Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Сингапур, Бали — Индонезия Октябрь 2009

Предисловие

С некоторых пор начала завидовать писателям-профессионалам, которые точными красками слов умеют создать перед глазами живую картину впечатлений и эмоций, так, чтобы дух захватило и читатель полностью погрузился в атмосферу происходящего на страницах книги. Ну, а таким дилетантам как я лишь остается пописывать корявыми предложениями отзывы о путешествиях, в которых отсутствует фантазия и вымысел. Только факты и хронологическое повествование. Вот этим то я сейчас и займусь…

Слово «рай» вызывает перед глазами среднестатистического человека картинку с белоснежным песком, голубыми водами океана, простирающимися на сколько хватает взгляда, и наклонившейся над самой водой пальмой… И никто почему-то не задумывается о том, что это вовсе не рай, а дарованная людям красота нашей планеты, которую мы получили не просто так, а взамен тяжелого и изнурительного труда — над собой и над природой.

Ведь окажись мы на самом красивейшем острове нашей Земли — без пресной воды, вкусной еды и теплого туалета …. Бррр… Стоит вспомнить телешоу «Последний герой». Поэтому как бы не говорили мы о единении с природой, о погружении в себя, о целительных свойствах всего живого и натурального, без теплого туалета — никуда.

Такие мысли приходили мне в голову, когда я лежала на шезлонге возле бассейна самого «скалистого» (расположенного на высокой скале возле океана) отеля на острове Бали — Nikko Bali Resort & SPA. Здесь куда не глянь — очередная победа человека над природой (надо сказать не в ущерб последней). И бассейны-лагуны и кожаные лежаки и обзорный лифт с 15-го этажа, и спа-виллы с цветочными ванночками у входа, — кругом чистота и комфорт.

В очередной раз прикинув, куда же можно направиться для освоения экзотических курортов и для отметки в «листе тщеславия» — «Мы там были!» выбрали Индонезию — «страну тысячи островов». Одно название уже приводило в трепет все нервные рецепторы и руки тянулись к туристическому чемодану.

Началось с исправления ранее допущенных ошибок — отказа от путешествия с родным незабываемым «Трансаэро». Хоть они и заманивали туристов возможностью беспосадочного перелета на Бали (туда и обратно), ничего привлекательного в этом мы не увидели. Решили лететь «Сингапурскими авиалиниями» сначала без посадки в Сингапур, там стыковка 8 часов и затем на Бали.

Что может быть лучше, чем трепетное ожидание долгожданного путешествия, когда все мысли настроены на отдых и получение новых ни с чем не сравнимых впечатлений.

Глава первая. Дорожная.

Удивительный Бали и галопом по Сингапуру
03 сентября в аэропорт Домодедово, учитывая будничные утренние пробки, мы приехали очень рано — за 5 часов до вылета в 10.00 утра. Отпущенные нам 2 часа до регистрации мы потратили на то, что извели почти все российские рубли на «покушать» в довольно скудном кафе «Узбечка». Еще толком не проснувшись мы давились пловом и долмой, запивая это все утренним… пивом. К концу 2-го часа скитаний по суетливому аэропортовскому пространству заболела голова (дало знать о себе утреннее пиво), закончились 3500 морально допустимых в таких условиях рублей, и наконец объявили регистрацию.

Пока работники аэропорта расставляли столбики с ограждающими ленточками сингапурских авиалиний возле стоек регистрации, тесня не законченную еще регистрацию на рейс до Бухары, летящие в Сингапур русские уже дружно выстраивались в очередь.

Первые две стойки, по причине нахождения у их подножия заботливо расстеленных толстых ковров с надписью «Первый класс» и «Бизнес класс», нам не предназначались. Оставалось только тоскливо наблюдать, когда огородят пространство, ведущее к стойкам «Эконома». После получасовых построений ограждающих столбиков — нашему взору предстал лабиринт, ведущий к заветным стойкам. Оттеснив окончательно бедных пассажиров, летящих в Бухару, регистрация началась.

Сразу бросился в глаза подозрительный факт — было очень мало пассажиров в расчете на огромнейший Боинг 777–300. Стоящие впереди респектабельного вида две супружеские пары по телефону выяснили, что рейс, оказывается, совмещенный и самолет уже забит на 2/3. — «Досадно», — подумали мы и попросили девушку на регистрации дать нам места на оба рейса (посадочные талоны давали сразу до Бали) возле окна и желательно не в хвосте.

Получив заветные талоны и избавившись от тяжелого чемодана, который нам уже порядком надоел, уже стали подниматься на паспортный контроль, когда вдруг обнаружили, что квитанции на багаж нам не дали. Пришлось вернуться. Благо муж запомнил последние цифры номера, указанные на бирке, прикрепленной к чемодану. Получив квитанцию (которую оказывается забыли нам дать), с тревожным чувством за свой чемодан, содержимое которого нажито непосильным трудом, направились на паспортный контроль.

Подойдя к таможеннику, мне был задан коварный (по его мнению) вопрос: — Куда летим?. Интонация этой фразы больше напоминала допрос в следственном изоляторе, при этом таможенник-следователь уже был абсолютно убежден в моей виновности и ехидством ждал — как же я выкручусь. Собрав свои нервы в кулак, я ответила: — На Бали! — На Бали? — подозрительно переспросил злой следователь, переглянувшись со своим напарником по тяжелой работе и ехидно усмехнувшись. — На Бали, — ответила я, и добавила для ясности (может он читать не умеет — в посадочных талонах ведь всё написано на английском): — Через Сингапур. — Через Сингапур?, с ещё пущим ехидством, прищурив глаз, переспросил страж порядка. Я отвечать не стала — только устало кивнула в ответ. Пусть сам смотрит — это его работа.

Проходя в зеленый коридор я слышала за спиной идиотский смех таможенников и фразу: «На Бали» (уж не знаю, что их так рассмешило, или это нервы). Ха-ха-ха, как смешно, умереть от смеха можно! До сих пор мурашки по телу от такого хамства. Ну и ладно, успокоила я себя, сидите здесь в своем Домодедове и ржите как кони, а я полечу на восхитительный Бали!

До заветного Дьюти Фри оставалось еще пройти унизительную процедуру «сканирования внутренностей» — зайти в стеклянную кабину и поднять вверх руки. Это было последнее унижение на родной земле.

Когда пригласили на посадку — у стойки уже стоял экипаж бортпроводников — стюардессы симпатичной азиатской внешности в красивых платьях и элегантные стюарды в строгих костюмах. Сквозь закрытые стеклянные двери, ведущие через рукав к нашему лайнеру, было видно, как из самолета выходят пассажиры, прилетевшие в Москву, а следом и сменяемый экипаж. Через какое-то время в самолет пропустили нашу команду бортпроводников, а затем и нас. К этому времени у выхода на посадку уже собралась внушительная очередь. В первых рядах — конечно русские, летящие из Москвы, а затем транзитные пассажиры, которые и заняли те самые 2/3 лучших мест в салоне, — индусы, азиаты (малайцы и китайцы).

Задержав расчетное время посадки (но не вылета!!!) в самолет на полчаса, нас торжественно пригласили на борт нашего Боинга. Тут оказалось, что наши места в самом хвосте (но хотя бы возле иллюминатора). Ряд 51-й из 56-и!!! Но это был последний момент разочарования в нашем воздушном путешествии. Остальное радовало нас до самого Сингапура.

Просторные сидения — расстояние от коленок до впереди стоящего кресла — просто огромное по сравнению с Боингом «Трансаэро». Перед каждым пассажиром индивидуальный экран, пульт управления, наушники, индивидуальный набор с зубной щеткой и пастой, большой складной столик, держатель для стакана. На каждом сидении заботливо лежит подушечка и плед. Короче. Господа, летайте самолетами Сингапурских авиалиний! Не пожалеете.

Полет был очень комфортным, мы не раз вспоминали ужасы Трансаэро и радовались своему выбору. Кормили 2 раза — просто отменно — почти ресторанная еда, алкогольные напитки (вино, Сингапурский ликер, коньяк Otard) и даже мороженое. Приборы — из нержавейки с фирменной эмблемой СА (не уродливые пластмассовые клешни, которые обычно дают в самолетах). Соки и воды в течение всего полета — без остановки разносили стюардессы — даже ночью.

Пожалев свои силы и не взяв с собой увесистую книгу Кира Булычева, я в порыве отчаяния, скинула текст одного из романов на флэшку (авось хоть на прихваченном с собой ноутбуке 3 часа почитаю, пока батарейка не сядет). Каково же было мое удивление, когда я обнаружила сбоку от моего экранчика USB-вход! УРРААА! Читала пока глаза не покраснели и буквы стали сливаться в одни сплошные горизонтальные полоски.

Время в полете шло относительно незаметно (все-таки 10 часов совсем не заметить нельзя). Было немного шумно в хвосте, но наушники-вкладыши от МР3 плеера надежно защищали мои уши от шума, а мозг от страха перед полетами. Аутотренинг (см. рассказ про Доминикану) не пригодился. Алкоголь тоже.

Представляя себя доктором Славой Павлышем (из романа К. Булычева), путешествующего на космическом корабле «Сегежа» по межзвездному пространству в соседние галактики, я не заметила, как за иллюминатором стемнело. Вдалеке бесшумно сверкали молнии (шла гроза), освещая полнеба своими вспышками. Никогда еще мне не приходилось видеть грозу на такой высоте, да еще ночью. Зрелище завораживающее! Молния каждый раз зажигалась в одном и том же месте, как будто огромный великан чиркал зажигалкой, пытаясь поджечь сигарету.

Мы благополучно миновали грозовой фронт и через некоторое время стали снижаться на утренний Сингапур. Тут самолет жутко затрясло (за 30–40 минут до посадки турбулентность не прекращалась ни на минуту). Сердце уже собиралось обосноваться в районе пяток, но не успело — мы благополучно приземлились в аэропорту «Чанги», небо над которым было плотно затянуто тучами (они-то и были причиной турбулентности).

Сонный, почти ночной аэропорт, встретил нас пустыми залами и коридорами, бегущими дорожками и сверкающими витринами магазинов. Сингапурский аэропорт Чанги представляет собой огромного монстра из трёх терминалов, каждый из которых состоит из трёх уровней. Пройти один уровень из конца в конец небыстрым шагом занимает примерно 40 минут (это если идти не останавливаясь). Кроме многочисленных магазинов в аэропорту Чанги есть зоны отдыха с душевыми и массажными креслами, рестораны, сады кактусов, подсолнухов, пруды с карпами, игровые автоматы, бесплатные терминалы для выхода в Интернет и еще многие другие развлечения, призванные скрасить пребывание транзитных пассажиров.

Сориентировавшись, мы приняли решение направиться в душевые — привести себя в порядок и попытаться прогнать сон (в Москве было 1.30 ночи). За каких-то 18 сингапурских долларов мы помылись в довольно комфортных душевых и даже выпили бесплатного напитка, напоминающего Юппи.

Затем нам предстояло ещё около 7 часов скитаться по аэропорту. Это время мы провели в изучении магазинов, ресторанов, развлечений, окружающей красоты в виде садов и прудиков с карпами. Попасть на бесплатный тур по Сингапуру нам не удалось — возле стойки туроператора, не смотря на ранний час, уже толпилось изрядное количество американских подростков, мест на тур не было. Пришлось продолжить наши скитания в замкнутом, но невероятно большом пространстве 2-го Терминала.

К моменту посадки на рейс до Бали — глаза уже сами собой закрывались, ноги отказывались идти даже по движущимся дорожкам, небольшая ручная кладь оттягивала руки. Некоторые пассажиры ложились спать прямо на пол — благо полы в Чанги сплошь покрыты мягким ковролином. Кое-как дождавшись посадки — упали в кресла Боинга тех же Сингапурских авиалиний и заснули крепким сном до самого приземления.

Проснулись от яркого солнца, светившего из иллюминатора прямо в глаз. Глянули вниз, а там…. Острова-острова, огромное количество больших и маленьких кусочков суши посреди синих вод Индийского океана. Удалось разглядеть даже вулкан.

Было такое ощущение (по крайней мере с нашей стороны самолета), что мы садимся прямо в океан, и только в самую последнюю минуту показалась неизвестно откуда взявшаяся взлетно-посадочная полоса аэропорта «Нгура Раи».

Прямо перед зданием этого международного аэропорта красовались традиционные резные ворота, гостеприимно приглашая нас зайти внутрь.

Избежать очередей, к сожалению, не удалось. Очень быстро и оперативно собрав плату за визы, балийцы, тем не менее, не торопились пропустить огромное количество пассажиров нашего самолета через паспортный контроль. Всегда замечала закономерность. Если встать в ЛЮБУЮ очередь, она тут же останавливается. Все другие очереди почему-то благополучно продолжают двигаться, а наша — ни в какую.

Зато, пока стояли в очереди, успели набрать всяких интересных справочников и путеводителей по острову с описанием достопримечательностей и «10-ти вещей, которые вы обязательно должны сделать, находясь на Бали».

Подходя уже к заветной стойке паспортного контроля — увидели забавную картину. Мамаша китайской (или корейской) национальности держала своего 3-годовалого детеныша на … поводке. Причем поводок (типа шлейки) был явно предназначен для животных, он обхватывал тельце непоседливого малыша точно так же, как у собачки или кошки — под мышками, и не давал ребенку далеко убежать. Мы были в культурном шоке! Сфотографировать чесались руки, но побоялась неадекватной реакции мамаши. Вот такие у них — азиатов — нравы.

Вообще же отношение к детям, например у японцев (которых в нашем отеле оказалось великое множество) очень трепетное и заботливое. Там, где наши дети были предоставлены сами себе, спускаясь с дикими криками с водной горки и топя друг друга в детском бассейне и лишь изредка окликаемые лежащими на шезлонгах родителями; всего лишь один японский малыш был окружен двумя-тремя взрослыми мамками-няньками, бережно спускающими его по детской горке (один отправляет наверху — другой принимает внизу, третий снимает эту умилительную картину на неизменно суперсовременную камеру). Ни разу мне не удалось увидеть японского ребенка одного без присмотра. И только русские «беспризорники» оставались без призора.

Миновав, наконец, полосу препятствий в аэропорту Бали, мы поменяли немного денег на их рупии и начали поиски своего багажа. Тут пригодились советы наших туристов по поводу носильщиков, которые хватают чемоданы, несут 10 метров и вымогают 10 долларов за свой «тяжкий» труд. Подойдя к раздаче багажа, мы с сожалением констатировали, что один из предприимчивых балийских граждан уже стоял, вцепившись в нашу сумку крепкой хваткой.

Мы осторожно, будто бы не узнав свой багаж, обошли его вокруг. При этом он пристально смотрел на нашу реакцию относительно находящегося у него в руках «заложника». Мы демонстрировали полное безразличие. Затем, зайдя за спину уже потерявшему бдительность носильщику, неожиданно схватили ручку нашей сумки, и, громко произнеся, в ответ на его предложение помочь, решительно «НЕТ!!!», отобрали своё добро у недоумевающего «предпринимателя».

Уходя от группы носильщиков, державших в своих цепких лапах чужие чемоданы, мы мысленно благодарили своих соотечественников за очень ценный совет по выуживанию своего имущества из чужого незаконного владения.

Выйдя из здания аэропорта — с большим удивлением увидели свою фамилию на табличке, которую держала в руках улыбающаяся молодая девушка. Девушку звали Сустер, оказалось, что встречает она только нас двоих. Это очень согрело наши измученные в дороге сердца. К тому же нам сразу повесили на шеи благоухающие бусы из тропических цветочков, и ароматерапия окончательно прогнала нашу усталость. Надо отметить, что и так ошарашенные новыми впечатлениями, быстро меняющимися ситуациями в чужой стране, ароматные бусы еще больше сбили нас с толку и, не замечая ничего вокруг, впитывая информацию, выдаваемую Сустер, мы погрузились в микроавтобус и помчались по оживленной балийской дороге.

Пока я пыталась запомнить сначала имя нашей девушки, а потом различные ценные советы по пребыванию на Бали, мимо за окном пролетело очень много всего интересного. Очнулась я только 2 раза — когда вышли купить местную симку на телефон (кстати, очень выгодно — 30 $, положенных на счет, с лихвой хватило на переговоры с Москвой и Тюменью в течение 12 дней, и уезжая, мы навсегда оставили на балансе индонезийской симки около 9 $), и когда уже въезжали в отель.

Нас тут же оформили, угостили приветственным напитком, дали талоны на завтраки и на скидки в отеле, ключи, и проводили в номер. Войдя в комнату, мы были просто окончательно обескуражены от вида, который открывался с балкона. Неужели это ОКЕАН?

Глава вторая. Отельно-питательная.

Удивительный Бали и галопом по Сингапуру
Итак, Nikko Bali Resort and SPA — японский отель, в который мы остановились, был великолепен. Это мы знали ещё в Москве. И, казалось, были готовы к великолепию. Но! Бывают такие редкие случаи, когда очень красочно описанная кем-то красота, при встрече с ней в реальной жизни, просто поражает своей нереальностью и всё кажется совсем иным, нежели увидел другой человек.

Не просто другим, а настолько неожиданно потрясающим, что даже не верится, что ты читал именно об этом месте. Причем увидеть отель во всей красе сразу не представляется возможным, т. к. заселяясь в северный или южный корпуса, находящиеся на скале, невозможно увидеть основного корпуса, который уходит вниз прямо к океану, и у подножия которого расположены бассейны, ресторан и конечно пляж.

Океан мы увидели прямо из номера. С белами волнами, уходящий к горизонту. Нет, всё-таки «Оушен вью» (вид на океан) себя оправдывает. Мы никогда специально не бронировали номер с видом на море. Но в Nikko Bali просто нет номеров, из которых бы не было видно океана. Теперь доплата за такой вид не кажется мне ненужной. Удовольствие не отлучаться от океана день и ночь — стоит того.

Сам номер также отличался красотой и комфортом. Об одной кровати — можно мечтать всю жизнь. Огромная (на ней бы запросто уместилось не менее четырех человек), с 6-ю подушками разного размера и жесткости, с высоченным матрасом, с белоснежным бельем. Спать на такой кровати — сами понимаете — одно удовольствие. Я и так не встаю рано, а из неё я бы просто не вылезала, особенно если бы она стояла в нашей спальне в Москве, а за окном было 6 часов утра, шел серый дождь и облака лежали прямо на верхушках голых деревьев. Однако с учетом разницы во времени (всё-же небольшой — 4 часа, но наложившейся на бессонную стыковку в Сингапуре), вставалось нам легко и рано. Но после завтрака — почему-то опять тянуло в сон, и мы могли вернуться в номер и поспать еще часа 2. Прощай талия!!!

В номере также наблюдалось плетеное кресло с пуфиком, рабочий стол, холодильник, набор для приготовления чая-кофе. Ванная комната также было довольно большой с ванной и душевой кабиной, в светлых тонах, с кучей полотенец (мы долго думали какие полотенца для чего предназначены), которые менялись каждый день и из которых мы использовали только половину. На балконе нас порадовала сушилка для белья. Можно было развесить все свои футболки, шорты, купальники.

Американские завтраки, которыми нас кормили в отеле, были выше всяких похвал. По-моему американцы обедают вместо завтрака. Ну да, это полноценный наш обед — не больше и не меньше. Можно было, конечно, обойтись свежевыжатым соком, яичницей и мюслями в йогурте. А можно было и как следует поесть мяса, лапши, картошки, сосисок, риса, рыбы…. Вобщем, по-моему, угодить можно всем.

Тем не менее, мне довелось услышать от русских, коих в отеле, наравне с японцами, было великое множество, что завтраки, дескать, надоедают. Ну это уже знакомый многим туристический препон. Ну какие по-вашему, должны быть завтраки? … завтраки, не обеды? Даже при том, что они повторяются (кстати не во всем), при таком выборе каждый день можно кушать что-нибудь новое. Ну кто, скажите мне, так много кушает на завтрак дома в 6 утра, только продрав глаза? А что ещё тогда нужно не проснувшемуся желудку? Вся беда в том, что выбор большой, но всё на виду — глаза разбегаются. Вот если бы приносили каждый день что-то одно, все бы сказали — да, у нас были очень разнообразные завтраки.

Завтраки давали в трех ресторанах. При этом толпились все (и мы в том числе) только в одном — на 1-м этаже. В последний день узнали, что на 2-м этаже такие же завтраки, только народу нет, и отправились туда. Да, действительно выбор тот же, а людей мало. Но было уже поздно. Еще завтраками кормили в китайском ресторане, мы там ни разу не были.

Кушать в отеле можно, но очень дорого. К примеру, буфет (шведский стол) в ресторане стоил около 30–40 $ на одного без спиртного + 21% (ихний налог, прибавляемый к любым оплатам) — 15% скидка (для тех, кто приехал в отель более чем на 10 дней). Короче, со скидкой мы еще остаемся должны 6%. Абракадабра с этими налогами, но привыкаешь со временем.

За все время отдыха мы в рестораны отеля так и не сходили, хотя вместе с угощениями там подавали традиционные балийские танцы и всё это проходило в открытом амфитеатре недалеко от берега океана. Так что наверно было очень вкусно и интересно. Питались в отеле днем — в ресторане на пляже. Кстати, ресторан на пляже достроили и открыли как раз во время нашего пребывания.

Очень красивый получился ресторанчик в японском стиле — темное дерево, минимализм и бирюзовая отделка мебели. На стене, обращенной к океану, висит большое зеркало — очень оригинальное решение. Можно смотреть в сторону берега, а видеть океан. Заказывали в основном пиццу (очень вкусная), пасту, различные соки, мороженое и сэндвичи. Вобщем те 200 $ залога, что берут при заселении, мы честно потратили за 12 дней «перекусов» в отеле.

Скажу о деньгах. У меня с математикой итак плохо, а тут ещё приходилось переводить рупии в доллары (свои доллары мы меняли постепенно), учитывать налог (21%) или скидку; следить за счетами, которые мы подписывали, питаясь в отеле (дабы тех 200 долларов нам хватило); распределять деньги каждый день на еду, на подарки и на экскурсии (не забывая опять же переводить американские деньги в индонезийские). Первое время дело шло совсем туго. Деньги тратились, а сколько их осталось и сколько мы планируем потратить — неизвестно.

На 3-й день беспорядочных трат мы решили разделить всю наличность по целевым «кучкам»: на питание вне отеля, на подарки (тебе, мне, моим, твоим, нашим…), на экскурсии, на Сингапур (нам еще предстояло 1,5 дня провести в этом замечательном городе-государстве). На те 200 $ залога мы завели так называемое «деньготратилище» (авторство на слово принадлежит мужу), куда записывали каждый счет, подписанный нами в отеле. Надо сказать, что наши усилия как экономистов вполне реализовались и денег нам хватило на всё, даже осталось.

Ужинать, конечно ездили в легендарное местечко «Bali collection». Уж сколько написано отзывав про тамошние рестораны. Всё соответствует действительности. Нам понравился индийский ресторан Palm прямо на входе — за фонтаном. Неделю ходили туда. Почти в каждом ресторане бесплатно приносят приветственный напиток (как правило — ихнюю водку с соком что-ли… так и не поняла) и какую-нибудь закуску типа чесночных гренок к пиву. Как-то решили пройтись по торговой улочке не доезжая до «Bali collection», и наткнулись на замечательный ресторанчик «MAI-MAI». Так дешево как там вы нигде не покушаете. Даже с салатами, лобстером, мартини и десертом на двоих выходило где-то 30 $. Всем очень советую.

Там, наконец, я попробовала долгожданного лобстера!!! Ну что сказать… На вкус и вид — как большая креветка. Еще хорошо, что этого морского гада принесли разделанного. Раньше я себе почему-то представляла, что в ресторанах приносят целого лобстера и выкладывают по обе стороны тарелки кучу инструментов (похожих на хирургические) для его «вскрытия». Обошлось. Зато теперь я смело могу сказать — я ела лобстера!

Понравился японский ресторан «Фукутаро» — оттуда мы бесплатно заказывали такси. Замечательная вкусная еда. Роллы по сравнению с нашими — просто огромные! Съев 8 штук с угрем, чувствуешь, что зря заказал еще что-то (наелся). Однако счет оказался больше, чем обычно. Видно расходы на такси включены в стоимость блюд. Зато меню на русском с картинками и русских узнают за километр. Радуются, приглашают. Когда мы ужинали, среди посетителей были только наши.

Попробовали индонезийскую кухню. Есть там такое блюдо из рыбы — «Пепец Икан». Пепец вкусное! Основное отличие их кухни от обычной морепродуктовой в том, что они добавляют свои специи (не очень остро, но вкус той же рыбы или кальмара — меняется). К слову об интересных названиях блюд. В отеле подавали салат Гадо-Гадо!!! Не пробовали, не знаем, действительно ли в нем гадо?

Вобщем покушать всегда можно вкусно и дешево. И всё бы хорошо, если бы наш отель не был расположен в некотором отдалении от курортной зоны Нуса Дуа (где есть рестораны, магазины и пр.). Приходилось заказывать из отеля такси (обязательно со счетчиком!). Стоит около 3 долларов в одну сторону. Обратно из Bali collection цены за такси заламывали побольше. Если туда мы ехали за 20000 рупий, то обратно — не меньше 25000 (а просят 35000!). Торговались каждый раз до посинения, хотя нас явно запомнили. Цену называли уже по-русски. Если мало говоришь — они типа не понимают. Скажешь побольше — Окей, поехали! Сторговаться получалось, когда мы уже «обидевшись» на высокую цену уходили (- Всё, мы уже уходим!), и тут таксисты начинали бежать за нами с криками — ладно, ладно, поехали за 25!

Ввиду того, что во всех отелях Бали включены только завтраки, туристы активно покупают продукты в супермаркетах. Мы в основном сосредоточились на экзотических фруктах, которые покупали в магазине и дегустировали вечером на балконе своего номера под шум прибоя.

Из того, что мы попробовали впервые, могу назвать (иллюстрации фруктов справа, они не мои — выкопала из Интернета, заранее извиняюсь перед авторами):

• Питайя (Dragon Fruit или Red Dragon) на вкус (если плод спелый) напоминает киви с такими же хрустящими мелкими косточками. Можно наткнуться и на неспелый фрукт — тогда на вкус он никакой — пресный и безвкусный.
  • Лонгконг (Лонган). Мелкий фрукт. Напоминает по вкусу виноград, но чтобы добраться до мякоти нужно очистить от тонкой кожуры очень маленький плод, да еще внутри мякоти вы обнаружите большую круглую косточку. Вывод: кушать почти нечего, а усилий отнимает много.
  • Карамбола (Star fruit — Звездный фрукт). Очень вкусный, чем-то напоминает яблоко.
  • Мангустин — понравился больше всех. Очень вкусные и сочные белые дольки. Чтобы до них добраться — нужно разрезать пополам довольно толстую кожуру. Внутри долек — их обычно 5 или 6, могут быть косточки. Сравнить вкус мангустина не с чем. Надо пробовать. Очень вкусно!
  • Джекфрут (плоды хлебного дерева). Сам плод очень большой. Мы покупали его уже в «разобранном» виде — несколько ярко желтых долек с большой косточкой внутри. Очень приятный и заманчивый запах. На вкус очень сладко, даже приторно. Много не съешь.
  • Салак — чешуйчатый фрукт. Когда отрываешь чешуйки — можно порезаться. Лучше чистить не с острой стороны чешуйки, а с круглой. Тоже сладкий и питательный, чуть-чуть суховатый, состоит из трёх долек кремового цвета, без косточек.
  • Желтый арбуз. На вид экзотический, а на вкус — арбуз как арбуз. Красный даже послаще будет.
  • Ну и уже вроде бы знакомые манго там намного сочнее и вкуснее. Продают их по разной цене в зависимости от зрелости. Если плод зрелый — он сладкий и мягкий. Если не зрелый — местами кисловатый и потверже, но по внешнему виду их различить почти невозможно (только по цене). Я поняла, что в Москве под видом манго продают незрелую «картошку», хотя до этого была в восторге от «столичного сорта» манго.
  • Папайя ранее тоже была нам знакома. Ну и маракуйя, которую мы пробовали в Доминикане, уже не была для нас экзотикой.

Мы решили пробовать всё постепенно (никогда не знаешь, как отзовется незнакомый фрукт в твоем желудке). Сначала ходили в магазин как в зоопарк: — А это что за зверь такой? Интересного и нового хватило на неделю. Потом уже со знанием дела выбирали спелые манго и мангустины, советовали растерявшимся перед трудным выбором соотечественникам — что лучше взять. На Бали стоит ехать только ради того, чтобы попробовать восхитительные и такие разные фрукты!

Вернемся к отелю. Днем мы проводили время на пляже или возле бассейна. Надо сказать, что учитывая наличие большого числа наших в отеле, выходя в 9 часов на пляж можно было не рассчитывать на 2 свободных лежака. Удавалось найти лишь по одному — и то на самом солнцепеке. Лежаков на пляже маловато для такого большого отеля и таких предприимчивых русских (и украинцев, кстати), но это объясняется просто. В океан ходили купаться только самые отважные.

Индийский океан оказался по нраву гораздо суровее Атлантического. Если Атлантика послушно лежала ровной гладью на белоснежном песке прямо под ногами, готовая принять вас в свои нежные объятия, то Индийская стихия бушевала даже тогда, когда была ясная и солнечная погода (а она там почти всегда ясная и солнечная). При этом, заходя в воду, нужно было с недюжинными усилиями преодолеть приливную полосу (т. е. волны, накатывающие на берег и отбрасывающие вас назад), увертываясь от довольно больших камней, выносимых вместе с волнами на берег. И только после того, как вы минуете «волнистый» рубеж, не покалечив свои сильные ноги (а раз вы дошли — значит ноги у вас сильные!), можно было барахтаться не очень далеко от берега, подпрыгивая как былинка на вновь и вновь накатывающихся огромных волнах.

Еще одна особенность океана заключалась в регулярных приливах и отливах. Отливы очень интересны и привлекают всеобщее внимание, т. к. в этот период можно отойти от берега метров на 30 (не погружаясь в воду) и наблюдать морскую жизнь с очень близкого расстояния. В маленьких озерках, образованных кораллами и неровностями дна, в прозрачнейшей воде можно было наблюдать огромное количество рыб, мурен, морских ежей. На поверхности дна, где нет воды — прятались крабы. Они пощелкивали своими клешнями и казалось, что некуда ступить — везде эти крабы (в такие моменты я очень радовалась, что я в обуви, а не босиком). Даже оголенное дно представляет большой интерес. Можно разглядеть кораллы и морские водоросли. Бали — уникальное место, т. к. только там можно заниматься дайвингом не заходя в воду.

Береговая линия в отеле устроена так, что отлив наблюдался только по обе стороны от пляжной полосы, т. е. как раз в это время можно было купаться в относительно спокойной воде. Создалось впечатление, что океан на Бали в основном предназначен для активных видов водного спорта. Серфинг там в почете. Но мы об этом знали по отзывам, поэтому не расстроились и решили купаться в бассейне, где нас каждый день радушно ждали работники отеля, устраивая всяческие конкурсы и водные игры.

Понравился баскетбол в бассейне. Толпа людей, находясь в воде — бегала от одной корзины к другой — как морские коровы (которые не плавают, а ходят по дну), преодолевая сопротивление воды, при этом еще умудрялась завладеть мячом в жестокой борьбе (именно борьбе, т. к. отбирать мяч у соперника можно было заламывая ему руки, плеская в лицо водой и хватая за ноги). Забавно было наблюдать как рослые (местами упитанные) славянские мужчины передвигались в воде среди юрких и маленьких корейцев и японцев (тоже местами упитанных).

Японцы вообще производят впечатление очень приятное. Мужчины, в большинстве своем состоявшиеся в жизни и любящие покушать, что недвусмысленно находило отражение в «доброй» фигуре. А женщины — все сплошь очень молодо выглядящие, с фарфоровыми лицами, светлой кожей, и очень стройные. Даже мамы двоих детей смотрятся как наши 5-классницы. Купальники неизменно нежных оттенков с юбочками (может мода такая в Японии сейчас?) и с японскими зонтиками от солнца. Всегда улыбающиеся и легко переходящие на смех. Создалось впечатление, что покажи японцу палец — он засмеется. Или у них выражение лиц такое веселое. Еще удивило в японцах их почти детская любознательность и любовь к природе. В отлив они ходили смотреть разных морских животных и часами просиживали на берегу.

Заскучать на пляже и у бассейнов удавалось только во второй половине дня, когда народ потихоньку уходил в номера — собираться на ужин.

Бессмысленно описывать всю красоту и ухоженность территории отеля, т. к. отели такого уровня не позволяют себе лысые газоны и мусор, и считают своим долгом создать для своих гостей атмосферу тропического сада даже на самых безжизненных землях. Во время нашего пребывая на острове был сухой сезон. Это отражалось на растительности. Можно было видеть деревья без листьев, но неизменно в цветах.

Символом Бали является цветок Плюмерии.

Справка: Плюмерия — тропическое цветущее дерево, известное также как frangipani. Это растение широко распространено в тропических областях Тихоокеанских островов, на Карибах (см. фотографии из Доминиканы), в Южной Америке, Мексике, Калифорнии. Цветы источают аромат, который напоминает аромат цитрусовых, жасмина, специй, гардений. Цветы плюмерии имеют 5 лепестков, однако 4,6,7 лепестков для плюмерии не является чем-то необычным.

Большинство цветков имеют приятный запах, который наиболее интенсивен в утренние часы. Описать запах невозможно, потому что он изменяется в зависимости от окружающей среды. Лепестки у плюмерии обычно овальной формы, реже в форме лопаточки. Они могут быть как узкими, так и широкими, плоскими или скрученными. Листья у плюмерии обычно темно-зеленые, иногда с оттенками пурпурного, серого. Чаще всего листья бывают эллиптической формы, реже ланцевидной. (Информация с сайта www.toptropicals.ru)

Только приехав в Москву я разыскала в Интернете русское название этих цветов, обозначенных на Бали как frangipani. Они действительно очень ароматные, их активно используют для ароматизации помещений, в СПА и просто для украшения. Бусы из таких цветов вам обязательно повесят на шею, как только вы выйдите из здания аэропорта. Аромат этого цветка не покинет вас до самого отъезда. И вспоминать запах Бали вы будете каждый раз, почувствовав аромат плюмерии. Мы купили мыло (там его изготавливают в больших количествах из натуральных ингредиентов) с запахом frangipani. Теперь аромат Бали всегда с нами.

В отеле есть бесплатный Wi-Fi. Не раз порадовавшись, что прихватили с собой маленький ноутбук, мы вечерами, после плотного ужина приехав в отель, устраивались за столиком в лобби и отправляли письма и фотографии на родину. Из номера, к сожалению, в Интернет нельзя было выйти. Телефон с местной симкой тоже не очень хорошо «ловил» из номера. Там наверно была какая-то аномальная зона.

На входе в отель вас встречает целый отряд персонала — носильщики, танцовщицы в национальных костюмах, музыканты (играют неустанно целый день на каких-то бамбуковых инструментах и дудочке). Как только в отель прибывает новый гость — специально отведенный человек бьет в огромный блестящий гонг в знак приветствия. Тут же к ошарашенному гостю бегут носильщики, улыбчивые танцовщицы раскланиваются, сложа руки на груди, музыканты начинают играть. Весь персонал своим видом показывает, что очень раз видеть вас в отеле и вас ожидает сказочный отдых.

Глава третья. Экскурсионно-познавательная.

Удивительный Бали и галопом по Сингапуру
Начитавшись, опять таки, очень полезных отзывов в Интернете, решили у принимающей стороны экскурсии не заказывать, а вызвонить русскоговорящего местного гида с машиной, заранее составив с ним маршрут наших поездок по острову.

На мой электронный призыв к двум гидам, к слову, не очень разрекламированных нашими туристами (типа Юры-Будды), откликнулся только один — по имени Путу. Ему мы и позвонили на 2-й день приезда. На следующий день после завтрака, в лобби отеля нас уже ждал улыбчивый молодой человек Путу. По-русски он говорил довольно хорошо, был вежлив и учел все наши пожелания по маршруту. Взял за свои услуги от 35 до 50 долларов (в зависимости от дистанции следования), рассказал, сколько нам обойдутся входные билеты и мы договорились встретиться через день в 9 утра на лобби.

Экскурсии мы спланировали на 3 дня с промежутками через день. Удобно, учитывая, что каждая поездка начиналась в 9 утра и заканчивалась в 6–7 вечера. Дороги ко всем выбранным нами достопримечательностям оказались не близкими (примерно 1,5–2 часа в одну сторону), поэтому минивэн, на котором нас возил Путу, рассчитанный на двоих и с отличным кондеем, был очень кстати, потому как на обратном пути мы уже дрыхли — усталые, но довольные.

В первый день наш путь лежал на Кинтамани — к удивительной красоты вулкану, расположенному в высокогорном районе Бали. Дорога была долгой, но интересной. Впервые более подробно увидели жизнь местного населения, рассмотрели непривычные нашему глазу ландшафты острова. Основное отличие от Доминиканы, при том, что и там и здесь народ довольно бедно живет, — это относительно большие приусадебные хозяйства возле каждого (даже совсем маленького) домика местных жителей. В основном выращивают рис. Поле разделено на несколько «грядок», т. к. рис собирают 4 раза в год и после сбора урожая каждая такая «грядка» должна отдохнуть 1 месяц. Дабы рис в доме был всегда — рис сажают и собирают таким «волновым» методом.

По дороге вглубь острова мы посетили сначала фабрику батика, где нам выдали подробную памятку на русском о технологии производства батика. Батик — это рисование на ткани. До посещения Бали я представляла себе батик исключительно на шелке. Оказалось, что батиком могут являться и рисунки на обычном хлопке (вероятно, из-за дороговизны шелка). На входе в магазин под большим навесом сидели местные рукодельницы и выводили рисунки на ткани. Желающим тут же рисовали разные цветочки на их футболках. Под куполом упомянутого навеса расположилась на ночлег стайка летучих мышей (их нам любезно показал Путу, заставив нас задрать головы вверх).

В магазине в основном продавали различные изделия из батика на хлопке. Шелковыми были только так называемые «саронги» — широкие шарфы, функциональное назначение которых варьировалось от обычного палантина-шарфа до пляжного парео. В дальнейшем мои попытки найти на острове какие-либо иные изделия из батика на шелке, не увенчались успехом. Пришлось уже в Нуса Дуа купить два шелковых шарфа, которые сейчас согревают меня в ненастную осеннюю погоду.

В Москве нами был принят заказ на две пары женских брюк свободного кроя в качестве одежды для дома. Помня об обещанном подарке, мы пустились в чистой воды авантюру и заказали пошив брюк в магазине (ввиду отсутствия нужного размера в готовом виде). Выбрав ткань, рулоны которой лежали в торговом зале, мы стали объяснять на пальцах какой размер и для кого нам нужен. Используя слова «больше-больше» по отношению к готовому экземпляру брюк, мы добились того, что двое продавцов, принимавших заказ, наконец поняли, что нам нужен большой женский размер. Насколько большой — пришлось выяснять, снимая мерки с мужа?!

Оставив заказ на двое брюк, готовность которых должна была наступить в 4 часа дня, мы покинули магазин в некотором шоке от своих легкомысленных действий и от ожидаемого в дальнейшем результата. Забегая вперед, скажу, что опасения наши не подтвердились, брюки простейшего фасона и веселенькой расцветки были сшиты вполне добротно и получатель подарка был вполне доволен их видом и главное размером.

Далее нас ждал Убуд с его галереей художников. Пройдя множество залов художественного магазина, мы были удивлены количеством и качеством картин. Техника их исполнения была различной — от традиционной и модерновой балийской техники до классической и даже абстрактной. Мне больше понравился балийский модерн — картины, изображающие в красочной контрастной манере людей в национальных нарядах на фоне цветов и ландшафтов.

Присмотрели же мы небольшую картинку с пейзажем острова. Сторговавшись со 120 до 40 долларов!!!! (процесс торга доходил до того, что мы называли цену в зависимости от количества птиц или цветов на картине, набирая на калькуляторе нужную сумму, продавец охал и вздыхал, но с улыбкой соглашался, т. к. цены были явно завышенные) мы довольные покупкой отправились дальше.

Заехали на завод ювелиров в Челуке (золото, серебро, жемчуг). Посмотрели как делают ювелирные изделия из серебра. Сначала основной цех, где вытачивают изделия и заготовки и проходят контроль качества, а затем цех шлифовки, где серебряные украшения приобретают ослепительный блеск! В магазине — потрясающие изделия из серебра со вставками из драгоценных камней, огромный выбор, оригинальные модели. Можно было даже собрать свой (авторский) браслет из многочисленных звеньев на любой вкус. Кроме украшений были также скульптуры, посуда и даже бритвенные станки из серебра!

В деревне Масе посетили галерею резчиков по дереву. Нам рассказали о породах дерева, которые используются в скульптурах (черное, красное, сандаловое). Самым удивительным оказалось сандаловое дерево. Оно источает приятный цветочный аромат, который никогда не выветривается. Стоит такая деревянная фигурка и благоухает годами напролет! Но цены кусаются, т. к. сандаловое дерево на Бали не растет и вообще считается очень редкими и оттого очень ценным. Мизерный сандаловый слоник высотой 4 см. стоит около 80 долларов, а резной дракон в 15 см. — около 200 долларов.

Поразили своей красотой и филигранным исполнением объемные картины из дерева. Иначе как деревянным кружевом это не назовешь. А еще резная мебель — особенно журнальные столики. Гарнитур стоит от 20 000 до 30 000 долларов. Говорят, русские такой заказали недавно. Сфотографировавшись со всеми деревянными лошадьми, слонами и обезьянами, мы ничего так и не купили, но запах сандалового дерева еще долго преследовал нас.

Поднимаясь в горы по извилистой узкой дороге, нашему взору открывались необъятные зеленые просторы с неизменными рисовыми террасами. Остановившись на одном из склонов, дабы сфотографировать красоту, мы встретились с одним местным торговцем, который, завидев нас, начал предлагать свой разнообразный товар, доставая из рюкзака всё новые и новые сувениры. Не соблазнив нас различными деревянными шариками, тарелочками и музыкальными инструментами (на вид призванными играть на нервах), он в порыве отчаяния предложил нам сморщенное залежалое яблочко с наклеенной магазинной этикеткой…

Мы поднялись еще выше в горы и там нас ожидал дождь. Он то заканчивался, то начинался с новой силой, но уже было понятно, что великолепный вид на вулкан и озеро был под угрозой. В машине работал кондиционер и в сочетании с серой стеной дождя, создавал атмосферу осенних московских будней. Стало как-то зябко и невесело.

Доехав до ресторана, расположенного непосредственно напротив вулкана, мы вышли на большую террасу и перед нами открылся потрясающий вид на гору и озеро Батур. Вулканическая гора величественно возвышалась вдалеке, задевая своей вершиной белые облака, а прямо под террасой находился склон, ведущий в огромную долину у подножия вулкана.

Очарованные видом и порядком проголодавшиеся, мы уселись за столик, пригласив с собой отнекивающегося Путу, и заказали покушать. Наш гид сказал, что из соков ему больше всего нравится сок из манго. Доверившись его вкусу мы заказали 3 манговых фрэша и пришли в полный восторг от принесенных нам огромных бокалов сладкого, густого сока ярко оранжевого цвета. Как мы не искали, нигде больше в районе Нуса Дуа или в отеле, и даже в Сингапуре мы не нашли такого вкусного лакомства.

Увлекшись обедом и экзотическим соком, мы и не заметили, как коварные облака, лениво лежавшие все это время на вершине горы, спустились вниз в виде тумана и закрыли все великолепие густой белой ватой. Вывод: если вы приехали на Кинтамани и вам посчастливилось увидеть вулкан, то не мешкая ни секунды делайте фотографии, потому что уже 5 минут спустя вы пожалеете, что этого не сделали. Фотографировать будет нечего. Сколько мы не ждали (а времени у нас было не много с учетом долгой обратной дороги) мы так и не дождались, когда расползутся вредные облака. Немного расстроенные своими ничем не примечательными фотографиями «ёжиков в тумане», мы собрались в обратный путь.

В тот дождливый день мы еще заехали на кофейные плантации. Нас усадили под навес над самым обрывом, откуда открывался вид на долину с рисовыми полями, а прямо перед нами росли кофейные деревья, папайя и хлебное дерево. Угощали нас ихним какао, кофе (так себе), лимонным и имбирным чаем, а также напитком кофе 3 в 1 с добавлением женьшеня, после чего мы зашли в магазинчик, где продавались все вышеперечисленные напитки, а также специи и балийская водка (на вид — мутноватый самогон).

Предметом гордости продавцов был самый необычный кофе под названием «Копи Лувак». Этот кофе достаточно дорогой и очень редкий. Необычность этого сорта объясняется особенностью его получения. Процесс производства зерен «Копи Лувак» состоит в том, что небольшие зверьки (похожие на смесь белки с кошкой) поедают плоды кофейного дерева (коими их в основном и пичкают), переваривают их и… какают. Впоследствии некие трудолюбивые (и небрезгливые) балийские работники тщательно выковыривают эти зерна из экскрементов и в дальнейшем эти чудо-зёрна используют для приготовления кофе. В местном магазине, где продают этот удивительный кофе, называют его по-русски «кошкина какашка». Желающих приобрести делиКАКтес почему-то не наблюдалось.

Зверьков-Луваков мы видели там же на территории в вольере. Пара (а может быть и больше) зверьков лежала на пеньке под дождем, свернувшись в клубок, были видны только туловища и хвостики, а внизу в поддоне лежали красные зернышки кофе, предназначенные им в пищу. На тех же плантациях мы увидели растущий ананас, хлебное дерево с огромным (уже кем-то надкусанным) плодом, гроздьями висящую на невысоких деревьях папайю.

Затем мы ещё заехали за своим заказом на фабрику батика и вернулись в отель.

Повалявшись денек в отеле, мы поехали на следующую экскурсию по маршруту: Менгви (храм Таман Аюн), озеро Братан, лес обезьян, храм Танах Лот.

Храмов на Бали великое множество — около миллиона. Откуда берется такое количество? Во-первых, храмы (по балийски — «pura») строят возле КАЖДОГО дома; во-вторых, в каждой деревне свой храм; в-третьих, возле магазинов и офисов — тоже храмы; в-четвертых — есть большие публичные «храмы направлений», которые наиболее известны туристам. Вот из последних мы и решили выбрать наиболее живописные: Таман Аюн, Улун Дану (на оз. Братан) и Танах Лот.

Самым большим из перечисленных оказался Таман Аюн. Раньше этот храм принадлежал королевской семье, а с 1891 года стал общественным. Огромный храм, окруженный парком. Мы попали туда как раз в день праздника. Вся территория была украшена, внутри храма было много служителей, женщины суетились по хозяйству, готовили угощения. Многочисленные высокие пагоды торжественно возвышались на фоне голубого неба, а у их подножия в пруду росли огромные лотосы. Пагоды — непременный атрибут балийских храмов, олицетворяют собой священную гору (пристанище Верховного Бога и душ умерших) Махамеру — ось мира, стоящую в центре Вселенной.

Всё, что происходит в храме мы наблюдали из-за невысокого ограждения, т. к. внутрь праздных зевак вроде нас не пускали.

Далее мы направились в потрясающее место — к озеру Братан. Удивительной красоты ухоженный сад окружает озеро. На воде стоит трехсотлетний храм Улун Дану, который посвящен водной стихии. Он образует на воде островок, по углам которого сидят лягушки (видимо они, как животные, связанные с водой, охраняют храм). Вдалеке сквозь туман видны очертания горы Катур. Это место очень красивое и оставляет впечатление удивительного единства с природой. Установив свой фотоаппарат на треногу, я принялась фотографировать всё это великолепие. Вод где я мысленно порадовалась, что не зря тащила за тридевять земель тяжеленный объектив вместе со штативом.

По окончании осмотра озера Братан, Путу спросил нас — куда бы мы хотели направиться для встречи с обезьянами — в лес обезьян, где животные ручные или туда, где «много-много диких обезьян»? Сначала мы, испугавшись обезьяньего бешенства согласились на ручных животных, но потом, когда Путу сказал, что в диком обезьяннике очень красивый вид — мы согласились и рискнули пообщаться с живой природой.

Немного поднявшись по серпантину в горы, мы остановились, казалось бы на пустой дороге. Но приглядевшись, я вдруг обнаружила сидящих вдоль серых обочин таких же серых обезьян. Причем их были полчища! Оставив по совету Путу все мелкие и ценные вещи в машине, мы выбрались на обочину, где нас уже ждали любопытные макаки и местная жительница, продающая бананы и орешки.

Купив целую миску маленьких бананов и упаковку орехов, муж стал осторожно бросать бананы обезьянам. Броски осуществлялись как можно дальше от себя, дабы не привлекать интерес макак к аппетитному виду миски, на которую они весьма жадно смотрели. Продавщица бананов, видя нашу робость, посоветовала не бояться и кормить животных с рук. Однако мы сделали вид, что не поняли её. Ага, откуда нам знать, что придет в голову дикой обезьяне, обрадованной появлением халявной еды? Тяпнет еще за палец…

На фоне группы обезьян своей наглостью и суровостью к собратьям, явно выделялся главный самец. Ему то мы и скормили почти все запасы. Остальные макаки опасливо сидели позади босса и боялись схватить даже тот банан, который был явно лишним для важака, к тому же был брошен далеко за его спину.

Через 10 минут кормления обезьяны осмелели и уже дружно обступив нас, тянули за штаны, выпрашивая еду. При этом они жалобно ныли (никогда не слышала, что обезьяны издают такие звуки). Особенно интересно они хватали орехи — двумя руками — по одному ореху в каждой — быстро-быстро перебирая лапами. Мы решили купить еще пачку орехов, чтобы запечатлеть забавные кадры. Но в какой-то момент, расслабившись и потеряв бдительность, мы прозевали, как одна особо шустрая обезьянка подпрыгнув, схватила с нашего «стола изобилия» еще не раскрытую пачку орехов. Отбирать украденное было поздно — наглый зверь уже сидел, повернувшись к нам спиной и ловко разрывал упаковку. Даже не сомневайтесь, что всю пачку он съел в одно лицо.

Пока мы горевали по утраченному пакетику орехов, другая макака, оценив успех собрата, подпрыгнула и выбила из рук всё наше великолепное блюдо (на котором еще было прилично бананов). Тут начался хаос! Обезьяны налетели на беззащитно лежащие на земле угощения и мы поняли, что пора ехать дальше.

Кстати, вид с места кормления обезьян открывался великолепный — в долине, у подножия горы, можно было видеть еще одно озеро острова под названием «Буян».

Далее «мимо озера Буяна в царство славного Солтана» направились мы… в храм Танах Лот. Это самый популярный из всех храмов Бали. Его неустанно фотографируют утром, днем и вечером, получая каждый раз совершенно неповторимые фотографии храма, расположенного на огромной глыбе, у подножия которого бушует океан. Во время прилива каменный утес, на котором стоит Танах Лот, окончательно отделяется от берега, образуя остров. Мы приехали посмотреть храм во время отлива и могли спокойно к нему подойти с берега. Надо сказать, что посторонних внутрь не пускают. На наших глазах наверх поднимались лишь служители в белых одеждах.

Считается, что под каменным основанием храма живут ядовитые змеи, которые охраняют его от врагов. На мой вопрос — «Правда ли это?» Путу ответил с хитрой улыбкой: «Да». На побережье можно было увидеть черный вулканический песок — он блестел на солнце, и казалось, что под ногами зола. Мелкие крабики с энтузиазмом рыли в песке свои норки и прятались в них при виде идущих по берегу туристов.

Поймать в объектив хотя бы одного краба удалось только с 25-й попытки, т. к. крабы тоже имеют черный окрас и на песке их разглядеть очень сложно. Тоже самое, что искать черную кошку в темной комнате (особенно, если её там нет!). Путу старательно показывал мне на выбегающих из норок буквально на секунды крабов, а я старалась разглядеть хоть что-то в объектив. В отеле, кстати, на белом песке маскируются белые крабики. Камуфляж, знаете ли.

На берегу перед входом в храм располагались пестрые торговые ряды. Продавали всякую одежду из батика и сувениры. Углубившись в гущу торговли, мы потратили наверно целый час, выбирая подарки, при этом торгуясь и сбрасывая и так слишком низкие цены. Довольные покупками, с полным мешком тряпья мы поехали в отель.

Дороги на Бали, как и на любом острове — узкие — в 2 (редко в 4 полосы). Автомобили в основном китайского и японского производства с азиатским уклоном. Оно и понятно — Китай и Япония — рядом. Популярностью пользуются минивэны (удобны для туристов). Седанов, как и личных авто местных жителей — не очень много. Зато мотоциклистов-скутеристов — целые тучи. Передвигаясь по дороге, они проникают в любое свободное пространство вокруг машин, мешая своей вертлявостью нормальным водителям.

При этом на мотоцикле или скутере обычно сидит вся семья — впереди на бачке или между родителями — ребеночек, ну и конечно папа и/или мама. Развивают они довольно большую скорость, при этом головы водителей и пассажиров не часто защищают шлемы. Объясняется такая популярность мото-скутеров тем, что они дешевле машины, а топливо для них продается вдоль дорог в больших бутылках. Так что почти в любом месте острова скутерист не будет судорожно искать заправку, а купит у какой-нибудь бабки вдоль обочины бутылочку бензина — и поедет дальше.

Путу привез нас по нашей просьбе в СПА-салон («Баливис СПА»), где мы взяли небольшую брошюру на русском (!) языке с перечнем услуг и расценками. Русский текст брошюры изобиловал различными (в основном стилистическими и связанными с неправильным переводом) ошибками. Привожу пример: «Баливис-бассейн ослабляет ваше тело, ваш разум и ваш дух» или СПА ритуал «Морского флота»?! В самом салоне было достаточно уютно и красиво и мы запланировали как-нибудь туда приехать. Однако, изрядно обгорев на солнце, мы так и не решились ослабить свой разум и без того ослабленное и опаленное тело в «Баливис СПА».

Посоветовав это салон русским ребятам из Австралии, с которыми познакомились в отеле, мы по их отзывам поняли, что массаж и другие процедуры там делают хорошо и самое главное — не дорого (получается почти в 3 раза дешевле, чем в отеле). А если брать несколько процедур пакетом, то и того дешевле.

Вообще отзывы о массажах и СПА-процедурах мы слышали только положительные. Побывав на Бали, нужно обязательно посетить такое заведение, дабы на себе испытать всю расслабляющую силу балийского массажа. Единственное, что удалось мне попробовать — это 5-минутный массаж шеи и плеч, который делали бесплатно в отеле возле бассейна. Отличные впечатления!

По традиции, оставив самое интересное на потом, последней нашей экскурсией были квадроциклы, а также катание на слонах. Путу отвез нас довольно далеко от отеля в слоновий питомник, где по совместительству располагалась трасса для квадроциклов и река для рафтинга. Приехав в парк 3-в-1 и увидев огромных слонов, которые тут же попались нам на пути, муж сразу отказался от катания на них.

Но первым делом нас отвели к инструктору, выдали защиту и усадили на квадроциклы. Бегло рассказав на английском правила управления техникой, из чего я только поняла, что придется переключать скорости (при этом на табло отражалась только нейтральная скорость, а остальные 4 — нужно было запоминать) и что при спуске или подъеме надо включать пониженную передачу. Муж, сидя на соседнем квадроцикле, кивал своему инструктору, т. е. тоже что-то понял. Тем не менее, внимательное прослушивание инструкции по управлению этим видом транспорта, не помешало мне на первом же повороте врубить нейтраль и бешено газуя, стоять на месте. Инструктору пришлось вернуться и снова показать мне, где загорается переключение скоростей.

Трасса изобиловала крутыми подъемами и спусками, идущими как вдоль жилых домов, так и по обрыву, внизу которого текла горная речка и новоявленные спортсмены, сидя в лодке и гребя в разные стороны без всякой системы, наслаждались рафтингом. Учитывая, что недавно прошел дождь, грязи было много и особенно было трудно забираться на крутую и скользкую горку, осложненную торчащими из земли огромными корнями деревьев. Того и гляди — покатишься вниз.

На тех же узких дорожках — ближе к базе — можно было столкнуться с гуляющими слонами, везущими на себе туристов. Тогда погонщик прижимал слона к обочине и огромное животное спокойно стояло и ждало, когда мы проедем. Честно говоря, сначала было страшно проезжать мимо — вдруг слон испугается, да и наступит на нас J. Но обошлось, как мне сказал один из погонщиков — слону нет дела до квадроциклов.

Вернувшись на базу уставшие, с мозолью от рычага газа, но все же довольные, мы долго отмывали комья грязи, налипшие на ноги до самых колен (наш инструктор любезно предоставил нам шланг с водой).

Перекусив в ресторанчике, мы направились на площадку со слонами. Так как у мужа был билетик только на просмотр, усаживать на слона меня повели дружной толпой — гид, муж, местные погонщики, стоявшие без дела. Взобравшись с огромной платформы на скамеечку, закрепленную у слона на спине, я пристегнулась и приготовилась к прогулке. Тут же погонщик моего слона, сел ему на шею и обмахиваемый огромными слоновьими ушами, повел огромную живую машину вперед.

Доставшийся мне слон по кличке Ганди был молод — всего 14 лет от роду (слоны живут в неволе до 80 лет, а в природе около 100), очень медлителен и шел, сильно раскачиваясь из стороны в сторону. Когда он спускался вниз, то переставляя аккуратно по очереди все 4 ноги, раскачивался еще сильнее и наклонялся вниз. Разговорившись с погонщиком (который бегло говорил на английском), я узнала, что слоны были привезены сюда 6 лет назад с Суматры (откуда родом и сам погонщик). Что кормят тут животных не очень хорошо — в основном кокосовым тростником и травой, которая растет тут же на склонах.

Я узнала, наконец, что слоны действительно панически боятся мышей (которые, к слову, встречаются в этих местах) и завидев крохотного грызуна — пускаются бежать со всех ног. Не хотела бы я в такой момент болтаться на спине бегущего бешенного слона. Погонщик успокоил меня, сказав, что для таких случаев у него в руке палка. Я подумала — что можно сделать палкой длиной в полметра такому ошалевшему несущемуся вскачь слону? К счастью, мышей на нашем пути не оказалось. Зато оказалась трава, один раз покушав которую, слон предпринял попытку еще раз подойти к склону и подкрепиться, но был остановлен погонщиком. При этом слоновье тело заскакало подо мной и задергалось (не хотел Ганди лишать себя вкусной травки).

Спросив меня, почему мой муж не поехал с нами, хитрый погонщик предложил мне уговорить его прокатиться «один круг по поляне». Я наивно согласилась и вернувшись на базу, стала всеми силами затаскивать супруга на слона. Мне дружно помогал Путу и все погонщики.

Тут следует вернуться немного назад. Когда муж сидел с Путу у платформы, откуда отходили слоны, он наблюдал веселую (но только со стороны веселую) картину, когда слон вместе с туристами заходил в большой бассейн, спускаясь по скользкому склону, обливал наездников из хобота водой, а затем, забирался на небольшой пенек всеми четырьмя ногами (как в цирке) и в конце садился на этот пенек попой, при этом запрокидывая назад скамеечку с визжащими от страха людьми. По этой причине нам было очень сложно уговорить моего мужа сесть на слона, он отнекивался, говоря, что сейчас слон будет садится. «Куда садится?» — думала я (не видевшая «веселого» зрелища), и продолжала настаивать на своем, думая, что это он от страха так говорит.

Проделав с нами точно такую же экзекуцию как и с предыдущими туристами, при этом покрикивая: «Окей, ноу проблема!», коварный погонщик выгрузил нас на платформу и тут мне пришлось выслушать много ругательств от благоверного в мой адрес. Но зато он сэкономил 45 $ (я об этом ему напомнила, что несколько смягчило его гнев) и при этом прокатился на слоне!

Полный впечатлений день был закончен и мы вернулись в отель, попрощавшись с Путу и пообещав ему рекомендовать его русским туристам. Кому нужен телефоньчик — пишите, с радостью поделюсь:)

Глава четвертая. Прощальная.

Удивительный Бали и галопом по Сингапуру

Вспомнив о том, что я не просто так тащила с собой увесистый объектив со штативом, я решила как во времена пионер-лагерей в далеком советском детстве, встретить рассвет на берегу океана и запечатлеть эту красоту. Вычислив, что заходит солнце за отель, а встает из океана, было решено ранним утром подняться на смотровую площадку отеля, прихватив фотоаппарат.

Я завела будильник на 5 утра. Поднявшись под веселый звонок, я посмотрела в окно. Там была ночь. Тут же на меня навалилась моя верная совиная спутница — лень, которая своим усыпляющим голосом стала уговаривать меня лечь опять спать и забить на этот восход солнца, который неизвестно еще сколько придется ждать, сидя в темноте и борясь с дремотой.

Разбудил меня муж в пол-шестого утра, когда за окном уже начинала заниматься заря. Быстро одевшись и схватив аппаратуру, мы помчались, шлепая сланцами по полу на обзорную площадку. Теряя дыхание, поднявшись по винтовой лестнице этажа на 4 вверх, мы вышли на большой балкон смотровой площадки и увидели, что мы такие не одни. С фотоаппаратами там уже сидели японцы и пара русских.

Выбрав удобный ракурс, я самозабвенно щелкала затвором. Из-за голубой утренней дымки над океаном стал виден краешек золотистого светила. Небольшие тучи на некоторое время закрыли встающее солнце, окрасившись по краю в ярко-красный цвет, и большой огненный круг медленно пополз вверх, озаряя своим светом водную гладь, прокладывая сверкающую дорожку от горизонта до берега. Что и говорить, я не пожалела, что встала в такую рань. Снимки получились!

Этим зрелищем просыпающегося океана мне и запомнились последние дни на Бали. По туристическому обычаю, забросив монетки в воду, чтобы вернуться сюда вновь, я попрощалась с большим океаном, который всем своим видом давал понять, что он здесь полноправный хозяин и владыка острова.

Глава пятая. Сингапурская.

Удивительный Бали и галопом по Сингапуру
Нам предстоял перелет до Сингапура и отпущенные 1,5 дня на знакомство с этим удивительным городом-государством. Это ничтожно малое время для того, чтобы посмотреть хотя бы самые основные достопримечательности Сингапура. Поэтому программа-максимум была составлена еще в Москве.

Прилетев в Сингапур и буквально закинув вещи в отель, мы направились на Сентозу. Памятуя о восторженных отзывах относительно канатной дороги и стеклянных кабинок, мы доехали на такси до станции канатки и купили 2 билета туда-обратно на полностью прозрачную кабинку. Пожалели мы об этом как только наша кабинка стала выплывать из здания станции. Закрыв от страха глаза, мы через некоторое время вновь их открыли и увидели, затаив дыхание, что летим над рекой, где стоит огромнейший пассажирский лайнер, а из кабинки открывалась шикарная панорама порта, а впереди виднелся остров развлечений Сентоза со статуей Мерлиона (правильней говорить Мерлайон, а то вас могут не понять) — морского льва — символа Сингапура.

Приехав на станцию, мы ринулись на поиски билетных касс. Так как был уже вечер, нужно было успеть купить билеты на лазерное шоу «Песни моря», которое идет 2 раза в 19.40 и в 20.40. Надо сказать, что людей было не очень много, и спросив у редких прохожих где здесь кассы, мы нашли наконец билетный киоск и купили заветные билеты.

Посмотрев на карту острова, мы выяснили, что ближе к нам находится 4D кинотеатр и пошли туда. Фильм про пиратов, продолжительностью 20 минут, конечно был детским, но «тактильные» эффекты при этом очень позабавили. Если кто-то кого-то бил или куда-то падал, то кресла наши резко наклонялись в нужную сторону, ветер с моря буквально дул нам в лицо, а морские брызги обливали нас натуральной водой! Вовремя обнаружив под сиденьем своего кресла длинный резиновый жгутик, я предусмотрительно подняла ноги, когда на экране под ногами героев оказались полчища крабов.

Выйдя из кинотеатра, мы поехали в Океанариум — сказочный подводный мир, устроенный в виде стеклянного тоннеля над головами посетителей, населенного акулами, скатами и прочими морскими обитателями. Удивили огромные рыбы 2-метровой длины, похожие на карпов, но с плоскими головами — настоящие монстры. Как в ночном кошмаре за стеклом сидели огромные крабы, почти в человеческий рост.

Не менее, чем огромные морские животные поразили нас и самые мелкие существа — «Морские ангелы» На их аквариуме даже установлены выпуклые лупы, чтобы можно было их рассмотреть. Это очень маленькие (в несколько миллиметров длиной) моллюски, прозрачные и светящиеся как медузы существа с крылышками (которыми они машут, передвигаясь в воде) и рожками на голове!!!! Это наверно самое удивительное зрелище, которое я видела в своей жизни. Морские ангелы теперь для меня самые красивые существа. Для меня стало открытием, что эти ангельские создания — хищники и питаются … морскими чертями (похожими на них, только черными моллюсками). И здесь вечная борьба добра со злом.

В океанариуме можно было также найти информационные щиты, содержащие фотографии и сведения о каждом представленном виде. Можно было даже покормить скатов — возле их открытого бассейна висела инструкция — где у них расположен рот и как нужно держать корм (который находился тут же — в прозрачном контейнере), засовывая руку в воду. Мы не рискнули попробовать. Еще током шарахнет.

Когда мы вышли из океанариума — на улице было уже темно и мы долго думали, на какой автобус нам сесть, чтобы доехать до набережной, где проходит лазерное шоу. Сев наконец в подошедший автобус «Рэд лайн», мы уехали… не совсем в ту сторону острова. Пришлось идти пешком наугад, и услышав звуки представления, мы пошли в сторону берега. Первый сеанс «Песни моря» уже шел.

Мы поужинали в местном кафе и пошли на представление. Казалось, что может нас удивить? Ну «танцующие фонтаны», ну трехмерные лазерные фигурки… Но все вместе, в сочетании с песнями, забавными героями, выпрыгивающими огненными шарами, огромными струями воды и фейерверком в конце — поразило наше воображение. Нам очень понравилось, как и всей многонациональной публике. А песня «Сингапура-Сингапура» надолго засела у нас в памяти. Купив за 25 сингапурских доллара свои фотографии, мы направились искать канатную дорогу, чтобы ехать в отель.

Нашли мы только монорельс, который, как мы поняли, отвезет нас до станции канатки. Подойдя к турникетам, мы выяснили, что нужно отдельно покупать билеты, и уже заметались в поисках кассы, когда добрые контролеры пропустили нас по своим билетам бесплатно. В итоге, по монорельсовой дороге мы доехали… до города! Там с трудом поймали такси и вернулись в отель.

Трудности в поимке такси мы испытывали на всем протяжении нашего пребывания в Сингапуре. Дело в том, что такси останавливаются только в строго установленных местах. Это не в Москве, где на все готовый «шахид» остановится вам даже на Красной площади, только руку протяни.

Дисциплинированные же водители сингапурских такси никак не хотели останавливаться там, где нам было удобно. Приходилось идти вдоль дороги в поисках заветной надписи «Taxi». Но и там, где эта надпись была, зачастую стояла внушительная очередь, а ждать нам не хотелось. Кроме того, сориентироваться с какой стороны ловить машину (у них левостороннее движение) и с какой стороны садиться в праворульный автомобиль — не сразу получалось.

Переночевав в отеле «Parkroyal on Beach Road» 4*, мы утром позавтракали (кстати завтрак очень хороший и разнообразный), сдали номер и оставив свои сумки в камере хранения, и продолжили нашу экспресс-программу по Сингапуру.

Поймав такси, мы сказали, что хотим в Сингапурский зоопарк. — ОК, — сказал водитель китаец и включив свою китайскую музыку с пением птиц и жалобными звуками какой-то дудочки, направился по заданному маршруту. Через 20 минут езды, когда за окном промелькнул поворот в аэропорт Чанги, мы почуяли неладное и спросили: — А что, зоопарк находится далеко от города? Китаец, не поняв наш вопрос, начал что-то радостно щебетать, кивая головой. Еще через 20 минут, когда китайское пение уже действовало на наши и без того напрягшиеся нервы, мы, с тревожным чувством смотрели на нашего Сусанина и думали — куда же он нас сейчас завезет? Кругом вдоль дороги был лес и намека даже на какую-то вывеску, гласящую о том, что мы едем в зоопарк — не было.

Наконец, мы увидели заветную надпись «Сингапурский зоопарк»! Обрадовавшись, что китаец нас все-таки понял, мы вышли возле касс зоопарка. Купили билетик с услугами трамвайчика, т. к. предчувствовали, что пешком нам все никогда не обойти.

Про сингапурский зоопарк не даром говорят, что он уникальный. Действительно, большинство зверей находятся не в вольерах, а на открытых островках, отделенных от посетителей водными препятствиями или находящиеся на возвышении. Обезьяны прыгают прямо над головами людей, тигры купаются прямо у вас под ногами — в своем собственном водоеме. Некоторые животные находятся за стеклом, например тапиры — классные хоботы у них — смешные. Нажав на кнопку возле вольера, можно было прослушать, какие звуки они издают.

Трамвайчик, как я и предполагала, нам очень пригодился, т. к. территория зоопарка огромная. К тому же кругом очень живописно и создается впечатление, что ты находишься не в зоопарке, а в среде обитания животных.

Вернувшись в город на такси, водитель которого при въезде в Сингапур попросил нас пристегнуться на заднем сидении!!! мы направились в Сантек Сити — комплекс, состоящий из пяти небоскребов в виде пальцев человеческой руки. Там же находится фонтан богатства и останавливаются экскурсионные автобусы.

Выбрав автобусы Hippo Tour, мы купили билет на однодневную экскурсию (которая включает 2 разных маршрута по всему городу). Можно было выйти на любой из многочисленных остановок в городе и сесть на следующий автобус. Мы проехали по всему городу, заехали в «Маленькую Индию», в «Чайнатаун» и в арабский квартал, проехали по набережной, доехали даже на окраину города, где расположен ботанический сад и комплекс иностранных посольств (в том числе и наше). Во время экскурсии рассказывали про город на английском языке. Но кое-то мне удалось понять.

Выйдя на Орчард Роуд, мы решили посмотреть тамошние магазины. Найти там можно бутики любых известных марок. Нас же интересовали китайская кошечка удачи с поднятой лапкой. Причем в каждом магазине стояла такая керамическая кошечка (от маленькой до огромной статуэтки — причем все они сделаны были в виде копилки), но она не продавалась. Нам сказали что «Лаки Кэт» можно купить в Чайнатауне, но времени ехать туда у нас уже не было. Следуя указаниям продавцов, мы нашли торговый центр с множеством китайских лавок, там то и приобрели последнюю пухлую кошечку-копилку с шариком в лапке и еще множество мелких кошек.

Решив напоследок побывать на набережной с Мерлионом (Мерлайон Парк) мы рванули туда уже в сумерках на с трудом пойманном такси. Если вы не побывали на этой набережной, считайте, что вы не были в Сингапуре. Там особенно красиво вечером: при свете огней, на фоне разноцветных небоскребов стоит статуя Морского льва, из пасти которого льется фонтан. Сфотографировавшись в разных позах на набережной, мы купили билет на речной трамвайчик, чтобы прокатиться по ночной реке. Проплыли мимо всех известных набережных и любезный пожилой китаец-капитан даже посадил нас у штурвала и сфотографировал на наш фотоаппарат. Снимок, правда, получился очень нечетким — кораблик качало, да и рука капитана была нетвердой. Но зато он очень был доволен снимком.

Не вернувшись на набережную с Мерлионом, мы попросили высадить нас на одной из остановок (хотя нам при продаже билетов говорили, что остановок кораблик не делает, предприимчивый капитан частенько шабашил — причаливая к берегу и беря на борт новых пассажиров). Вышли мы возле статуи Томаса Раффлза — основателя города (уже не надеялись там оказаться, т. к. нужно было спешить в отель) и пройдя приличное расстояние до «правильной» дороги — поймали такси.

В отеле нас любезно (и бесплатно) пропустили на 4-й этаж, где расположен бассейн и душевые, выдали полотенца и ключи от шкафчика, где мы привели себя в порядок, переоделись в одежду, более подходящую для осенней московской погоды и спустились на первый этаж в ожидании автобуса в аэропорт.

До автобуса еще оставалось 1,5 часа и мы зашли в отельный ресторан под названием «Китайский чайный дом», чтобы выпить чайку. Нас встретила строгая китаянка и усадила за стол. В меню было множество чаев (в основном с китайскими названиями, ничего не говорящими нам), а также различные китайские блюда и … лягушки!!! Путем переговоров с официанткой, мы выбрали зеленый чай с жасмином и два китайских десерта (по совету китаянки).

Чай нам принесли в таких маленьких стеклянных чашечках, которые похожи на детские наборы посуды для кукол. Мы уже было приготовились с трудом растягивать это мизерное количество чая до десерта, когда нам принесли и чайничек — тоже довольно маленький, но зато регулярно пополняемый кипятком.

Попивая чай, мы глазели на ужинавших неподалеку китайцев, сидевших за круглым столом дружной компанией. Откуда ни возьмись, появился человек в красном шелковом костюме с золоченой лейкой в руках. В этом не было бы ничего удивительного, если бы у этой лейки не было длиннющего (около 1 метра), тонкого носика через который китайский юноша …. наливал гостям чай, подняв лейку высоко над своей головой и приняв живописную позу. Мы с любопытством каждый раз ждали, когда у соседей закончится чай и придет официант с лейкой. Это был для нас самый экзотический ужин из всех!

Китаянка-официантка разговорилась с нами о жизни, спросив откуда мы, пьем ли мы в Москве зеленый чай, какая в России погода сейчас? При этом её лицо выражало очень противоречивые эмоции. Когда она каждый раз «улыбалась» после нашего ответа, казалось, что она только что съела очень кислый лимон, и было непонятно — радость на её лице или что-то другое. Но списав этот нюанс общения на наше незнание китайской мимики (или особенностей отдельных китаянок), мы были рады общению и рассказывали ей про Россию.

Получив напоследок незабываемые впечатления от китайского чайного дома, мы дождались автобуса и поехали в аэропорт. Мы попросили, как всегда, хорошие места и были определены во второй салон (из трех) эконом-класса у окна, как водится.

Эпилог

Улетая из далекого Сингапура, мне подумалось, что права русская пословица «В гостях хорошо, а дома лучше». Ведь каким бы ни был красивым экзотический курорт, каким бы ласковым не был теплый океан, там мы хоть и желанные (надеюсь), но все же гости. Получив ожидаемые эмоции от прекрасного незабываемого путешествия, везя с собой кучу красивых фотографий; сумку, набитую подарками; начинающий облазить загар и радостное настроение, мы спешим домой. И пусть дома нас ждет заброшенная и ставшая неуютной за 2 недели квартира, которую давно не убирали, одичавший орущий кот, разбросавший по всем комнатам клочки своей шерсти, каждодневная работа, ранние подъемы в 6 утра, дорожные пробки… Все равно мы рады своему ДОМУ и своей местами неласковой РОДИНЕ!

P. S. Прошу прощения за местами затянутый в подробностях рассказ и за длинные, порой сбивчивые предложения.

© Котофей. Материал размещен с разрешения автора.