Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 18:17

Сан-Франциско — США Июль 2015

Вы видели фотографии Кратер Лейк и понимаете, что там на берегу мы дождались полной темноты, потом еще посидели посмотрели на звезды и их отражение в черной гладкой воде и уже после этого, потихоньку, стараясь не расплескать накатившее умиротворение, порулили дальше. Еще часов в двенадцать ночи мы довольно точно знали что мы собираемся делать на следующий день. Между нами и Сан-Франциско находилась красавица Шаста. Хотите отнесите это к горе, хотите к озеру, все равно красиво. Понятное дело, что последний день нашего путешествия мы проведем именно там.

Водопад — бутерброд и вулкан — бомба

По всей гостинице, куда мы добрались совсем поздно ночью, висели предупреждения не ездить на Шасту. Собственно проблему мы и сами унюхали уже по дороге. Пахло гарью, большим пожаром. Горел огромный Национальный Лес Шаста-Тринити. Ночью я переработал маршрут и сдвинул его на восток. Так чтобы через водопад Бюрней попасть в Вулканический Национальный Парк Лассен.

Первая остановка Мемориальный Парк Штата Калифорния МакАртур — Бюрней. Длинное название? Я не сокращаю умышленно в нем заложен глубокий смысл.

Водопад — бутерброд и вулкан — бомба

Водопад очень не простой, скажем так — водопад бутерброд. Здесь, прямо на этом обрыве, сливаются две реки абсолютно не похожие друг на друга. Обычная река, а если быть скромнее ручей Бюрней и подземная река, у который ни внешнего вида ни названия нет. Странно, но реки сливаются не в горизонтальной плоскости, вертикальной. Подземная река впадает в Бюрней где то посередине водопада.

Еще одной особенностью этих рек является, то что между ними нет ничего общего. Вода в потоках совершенно разная. Подземная река явно берет свое начало с ледников. Температура воды всего шесть градусов круглый год, в ней почти нет солей. Ручей Бюрней ни чем не отличается от своих соседей, так веселый, теплый лесной ручей, с высокоминерализованной водой.

Водопад — бутерброд и вулкан — бомба

Так бывает? Бывает, но редко. Как такое может случиться? Вокруг вулканы, они извергаются, потоки лавы стекают с кратеров. Каждый следующий выброс образует каменный монолит метров по десять. Посмотрите на скалы образующие обрыв водопада. По цвету камня видно, где заканчивается один лавовый пласт и начинается другой.

Подземная река берет начало с ледникового озера. Озеро не сумело накопить столько воды чтобы перевалить через дамбу построенную лавой. Зато вода нашла лазейку между двумя пластами лавы. Когда один лавовый пласт ложился на другой между ними оставалась органика, она и ослабила сцепление пластов. Вода промыла себе многокилометровый туннель и по нему выбралась из лавовой ловушки. (Рассуждения о генезисе двухслойного водопада, не являются официальный версией и разработаны автором заметки за вечерним пивом. Так что верить не обязательно.)

Водопад — бутерброд и вулкан — бомба

Сам парк очень красив и разнообразен. Хороши собой огромные сосны и ели, по чистой бурной реке можно кататься на пластиковых каяках. Чуть ниже расположено большое озеро, которое тоже является частью парка.

Как всегда в американских парках очень много диких животных. Видели пару чернохвостых олених с мелочью, судя по ободранным бронированным помойкам медведи не обходят эти места своим вниманием. Не понравились белки, они были черные в крапинку, размером с крепкую кошку и с неприятным взглядом. Вообще то я белок не боюсь, но эти доверия не вызывали.

Водопад — бутерброд и вулкан — бомба

Помните в самом начале заметки я упомянул о том что длинное название — Мемориальный Парк Штата Калифорния МакАртур — Бюрней имеет скрытый смысл. Мне кажется — это хорошая история, достойная внимания. Двести лет назад в эти места пришли первые переселенцы. Все было не просто, выживали десятки из сотен. В этой долине, после экстремально холодной зимы, осталось только две семьи МакАртуры и Бурнеи. Они выдержали, преодолели долина досталась им.

Много лет спустя дети пионеров переженились между собой и две семьи образовали мощный род владеющий огромными ранчо и фермами. Водопад в котором сливались две такие разные реки всегда был эмблемой и легендой этого рода. Когда в Америке стали создаваться природные парки, семья МакАртуров — Бюрнеев решила подарить территорию с водопадом и озером Штату Калифорния с условием, что парк штата будет назван мемориальным. Молодцы и дело хорошее сделали и предков увековечили, а нам нужно ехать дальше, на сегодня у нас в планах еще вулкан Лассен.

Водопад — бутерброд и вулкан — бомба

Вулкан Лассен живее всех живых. Он находится в том состоянии, когда может долбануть в любой момент. Собственно, не совсем понятно почему до сих пор не долбанул. Я достаточно внимательно читал работы Джима Паркера, который посвятил жизнь изучению этого вулкана. В них он утверждает, что все скважины, которые он набурил на склонах чисто наблюдательные. При этом он отдельно публикует теоретические работы по «предотвращению извержений или снижению их мощности путем разгрузки подкупольной зоны». После анализа его статей я сразу поверил, что он чистый наблюдатель и в «глобальные процессы» ни…

Парки-Вулканы красивыми называть наверно не правильно. Для этого они слишком грозные. Зато мощи и силы в них хоть отбавляй. Исторически Лассен обычно не извергался, он взрывался как огромная бомба. В последний раз гора взорвалась в ровно сто лет назад. Дело в том, что магма этого вулкана очень плотная и вязкая, уже через несколько лет после извержения она наглухо закупоривает старый кратер.

Водопад — бутерброд и вулкан — бомба

Давление под этой пробкой постепенно повышается, но вытолкнуть ее не может. Тогда взрывается вся гора. Люди, с опытом домашних заготовок, помнят мощь взрыва бутылок с наливками, а те, кого в детстве волновали физпроцессы, не без удовольствия вспоминают, что бывает если как следует запечатать в бутылке карбид с водой.

Парк огромный интересный и многообразный. Еще раз хочу предупредить, путешествуя по Штатам, не ориентируйтесь на слово «парк», здесь оно «ложный помощник переводчика». В частном случае Парка Вулкана Лассен — это огромный массив высокогорного леса. Через левый нижний угол которого проходит дорога (одна штука). На дороге есть парковки от которых уходят тропинки. Некоторые тропинки для серьезных, взрослых людей, они с перильцами и настилами.

Водопад — бутерброд и вулкан — бомба

Другие для вольных туристов, в основном студентов, которые путешествуют с палатками и минимумом удобств. Если вы пойдете по такой тропинке, то шансов встретиться с медведем в несколько раз больше чем с человеком. Телефон перестает работать в паре километров от дороги. Обычно в начале тропинки есть почтовый ящик куда можно опустить записку. На ней вы пишете время, когда вы вышли на тропу и планируемое время возвращения. Если планируете выйти на другом участке нужно обязательно предупредить и оставить информацию о том что вы покинули парк.

Национальный парк Вулкан Лассен очень хорошо зонирован. Здесь вы можете посмотреть «обнаженную» геологию того периода, когда органикой еще и не пахнет.

Очень горячая и очень вонючая грязь

Есть некие промежуточные стадии. Здесь земля начинает потихоньку остывать и появляется первая растительность устойчивая к постоянным ядовитым выбросам.

Водопад — бутерброд и вулкан — бомба

Дальше идут полянки на который вроде бы совсем все в порядке и только спрятанный где то очень глубоко в нашем подсознании инстинкт подсказывает, что этот красивый цвет «не правильный». Хорошая добрая природа выглядит иначе, а это ведьма прикидывающаяся феей.

Путешествуя по таким местам нужно соблюдать определенные правила безопасности. Можно ходить только по участкам где растут взрослые зеленные деревья. Если тропика ведет в сухой лес, плюньте на тропику и идите к зеленным деревьям. Тропинка может быть старая, ядовитые газы могут прорваться на новую территорию за очень короткое время.

Этот выброс открылся всего два месяца назад

Как всегда на молодой земле много интересного и непонятного. Попробуйте догадаться откуда взялся на краю плато, далеко от вершин этот огромный валун на фотографии снизу???

Водопад — бутерброд и вулкан — бомба

Ледник перенес. Еще недавно здесь была многометровая шапка вечных снегов.

Посреди вполне приличного места бездонная дыра в земле, откуда хлещет кипяток или бьет струя раскаленного пара. Смотреть очень интересно, в каждой ложбинке, на каждом пригорке что ни будь не ожиданное.

Водопад — бутерброд и вулкан — бомба

Вулкан Лассен был последним Национальным Парком, который нам удалось посмотреть в путешествии по Северо-Западу Соединенных Штатов.

Поездка удалась, чего и вам желаю. Последний день путешествия мы провели в Сан Франциско, но писать про города сейчас не охота, лучше потрачу сэкономленное время на описание Галапагосских Островов. Хотел поблагодарить за высокую оценку этого цикла. Думаю, что к теме американских парков имеет смысл вернуться попозже. Их у меня накопилось уже штук пятьдесят. Если поможете сформулировать обобщающий формат буду очень благодарен. Хотелось бы написать не маршрут, а скорее смысловую статью.