Турист Елена (Alena747Sorokina)
Елена
была 11 апреля 13:59

Лондон, Солсбери — Великобритания Сентябрь 2013

Лондон… Моя поездка в этот удивительный город произошла, можно сказать, случайно. Не помню, конечно, точно, о чем я тогда думала. Был отпуск, надо было что-то планировать, а вот что — это вопрос. Хотела продолжить изучение Европы (первой моей страной стала Италия), компании не было, так что думала найти что-то такое автобусное. И вот в процессе размышлений выбор сократился до Лондона/Парижа, но к тому времени до Парижа я не созрела (вот теперь созрела), так что остановилась на Лондоне. Со всех радиостанций тогда слышалось «Я уеду жить в Лондон» — вызывало улыбку.

Одному ехать очень дорого — это да! «Ищи компанию». Родителям говорю: «Выбирайте, кто со мной поедет». Они как-то мялись, потом решили отправить маму, а потом и папа тоже присоединился. Вот так неожиданно сформировался наш коллектив.

Покупали пакетный тур, в который входили 6 экскурсий и в нагрузку еще билеты на мюзикл, в музей мадам Тюссо и Лондон Ай.

Несмотря на то, что все оформляли через туроператора, с получением британской визы испытали очень много проблем. Затребовали кучу документов, несколько раз их переделывали, обязательно выписка по счету, пришлось оформлять спонсоров, плюс биометрия. И очень жаль, что использовать ее получилось только на эту поездку.

Но все неприятности этой процедуры позади, все закончилось благополучно и ранним дождливым сентябрьским утром мы покинули родной Ростов, держа путь на Туманный Альбион.

День первый — прибытие

Пересадка в Шереметьево была около 2 часов. Я до этого никогда самолетом до Мск не добиралась, думала, вот как хорошо, можно будет рассмотреть аэропорт международного класса. Как бы не так. В итоге мы успели только посетить санузел и услышали, что уже аж продолжается посадка на наш рейс. Так что бодро поспешили в нужную сторону. Летели Аэрофлотом на шикарном новом и чистом огромном самолете с сиденьями 2-4-2 (я на таком летала впервые и пока это единственный опыт). Места наши были посередине, перелет был около 4х часов, за это время посмотрела фильм и послушала немного Битлз и Queen. Впереди сидели юные китайцы — очень шумные, которые во время разноса обеда никак не могли понять, что от них хотят («chicken or fish»).

На подлете из иллюминаторов открываются узнаваемые виды Лондона, хоть с нашего ряда и плохо было видно, но ощущения необыкновенные. Когда в школе на уроках Английского языка рассматривали картинки в учебнике, я и подумать не могла, что когда-либо окажусь в Лондоне. Здорово!

В аэропорту при прохождении границы сразу обращаешь внимание на контингент: белокожего персонала там нам вообще не встретилось. Очень много индийцев. Как впоследствии нам рассказали во время одной из экскурсий — это большая проблема британцев. Небольшой допрос: с кем едете, с какой целью. И вот, получив багаж, направились к выходу.

Там нас встречал серьезный мужчина в костюме с табличкой «Mr Sorokin» — оказывается, индивидуальный трансфер. Не знаю, сколько это стоит, но это невероятно приятно. Повел нас к мерседесу (это был Е 300, выглядит впечатляюще: кожаный салон, все дела). Пока водитель укладывал багаж, папа привычно открыл правую переднюю дверцу, ан нет, мы в Англии. Едем по улицам, прилипнув к окнам — тут все такое другое, такое интересное. Водитель оказался эстонцем, переехал с семьей как только появилась возможность. Много интересного рассказал о практической жизни в Лондоне. Спросил про наши планы, удивился насыщенной программе. Разница с Лондоном тогда была 3 часа, так что выиграли во времени значительно.

Заселялись в гостиницу сами. Отель Royal National не маленький, контингент среди обслуживающего персонала такой же, как и в аэропорту. Наш номер был на третьем этаже (вот тут пригодились школьные знания про «граунд»). Окна выходили на улицу, а не во внутренний двор, что приятно. Номер обычный, можно даже сказать, что скромный. Есть чайник, приносят пакетики с чаем и кофе, сахар и сливки каждый день. Розетки особые, но переходник мы не брали, и в такую розетку прекрасно входили вилки зарядников и моего фена (столкнулась с этим в Италии, когда в Римини утром сначала помыла голову, а потом обнаружила странное устройство розетки, но фен прекрасно вошел: хотя у него и не было другого выхода). Еще супер краны в умывальнике — отдельно с холодной и горячей водой. Вот это действительно непривычно и даже неудобно, но мы как-то приспособились.

Немного расположились, переоделись и пошли гулять по Лондону. Встреча с гидом была назначена на 7 часов вечера — времени было достаточно. Карта прилагалась к пакету с туром. Отель наш совсем рядом с Британским музеем, естественно первым делом пошли смотреть на Биг-Бен. Я разработала небольшой маршрут: прошли по мосту Ватерлоо, потом немного по набережной и потом по Вестминстерскому мосту к Нему. Описать словами наше состояние и первые ощущения очень сложно — это легкий восторженный шок или попросту «Вау!».

Лондон. Как это было (Часть 1)

На что обращаешь внимание сразу — естественно красные почтовые ящики и телефонные будки и двухэтажные автобусы. Первая будка с которой решили сфотографироваться была на набережной, и как-то внутри у нее было совсем не романтично — она явно использовалась преимущественно в качестве уличного санузла. Велосипеды и велосипедисты, а вот размеченных для них дорожек мало встречается. Надписи на дороге при переходе — посмотрите направо, посмотрите налево — не лишнее для туристов. Светофоры кнопочные.

На набережной Толпы разношерстных людей, много молодежи. Мой фотоаппарат заинтересовал каких-то мужчин восточной внешности, у них был такой же. На Вестминстерском мосту плотная толпа людей — как на демонстрации какой-нибудь. Все улыбаются, фотографируются, мы не стали от них отставать.

Прогулялись, и направились обратно к нашему отелю в поисках места, где бы поесть. Нашли пиццерию неподалеку, съели по куску пиццы с кофе — очень недемократично получилось. Еще немного прогулялись по окрестностям. В парке скачут довольно упитанные белочки, которые никого и ничего не боятся.

День второй — обзорная экскурсия

С утра в отеле нас ждал очередной сюрприз — завтраки. Это что-то с чем-то. В общем доступе мюсли и молоко (можно разогреть), тосты (можно поджарить) три вида джема, мед, масло, апельсиновый сок (довольно высокого качества, с мякотью) и кофе (тоже весьма приличный). Это все. Учитывая, что тосты с джемами я не люблю, а эти мюсли, даже разбавленные горячим молоком, — редкая гадость, пришлось обходиться преимущественно кофе и соком. Нет, конечно, дома я тоже обхожусь одним кофе, но я же не дома!

Но самое главное не это, а то, что рядом находится стойка, где за 5 фунтов дают яичницу или омлет и поджаренные колбаски или сосиски и тушеную в томате фасоль. Запахи витают соответствующие, но мы стойко экономили — грызли свои тосты.

После завтрака все собрались у входа, нас ожидала обзорная экскурсия по городу. Это был единственный сбор у отеля, в остальные дни отправление было от какой-нибудь точки в городе. Загрузились в автобус и отправились на экскурсию, которая, кстати, была очень интересная и познавательная, одна из самых лучших обзорных, на которых я была.

Для начала остановка у Альберт-холла — очень впечатляющее здание. Напротив памятник принцу Альберту в Гайд-парке от его супруги, удивительная история любви.

Лондон. Как это было (Часть 1)

Далее направились к Трафальгарской площади, ну это просто мечта. Площадь получила свое название в честь победы адмирала Нельсона при Трафальгаре в 1805 году (где он был смертельно ранен). Памятник бедняге адмиралу установлен на высокой колонне в центре площади (там он уже без руки и с одним глазом). Внизу популярные среди туристов скульптуры львов — все норовят на них залезть (нам это делать категорически не рекомендовали). На площади два фонтана и установлены четыре постамента: на одном памятник королю Георгу IV, на двух других выдающимся британским полководцам, а на четвертом при нас располагался Синий петух (очень концептуально). Четвертую скульптуру меняют ежегодно, устанавливают какие-нибудь выдающиеся арт-объекты. А вообще этот постамент предназначался для памятника королю Вильгельму IV, но на установку монумента в свое время не нашлось средств (и это-то у Британской Империи). Еще на площади расположены Лондонская национальная галерея, Церковь Святого Мартина и Арка Адмиралтейства, также несколько посольств. Я обратила внимание на Канадское и Германии.

Следующий пункт у Вестминстерского аббатства. Тут мы уже гуляли вчера, но мне кажется, я готова бродить там бесконечно.

Движемся к официальной резиденции Её Величества — Букингемскому дворцу, возле которого неиссякаемая толпа народа. Обращает на себя внимание памятник королеве Виктории.

Затем направляемся к Сити. Для начала остановка с видами на Тауэр и знаменитый мост. Очень интересное сочетание — новейшие современные здания среди старинных.

После этого проехались по Тауэрскому мосту. Тут началась пешеходная часть нашей экскурсии — по Сити (город в городе). Как говорится «вернемся к истокам»: от древнеримского Лондиниума до современного бизнес-центра. Экскурсия очень интересная и содержательная.

Лондон. Как это было (Часть 1)

Закончился наш марш-бросок у Собора Святого Павла. Собор находится на самой высшей точке в городе — вершине холма Ладгейт-Хилл. Дошедший до наших дней — пятый собор, построенный на этом месте в начале 18 века. Как оказалось, вход в собор платный (несмотря на то, что он действующий), так что мы зашли в небольшую часть до касс, внутри похоронены многие значимые персоны, в их числе адмирал Нельсон и сам архитектор собора Рен, на могиле которого всего лишь надпись «Если ищете памятник, просто оглянитесь вокруг» (красиво).

Поднялись на небольшую смотровую площадку в торговом центре неподалеку — неплохие виды открываются. А стволы деревьев в скверике возле собора были выкрашены в синий цвет в честь рождения принца Джорджа.

Лондон. Как это было (Часть 1)

Далее по желанию приобретение дополнительных экскурсий и для желающих экскурсия в Британский музей — мы пожелали. Добирались на метро — заплатили за троих около 13 фунтов — я была в шоке!

Все наши дальнейшие перемещения производились пешком — так даже интереснее.

В Британском музее великолепная коллекция. Территория огромна, множество залов, на подробный осмотр которых уйдет не один день и даже не одна неделя. Не пожалели, что взяли экскурсию. В общем, сделали вывод, что Британская Империя хорошо поживилась, свезя всё, что могла к себе. Но может оно и к лучшему — так все это сохранилось и дожило до следующих поколений.

По окончании зашли передохнуть в гостиницу, вечером снова бродили по окрестностям, на ужин приобрели в супермаркете сэндвичи и вафли. Вот это было демократично по сравнению со вчерашней пиццей.

День третий — Стоунхендж, Солсбери

С утра встреча была назначена у Вестминстерского аббатства для поездки в Стоунхендж. Очень интересно в пути — едешь по встречной (необычные ощущения), обочины довольно грязные — много мусора. А вот фермы очень удивили — боже там такие свиньи, чистые, ухоженные!

Лондон. Как это было (Часть 1)

Стоунхендж — место полное загадок, обросшее легендами. Место удивительное, жалко, что нельзя было подойти ближе к камням — все загорожено. Ощущения очень странные посещают, энергетика ничем особо не отличается (ну, это мне так показалось).

Дают аудиогид на русском, довольно интересно, описываются разные версии появления и назначения камней (вплоть до самых волшебных). Немного напрягает большое количество туристов. На входе два камня — холодный и теплый.

Далее мы поехали в находящийся неподалеку городок Солсбери для осмотра великолепного собора. Собор невероятно красив как снаружи, так и внутри, постройка датируется 13 м веком, причем возведен он был всего за 38 лет.

Уникальна конструкция шпиля собора, он полый внутри, скреплен старинными с виду балками. Внутри собора сохранился механизм башенных часов середины 14 века, находящийся в рабочем состоянии.

После экскурсии свободное время. Пообедали в столовой собора — очень вкусно и недорого (съели суп-пюре, жаренную форель с картошкой-фри и выпили вкуснейший кофе). Затем пошли бродить по городку, он невероятно уютный, аккуратные домики, есть увитые плющом, просто «Ах!». Естественно, шел дождь, но зонты мы всегда носили с собой. Потом вернулись и еще немного полюбовались собором — просто невозможно оторвать взгляд.

Лондон. Как это было (Часть 1)

В Лондоне нас высадили на улице Пикадили у магазина Fortnum & Mason, купили там чая себе и в подарок. К отелю шли пешком мимо Пикадилли серкус — шумное местечко, но очень здорово. На парапете у памятника с ангелом куча народа.

День четвертый — Вестминстерское аббатство. Хэмптон-корт.

На этот день у нас было с утра Вестминстерское аббатство. А я очень плохо себя чувствовала. Встреча была назначена прямо у аббатства, я мужественно дошла, села на ступеньки, родители несколько раз порывались вызвать мне такси назад до отеля. Но что я приехала в Лондон и не побываю в Вестминстерском аббатстве что ли?! Все собрались, уже внутри недомогание понемногу отступило.

Мы были одними из первых, так что, когда начали осмотр, почти никого внутри не было. Церковь Святого Петра в Вестминстере представляет собой готический собор, первые упоминания о ней относятся к X веку. Во время бомбардировок в годы Второй мировой войны аббатство сильно пострадало и было отреставрировано. На истории подробно останавливаться не буду. Но это что-то невероятное! Такое наслоение эпох — это поистине символ Британской Империи. Здесь коронуются монархи Великобритании и здесь же похоронена большая часть из них. Также тут захоронены люди, внесшие значительный вклад в развитие науки и культуры, среди них: Ч.Дарвин, И.Ньютон, М.Фарадей, Э.Резерфорд. Есть уголок поэтов, где нашли свой покой в частности Ч.Диккенс, Т.Харди, Р.Киплинг. Экскурсовод обратила наше внимание на установленные мемориалы писателям, похороненным в других местах: В.Шекспиру, Дж. Байрону, Л.Кэроллу и многим другим.

А еще в аббатстве находятся иконы русского художника Сергея Федорова.

Посещение аббатства оставляет сильное впечатление.

Далее у нас была запланирована экскурсия в Хэмптон-корт — дворцово-парковый комплекс, на протяжении почти двух столетий служивший резиденцией английских королей.

Автобус ждал на стоянке невдалеке и должен был к назначенному времени подъехать в специальное место для посадки туристов. Но наши активные дамы решили заранее занять места получше (а чего это ждать) и ринулись в атаку, водитель (на этот раз девушка) была ошеломлена. Сначала пыталась объяснить, что тут сажать не положено, но потом сдалась, открыла двери и смеялась, упав на руль.

Кстати, есть традиция оставлять водителю экскурсионного автобуса «на чай», для этого стоит специальная корзинка. И оставлять принято монеты достоинством не менее 2 фунтов (а желательно не менее 5).

Хэмптон-корт изначально принадлежал кардиналу Томасу Уолси — бывшему духовнику, а впоследствии ближайшему соратнику Генриха VIII, и по совместительству канцлеру королевства, державшему долгое время в руках всю внешнюю и большую часть внутренней политики.

Со временем отношения его с королем начали ухудшаться, и, чтобы как-то их наладить, он подарил Хэмптон-корт монарху. Естественно это не спасло кардинала от опалы, поводом которой послужил отказ разорвать брак Генриха VIII с его первой супругой Екатериной Арагонской (а всего их в итоге было 6, его называют прообразом Синей Бороды).

В итоге король все-таки женился второй раз, что послужило причиной разрыва с Ватиканом (Генрих VIII был отлучен от церкви) и началом независимости Англиканской церкви. Тут появляется новая фигура — первый советник короля Томас Кромвель, который, впрочем, немногим позже тоже был казнен. Вот такая история, «Я создам свою религию с блэкджеком и куртизанками».

Дворец очень красивый, парадный вход напоминает крепость.

Лондон. Как это было (Часть 1)

Для начала мы отправились на изучение лабиринта. Очень увлекательное занятие. Нам рассказали секрет прохождения лабиринтов — придерживаться правых поворотов. Работает!

Дворцовый парк просто невероятный. Аккуратные газоны, постриженные деревья и кустарники, умопомрачительные клумбы, фонтаны. По парку можно проехаться на карете запряженной чудными лошадками.

Внутри дворца тоже очень интересно. Встречает гостей веселый Генрих VIII.

Лондон. Как это было (Часть 1)

Запоминается стилизованная кухня с муляжами продуктов (довольно натурально выглядят) и огромными жаровнями. Да и остальные интерьеры очень хорошо передают эпоху того времени.

Сюда Генрих VIII привез свою вторую супругу Анну Болейн, и отсюда же её увозили на эшафот, когда она впала в немилость (попросту надоела). Здесь же жила третья жена короля — кузина и фрейлина второй супруги — Джейн Сеймур, которая умерла в родах. Так что страсти здесь кипели нешуточные.

Обратили внимание на картину, на которой король изображен со своим сыном и второй женой, хотя она же умерда в родах.

Лондон. Как это было (Часть 1)

В общем, замечательный комплекс — обязательный для посещения.

На обратном пути проезжали по городку — опять эти домики аккуратные — очень здорово.

Поля для игры в крикет.

Нам сказали, что это наиболее популярная игра в Англии, даже популярнее футбола.

Всех высадили у Букингемского двореца. Королева в августе и сентябре покидает свою официальную резиденцию и отправляется в отпуск (короли тоже люди), так что в это время дворец открыт для посещений. Билет стоил около 20 фунтов (на то время), дают аудиогид на нужном языке. Кстати, если королева во дворце, должен быть поднят штандарт (то же касается и Виндзорского замка).

Внутри, конечно, все очень красиво (по-королевски), жалко, что не разрешают снимать. Современный вид дворцу придали архитекторы Джон Нэш и Эдвард Блор (кстати, автор Воронцовского дворца в Крыму).

Экскурсия посвящена преимущественно действующей королеве, ее биографии и коронации. Сразу же после входа великолепная мраморная лестница. Роскошный тронный зал с тронами для монархов, расположенными на небольшом постаменте. Голубая и зеленая гостиные. Мне понравился музыкальный зал и белая гостиная — очень изящно. Еще запомнилась огромная картинная галерея (как поведал аудиогид, время от времени произведения меняются).

Лондон. Как это было (Часть 1)

Понятно, что королевские дворцы, в любом случае шикарны, но тут добавляет изюминку, то, что это действующий дворец правящей королевской четы.

Парк перед дворцом тоже классный, но погулять по нему особо не получилось — моросил противный дождь. Немного портит вид и впечатление кафе на террасе дворца. В сувенирном магазинчике купили на память открыточки, а вообще цены там ого-го какие, и было много сувениров, посвященных недавно родившемуся принцу.

Обратно шли пешком, под дождем.

Поужинали в какое-то китайское кафе, где за 10 фунтов с человека безлимитный шведский стол (много морепродуктов, что нас и привлекло), дополнительно платишь только за напитки. Старались вести себя культурно, а вот другие набирали полные тарелки в несколько подходов.