают отбойную волну, что при шторме ведёт к размыву пляжей».

Жемчужина Балтики в несезон

Грустит на берегу «Ундина», которую обычно трудно застать в одиночестве. В такую погоду веришь, что это ветер развевает её волосы.

Несезон…

Жемчужина Балтики в несезон

А на море хочется смотреть и смотреть!

За этим кафе скрывается серпантин старого спуска к морю. А променад в этом месте украшает знаменитая «Нимфа» работы немецкого скульптора Германа Брахерта, который до войны жил и работал в Кёнигсберге, его работы украшали здания Кёнигсберга и других городов Восточной Пруссии. «Нимфа», установленная на променаде в 1938 году, — одна из немногих сохранившихся. А вот мозаичная раковина вокруг нее появилась гораздо позже, в 1980-х.

Жемчужина Балтики в несезон

Бесполезны в такую погоду мозаичные солнечные часы со знаками Зодиака. В центре часов стрелка, ориентированная на Полярную звезду и расположенная под углом 55 градусов — широта Светлогорска. За оригинальность композиции и точность отображения времени эти солнечные часы были занесены в книгу рекордов Гиннеса.

К часам идет очередной спуск к морю, а мы поднялись. Ступени не считала, но пишут, что их 265.

Жемчужина Балтики в несезон

Рядом с лестницей — жилой комплекс «Раушен-престиж», вот в этих двух домах еще много свободных квартир. На последних этажах квартиры в двух уровнях с собственной террасой на крыше.

Летом 2015 года ввели в эксплуатацию светлогорский долгострой — театр эстрады «Янтарь-холл» — современный многофункциональный концертный комплекс.

Жемчужина Балтики в несезон

В Светлогорске живет около 12 тысяч человек, большая половина населения занята в сфере туризма, промышленности в городе и его окрестностях нет. Город стоит на холмах, его узкие улочки грамотно, по-немецки, застроены красивыми домами. Вот эти виллы начала XX века на улице Гагарина внесены в список культурно наследия Светлогорска. Современный многоэтажный дом тоже неплох.

Это здание с фахверными элементами — реконструированное здание построеннной в 1931 году капеллы «Девы Марии — Звезды моря», — частный органный зал компании «Макаров». Торжественное открытие органного зала состоялось в 1995 году. Специально для зала компания «Макаров» и ее глава А. А. Макаров заказали орган в Германии (г. Саарбрюкен) в фирме «Hugo Mayer Orgelbau GmbH». За один год и два месяца был построен уникальный инструмент ручной работы по типу старинных органов баховского периода.

Жемчужина Балтики в несезон

Грустит в парке мокрый академик И. П. Павлов.

За ним корпуса какого-то санатория, которые сейчас, похоже, не используются. Красивый корпус в списке культурного наследия, он выглядит более «живым».

Эта девушка с кувшином — скульптура «Несущая воду», самая известная работа Германа Брахерта. Это копия, но подлинник долго стоял в этом парк. Постепенно скульптура стала разрушаться, к тому же она стала жертвой вандализма. В 2002 году для спасения скульптуры её демонтировали и перевезли для реставрации в дом-музей Брахерта в Отрадном. Скульптура осталась в музее, так как состояние мрамора не позволяет размещать её под открытым небом, а 2005 году в парке Светлогорска на старом месте установили копию «Несущей воду».

Жемчужина Балтики в несезон

Есть тут рядом и пара сфинксов 30-х годов XX века. А товарищи из бывших братских республик в синей спецодежде занимаются укладкой тротуарной плитки на соседней улице.

Симпатичное здание цветочного магазина и корпус лечебной физкультуры Военного санатория.

Кстати, военные лечились в здесь давно, еще в годы Первой мировой войны Раушен стал «филиалом» военного ведомства Германии — гражданские лица были почти вытеснены лечившимися и отдыхающими немецкими офицерами. С началом Второй Мировой войны деятельность Раушена как курорта практически прекратилась. На его территории формировались и укомплектовывались различные войсковые части вермахта, большей частью авиационные. Военный санаторий в Раушене был очень популярен среди правящей верхушки третьего Рейха, здесь отдыхали ближайшие соратники Гитлера.

Напротив — кафе «Вика».

А это — символ Светлогорска, башня водолечебницы, которая входит в состав Военного санатория. Водонапорная башня и здание водолечебницы в стиле национального романтизма были построены в 1907–1908 годах архитектором Отто Вальтером Куккуком. В то время это было одно из первых в Раушене сооружений, возведенных с использованием железобетонных конструкций. Водолечебница была одним из ультрасовременных санаторно-курортных заведений своего времени. Здесь кроме традиционного лечения морскими, грязевыми ваннами, ваннами с минеральной водой, применяли еще и новаторское электрическое и световое лечение.

Жемчужина Балтики в несезон

Высота башни составляет 25 метров, в 1978 году на башне смонтированы солнечные часы работы скульптора Н. П. Фролова.

В Светлогорске скульптур много, все-таки город-парк. Не все знают, что основная часть парков и лесов в городе рукотворные. Поскольку Раушен развивался возле дюны, было принято решение об укреплении дюны путем интенсивного озеленения. Ввели традицию, по которой каждый приезжающий в гости или по делам в Раушен, в качестве пропуска вез какой-нибудь саженец. Этим и объясняется разнообразие растительного мира Светлогорска.

Жемчужина Балтики в несезон

Похоже, что город готовится к чемпионату мира по футболу.

Жемчужина Балтики в несезон

К одному из корпусов Военного санатория примыкает небольшое здание ювелирного магазина «Золото Кёнигсберга», на стене которого выполнены рельефные схемы Калининградской области и старого Раушена.

Вот эти домики с элементами фахверка еще несколько лет назад выглядели не так нарядно (видела снимки). Понемногу приводят город в порядок, что не может не радовать.

На отдых в Раушен приезжали многие известные люди, в том числе русские писатели — И. Тургенев, А. Герцен, М. Салтыков-Щедрин. Почти месяц отдыхал в Раушене немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии Томас Манн. В его честь в конце улицы Октябрьской установлен памятный знак. Он расположен рядом с пансионатом, где писателем был написан рассказ «Марио и фокусник». На левой странице книги изображен графический портрет Томаса Манна, на правой — текст на русском и немецком языках: «Ты сохранил величие языка, любя его, как любит только тот, кто пережил изгнания годы».

За этим памятником как раз начинается исторический спуск «Серпантин», обустроенный в 20-х годах прошлого века, который приведет к «Нимфе».

Жемчужина Балтики в несезон

К сожалению, погода не дала лучше познакомиться со Светлогорском-Раушеном, там есть еще много интересного. В 1945 году Раушен в ходе Восточно-Прусской операции был взят советскими войсками очень быстро и почти без разрушений, поэтому практически все архитектурные сооружения города сохранились до наших дней. Мы не увидели отель «Дом сказочника», где можно детально рассмотреть макет средневекового Кёнигсберга первой половины 16 века из более чем пятиста архитектурных объектов; здание Лютеранской кирхи 1903 года, которую освятили в 1992 году как Храм Святого преподобного Серафима Саровского; Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», построенный на месте жуткой аварии, произошедшей в 1972 году, когда самолёт Ан-24Т авиации Балтийского флота рухнул на находившийся здесь детский сад, и многое другое.

Жемчужина Балтики в несезон

Но мы решили уезжать: дождь то начинался, то прекращался, а потом разошелся не на шутку. Поэтому посмотрели мы на указатель и поехали домой.

Два с половиной часа в городе, это так мало! Светлогорск мне понравился, я с удовольствием отдохнула бы пару недель в одном из его санаториев: спокойно, никуда не торопясь… Помечтаем!