Турист Елена Акимова (Kapuletta)
Елена Акимова — была 24 марта 8:08
Погрузилась в омут работы.... Скучаю по Туристеру...Скоро вернусь....

Португалия без фаду и портвейна

Эвора, Томар, Баталья, Алкобаса, Сетубал, Лейрия + 9 городов — Португалия Май 2016

Кто-то скептически ухмыльнется: " Что же это за Португалия такая? Какой смысл ехать на край света и не вкусить?»

Вот как-то так. Не сложилось у меня с фаду и уж тем более с портвейном. Может быть, задачи такой не было, а, может, причиной было мой одинокий вояж, в тесной компании с рюкзаком и Кэноном. Ведь слушать португальскую лирику надо бы с любимым, а дегустировать портвейны в большой веселой компании, разве нет? Хотя, честно говоря, фаду я все же подслушивала иногда, особенно в Коимбре, где поют, подрабатывая, студенты. А портвейнов я привезла домой, разных, сладких и полусухих, красных и белых, рассчитывая на дегустацию в кругу друзей и близких.

Что хочется сказать, спустя неделю после окончания этого необычно насыщенного похода?

Страну я «вынашивала» давно. Уже не раз на Туристере, знакомясь с отзывами об этом крайне интересном, с туристической точки зрения, месте, отмечала, что там уже 15 лет живут наши друзья и, естественно, кощунством было бы их не навестить. Пользуясь случаем, торжественно пообещав им выложить на Туристере всю информацию о Португалии, еще раз хочу сказать: «Ребята, большое человеческое обригаду вам за все. Я вас люблю». Отдельный пост про Сетубал обещаю)

Короче, паззлы сложились, или звезды, как угодно можно обозначить. Мой двухгодичный «шенген» заканчивается 16 мая, а апрель португальцы называют «месяцем тысячи дождей», поэтому надо было уместиться между этими временными рамками. Португальские авиалинии предложили неплохие авиабилеты, без пересадок, в удобное для меня время, за 33 тысячи рублей. И туристический «чёс» начался. За 4 месяца я проштудировала массу литературы о Португалии, десяток туристических сайтов и, наконец, составила (и он осуществился) такой маршрут:

(Сразу оговорюсь, что буду писать для тех, кто планирует самостоятельное путешествие, с ориентировочными ценами для передвижения по стране без автомобиля)

Португалия без фаду и портвейна

1 день.

Прибытие в Лиссабон в 9.00 утра и переезд в Сетубал (произносят, как Стубал). Праздник. Встреча старых друзей. Знакомство с Сетубалом и его окрестностями. Вечерний португальский пир!

Португалия без фаду и портвейна

2 день.

Сетубал — Эвора — Сетубал.

Есть автобусы двух типов — normalе и rapida, если вы хотите ездить по автобану на комфортных «мерседесах» без остановок на каждом углу, то выбирайте второй. Цена билета 7.5 евро в одну сторону. Время в пути 1 час 10 минут.

Эвора — удивительный древний город, я многое бы потеряла, не посетив его. К сожалению, в путеводителях ему отводится слишком мало внимания….

Португалия без фаду и портвейна

По возвращении в «гнездо» — вечерняя дегустация португальских вин, напутственные речи, расставание с друзьями на 2 недели.

3 день.

Переезд в Лиссабон.

Цена билета на автобус 4 евро, время в пути 45 минут. На автовокзале надо обязательно посмотреть, куда прибывает данный автобус, они едут разными путями — конечной станцией может быть Площадь Испании — Praca De Espanha (одноименная станция метро расположена здесь же) или на вокзал Ориенте (метро тоже в шаговой доступности). Выбирайте, куда вам удобнее приехать.

Чтобы беспрепятственно и дешево передвигаться по Лиссабону, проще всего купить дневной проездной, он действует с момента активации 24 часа, покупается в метро или книжных магазинах и киосках с логотипом Carris, стоит 6 евро + 50 центов возьмут за саму карточку.

Португалия без фаду и портвейна

Особенности транспортной системы Лиссабона я не буду описывать, все прекрасно изложено в интернете, особенно на сайте Людмилы Медведевой.

Я купила эту карточку в метро на Площади Испании, как только приехала в Лиссабон, и была крайне довольна простотой покупки и экономией денежных знаков. Для примера — прокатиться 3 минуты на фуникулере «Глория» — это уже 3.6 евро. Представьте, сколько за весь день у вас может случиться таких поездок.

От Площади Испании мне было комфортно сразу переехать в исторический центр Лиссабона по голубой ветке до станции Restauradores, где на соседней площади Rossio располагался мой первый отель «Pensao Estacao Central», цена вопроса за 4 дня — 140 евро.

Португалия без фаду и портвейна

Размещение в отеле на 4 дня. Знакомство с историческим центром Лиссабона, затем Белен с особым пиететом к монастырю Жеронимуш

и пирожным Паштелу — де — Белен.

Португалия без фаду и портвейна

Вечером — поездка в Кашкайш, прогулка, ужин в рыбном ресторане.

На станции Белен можно сесть в электричку до Кашкайша, в пути около 30 минут, несмотря на то, что останавливается в каждом мелком населенном пункте. Здесь дневной лиссабонский проездной " не работает», дополнительный билет стоит 3.7 евро (return way).

4 день.

Погружение в Лиссабон.

Этот город поселился в моем сердце навсегда и не хватит слов, чтобы рассказать о той нежности, которая между нами возникла…

Португалия без фаду и портвейна

Кто говорит о «зашарпанности» Лиссабона, тот не видел Неаполя. Лиссабон, как старый кожаный портфель, потертый, но очень ценный и который не износить… А внутри этого портфеля — сокровища несметные, и замочек на этом портфеле с «секретом»….

5 день.

Синтра. Дворец Пена и Мавританская крепость. После обеда — мыс Рока. Возвращение в Лиссабон.

Португалия без фаду и портвейна

Транспортный вопрос решается просто. Если Вы планируете не только Синтру, но и мыс Рока или и Кашкайш, то выгоднее купить на вокзале Россиу билет Train/Bus, он стоит 15 евро. С этим билетом можно ехать на всех электричках и городском транспорте Синтры, Кашкайша, мыса Рока, короче, весь дневной маршрут по всем окрестностям, и обратно вернуться в Лиссабон.

Единственное исключение. В сферу этого билета не входит автобус № 435 (Villa Express) в Синтре. Поэтому, если в Ваших планах — Кинта Регалейра и Монсеррат, но нужно еще купить билет на этот автобус за 2.5 евро возле ЖД вокзала в Синтре или у водителя автобуса.

6 день.

Синтра. Поместье Кинта Регалейра. Монсеррат. Исторический центр Синтры.

Португалия без фаду и портвейна

На этот день я не покупала Train Bus за 15 евро, это было экономически не выгодно, поскольку билет Лиссабон — Синтра (поезд ходит в первую минуту каждого часа — один раз в час) — 2.15 евро в одну сторону

Круговой автобус в Синтре № 435 до Кинты — Монтсеррат и обратно, как я говорила выше — 2.5 евро на весь день. НО: если Вы едете от вокзала в сторону дворцов, то можете выходить на любой остановке и потом с этим билетом садиться на другой автобус и ехать дальше. Обратно от Монсеррат до ЖД — вокзала выходить нельзя, иначе придется покупать новый билет.

Португалия без фаду и портвейна

7 день.

Переезд в Коимбру, с репутацией самого «ученого» города, с известнейшим в Европе университетом и прекрасной студенческой атмосферой. По дороге — посещение Обидуш

и Калдаш -Да -Раинья. Вечернее знакомство с Коимброй. Размещение в отеле на 3 дня.

Автобус Лиссабон — Обидуш — 7.6 евро (уезжает от станции метро Campo Grande), на автобусе написано направление — Caldas da Rainha (Калдаш — да — Раинья).

Португалия без фаду и портвейна

Чтобы уехать из Обидуша в Коимбру, нужно сначала приехать в Калдаш-да -Раинью, это достаточно приятный город с развитой инфраструктурой, с крупным автовокзалом.

Билет из Обидуша до Калдаш — да — Раинья — 1.8 евро.

Автобус от Калдаш — да — Раинья до Коимбра — 14 евро.

Здесь есть один нюанс. Автобус делает остановку в городе Лейрия, там нужно поменять автобус, подождав минут 40. Ребята — португальцы на вокзале очень доброжелательные, успокоят и все расскажут. Когда придет нужный автобус Лейрия — Коимбра — обязательно вас найдут и проконтролируют, чтобы вы не сели " в калошу».

Конечным пунктом всей этой рокировки стала Коимбра, куда я добралась уже в седьмом часу вечера.

Португалия без фаду и портвейна

Цена поездки на городском автобусе — 1.6 евро. От автовокзала автобусный маршрут № 28 привезет вас в центр города практически за 5 минут. Меня ждал мой второй отель, расположенный рядом с ЖД вокзалом, напротив августинского монастыря Санта Круш, самого «сердца» исторического центра города.

«Residencial Moeda» — миленький отельчик, с прекрасным расположением, хозяева — приятные люди, мама с двумя детьми и её отец. По — английски понимают, но не разговаривают. Однако, когда мне надо было срочно решить один вопрос, они разбудили старшего сына, и он нормально мне все рассказал.

Расходы на отель — 3 дня — 59 евро с завтраками.

Вечер этого дня я провела среди веселых студентов, которые пели фаду прямо на улице. Кроме того, я долго бродила по затихшим аудиториям университета, и меня никто не останавливал….

Португалия без фаду и портвейна

8 день.

Коимбра — Алкобаса — Баталья — Лейрия — Коимбра.

Каждому, кто хоть раз думал поехать в Португалию, не удалось избежать соблазна посетить именно эти места. Ведь Алкобаса связана с историей трагической любви португальских «Ромео и Джульетты», Педру и Инеш. Именно здесь они похоронены в огромном монастыре.

Португалия без фаду и портвейна

Баталья — это отдельная история, даже не буду начинать говорить о ней. Это — рай для фотографа.

Вообще, места потрясающе красивые, «впечатывающиеся» в память на долгие годы.

Автобус Коимбра — Алкобаса (экспресс) — 12.8 евро

Автобус Алкобаса — Баталья — 3.2 евро

Автобус Баталья — Коимбра — 13.5 евро.

9 день.

Коимбра — Фатима — Коимбра.

Португалия без фаду и портвейна

Фатима никак не «выклеивалась» у меня при планировании маршрута. И я уже было начала сомневаться — надо ли мне туда? Покоя не давал один факт. Не столько хотелось попасть к Фатимской Богородице, хотя это основная Святыня Португалии, их Ватикан, сколько очень хотелось найти русский храм, где долгое время хранилась наша «Казанская», обретенная девочкой Матроной в 1579 году в Казани и с 1904 года пропадающую на различных аукционах Европы. Икону в 2004 году папа римский Иоанн Павел II торжественно вернул в Россию, как Дар Ватикана. История очень интересная, в ней много разнотолков и разночтений, но именно здесь, в этом храме — связующее звено Россия — Португалия. Через Казанскую Божью Матерь. Не буду забегать вперед, расскажу об этом подробнее, когда разберу все свои фотографии.

Транспортные расходы:

Автобус Коимбра — Фатима — 11.3 евро (в одну сторону)

Вернувшись из Фатимы, я посвятила остаток дня Коимбре, ее университетской сокровищнице — Библиотеке Жуанина

и капелле Сан-Мигел,

Португалия без фаду и портвейна

побродила по ставшим очень близкими улицам и поспешила на ЖД вокзал.

Меня ждала Брага.

Билет на поезд Alfa Pendular (это самый быстрый поезд, с WiFi, кино и едой) — 20, 20 евро.

Вечер в Браге был потрясающим, тихим, красивым, умиротворяющим. Я знала, что заканчивается последний солнечный день, и с завтрашнего дня Португалию накроет циклон ливневых дождей, штормов и ураганных ветров.

Португалия без фаду и портвейна

Душу согревал прекрасный отель, самый лучший из тех, где я жила.

«Old City Guest House» — если Вы будете в Браге, рекомендую от всей души. Антикварная мебель, чистота, простор, очаровательные девушки Нине и Карла, свободно владеющие языками, отель расположен в самом «сердце» Браги, у стен кафедрального собора, хорошие завтраки. 100 баллов из 100. Цена за 3 дня — 100 евро.

10 день.

Брага.

Все, кто был в Португалии, знают, что Брага — это религиозный и духовный центр страны. Целый день я бродила от храма к храму, от монастыря к монастырю, был четверг. Но в каждой церкви, с раннего утра до позднего вечера, шли мессы, и ни один храм не был пустым, а в некоторые и вовсе невозможно было протиснуться от огромного количество верующих. Именно в Браге, в Кафедрале, я увидела самый потрясающий орган, который когда-либо встречала.

Здесь же в Браге, в церкви Милосердия — самый потрясающий алтарь

Чтобы попасть в Кафедральный собор между мессами и иметь хоть какую-то возможность пофотографировать — 2 евро.

В течение дня шел дождь, но решила не откладывать посещение Святилища Бон — Жезуш — ду — Монти (храм Христа на Голгофе). Фотографии получились на фоне практически черного неба, хмурые и грустные, но, думаю, это символично Месту.

Автобус Брага — Бон-Жезуш-ду-Монти — 1.65 евро в один конец

Лифт (подняться по ступеням не было никакого желания в такой ливень) — 1.2 евро

Еще в этот день я нашла место, называемое Источник Идола (предположительно I век нашей эры), было любопытно — 1.85 евро.

11 день.

Брага — Гимарайнш.

Что поразило меня по дороге — это леса с полянами цветов. У нас — ромашки, у них — калы. Если бы не ливень, то вышла бы из автобуса и побродила по этим каловым плантациям.

Автобус Брага — Гимарайнш (Return way) — 5.85 евро.

С Гимарайншем у нас не очень сложилось, думаю, из-за погоды. Но все же я забралась на гору и посмотрела замок и дворец герцогов Браганса

(совместно с музеем Алберту Сампаю — 6 евро), исторический центр города, несколько основных церквей,

Португалия без фаду и портвейна

а потом отправилась шопиться, поскольку автовокзал находится на 0 этаже большого торгового центра. Но по дороге мне повезло встретить шикарную едальню «Petisgueira», которая в личном рейтинге «лучший ресторан» заняла 1 место. И, вместо шопинга, я 1.5 часа наслаждалась вкуснейшей португальской пищей и вином. К слову сказать, этот пир мне обошелся всего в 12 евро.

«Сыто-пьяно» было до самого вечера, пока я перебиралась из Браги в последнюю точку путешествия — город Порту.

Билет на поезд — 3.1 евро.

Он прибыл в 7 часов вечера в Порту на вокзал Сан — Бенту. Ливень и не думал переставать, и я поблагодарила небеса, что мой четвертый отель расположен в 5 минутах ходьбы от знаменитого вокзала. Но кроме удачного расположения ни одного плюса в этом семейном отеле, к сожалению, не нашлось.

«Residencial Belo Sonho» — не хочется обижать добропорядочных пожилых хозяев, но таких ужасных условий я не видела давно, так все дряхло и бедно. Кроме этого мои окна выходили на Колизей, свет бил в окна так, что я спала, словно в солярии. Но не это главное. Вокруг отеля — тусовочные кафе для молодежи. В первую ночь студенты перестали орать в 6 утра, а в следующую с субботы на воскресение в 7–30. Было ощущение, что в отеле нет стекол на окнах и стен. В общем, сна не было все 3 ночи. Цена за такое «удовольствие» за 4 дня — 75 евро.

12 день.

Порту. Ливень. Вода лилась с неба 72 часа без минуты остановки….Ураганный ветер. Я бросала взгляд в свинцовое небо и вопрошала…

Прямо напротив отеля утром я обнаружила кафе «Traveller». С удовольствием там позавтракав, увидела на стене пост с ответом на мой «немой» вопрос. Сейчас не могу найти эту фотку, но смысл такой «Жизнь — это не сидеть и не пережидать, когда пройдет шторм, жизнь — это научиться танцевать во время ливня». Посчитав, что поговорила с ангелом — хранителем, вооружилась оптимизмом, шапочками для душа, пакетами для содержимого рюкзака. И шагнула в ливень. Впереди лежал Порту.

День казался вечностью, я считала минуты и хотела домой. 72 часа проливного дождя со шквальным ветром, вырывающим из рук зонт, 12 градусов тепла — все это было уже слишком. Я брела в отель по колено в воде, ливневки не справлялись с этой стихией, хотелось плакать.

Что я и сделала вечером, включив Скайп, чтобы были зрители моих страданий. Налила себе резервного портвейна, долго жаловалась мужу на невезуху, а когда сеанс связи закончился, еще долго плакала, слушая Данилу Плужникова " Нас бьют — мы летаем…»

13 день

Порту. Только Порту. Ливень. Короткое редкое солнце. В этот день я сделала очень много фотографий.

Португалия без фаду и портвейна

14 день.

Переезд Порту — Томар.

С раннего утра, помахав Порту ручкой, я отправилась в обратный путь на юг, к своим друзьям, в Сетубал. Но в списке обязательных городов еще оставался Томар, пропустить его было никак нельзя, тамплиеры все же….

Дорога в Томар непростая и состоит из нескольких этапов:

1) Поезд из Сан-Бенту до Кампаньи (это тоже вокзал Порту, все поезда идут через него), там нужно выйти и поменять поезд.

2) Поезд из Кампаньи — до Энтронкаменту (городок — транспортный узел), там нужно опять поменять поезд

3) Энтронкаменту — Томар (электричка)

Цена билета — 23.65 евро.

Когда девушка в билетной кассе объясняла мне перипетии смены поездов, казалось все это сложным и запутанным. Но на практике все проще. Поезда идут минута в минуту, есть еще время перекусить, кофе попить. В Энтронкаменту было полтора часа свободного времени, и я еще умудрилась «пошопиться» в центре города в пользу внучки.

Время, которое ушло на дорогу: выехала в 7–20 из Порту, прибыла в Томар в 11.50. Но все это стОило того, чтобы там побывать (билет на посещение замка тамплиеров — 6 евро).

Когда я вышла из поезда (у меня был тяжелый рюкзак), попыталась поискать камеру хранения, т. к. автовокзал и ЖД вокзал располагались совсем рядом. Ну, должна же быть какая-то услуга? Визуальных признаков камеры хранения не было, пришлось спросить у работника. Тот с радостью схватил мою ношу, пригласил к окошку, выдал квитанцию и чек на 2.50. Есть, оказывается, камера, только ее не видно. И на обратном пути мне предложили выбрать свой рюкзак из пятерки похожих.

Пока я пристраивала свою ношу, разразился нешуточный ливень. Пилить в гору к замку уже не было сил. Услужливый таксист нарисовался, как в сказке «По щучьему велению», домчал меня на вершину холма за 5 минут, взял 3 евро, дал визитку с мобильным телефоном и своим именем, просил звонить, если обратно лень пешком будет идти.

Томар — это Томар. Я бы много потеряла, не увидев тамплиерское пристанище в Португалии. А какой у них храм!!!

Португалия без фаду и портвейна

А это, ставшее классикой, окно в стиле мануэлино.

Португалия без фаду и портвейна

Говорят, англичане просили это окно в обмен на весь государственный долг Португалии. Не отдали.

Обратная дорога Томар- Лиссабон — 10 евро (таким образом, все транспортные расходы за 15 дней — городские и междугородние рейсы, автобусы и поезда, метро составили 199 евро).

Поезд приходит на вокзал Ориенте. В 50 метрах — остановка автобусов на Сетубал, а там опять меня встретили ребята.

Вечерняя пирушка по случаю завершения похода. Мы продолжили «недосказанное» в первый день встречи, к тому же опять этот вечный спор «Кому в Португалии жить хорошо»… Думаю, мы с вами продолжим уже здесь, в России — матушке. Приезжайте скорее!

15 день.

Это был день отъезда. Но вылет из Лиссабона планировался вечером, в 19–20, а у меня еще не было подарков дорогим моему сердцу мужчинам, друзьям и просто хорошим знакомым.

Мы с ребятами поехали в Алкошет, известный аутлет под Лиссабоном. Надо сказать, впечатление он произвел прекрасное. Эх, если бы никуда не торопиться…Я не шопоголик, но все же приятно видеть брендовые вещи в полцены. Здесь есть разного уровня магазины, от очень дорогих до дешевых, рестораны, инсталляции, фонтаны, детские площадки. Классно!

Португалия без фаду и портвейна

Чемодан был заполнен покупками, на небе ярко светило солнце, и уезжать совсем не хотелось!!!

Сразу извинияюсь за свой «речитатив», который сухо осветил мои вехи передвижения по стране. Когда разберу фотографии, обещаю лирику)

Ну, вот и всё! Кажется, ничего не забыла! Спустя неделю после возвращения, мой мозг, утомленный пятичасовой турбуленцией, ежедневно посылает мне сигнал: «Поверить не могу! Какое же это было счастье!!!». И чем дальше это путешествие удаляется от меня во времени, тем острее я ощущаю неимоверную радость от всего произошедшего. И это классное ощущение «I’ve done it!!!», уверена, будет обрастать новыми эмоциями по ходу разбора фотографий, по ходу воспоминаний. Какой же волшебный был калейдоскоп! Я «пила» эту страну маленькими глотками, и теперь очень хочется смаковать дивное послевкусие…

Португалия без фаду и портвейна

Там мне опять захотелось писать, проснулась, наконец, долгожданная творческая муза, уже «почивающая в бозе» целый год. Захотелось опять пройтись по этому пути уже виртуально, сквозь фотозарисовки, сквозь запомнившиеся истории, встречи…

Многие называют Португалией «краем света», каким-то завершением, конечной точкой. А мне она показалась Началом….