Турист Антон Аверин (Xmstr)
Антон Аверин
был 15 января 2018 13:31

Астраханская область — Россия Июнь 2016

Началось наше приключение в 5 утра в южном городе Астрахань, для которого 40 градусов жары — это июньский стандарт. Мы отправились на машине на север — в сторону Волгограда. Путь предстоял неблизкий, и по этому кроме терпения мы еще запаслись провизией и хорошей музыкой. Не забыли и 10 литров пресной воды на случай глобального осолонения, о котором я расскажу позже.

Знаете как выглядят астраханские степи? Бесконечные горизонты отсутствия жизни, изредка сменяемые умирающими деревнями и внезапными зелеными оазисами.

Баскунчак. Соль и жара

В это время степь уже отцвела и яркие краски сменились пастельными тонами, образуя спокойное, чуть покачивающееся море. Если повезет, можно увидеть даже верблюдов, ведь технически, да и практически, наш регион — полупустыня.

Равномерный рисунок наших кардиограмм нарушали лишь суслики, внезапно выбегающие на трассу. Мы честно волновались за них и пытались тормозить. Забегая вперед, скажу, что ни одно животное за время поездки не пострадало. Может быть только морально.

350 километров для моих сонных пассажиров пролетели за несколько морганий и «клевков носом».

Наконец, мы на месте. И место это — «Баскунчак». Озеро, некогда называемое «Всесоюзной солонкой» до сих пор дарит нашей стране 80% соли. И хватит ее тут на века вперед, поскольку кроме огромной площади сбора с поверхности озера, соль залегает и на 6 км в глубь. Соль тут не совсем «добывают», ее «собирают». Кажется, тут всё состоит из этих белых кристаллов.

Не солью единой, но и лечебными грязями манит туристов это место. Местные быстро нашли себе заработок, возя людей до пляжа на таком вот элитном транспорте, название которому можете придумать сами.

Баскунчак. Соль и жара

Эти столбы — напоминание о старом методе добычи соли. Ее наросты просто соскабливали и отправляли на сушку на огромные настилы под солнцем. Сейчас в ходу, конечно экскаваторы, но столбы все еще живы, вероятно, с петровских времен. Можно просто подойти и отломить чистейший хлорид натрия, продегустировать и убедиться в качестве.

Часть озера сухая и под ногами соль хрустит как снег, в котором изредка попадаются забытые тапочки и прочие предметы людского присутствия.

Баскунчак. Соль и жара

Гуляя, мы заметили большого зайца, перебегавшего озеро. Что он делал в этом соляном, безжизненном мире — остается только гадать. К сожалению, поймать его в обьектив не удалось, но можете поверить нам на слово — он там был!

Есть небольшой пляж, где люди в буквальном смысле сидят на воде. Концентрация соли настолько велика, что вода просто выталкивает твое тело с огромной силой. Утонуть невозможно. Но нужно быть готовым к превращению в солевого голема. Ведь, как только ты выйдешь из озера, вся кожа покрывается добротным слоем соли. Тут поможет пресная вода, которую надо брать с собой или платный душ, расположенный неподалеку.

По центру озера проложены рельсы для вагонов соляного завода.

Баскунчак. Соль и жара

Пора отправляться дальше. На единственную гору в нашем равнинном регионе! Ее хорошо видно с озера

Посреди глади степей имеется 150 метровая возвышенность, с которой связано множество легенд — гора «Богдо».

И тут во всем замешана соль. Сама гора это нарост на огромном солевом куполе, который растет на 1 мм в год. Через пару миллионов лет тут будет красиво! Едем на машине по накатанной грунтовке, но останавливаемся на пол пути, чтобы посмотреть на огромный карьер одного немецкого предприятия. Озеро на дне зовут «Мраморным», а добывают тут почему-то гипс. Все рабочие попрятались чтобы переждать самые жаркие часы.

Баскунчак. Соль и жара

Гора Богдо — заповедная, охраняемая зона. Оплатив вьезд мы отправились по пешему туристическому маршруту.

Как гласит предание, гора красного цвета из-за крови монаха-буддиста, который нес эту гору на своих плечах сюда аж с урала, увидел прекрасную девушку, ноги подкосились, не удержал. Не всегда красота спасает мир.

Баскунчак. Соль и жара

Но скажем спасибо монаху за эти прекрасные пейзажи.

Баскунчак. Соль и жара

С горы можно хорошо рассмотреть озеро Баскунчак и полюбоваться на бесконечные степи.

Баскунчак. Соль и жара

Раньше проход на вершину был открыт для всех желающих, но ученые заметили сокращение популяции одной очень редкой ящерки и теперь только она — царь горы. Название у нее «Пискливый геккончик» и это единственное место его обитания в России.

Солнце палило нещадно и мы то и дело искали тень и прятались в таких вот небольших гротах

Баскунчак. Соль и жара

Тут есть и настоящие карстовые пещеры с разветвленной системой проходов, галереями и россыпью сталактитов и сталагмитов. Без проводника в них опасно, но, надеюсь, скоро мы заберемся и туда — в царство мрака и тишины.

Сделав пеший круг и изрядно обгорев, отправляемся к раскаленной машине для того чтобы проделать еще 350 км обратно, но уже счастливые, с полными кедами песка и приятной усталостью от сегодняшнего насыщенного дня.

Зарядившись на новые путешествия, мы полны уверенности, что нас ждет год маленьких и больших открытий, которые иногда прячутся совсем рядом. Их просто нужно увидеть.