Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была сегодня 14:29
На Кипре

Ханчжоу, Лоян, Синье, Шанхай, Пекин — Китай Сентябрь 2009

В сентябре состоялся мой Гранд-Тур по Китаю от турфирмы Асент Трэвел, где работает мой первый муж, который и сделал нам с подругой Кариной путевки со скидкой.

19 сентября мы вылетели из Шереметьево-2 Хайнаньскими авиалиниями. Самолеты у них яркие, красно-золотые, стюардессы тоже в красочных национальных костюмах, обслуживание и питание — неплохое. Летели часов семь, что для меня теперь, после перелетов в Латинскую Америку просто раз плюнуть. Карине же полет показался тяжелым и долгим, она вся извелась под конец. Прилетели в Пекин рано утром, прошли пограничный контроль все вместе по групповой визе. Группа у нас была маленькая, всего 12 человек, и это здорово облегчало все наши перемещения по стране. В Пекине нас встретила гид Юля, ушлая китаянка, плохо говорившая по русски, и повезла нас в отель Sunshine Jiayu Golden Hotel. Все отели по программе у нас были четырехзвездные, номера везде просторные, где-то лучше, где-то хуже, но в целом все прилично. По дороге все поменяли у Юли доллары на юани, быстренько заселились в гостиницу и сразу же отправились сначала на ранний обед, а потом на экскурсии. Обедали в ресторане рядом с отелем. Уселись за круглый вертящийся стол, заставленный разнообразными блюдами, но есть особо было нечего, все острое, соленое, мясных блюд мало, в основном трава. Карина, как только сошла с самолета, почувствовала себя плохо, ее подташнивало и мутило и есть, естественно, она ничего не могла. Но все же собралась с силами и поехала на экскурсию. В Пекине у нас был большой и комфортабельный автобус, в котором мы все удобно расположились. Мы с Кариной заняли места в первом ряду, сразу за водителем, где самый лучший обзор.

В первый день программа была до предела насыщенная, сначала нас повезли на Площадь Небесного Спокойствия Тяньаньмэнь, самую большую площадь в мире. Площадь действительно поражает своими размерами, конца края не видно. В центре площади возвышается монумент народным героям, напротив — мавзолей Мао Цзедуна, где находится саркофаг с его телом. Туда мы не пошли, мощи китайского руководителя никого не интересовали. Еще подальше — Дом народных собраний. Один официоз, в общем. Сразу после площади мы направились в бывшую императорскую резиденцию — Запретный Пурпурный Город Гугун, попасть куда можно через Ворота Небесного Спокойствия. Этот дворцовый комплекс, служивший резиденцией для 24 императоров династий Мин и Цин действительно огромный, около 9000 помещений, все здания построены строго симметрично по центру.

Гранд-тур по Китаю

Запретный город был построен 580 лет тому назад во время правления династии Мин. С четырех сторон его окружает крепостная стена, за которой вырыт ров. Не подступишься, вообщем. Естественно, такой дворцовый комплекс включен ЮНЕСКО в список объектов мирового культурного наследия. Конечно, Гугун производит впечатление и своими размерами и простором, и строгой симметрией дворцов и террас, и традиционной национальной архитектурой — просто в глазах рябит от золотистых черепичных крыш с изогнутыми углами и фигурками мифических животных на карнизах.

И все в прекрасном сотоянии, яркое, броское, многоступенчатое. Больше всего мне понравился Дворец Высшей гармонии — самое крупное здание комплекса. Стены его и потолок украшены многоцветной резьбой и позолотой. На площадке перед фасадом размещены символы долголетия — бронзовые фигуры журавлей и слонов, сосуды и курительницы для благовоний.Мы потратили часа два на осмотр запретного города, но это бегом, а по-хорошему там надо со вкусом гулять челый день. Сразу за дворцом мы увидели красивый парк с беседками и водопадами, очень живописное местечко, по которому немного прогулялись, и уже оттуда вернулись к автобусу.

Гранд-тур по Китаю

Бедной Карине там совсем поплохело,  так что она с большим трудом дошла до конца и уехала в гостиницу на такси, которое для нее поймала гид Юля. Надо сказать, что такси в Пекине хоть и много, но поймать и договориться с таксистом не так-то просто. Многие просто не останавливаются, другие не хотят везти по адресу. Без знания языка вообще трудно, все общение только через гида.

После Гугуна нас повезли на чайную фабрику. Там нам показали красивую чайную церемонию, где мы учились правильно заваривать чай и попробовали наверное сортов 10 разного чая. Там же предлагают его купить, что довольно дорого, намного дороже, чем в городе, но все всё равно покупают. Я не удержалась и тоже купила — личи, женьшеневый и еще какой-то черный.

На ужин у нас была запланирована «Утка по-пекински», которая оказалась сплошной профанацией, вывезли на столике лакированную утру, при нас ее разделали и в результате каждому досталось по два тоненьких кусочка, да у вкусной она мне не показалась. Вообще, питание на протяжении всего тура было мягко говоря не очень. Обеды и ужины, включенные в программу, выглядят так — на вращающийся стол на 12 человек выносят приблизительно 15 блюд (рис, ошпаренная ботва разных видов, приготовленные по местным рецептам мясо, курица, рыба, картошка (например, в карамели) — все на любителя. Девяносто процентов блюд из овощей. Мяса очень мало, перемешано с овощами и определению не подлежит. Наверное поэтому китайцы столь низкорослая нация. Половина блюд достаточно острые, и если кто не любит острое, то из всего кажущегося разнообразия ему подойдет от силы несколько блюд. Подают зеленый чай и порционно пиво, кстати очень неплохое, им мы и спасались, или минеральную воду без газа. С газом воды у них вообще нет. Ну ладно, в конце концов мы не есть сюда приехали. Зато рядом с гостиницей был супермаркет, и там я обнаружила вкуснейшие папайи, спелые, сочные, безумно дешевые. Этим и спасалась в Пекине.

Бедная Карина отлеживалась в номере, ей стало совсем плохо, она даже не могла встать с кровати, о еде вообще слышать не могла. А завтра у нас по плану была Великая Китайская Стена. Мы не знали, что и делать. Решили подождать до утра и посмотреть на ее самочувствие.

Надо сказать, что номер у нас был большой, просторный, кровати удобные, с прекрасным шелковистым бельем, имелся электрочайник, чай, кофе, вода, все это входило в стоимость номера. Был также полный комплект гигиенических принадлежностей, включая одноразовые расчески и принадлежности для чистки зубов, а также одноразовые тапочки. И так было во всех без исключения гостиницах, не только в Пекине. Имелся также большой телевизор, но смотреть практически было нечего, одна или две европейских программы, все остальное — местное, неудобоваримое. В гостинице был даже бассейн, но за дополнительную плату, до него мы так и не дошли, не было ни сил, ни времени.

На следующее утро Карина кое-как заставила себя встать, но на завтрак не пошла. Я же пришла с завтрака в полном разочаровании — нормальной, европейской еды практически не было, за исключением яиц. Про сыр и ветчину и говорить нечего. Лежали какие-то мякиши из вареного теста без начинки, совершенно несъедобные и куча вонючей травы. Есть можно было только пустой рис и лапшу. В нашей группе было двое мужчин, их было искренне жаль, ели они за завтраком в основном отварные яйца. Я поняла, что с питанием тут будут проблемы, надо что-то придумывать. Потом мы нашли поблизости Макдональдс и спасались там, хотя даже макдональдс у них по вкусу намного хуже, чем в Москве. Что еще всех поразило, так это то, что на завтрак нам выдали талоны! Без талонов не пускали ни в какую, бормотали что-то невразумительное и махали руками! Все-таки много у них осталось от совка!

После скудного завтрака отправились на автобусе загород на Великую Китайскую Стену. По дороге нас, естественно, завезли на нефритовую фабрику, показывали процесс обработки камня, довольно интересно и красочно. Некоторые изделия — просто настоящие произведения искусства, как например китайская капуста из белого нефрита, цветы, фигурки будды и животных. Работа очень тонкая и изысканная. Цены безумно высокие, не подступишься, поэтому я только фотографировала. На фабрике Карине опять стало хуже, и она поняла, что до стены не доедет. Пришлось снова отправлять ее в гостиницу на такси, а ведь мы отъехали от Пекина довольно далеко, пришлось ей заплатить за такси долларов двадцать. По дороге таксист немного заблудился и стал ей что-то объяснять по-китайски. Процесс коммуникации не мог состояться никоим образом, говорили на двух разных языках, но все же до гостиницы он ее довез.

Мы же наконец добрались до Стены. Участков, на которые везут туристов, несколько, нас же привезли на самый ближний, в 60 км. от города. Великая Китайская Стена — это без сомнения одно из самых ярких впечатлений поездки. Извилистой лентой она тянется в горах, пересекает реки и уходит высоко в небо.

Гранд-тур по Китаю

Несмотря на явную туристичность места, впечатление она все равно производит сильное. Горы вокруг, цепочка башен, стена, уходящая за горизонт. Я себе совсем не так ее представляла. Я думала, что на нее надо взбираться вертикально вверх по лестнице и там уже спокойно гулять. Оказалось же, что стена все состоит из ступенек, все вверх и вверх, а через каждые 200 метров — сторожевые башни. Подниматься, да и спускаться по стене весьма непросто: высокие ступени разной шири ны и высоты изрядно изматывают.

Я взобралась до четвертого уровня и вся взмокла, а одна женщина из нашей группы, оказавшаяся заядлой туристкой, исходившей пешком весь Крым, дошла до шестого. Была у нас в группе одна бабушка лет 75, так она с легкостью добралась до третьего уровня. Старая закалка! Со стены открываются обалденные виды — горы причудливых очертаний, башенки, беседки и извилистая лента самой стены, уходящая в небо.

Официально считается, что строительство стены было начато в 221 веке до н. э. во время правления первого императора Поднебесной, для защиты от набегов кочевников, но на самом деле в это время просто стали объединять отдельные уже построенные ранее участки стены. Считается, что и после этого стена не стала эффективным оборонительным сооружением, однако благодаря своей ширине она выполняла важную функцию скоростной дороги. Часовые, дежурившие на башнях дымовыми сигналами передавали в столицу сведения о передвижениях вражеских войск. Длина стены составляет 8 тысяч 851 километр и 800 метров.

После восхождения на стену нас относительно неплохо покормили в ресторане поблизости от самой стены. Видимо решили, что после такой физической нагрузки туристам надо как следует подкрепиться. После обеда нас повезли смотреть могилы императоров династии Мин. На мой взгляд, эту экскурсию можно смело исключить из программы тура, настолько там все скучно и безлико, гораздо интереснее было бы свозить нас например в зоопарк, посмотреть китайских панд. На обратном пути в отель мы сделали остановку, и гид провела нас по Олимпийскому парку, мы посмотрели знаменитый стадион «Птичье гнездо», по дизайну и впрямь напоминающий гнездо птицы.

Гранд-тур по Китаю

Архитекторам удалось очень удачно вплести традиции востока, его гармонию и красоту в это грандиозное спортивное сооружение. Корпус стадиона, обвитый крепкими и извилистыми металлическим прутьями, действительно напоминает гнездо птицы, считающееся на востоке символом мира, уюта и новой жизни.

Другие олимпийские объекты необычной архитектуры также радовали глаз. Меня привела в восторг информационная башня, постоянно менявшая свой цвет и Водный куб, подсвеченный изнутри.

Гранд-тур по Китаю
  Очень необычные формы и конструкторские решения. Действительно, такие здания украшают город, придают необычный колорит его облику. Уже стемнело, и олимпийские объекты заиграли разноцветной подсветкой, став еще краше и экстравагантнее. Эта прогулка всем очень понравилась.

Вечером Юля предложила посмотреть национальное китайское шоу с элементами цирка и оперы. Я еще в Москве слышала, что это малоинтересное мероприятие, особенно завывание местных оперных див в масках и ехать туда отказалась. И как потом оказалось, совершенно правильно сделала. Сходившие на это шоу люди потом говорили, что они напрасно выбросили деньги, настолько все там низкого уровня. Меня и еще двух дам из группы отправили в гостиницу на такси. Вечерний Пекин из окна такси выглядел очень нарядно и современно — много небоскребов современного дизайна, широкие проспекты, необычного дизайна клумбы, красивая подсветка и везде чистота, оказывается у них очень строгая система штрафов, так что никто не мусорит. Пекин — огромный город, даже по сравнению с Москвой, улицы тянутся на много километров, едешь по ней, едешь, а она все не кончается.

Карина уже стала приходить в себя, конечно очень жаль, что ей не удалось посмотреть китайскую стену, но что поделаешь, как будто по закону подлости.

Зато на следующий день она уже совсем оклемалась и смогла присоединиться к группе. Надо сказать, что все туристы из нашей группы очень ей сочувствовали и переживали. Хорошие у нас люди, все-таки.

В этот день программа тоже была насыщенная, но сами объекты не такие огромные, как в первые дни и было в общем-то уже не так напряженно. Мы посмотрели действующий ламаистский храм Юнхегун, самый известный буддийский монастырь в Пекине. Это ламаистский храм, то есть монастырь тибетского буддизма.

Изначально чисто китайской религией был даосизм. Но потом из Индии в Китай был завезен буддизм. Теперь это самая распространенная религия в стране. В течение всего тура мы посетили около десятка разных храмов. Туда приходят буддисты, чтобы рассказать о своих проблемах Будде, попросить его о чем то, преподнести ему дары или же поблагодарить (обязательно, если желаемое исполнилось!). У храма буддисты покупают ароматические палочки, благовония, поджигают и ставят их, как свечу, при входе. На мой взгляд, все храмы очень похожи, как внешне, так и внутренне. Перед статуей Будды, лежачий он или стоячий, красные подушки, на которые люди опускаются на колени и молятся. Как и у нас, со своими проблемами китайцы идут в храм. Часто в храмах Китая стоят 4 Небесных стражника, грозных на вид и страшных, но абсолютно не злых, по 2 с каждой стороны. Храмы имеют 2 входа (выхода), на противоположных сторонах. В них тоже проходят службы.

Еще в Китае распространено Конфуцианство. Но это не религия, а скорее философия.

В храм Юнхегун мы вошли через красочные ворота, по бокам которых установлены каменные львы. Монастырь состоит из ряда павильонов, которые как-бы разбивают территорию на отдельные секции. Попасть из одной секции в другую можно лишь пройдя через павильон. Кстати, такая система характерна для всей дворцово-храмовой архитектуры Китая. Мы увидели широко известную деревянную статую будды будущего, вырезанную из единого ствола сандалового дерева, доставленного из Индии.

Разноцветный, похожий на резную игрушку храмовый комплекс очень всем понравился.

Гранд-тур по Китаю

Обедали мы в этот день в тайском ресторане, довольно неплохо нас там накормили и даже показали тайское шоу. Этим обедом все остались довольны.

Во второй половине дня нам показали еще один извесный храмовый комплекс Пекина — Храм Неба, построенный более 500 лет тому назад и расположенный в центре огромного парка.

Гранд-тур по Китаю

Здесь проводились ежегодные ритуальные церемонии и молебны во славу Неба за ниспослание урожая. Храмовый комплекс состоит из Алтаря Неба, Храма Небесного Величия и Храма молитвы об урожае. Нас совершенно очаровали крыши его главных построек, покрытые синими глазурными черепицами, под цвет неба. Здесь же находится знаменитая Стена Отраженного Звука, воспроизводящая слова, произносимые даже шепотом.

А потом нас, несмотря на сопротивления завезли на шелковую фабрику, где показали процесс производства шелка, начиная с кокона и развития личинки и гусеницы. Довольно познавательно нам было все это увидеть своими глазами. Там же можно было купить шелковые одеяла и подушки, что многие наши туристы и сделали. Одеяла тут же запаковывают в вакуумную упаквку и оставляют у гида в Пекине, чтобы не таскать с собой по всем городам. Очень удобно. Потом, правда, выяснилось, что в других городах, где нас опять возили на шелковые фабрики, можно было купить те же самые одеяла в два раза дешевле. Мы-то ничего не покупали, а многие купившие потом возмущались. Надо сказать, что гидом в Пекине все остались недовольны — китаянка позволяла себе повышать голос на туристов, делать замечания относительно дешевизны нашего тура, то есть, по ее словам, получалось, что если мы купили дешевый тур, то не имеем никакого права быть чем-то недовольными и чего-то требовать. Удивительная наглость со стороны принимающей турфирмы, я потом поставила об этом в известность своего бывшего мужа. Может быть в будущем китайская сторона учтет свои недостатки и будет более внимательно относиться к нашим туристам.

Возили нас еще на жемчужную фабрику, где показывали процесс добывания жемчужин из раковин. Там мы купили какие-то якобы чудодейственные крема с жемчужной пудрой, довольно дорогие, где-то 40 дол. за баночку. Потом был еще Центр Тибетской медицины, где всем быстренько проводили диагностику и ставили диагноз, тут же предлагая купить дорогущие лекарства. Разводилово конкретное, одним словом. Никто, естественно, по тибетским рецептам не стал лечиться.

Уже вечером, по многочисленным просьбам туристов Юля завезла нас все-таки на базар и дала час времени. Базар — это что-то! Все кричат, хватают за руки, цену можно сбить в 5 раз, торговаться, правда, надо отчаянно. В таком цейтноте мы с Кариной умудрились купить по большому, хорошему чемодану по 20 долларов за штуку, сумки, часы и еще по мелочи. Но впечатления довольно неприятные — особенно, когда торговцы хватают тебя за руки и от них невозможно отвязаться. Чемоданы оставили у гида в Пекине, не возить же их с собой по всей стране.

Вечером у нас был поезд на Сиань. Китайский вокзал пугает. Толпы китайцев с баулами, шумно, грязно. Нас проводили в VIP зал, где было относительно пусто и тихо, работал телевизор и кондиционер.

По дороге на вокзал купили в супермаркете кое-что из продуктов, выбора никакого, сыра и съедобной колбасы не найти! Я считаю, что в турагенстве в Москве должны заранее предупреждать об этом туристов. Мы бы взяли с собой нарезки в вакуумной упаковке и не знали бы никаких забот с питанием в поездах. Ну ладно! Поезда в Китае — чистые, в купе — термос с кипятком, стаканов, правда, нет, одноразовые тапочки, хорошее постельное белье. Туалеты относительно чистые, не понравилось только, что умывальники отдельно от кабинок, не отгорожены, что неудобно. Туалетная бумага отсутствует, это касается и бесплатных общественных туалетов по всей стране. Влажные гигиенические салфетки и собственная туалетная бумага будут совсем нелишними. Об этом тоже следовало бы предупреждать туристов заранее. Нам дали 4-ех местное купе вместе с мамой и дочкой из Москвы. Они оказались заядлыми путешественницами, и мы долго обменивались с ними впечатлениями от своих поездок по миру. Ночью даже смогли поспать под стук колес.

Рано утром на следующий день мы прибыли в Сиань — древнюю столицу Китая. Вокзал — огромный, до стоянки автобусов мы шли минут 15, малоприятное занятие идти через толпы китайцев, да еще с чемоданами. У Карины сломалась ручка чемодана, хорошо, что нас встречал практикант Паша, который и катил его всю дорогу до автобуса, согнувшись в три погибели. Сами бы мы его на дотащили. Повезло, одним словом. В Сиане сервис и обслуживание тоже были не очень. Местный гид — молоденькая девочка Ксюша (имена они сами себе придумывают, чтобы туристам было легче к ним обращаться) говорила по-русски мягко говоря плоховато, иногда мы вообще ее не понимали. Зато была улыбчивая и очень внимательная и услужливая. Гостиница тоже оказалась попроще и поскромнее, чем в Пекине, а автобус маленький, с неудобными сиденьями. Нам немного поменяли программу и в первый день повезли сначала на фабрику сувениров, где мы полюбовались дорогущими предметами декора, мебели, национальными сувенирами. Я запала на разноцветного чешуйчатого терракотового дракончика, но стоил он порядка 50 долларов, и цены они на сбавляли.

Гранд-тур по Китаю

Так и не купила, зато потом нашла в старом городе почти такого же и в два раза дешевле.

Сиань — город знаменитый: на протяжении многих лет он являлся императорской столицей 11 династий, отсюда началось распространение буддизма в Китае, и кроме того он являлся начальной точкой Шелкового Пути, что послужило купеческому процветанию города. Здесь сосредоточено большое количество исторических и культурных памятников. Можно сказать, что сам город представляет собой музей под открытым небом. Самое интересное в Сиане это, безусловно, знаменитое Терракотовое Войско, за этим сюда в общем-то туристы и едут, посмотреть на это чудо. Погребальный курган первого императора Цинь Шихуана расположен в окрестностях Сиана. Император этот отличался особой жестокостью и захотел, чтобы и после смерти, на том свете его сопровождало войско, и он мог покорять новые земли. Можно было бы, конечно, умертвить несколько тысяч человек и забрать таким образом их с собой, но император был гуманист. Поэтому придворные мастера лепили каждого человека, каждую повозку индивидуально, с присущими именно этому человеку чертами, одеждой и вооружением. Потом, правда, всех мастеров умертвили, чтобы не выдали этот секрет. Похоже на нравы при нашем Иване Грозном. Сейчас открыто 7.000 воинов и несколько десятков повозок и колесниц. Предполагают, что открыта всего одна треть. Лепить войско начали, когда императору было 13 лет, а закончили с его смертью после 50 лет. Большая часть войска разрушена. После смерти императора было восстание и восставшие, разведав, где стоит терракотовое войско, залезли в подземелье и забрали оружие для своих нужд, а оно у глиняных солдат было настоящее. Много при этом вылепленного побили и сожгли. Кроме того войско было раскрашено, а после вскрытия на воздухе и свету краска пропала, выгорела, окислилась. Сейчас эта застывшая армада поражает туристов своим колоритом — разные лица, настроения, прически, нет ни одного одинакового лица.

Гранд-тур по Китаю

Захоронение называют восьмым чудом света.

Вдоволь налюбовашись терракотовым войском, мы отправились к автобусу. По дороге Карина приобрела очередной красный чемодан, так как ее старый совсем развалился, а купленный на базаре новый остался в Пекине. Чемодан этот оказался красивым, но хлипким, колесики у него пришли в негодность еще до окончания путешествия, и мы с ним тоже потом здорово мучились. Не везло нам с чемоданами в Китае! Там же продавали хурму в лоточках, очень спелую и дешевую. Мы потом эту хурму ели два дня, от жадности купили сразу много. В окрестностях Сианя выращивают огромное количество хурмы и гранатов, что мы смогли оценить. В этот вечер у нас был, наверное, самый вкусный и колоритный ужин за всю поездку. Нас привезли в шикарный ресторан на банкет пельменей. Ресторан весь сверкал, внизу посетителей встречали две очаровательные китаяночки в красочных национальных одеждах. Таких красивых женщин на улицах не увидишь, видимо, это их местные фотомодели. Мы, конечно же, все с ними с удовольствием сфотографировались на память.

Гранд-тур по Китаю

Ужин «Банкет пельменей» — это был шедевр кулинарии всей нашей поездки. Мы по очереди продегустировали видов 20 пельменей разнообразной формы с начинкой от морской капусты, мидий до грецких орехов и бог знает какого-то ассорти.

Было вкусно, эстетично и сытно. Довольные и сытые поехали отдыхать в отель.

Надо отметить, что в Сиане, за исключением пельменного банкета была самая отвратительная кормежка в гостинице, даже по сравнению с Пекином, есть за завтраком было абсолютно нечего, никакой человеческой еды не было совершенно!

Весь следующий день мы провели в Сиане, а вечером отправились на поезде в Лоян. Нам показали старинную городскую стену, антиквартный квартал, лес стел и Большую пагоду Диких Гусей.

Одной из достопримечательностей города Сиань является городская стена — Стена эпохи Мин. Со стены открывается живописная панорама старого города с видом на колокольню и Барабанную башню.

Гранд-тур по Китаю

Минская городская стена является самой крупной и лучше всех сохранившейся древней городской стеной.

Она была возведена в 1374 — 1379 гг. Стена построена в форме прямоугольника, на всех четырех сторонах имеются ворота, городские башни, стрелковые башни, шлюзные башни и подвесные мосты. Стену окружает защитный канал. Интересный образец китайской оборонительной архитектуры. Погуляли мы по этой стене с большим удовольствием, тем более что восхождение на нее по степени сложности не шло ни в какое сравнение с Великой Китайской. Потом прогулялись по антикварным улочкам вокруг стены — очень колоритный райончик,

Гранд-тур по Китаю

где я прикупила свиток с типичным китайским пейзажем и разноцветного то ли тигра, то ли дракончика, который запал мне в душу еще с посещения фабрики. Цена после длительной торговли была снижена в два раза, чем я очень возгордилась. Фигурка осталась у родителей в Москве, а свиток висит у меня на стене в квартире в Сантьяго. Память о поездке.

Потом у нас было посещение каменного книгохранилища — Лес Мемориальных Стел или Музей Стел. Здесь экспонируются вырезанные на стелах каллиграфические работы знаменитых китайских каллиграфов и ученых разных эпох. Громадные плиты с выбитыми текстами свезены в одно место. На многих плитах высечены классические конфуцианские тексты. Современные китайцы прочесть эти тексты не могут — другое было написание иероглифов. Немаленькая бригада копирует тексты с камня на бумагу и делает перевод (подстрочник современными иероглифами).
Иероглиф это звук, буква, слог, слово, понятие, предложение.
Существует около 6.000 наиболее употребимых и они «отскакивают» у китайцев от зубов. Но не входящие в этот список иероглифы сами китайцы расшифровывают и надолго задумываются как при решении ребуса, подставляя и пробуя на смысл различные варианты. То бишь однозначный смысл есть только у наиболее употребимых, остальные допускают множественность толкований или по крайней мере неоднозначность.

Для хранения буддийских святынь и рукописей в Сиане была возведена Даяньта — Большая Пагода Диких Гусей, ставшая со временем символом города. Храм построен во время правления императора Тайцзун Чжэньгуаня (648 г.). Семиэтажная кирпичная пагода построена в  виде терема.

Гранд-тур по Китаю

Ее высота 64,7 м, основание квадратной формы, стиль строгий и торжественный. Дикий Гусь считается у китайцев символом удачи и всего хорошего. Пагода красивая, семиярусная, удивительно пропорциональная, с комплексом действующего монастыря. Вокруг пагоды уютный замечательный парк, где мы с удовольствием погуляли и пофотографировались.

С этим сооружение связано много легенд. Именно здесь странствующий монах Сюань Цзан переводил с санскрита священные сутры, привезенные им из Индии после шестнадцатилетнего паломничества на родину буддизма. Тщательная работа потребовала немало времени: Сюань Цзан занимался переводом ровно одиннадцать лет. Почему этот храм, был назван именами диких гусей, история умалчивает. Тем не менее существует предание, что один монах во время великого голода молился о помощи. И небо послало пищу благочестивому старцу. Прямо в руки ему упало несколько жирных гусей.

Ближе к вечеру нас отвезли на вокзал, где мы все дружно закупились китайской лапшой в привокзальном супермаркете, так как больше просто ничего не было, посадили в поезд, в сидячий вагон, и мы отправились в Лоян, ехать куда надо было около 5 часов. Вот эта поездка была действительно тяжелой, сиденья в вагоне жесткие, неудобные, спина затекала невыносимо. Было тесно и неудобно. Стоил такой билет какую-то совсем смешную сумму, долларов 5, если не ошибаюсь, что же можно было ожидать за такие деньги! Всю дорогу мы доедали хурму и смотрели в окно.

Зато в Лояне нас ждал приятный сюрприз — нас встречал гид совершенно свободно говоривший по-русски, да и гостиница Peony Hotel была намного лучше Сианьской. Следующий день продолжал нас радовать приятными неожиданностями — в гостинице подавали европейский завтрак — с сыром, ветчиной, яичницей! Видимо потому, что в гостинице этой было много немцев. Радости нашей не было предела! Уж мы ели-ели! Потом нас встретил новый гид по имени Олег — доктор исторических наук, между прочим. Тоже хорошо говорил по русски, и к тому же сам по себе очень приятный, интеллигентный человек. От Лояня мы остались в полном восторге по всем пунктам программы.

После завтрака мы отправились на комфортабельном автобусе смотреть Гроты Лунмэня. По дороге гид рассказал нам, что город Лоян, считающийся одним из древнейших центров китайской цивилизации, получил свое название от реки Ло, на берегу которой он и расположен. Основан в 11 в. до н. э., являлся столицей для 70 китайских императоров. В Лояне и его окрестностях большое количество памятников и достопримечательностей, связанных с буддизмом. Символом города является цветок пиона, с которым связывают красоту и богатство. Ежегодно в середине апреля здесь устраивают Фестиваль пионов, привлекающий многочисленных туристов. Жаль, что нам не удалось увидеть это зрелище, все пионы к сентябрю давно отцвели.

Вскоре мы уже подъезжали к гротам Лунмэня. От автобусной стоянки надо было добираться до них на электромобиле, а потом пешком по набережной. На противоположном берегу реки виднелся в горах еще один красивый монастырь, но из-за дымки мы так и не смогли сделать хорошие фотографии. Виды в тех местах — потрясающе красивые. Река, ущелье, с двух сторон начинаются горы и старинный мост через реку. Буддийские храмы-гроты Лунмэнь (Врата Дракона) — это высеченные в камнях ниши, в которых также высечены различные статуи Будд.

Гранд-тур по Китаю

Всего их огромное количество, к сожалению, многие разбиты, только некоторые отреставрированы.

Во времена культурной революции Буддам отбивали лица. Гроты Лунмэня — это один из крупнейших пещерно-храмовых ансамблей Китая, где прямо на стенах скал высечены буддийские изваяния, а основным элементом орнамента на стенах является цветок лотоса — символ чистоты в буддизме.

Гранд-тур по Китаю

Возводить этот пещерный монастырь начали в 494 году. Монахи приходили сюда, чтобы уединиться от мирской суеты и посвятить себя изучению духовного мира. Тогда и началось строительство пещерного храма, которое длилось около двух столетий. За это время было вырезано из камня тысячи статуй, выдолблены десятки изваяний Будды. Больше всего нас поразила дальняя пещера, где находится самая большая 17 метровая с татуя Будды, в окружении учеников и грозных Небесных Стражей.

Гранд-тур по Китаю

Вообще, посещение этого комплекса приводит к необычайному душевному равновесию и спокойствию, видимо действительно там какая-то очень сильная энергетика. Впечатления от этого места остались очень сильные, в какой-то степени сродни эмоциональному потрясению от посещения египетского Луксора. Почему-то именно это сравнение пришло мне там в голову. А какие потрясающие виды открывались оттуда, прямо дух захватывало от единения истории, архитектуры и природы.

Одно из самых энергетически сильных и красивых мест в Китае!

После обеда нас завезли на очередную фабрику-магазин полудрагоценных камней и нефрита, где многие из нашей группы купили нефритовые массажные коврики. Говорят, что помогают от всех болезней. А я запала на кулончик из горного хрусталя, но цена показалась мне завышенной, просили за него что-то около 40 долларов. В результате длительной торговли на пальцах цену снизили до 30 дол. Но я все равно упиралась и предлагала только 15. Они ни в какую. А когда мы уже пошли к автобусу, продавщица побежала за нами и согласилась отдать кулон за 15 долларов. Так я приобрела очаровательный кулончик из горного хрусталя за совсем смешные деньги, ничуть не хуже кристалов Сваровски. И теперь ношу его с удовольствием! Еще один предмет моей гордости!

Во второй половине дня мы посетили Храм Белой Лошади, который считается древнейшим сооружением на территории Китая. Если верить легенде, два монаха этого храма на двух белых лошадях привезли священные рукописи из Индии. Примерно в это же время, две тысячи лет назад, храм стал местом сохранения священных для китайцев книг и рукописей. Мы погуляли по территории храма, полюбовались Пагодой Заоблачных высот, сделалли эффектные фотографии, взобравшись на скульптуру белой лошади,

Гранд-тур по Китаю

и пожалели, что сейчас не май, когда в садах должны цвести кусты пионов, чем гордится этот город.

Вечером у нас образовалось свободное время, и мы решили погулять в парке около гостиницы, куда нам настоятельно рекомендовал сходить наш гид Олег. По дороге в парк мы с интересом наблюдали, как тысячи китайцев возвращаются с работы на велосипедах и мопедах. Вообще, движение на дорогах нас поразило до глубины души — просто какое-то броуновское, беспорядочное передвижение.

Гранд-тур по Китаю

Впечатление такое, что правил они вообще не знают, передвигаются подобно стаду баранов, вышедших на проезжую часть. Все гудят, едут наперерез, но каким-то чудесным образом все равно все разъезжаются и избегают столкновений. Парк оказался большим, ухоженным, с красивым озером. Но что нас больше всего заинтересовало — так это то, как отдыхают сами китайцы. Многие занимались гимнастикой, массировали спину на специальном оборудовании, другие танцевали парами на танцплощадке. Культурно отдыхали, одним словом. Все это было для нас ново и необычно. Другой мир, другая культура, все другое, чужое и необычное. По поводу самих китайцев надо отметить, что впечатления они у всех нас оставили крайне неприятные. Нашему человеку трудно положительно воспринимать некоторые их физиологические особенности, ну например, она прилюдно сморкаются и отхаркиваются, это у них считается чем-то естественным и вполне приличным. Неприятно удивил нас также исходивший от большинства китайцев запах чеснока, видимо вследствии своего специфического травяного питания они настолько пропитаны им изнутри, что его ничем не отшибешь.

На следующее утро, загрузившись в автобус с вещами, мы выехали в монастырь Шаолинь, расположенный в 50 км. от города.

Гранд-тур по Китаю

Сразу скажу, что монастырь произвел на всех сильное впечатление. Не случайно, даже Путин посетил его несколько лет тому назад. Это один из самых известных центров боевых искусств. Находится он в горах, дорога к нему петляет, как змея. Возникновение монастыря относят к 495 году, когда в монастырь пришёл индийский учитель — Бодхидхарма, последователь чань-буддизма. Он уверял монахов, что Буддой может стать любой. Но ему не поверили. И тогда он ушёл в пещеру и просидел там 9 лет лицом к стене, в медитации. После этого ему поверили, но для того, чтобы подняться на ноги, Бодхидхарму необходима была физическая подготовка, и он начал тренироваться. Говорят, именно тогда и возникло у-шу, вид боевых искусств называемый в наши дни кун-фу. До сих пор этот вид боевых искусств, славится по всему миру. При монастыре существует 40 школ, в которых обучаются боевым искусствам дети и взрослые. Умиротворяющая красота и гармония гор, мальчики и девочки (их значительно меньше) в спортивных костюмах, отрабатывающие приемы на улице, атмосфера монументальности и значимости места, куда мы приехали — понравилось все. Желающим (за дополнительную плату порядка 15 долларов) были предложены показательные выступления по ушу. Мы с Кариной не пошли из экономии, да и не особо нас это интересовало. Остались в парке, откуда любовались тренировкой учеников, выделавших на отвестной стене пируэты и сложнейшие акробатические трюки. Фотографировать запрещалось, но мы все же изловчились и сделали пару удачных снимков.

Наш гид Олег сжалился над нами и тайком провел смотреть шоу через задний ход.

Гранд-тур по Китаю

Очень мило с его стороны, мы от души его поблагодарили за это. Шоу же, как мы и предполагали, не произвело на нас особого впечатления, ученики махали палками и разбивали руками стекло и камни. На любителя, одним словом. Нам рассказали, что после окончания школы ее выпускники в основном устраиваются работать телохранителями или каскадерами в Гонконге. Окончить такую школу считается крайне престижно и почетно.

Уже на выходе из зала я заметила в толпе зрителей китаянку с маленькой собачкой неизвестной мне породы на руках. Собачка была настолько хороша, что я застыла на месте от восхищения! Китаянка, видимо, поняла мое состояние и предложила мне взять собачку на руки, в подтверждении чего имеется фотография. Что это за порода такая я до сих пор так и не знаю, но создание совершенно очаровательное!

Гранд-тур по Китаю

Посмотрели также и впечатляющий Лес Пагод (за монастырской стеной). Лес Пагод — это кладбище монахов. Общая площадь 14 кв. км., где сохранилось 260 надгробных ступ настоятелей монастыря. На поверхностях многих из них вырезаны барельефы и надписи. Каменные пагоды, относящиеся к 9–19 векам, свидетельствуют о стилевых изменениях разных эпох. Очень красивое и необычное место. Действительно, впечатление такое, что находишься в лесу из пагод, так их много и такие они все разные.

А потом поднялись на фуникулере на самый верх горы, откуда открывались необычайно красивые виды на монастырь и Лес Пагод.

Гранд-тур по Китаю

Я все сравнивала китайские горы с чилийскими, они здорово отличались по конфигурации и текстуре, были более неправильной формы что-ли. Из кукурузных зарослей выглянул китайчонок и с удивлением уставился на нас. Я неудачно спрыгнула с фуникулера и потом еще долго ходила с огромными синяками на голени.

На обратном пути мы видели  торговцев различными грибами, видимо эти грибы непонятных нам сортов пользуются у китайцев большим спросом.

Гранд-тур по Китаю

В Шаолине у нас был вегетарианский обед, включающий в себя, в основном, блюда из сои. Все, конечно же, остались голодными и недовольными такой кормежкой.

Вечером, закупившись очередной порцией лапши, мы выехали на поезде в Сучжоу, куда прибыли на следующий день рано утром.

В Сучжоу нас встречал забавный гид Ваня, чем-то похожий на мышонка. Говорил он по-русски довольно неплохо, но сильно гнусавил, чем затруднял понимание. В гостиницу Suzhou International Conference Center нас привезли часов в восемь утра, но несмотря на ранний заезд, сразу же разместили. Мы смогли немного привести себя в порядок и даже вздремнуть. А я нашла интернет, в других отелях с этим была проблема, и написала всем своим сообщения. Отель — большой, комфортный, питание тоже неплохое.

В Сучжоу множество каналов вместо улиц, поэтому нередко его называют китайской Венецией.

Гранд-тур по Китаю

Также город этот считается родиной шелка, в 15 веке, в период своего наивысшего расцвета, Сучжоу был крупнейшим производителем шелка в мире. Знаменит город еще и своими садами. Сады Сучжоу — удивительный образец китайского паркового искусства, идея которого заключается в том, чтобы, объединив искусственные горки, пруды, беседки, терема и сады, создать красивые пейзажи.

Мы начали знакомство с городом с посещения самого знаменитого Сада Скромного Чиновника.

Гранд-тур по Китаю

После своей отставки в 1509 году императорский ревизор династии Мин — Ван Сяньчэн — вернулся в Сучжоу и построил резиденцию на месте бывшего монастыря. Название резиденции (Сад скромного чиновника) было навеяно строками поэта: «Жить свободной и простой жизнью, возводя павильоны и сажая деревья — это образец скромной жизни». После смерти отставного цензора его сын за одну ночь проиграл отцовский сад. Этот парковый ансамбль площадью 4 га. из которых больше половины приходится на водоемы, — крупнейший в городе. Все павильоны построены у воды: либо на берегах прудов, либо на сваях посреди их, и кажется, будто они плывут по блестящей глади.

Между ними переброшены мостики и переходы, придающие особое очарование садовым ландшафтам. Вода, скалы и растения являются неотъемлемой частью всех садов Сучжоу. При входе в парк гид предупредил нас, чтобы никто не отставал от группы, в саду легко заблудиться. Мы же с Кариной так увлеклись фотографированием этих красот, что, конечно же, отстали от группы и потерялись. Нашей группы нигде не было видно, мы в ужасе заметались, а тут еще группа китайцев пристала к нам с просьбами сфотографироваться с ними на память. Не до них нам было, но пришлось уважить. Видимо, мы были для них такой же экзотикой, как и они для нас. К счастью гид Ваня вскоре вернулся за нами, и мы отправились смотреть Сад Гармонии, еще один прекрасный образец садово-паркового искусства Китая. Архитектура этого сада более барочная и утонченная.

Гранд-тур по Китаю

Сад Гармонии — сравнительно молодой для Сучжоу сад, в основе его лежит концепция сбора элементов из других садов и смешение их в нечто новое и свое. Сад разделен на западную и восточную части. В западной части — павильоны, пруды с разноцветными камушками, ярко-красными рыбками, сады камней.

Все радует глаз, приводит к спокойствию и умиротворению, хочется неспешно созерцать и впитывать в себя эту красоту.

В этот день возили нас еще в Музей шелка, где было много всевозможных изделий, но модели все какие-то слегка допотопные, рассчитанные больше на бабушек. Я так и не решилась себе ничего купить. Что действительно понравилось, так это шелкография, картины из шелка тончайшей, ручной работы. Какие же необыкновенно красивые пейзажи, портреты, изображения животных! Дорого все безумно, не знаю, кто это все у них покупает, средняя цена такой картины -2 тыс. долларов.

Завершало нашу программу в тот день посещение Холма Тигра. Когда-то здесь была сооружена гробница одного императора, которую охранял белый тигр, отсюда и название. Мы увидели очаровательную пагоду, немного отклоняющуюся от вертикальной оси. Поэтому ее часто сравнивают с Пизанской Башней.

Гранд-тур по Китаю

Мы заметили, что китайцы любят сравнивать свою страну с Европой. Сучжоу у них — Венеция, Шанхай — Восточный Париж.

У меня закончилась карта памяти в фотоаппарате, не выдержала такого объема, пришлось уговаривать гида Ваню отвести меня в магазин и помочь мне с покупкой новой карты. По окончанию программы мы с ним довольно долго ходили по магазинам, искали карту памяти и наконец нашли. Я купила более мощную карту, надеюсь, что в будущем пригодится. В тот вечер у нас еще откуда-то взялись силы, и мы с Кариной прогулялись по близлежащим к отелю улочкам, купили кое-какой провизии из того, что было и отправились отдыхать перед Шанхаем.

На следующий день выехали в Шанхай, ехали часа два, по дороге наш Ваня много нам рассказывал про особенности китайской жизни. Мы узнали много нового и интересного для себя. Например, средняя зарплата у них — 500–600 долларов, это считается неплохо, ведь цены в Китае намного ниже, чем в Европе, так что на эти деньги вполне можно нормально жить. Официально разрешен только один ребенок в семье, но если первой рождается девочка, то можно просить разрешение на второго, чтобы был мальчик. Единственно, где разрешено иметь двух детей — это Шанхай, там уровень жизни выше. Есть у них и разводы, и неверность, все, как и у нас. Ваня забавно рассказывал про китайские свадьбы, приглашают они на свадьбу невероятное количество гостей, угощают рисом, овощами, мякишем, то есть особо не заморачиваются насчет угощенья, для них главное всех уважить, никого не забыть.

Наконец мы приехали в Шанхай, самый радикальный город Китая, город взаимодействия двух культур — Запада и Востока. Ему присуще особое очарование, благодаря которому в 20-е годы его называли Парижем Востока. Каких только названий не давали Шанхаю в разные времена — Китайская Блудница, Королева Востока, город авантюристов, игроков, матросов, торговцев опиумом… И все эти эпитеты действительно верно отражали его сущность. Шанхай находится в непосредственной близости от Восточно-китайского моря, в месте, где река Янцзы впадает в море и является как-бы воротами бассейна реки. История города тесно связана с русскими эмигрантами, которых здесь после революции было очень много, путь их отсюда лежал в США, Австралию и Канаду. Шанхай — крупнейший в Азии мегаполис, изобилующий фешенебельными отелями, роскошными ресторанами, торговыми центрами, небоскребами, банками и т. д.

Знакомство с городом мы начали с Храма Нефритового Будды. Построен он в 1911–1918 годах, то есть сравнительно недавно. Снаружи его легко узнать по стенам ярко шафранового цвета. Но то, чем знаменит этот храмна весь мир — это двухметровая статуя Будды из белого нефрита, которую привез сюда монах из Бирмы в 1882 году. Вес статуи около тонны. Этот Будда, в отличии от других, ранее увиденных нами, более утонченный, одухотворенный, весь как-бы светится изнутри, украшен драгоценными камнями, а лицо у него просветленное и доброе.

Гранд-тур по Китаю

Фотографировать его запрещают, но я, конечно же изловчилась, и запечатлела его во всей красе. Будда здесь не один, в других залах стоят трое позолоченных будд и божества-защитники Доктрины.

Помимо статуи Будды, стены храма украшают 7 тысяч буддийский сутр, выгравированных золотыми иероглифами на специальных дощечках. Эти мудрые советы помогут пришедшему в Храм, в трудную минуту подарят надежду, вернут в себя. Храм Нефритового Будды в Шанхае это действующий буддистский Храм. На территории Храма можно увидеть монахов, они как правило занимаются своими делами и внимания поситителей не любят. В Храме у нас состоялась очередная чайная церемония, на этот раз дегустировали отвары из местных целебных трав, довольно противных на вкус.

Вторым пунктом нашей программы стало посещение знаменитой Телебашни «Жемчужина Востока», ставшей настоящим символом Шанхая.

Гранд-тур по Китаю

Телебашня располагается в новом районе Пудун на восточном берегу реки Хуанпу, которая как бы делит Шанхай на старую и новую части. Построена башня совсем недавно, в 1994 году. Высота ее 468 метров, она является самой высокой в Азии и третьей по высоте в мире. Небоскребы, располагающиеся позади телебашни, и современные промышленные здания, выходящие на набережную реки, демонстрируют достижения мегаполиса, — этот вид в наши дни стал визитной карточкой Шанхая.

Телебашня состоит из одиннадцати жемчужин (металлических шаров) разной величины, в основании ее располагается каменная плита. Такая архитектура передает стихотворную строку из древнекитайской поэзии: «Большие и малые жемчужины падают на нефритовое блюдо». На каждом из трех шаров в верхней части телебашни располагается смотровая площадка, самый высокий уровень, на который поднимается скоростной лифт, составляет 360 метров. Вид со смотровой площадки позволяет увидеть Шанхай с высоты птичьего полета и дает возможность в полной мере насладиться этим современным и неповторимым городом.

Гранд-тур по Китаю

На каждом из уровней башни располагаются прогулочные галереи и магазины, где туристы могут приобрести сувениры. Мы поднялись на скоростном лифте на средний уровень, откуда могли полюбоваться совершенно потрясающими видами набережной и небоскребов.

В некоторых местах пол был прозрачным и ходить по нему было довольно страшно. Ночью шанхайская телебашня издали светится разноцветными огнями, вокруг башни зажигаются необычные фонари, бьют фонтаны с неоновой подсветкой. Со смотровых площадок открывается ночной вид города. Все это придает шанхайской телебашне «Жемчужина Востока» еще большую красоту и очарование. Каждый год телебашню посещает более 2 млн. 800 тыс. китайских и иностранных туристов. Благодаря своей многофункциональности: экскурсионный объект, исторический музей, ресторан, место для шопинга, экспозиционные возможности, теле и радио трансляция, телебашня в настоящее время стала одним из самых главных зданий города.

В основании телебашни располагается музей истории Шанхая. Его мы тоже посетили, незабывающее зрелище. Таких интересных, красочных, наглядных музейных экспозиций я еще в своей жизни не видела. Что-то наподобие Музея восковых фигур мадам Тюссо, только гораздо масштабнее и красочнее. В этом музее через восковые фигуры, модели старых шанхайских улиц, старинные фотографии и экспозицию современных достижений города передается история Шанхая с древних времен до наших дней. В музее представлены жизнь и быт китайских крестьян и ремесленников,

Гранд-тур по Китаю

показываются сцены из колониальной истории Шанхая,

можно увидеть макеты представления Пекинской оперы и торгов на Шанхайской бирже. Находясь в этом музее, как будто попадаешь в прошлое, а потом опять возвращаешься в современность. Мы все были в полном восторге от этого чудесного, такого живого и необычного музея! Впечатления останутся на всю жизнь!

После обеда нас повезли в Сад Радости Юйюань, оказавшийся еще лучше и краше садов, увиденных нами в Сучжоу.

Гранд-тур по Китаю

В парке нашим взорам предстали живописные искусственные холмы, пруды с золотыми рыбками, редкие виды растений и деревьев, каменные здания, мостики и арки причудливой формы.

Сад представляет собой образец классического паркового искусства средневекового Китая и является не только известной в Китае и за рубежом исторической достопримечательностью, но и одним из самых живописных уголков Китая.

Гранд-тур по Китаю
Сад Юйюань был построен в 16 веке в эпоху правления династии Мин по приказу сына придворного министра. Строительство парка длилось в общей сложности 18 лет (1559–1577). Площадь Сада Юйюаня составляет около 4 га. С 16 века парк несколько раз подвергался переустройству и был сильно разрушен в 19 веке во время опиумных войн. Свой современный вид Сад Юйюань приобрел после реставрации и восстановления в 1956 году.

А вокруг сада располагается старый город с базаром, представляющий собой комплекс старинных зданий и магазинов.

Гранд-тур по Китаю

Чем-то он мне напомнил Гран Базар в Стамбуле, такое же многоцветие, только на китайский манер.

Здесь нам дали один час на покупки, так что мы смогли галопом пробежаться по его лавочкам, купить кое-что из сувениров, чая и т. д. Вечером включили подсветку, и базар заиграл сотнями оттенков и красок, став еще живописнее и ярче. Уезжать отсюда не хотелось. Очень мало времени, все бегом, хотелось бы там спокойно погулять, надышаться этим колоритом, прочувствовать дух старого Шанхая, рассмотреть магазины сувениров, антиквариата, изделий из бамбука, раковин, жемчуга, чего там только не было, просто попить чая, попробовать местные кушанья и сладости. Но что делать. Нельзя объять необъятное, надо было ехать дальше. По плану дальше у нас была прогулка на кораблике по ночному Шанхаю, также оставившая незабываемые впечатления. Вечером, при свете разноцветных огней набережная Пудун выглядела совсем по-другому, более нарядно и колоритно. Виды с реки на ночной Шанхай напомина декорации к фантастическому фильму о далеком будущем.

Гранд-тур по Китаю

Небоскребы в стиле неоклассицизма 30-х годов напоминала Чикаго и Нью-Йорк, другие поражали своим фантастическим, ультрасовременным дизайном.

Вот небоскреб в форме цветка,

Гранд-тур по Китаю

а вот в форме открывашки. Ультрасовременный, многоликий и совсем некитайский город, так можно в нескольких словах описать этот удивительный город.

Конечно, один день на такой город как Шанхай — крайне мало, сколько интересных мест мы не успели посмотреть, хотелось бы увидеть знаменитый Французский квартал и торговую улицу Нанкинду и еще много всего. Осталось ощущение незавершенности от увиденного. Удивительно, что вечером после такой насышенной программы, у нас еще остались силы, чтобы погулять вокруг отеля. Гостиница в Шанхае Best Western New Century Hotel оказалась, наверное, лучшей из всей нашей программы.

Уже приближался конец нашего путешествия, на следующий день после вполне приличного завтрака мы выехали в город Ханчжоу, находящийся в 180 км. от Шанхая, знаменитого своим живописным озером Сиху.

Гранд-тур по Китаю

К сожалению с погодой напоследок нам не повезло, зарядил мелкий дождь и все озеро подернулось дымкой, так что хороших фотографий не получилось, и впечатления от этого оказались смазанными. Надо сказать, что Ханчжоу известен во всем мире как город чая. Вокруг озера расположены плантации самых знаменитых и дорогих сортов чая. Самый знаменитый сорт чая называется Колодец Дракона, мы хотели его купить, но когда понюхали, стало понятно, что пить его все равно не сможем, настолько неприятный у него запах. Сначала мы прогулялись по живописному парку вокруг озера.

Здесь у меня совсем пришел в негодность фотоаппарат, отскочила и потерялась крышечка от гнезда для карты памяти. Потом покатались на лодке по самому озеру, где увидели множество маленьких островков и колоритных лодочек в китайском стиле.

Гранд-тур по Китаю

Потом побывали в парке с пещерами и гротами с изображением улыбающегося Будды.

Гранд-тур по Китаю

Погуляли по лесу пагод в горах.

Гранд-тур по Китаю

Все места очень красивые и живописные, но дождь испортил все впечатления от посещения этих мест.

Вечером выехали на поезде в Пекин. Надо сказать, что от ночных переездов все здорово подустали к концу поездки. Я в принципе знала, что поездка эта не из легких и была заранее к этому готова, но если кто не любит нагрузок и дискомфорта, то лучше ему в такой тур не ехать.

Последний день в Пекине был отдан под свободное время. Нас запихнули в тот же отель и предоставили самим себе. Мы с Кариной отправились на такси на рынок, купить себе напоследок что-нибудь из знаменитых дешевых китайских товаров. В результате многочасового хождения по рынку я купила еще несколько сумок по цене 10 долларов за штуку, украшения из горного хрусталя и жемчуга и детских вещичек для Лизы. Теперь можно было смело отправляться домой — ни сил, ни денег больше не осталось. Программа была полностью выполнена.

Могу сказать, что поездка по Китаю была довольно тяжелой физически и до предела насыщенной впечатлениями. Но несмотря на физическую усталость через какое-то время все отрицательные моменты улетучились, а остались только хорошие, яркие воспоминания. За эти 12 дней мы увидели очень много интересного и необычного, усталость же через какое-то время прошла и забылась.

Страна для нас очень своеобразная и необычная, люди совершенно для нас непонятные, иногда мы ловили себя на ощущениях нереальности происходящего, нахождения в каком-то другом, параллельном мире. Но это-то и интересно на мой взгляд, ведь мы открыли для себя совершенно иной, чуждый нам и необычный мир.