Турист Андрей и Валерия (chvm2006)
Андрей и Валерия
был 25 февраля 19:57

Эперне, Реймс, Париж — Франция Март 2016

Когда планировали поездку, прочитали в интернете, что каждый год компания Master Card проводит исследования, какие города наиболее посещаемы туристами. В 2015 году тройка лидеров планировалась такая: Лондон 18 миллионов 820 тысяч, Бангкок 18 миллионов 240 тысяч и Париж 16 миллионов 60 тысяч туристов. Париж подвели известные события, после терактов туристический поток сократился почти вдвое, сейчас он восстанавливается, но еще не вернулся к прежним объемам.

Париж есть Париж, но не будем петь ему дифирамбы, т. к. во-первых, не обладаем поэтическими талантами, а во-вторых, таких материалов много на Туристере. Поэтому остановимся на практических аспектах нашего путешествия, возможно, это позволит правильно спланировать путешествие в Париж другим путешественникам.

Преимущество выбора Латинского квартала для проживания заключается также в том, что рядом находится станция пригородной электрички, соединенной с линией В парижского метро RER, по которой достаточно просто добраться из аэропорта Шарль-де-Голль до центра Парижа. Подробную инструкцию на тему как добраться из аэропорта до Парижа на пригородной электричке можно найти по ссылке. Конечная станция RER линии В как раз и есть станция Aeroport Charles De Gaulle 2-TGS, расположенного во 2-ом терминале аэропорта Шарль-де-Голль, куда обычно прибывают самолеты из России, и на этой же линии В также расположена станция St-Michel N-Dam, находящаяся рядом с Нотр-Дамом и Латинским кварталом, т. е. не нужны никакие дополнительные пересадки. Ехать порядка 45 минут, стоимость примерно 10 евро.

Забронированный через Букинг отель Holiday Inn Paris Notre Dame, расположенный в центре Латинского квартала на улице rue Danton был, по нашему мнению, практически идеальным. Отель относительно новый, что редкость для этого района, был открыт всего два года назад, у него очень удобное расположение, пять минут неспешным шагом до Нотр-Дама в одну сторону и те же пять минут до бульвара Сен-Жермен в другую сторону. Имеет 9 этажей, на крыше смотровая площадка с баром, где можно выпить кофе или что-то покрепче, наблюдая панорамы Парижа. В дни нашего путешествия, к сожалению, она не работала, было еще прохладно, официальный период ее работы с апреля по октябрь. Но это было компенсировано тем, что мы выбрали номер с балконом и видом на Эйфелеву башню, вид на башню, конечно, спорный, она расположена довольно далеко от отеля, но балкончик потрясный: два кресла, столик, весь увит зеленью и летом посидеть на нем одно удовольствие. Номер небольшой, что, впрочем, обычное явление для Парижа, но уютный, есть чайник, пакетированные чай, кофе, в номере душевая кабина, персонал доброжелательный, русского языка конечно не знают, но по-английски говорят. Завтраки понравились: прекрасная выпечка, хороший кофе, все было вкусно. В итоге отелем довольны, гид также одобрил наш выбор, отметив, что это один из лучших отелей Латинского квартала. Стоимость проживания конечно не маленькая, что также обычное явление для отелей в этом районе, но за пару недель до нашего приезда отель выставил скидки на номера до 30% видимо в связи с тем, что туристов в марте не так много, и перебронировав номер, мы прилично сэкономили.

Отель Holiday Inn Paris Notre Dame в Латинском квартале

Предварительно перед поездкой договорились об экскурсиях с местным русскоговорящим гидом Ирен-Де Валь, она сама из Питера, в Париже живет с 1984 года. У нее свой сайт, который легко ищется в интернете по ее имени. Контакт установился быстро, ее экскурсии были интересны и неутомительны, новой информации было получено много, в том числе и про страну, и в итоге остались весьма довольны выбором гида. В первый день провели экскурсию по Латинскому кварталу с заходом в Консьержери и в Нотр-Дам, во второй день была поездка в Шампань и на следующий день — экскурсия в музей Орсе. Ниже несколько фотографий, сделанных по ходу нашей прогулки по Латинскому кварталу.

Самый старый каменный мост в Париже Pont Neuf

Часы Консьержери — самые старые часы Парижа. На башне королевского дворца (сегодня это Дворец Правосудия) эти часы появились в 1334 году по приказу французского короля Карла V.

Нотр-Дам

Еще один классический вид на Нотр-Дам

Три дня в Париже как подарок на день рождения

Самое старое дерево Парижа — белая акация. Она была посажена в 1601 году садовником и аптекарем Генриха IV Жаном Робином на территории церкви Юлиана Бедного, расположенной напротив Нотр-Дама через Сену. Как подобает старцу поддерживается бетонными подпорками.

Улица кота-рыболова — самая узкая улица Парижа, расположенная между улицей Юшет и Сеной

Три дня в Париже как подарок на день рождения

По преданию с улицей кота-рыболова связана мрачная история, изложенная на этой памятной табличке

Улица кота-рыболова со стороны Сены — довольно непрезентабельный вид

Фонтан Сен-Мишель на одноименной площади

Левее этого здания на площади Сан-Мишель начинается улица Дантон, на которой расположен отель Holiday Inn

Три дня в Париже как подарок на день рождения

Крыши Латинского квартала с балкона отеля

Вид на одно из зданий Латинского квартала с балкона отеля

Первый день закончился праздничным ужином в старинном кафе Прокоп, расположенном недалеко от нашего отеля на улице Ансьен-Комеди (rue de l’Ancienne-Comédie). Интерьер кафе выполнен в стиле театра «Комеди Франсез» в коричнево-красных тонах. Кафе «Прокоп» в Париже было любимым местом для многих литераторов, философов и политиков. Здесь часто проводили время Дидро, Руссо, Марат, Робеспьер, Жорж Санд, Гюго, Бальзак и многие другие. В ресторане есть столик, за которым часто в размышлениях за чашкой кофе проводил вечера Вольтер. Также в ресторане за бронированным стеклом находится шляпа самого Наполеона Бонапарта. Рассказывают, что однажды, еще не будучи знаменитым, Наполеон пришел поужинать, но забыл с собой взять деньги. В ответ разозленному владельцу ресторана он бросил свою «треуголку», сказав при этом, что через столетие она будет стоить дороже чем его заведение. Нет точных данных, сколько шляпа стоила через 100 лет, но сейчас она застрахована и ее оценивают в 3 миллиона долларов. Еще в этом месте Бомарше ожидал провала или успеха своего спектакля «Женитьба Фигаро», Дантон и Марат обсуждали судьбу Франции, Дидро и д’Аламбер работали над своей энциклопедией. И вот в этом историческом месте мы провели первый вечер в Париже. Брали луковый суп и рыбу и т. к. готовились к поездке в Шампань, заказали шампанское. Про луковый суп скажем словами Лукашина: «хрена к нему не хватает», но все остальное было на высоте. Что удивительно, ценник в этом ресторане был не выше, чем в любом другом приличном ресторане Парижа.

Кафе Прокоп было открыто в 1686 году

Шляпа Наполеона Бонапарта под пуленепробиваемом стеклом в кафе Прокоп

Три дня в Париже как подарок на день рождения

Памятник Жоржу Жаку Дантону — французскому революционеру, одному из отцов-основателей Первой французской республики. Это ему принадлежит лозунг «Свобода, равенство и братство». Его именем названа улица в Париже и в 1891 году на бульваре Сен-Жермен поставлен памятник.

Отдельного рассказа заслуживает поездка в Шампань. Ирен сама вела машину, у нее это получается мастерски. Удалось избежать утренних пробок, погода была солнечная, температура около +10 градусов, Шампань, как истинно французская провинция, была прекрасной, нам удалось посетить два подвала, что не всегда получается, т. е. все сложилось и впечатления от поездки незабываемые. В Шампани расположено более 250 крупных домов шампанского. Производство шампанского становится рентабельным, если у Вас в собственности есть хотя бы 5 гектаров виноградников. Многие крупные дома шампанского проводят дегустации и пускают туристов в свои подвалы. Но просто приехать и сразу попасть на экскурсию в подвалы нельзя, большинство домов требует подавать заявку на экскурсию заранее за несколько дней. Есть только несколько исключений из этого правила.

Сразу по приезду в Реймс мы посетили подвалы дома шампанского Taittinger, выпускающего более 6 миллионов бутылок в год. Дом расположен в центре города Реймс в историческом особняке на улице Rue Saint-Nicaise дом. Погреба дома, в которых на сегодняшний день хранится многие миллионов бутылок шампанского, находятся под Реймсом, в старых каменоломнях, использовавшихся еще в XIII веке под монастырские нужды. Таких исторических винных подземелий больше нет нигде в мире. Перед посещением оплачивается дегустация, стоимость от 10 до 40 евро в зависимости от того, сколько Вы планируете выпить бокалов разного шампанского: от одного до четырех. В дегустацию автоматически входит экскурсия. Экскурсию только для нас проводила молодая француженка, переводила Ирен, вернее это было скорее обсуждение и общение, чем просто перевод. Экскурсия проходит на глубине 17 метров, в том числе в старинных гротах, где монахи когда-то хранили свое вино. В подвалах можно увидеть статуи Святого Винсента и Святого Жана — покровителей виноградарей, а также памятную доску от 27 апреля 1717 года, извещающую о том, что здесь бывал и пил шампанское сам Петр I.

Подвалы дома шампанского Taittinger

Под землей целый город: улицы, площади, лестницы

Три дня в Париже как подарок на день рождения

В этом гроте хранится самое дорогое элитное миллезимное шампанское из одного сорта винограда, созданное в наиболее удачные годы урожая.

В этом штабеле уложено 72 тысячи бутылок шампанского

Витраж в подвалах Taittinger, посвященный посещению Петра I

Подробно познакомились с технологией производства шампанского. Надо признать, что производство шампанского — это достаточно сложный технологический процесс и длится он порой несколько лет. Кратко его можно описать так. Сначала производится брожение виноградного сока без сахара в нержавеющих емкостях, затем купаж, т. е. смешивание разных сортов для сохранения неизменного вкуса, далее разлив в бутылки с добавлением сахара и дрожжей. Затем хранение бутылок несколько месяцев в горизонтальном положении, когда шампанское насыщается углекислым газом, т. е. пузырьками, а сахар «съедает» дрожжи. Следующий этап — это хранение бутылок горлышком вниз, чтобы на пробке выпал осадок. При этом надо периодически вращать бутылки и постепенно увеличивать угол наклона. Этот процесс может длиться годами. Затем горлышко бутылки на специальной автоматической линии замораживается при минус 25град. С, осадок удаляется вместе с частью шампанского, далее следует долив содержимого бутылки и наклейка этикетки. Все этапы производства происходят в одних и тех же климатических условиях: в подвалах круглый год температура +10град. С и влажность 90%. Спросили, сколько может храниться шампанское после изготовления, ответ был следующий: шампанское, если его хранить на свету и при температуре выше +20–25 град. С может потерять вкус менее чем за 5 дней. Возникает закономерный вопрос: а что же мы за шампанское покупаем в супермаркетах. И получается, что настоящее шампанское можно попробовать только в Шампани непосредственно в подвалах, где оно производится.

Далее в программе было посещение Реймского собора. Реймский собор — это действительно значительный исторический памятник Франции, ведь в нем короновались почти все короли Франции и он связан с именем Жанны Д’Арк. В Реймском соборе 17 июля 1429 года в присутствии Жанны Д’Арк был торжественно коронован Дофин Карл, наследник Карла VI, что положило конец безвластию Франции во времена столетней войны с Англией. Именно благодаря Жанне Д’Арк, посланнице Бога, как ее называли солдаты французской армии, произошел перелом в пользу Франции в столетней войне с Англией, и Франция отстояла свою независимость. Но в последствии неблагодарный король не стал спасать Жанну Д’Арк, когда ее в результате предательства арестовали бургундцы, а затем продали англичанам. Печальная история, но французы чтут заслуги Жанны Д’Арк, католической церковью она причислена к лику святых, а 8 мая во Франции отмечается «День Жанны д’Арк».

Три дня в Париже как подарок на день рождения

Улыбающийся ангел на входе в Реймский собор — большая редкость в подобных сюжетах

На этом месте короновались все короли Франции

Витражи Марка Шагала в Центральной части Реймского собора

Портрет Жанны Д’Арк в Реймском соборе как образец современного искусства

Памятник Жанне Д’Арк перед Реймским собором

Далее мы отправились в город Эперне, который находится в 25 км от Реймса. Есть такое высказывание, что если Реймс — это столица Шампани, то Эперне — это столица шампанского. В Эперне посетили дом шампанского Mercier, расположенный на главной улице города — Авеню Шампанского (avenue de Champagne). История бренда Mercier началась в 1858 году, когда двадцатилетний Эжен Мерсье основал дом шампанского Mercier. Эжен Мерсье с самого начала своей деятельности придавал большое значение рекламе. В историю вошли несколько рекламных акций, направленных на продвижение марки Mercier. В 1870 году в Венгрии была изготовлена гигантская дубовая бочка объемом в 23 тонны (эквивалент 213 000 стандартных бутылок шампанского), которая была представлена на Всемирной выставке в Париже наряду с Эйфелевой башней. Эжен Мерсье первым в 1885 году открыл свои погреба для посещений, и именно для него братья Люмьер создали первый рекламный фильм. Сегодня дому Mercier принадлежит более 200 гектаров виноградников в окрестностях Эперне, и он обладает собственным подземным городом, улицы которого тянутся на 18 км и находятся на глубине 30 метров. Чтобы посетить эти знаменитые подвалы надо сначала спуститься на панорамном лифте. Пока лифт очень медленно спускается в подвалы, за стеклянной стеной лифта проходят стилизованные сцены изготовления шампанского. Далее туристов размещают в специальном почти игрушечном поезде, который двигается без машиниста с помощью инфракрасных лучей. Каждому туристу выдают аудиогид на его родном языке. Аудиогид автоматически синхронизируется в зависимости от местонахождения поезда. Т. е. все предельно автоматизировано, даже бутылки шампанского поворачивают специальные компьютеризированные автоматы. Пешком гулять по подвалам не разрешается. После экскурсии проводится дегустация и можно купить шампанское с собой. Стоимость стандартной бутылки от 22 до 25 евро, самое дорогое розовое — 25 евро, т. е. это действительно народная марка, как и было запланировано основателем дома. Сегодня Mercier — марка номер 1 на внутреннем французском рынке, но в России она мало известна.

Дом шампанского Mercier

Знаменитая бочка Mercier

Подвалы Mercier

Указатель авеню Шампанского

Авеню Шампанского

Дом шампанского MOET & CHANDON

Изобретатель шампанского DOM PERIGNON — бренд DOM PERIGNON сегодня принадлежит дому MOET & CHANDON

Памятник пробке от шампанского Виноградники Шампани

Виноградники Шампани

На обратном пути нас завезли посмотреть на бывшее имение мадам Клико. Достойных наследников у Клико не оказалось, бренд в итоге купила транснациональная группа LVMH (полное наименование Moët Hennessy — Louis Vuitton). Но сам дом, в котором жила Клико, и совсем небольшое количество близлежащих виноградников выкупила семья из Парижа и они сегодня производят свое шампанское в небольшом количестве под маркой Chateau De Boursault. К сожалению, они не пускают туристов в дом и подвалы. Фотографии дома можно сделать только издалека.

Поместье мадам Клико

На последний день у нас остался музей Орсе. Сказать, что нам понравилась эта экскурсия — это не сказать ничего. С нашей точки зрения импрессионизм (или в вольном переводе с французского «впечатление» или «впечатлизм») — это лучшее направление в живописи. Может быть и есть музеи с более богатой коллекцией импрессионистов, но музей Орсе удивительно цельный музей и именно его коллекция импрессионистов кажется нам просто идеальной. Пояснения Ирен усилили наши впечатления, три часа пролетели незаметно, и хотя мы были здесь ранее, в это посещение мы открыли Орсе заново. Как говорила гид, в живописи есть течения импрессионистов, постимпрессионистов и отдельно сам по себе Ван Гог. Он создал гениальные картины с особой энергетикой, в зале с его картиной «Звездная ночь» (1888) всегда много людей и по мнению гида тон шума здесь особый.

Классическое фото из музея Орсе

Также классическое фото из Орсе

Три дня в Париже как подарок на день рождения

Картина Клода Моне «Голубые кувшинки», 1916—1919 гг.

Поль Сезанн «Яблоки и апельсины», 1895—1900 гг.

Анри-Эдмон Кросс Винсент «Кипарисы в Кане» 1900 г. Постимпрессионизм

Ван Гог «Звездная ночь, Арль», 1888 г.

Перед картиной Ван Гога «Звездная ночь» всегда много народа

Скульптура Камиллы Клодель «Эпоха зрелости» (1893–1903)

С этой скульптурой связана еще одна печальная история Франции. Камилла Клодель сама по себе была талантливым скульптором, но в начале своего творческого пути работала помощницей в мастерской Родена, помогала и позировала ему, и они полюбили друг друга. Их отношения продолжались девять лет. Но в итоге Роден женился на хозяйке съемного дома, она была значительно старше его. Злые языки утверждают, что Роден не мог простить Камилле того, что она была чуть ли не талантливей его и создала много скульптур, под которыми он поставил свою подпись. Камилла тяжело переживала расставание, у нее впоследствии появились признаки психического расстройства, она уничтожила все свои скульптуры, а остаток жизни провела в психиатрической клинике. Композиция «Эпоха зрелости» была создана как аллегория её разрыва с Роденом, а фигура Умоляющая является по сути автопортретом Камиллы. С другой стороны эта скульптурная композиция символизирует течение времени, которое нельзя остановить.

В Орсе есть неплохой ресторан, после экскурсии решили в нем пообедать, заодно и отдохнуть. Кухня вполне приличная, обслуживают быстро, стоимость не выше средней по Парижу.

Два слова про французские вина. В Париже есть классная сеть винных магазинов Nicolas, про них мы прочитали в том же Туристере. Магазин предлагает широкий выбор вин всех регионов Франции по вполне демократичным ценам. Самое важное, что во всех магазинах работают профессиональные сомелье, которые помогут выбрать вино, исходя из Ваших предпочтений и ответят на любые вопросы, касающиеся виноделия Франции. В Латинском квартале также есть несколько магазинов, в том числе на бульваре Сен-Мишель недалеко от церкви св. Северина. Из общения с сомелье и нашим гидом уяснили следующую информацию, но естественно это не истина в последней инстанции. Тройка вин Франции по популярности выглядит так: Бургундия, Бордо и Кот-дю-Рон. Первые две марки относительно дорогие из-за бренда и для окончательного созревания требуют выдержки: Бургунские до 7 лет, Бордо до 5 лет. Молодые вина пить конечно можно, но это будут незрелые вина, что это такое — нам не понять. А выдержанные вина резко поднимаются в цене. Кроме этого вина Бургундии считаются тяжелыми, насыщенными и подходят больше для непрожаренных стейков. Вина Кот-дю-Рон легкие, не требуют особой выдержки, 2-х лет вполне хватит. В итоге мы привезли пару бутылок вина Кот-дю-Рон и не прогадали. Соотношение цена-качество у них с нашей точки зрения оптимальное.

Еще узнали интересную информацию про коньяк и арманьяк. Про отличие коньяка от арманьяка знают только самые искушенные и эрудированные любители французских крепких напитков. Но в целом это совершенно разные крепкие спиртные напитки. Арманьяк мягче, он миллезимный (или винтажный), то есть производится из винограда одного года, и на этикетке этот год указывается. У коньяка и арманьяка разные технологии дистилляции, они выдерживаются в бочках из разных сортов дуба и арманьяк выдерживается значительно дольше. Но самое главное арманьяк значительно дешевле по стоимости. Арманьяк весьма ценят французы. Есть такое ироничное французское высказывание: «Коньяк мы подарили миру, а арманьяк оставили себе». Точнее не скажешь.

В Латинском квартале на улице rue de Sevres, 24 находится старинный универмаг Ле-Бон-Марше, что в переводе с французского означает «удачная покупка». Именно этот универмаг описан в романе Эмиля Золя «Дамское счастье», который написан в 1893 году. Рядом с Ле-Бон-Марше находится один из лучших в Париже продуктовых супермаркетов, в котором можно купить некоторые особенные продукты французского производства. Перед поездкой достопримечательности, кафе и магазины, которые нас интересовали, мы искали на Гугл-картах, набирая в поисковике «Париж Латинский квартал» и далее вкладку «рядом» и затем объект, который надо найти. Карты на русском языке, достаточно подробные и удобные, кое-что распечатали в поездку.

Несколько наблюдений о городе. После нашей первой поездки в Париж 15 лет назад, когда мы жили в небольшом отеле рядом с Оперой, у нас осталось стойкое убеждение, что улицы города моют просто шампунем, настолько чисто было на улицах по утрам. В эту поездку нам показалось, что город не убирают. Вдоль и поперек исходили бульвар Сен-Жермен, в последний день нашего пребывания в городе было Вербное Воскресенье и обычно к нему готовятся и все чистят, но утром в воскресенье ничего не изменилось с субботы и не видели ни одного дворника или мусороуборочной машины и состояние бульвара было очень далеко от идеального. Как пояснила гид, дворники получают минимальную зарплату и как правило, пособие по безработице превышает эту минимальную зарплату. Зачем работать, когда иммигранту проще простого получить такое пособие. Приметой времени стали цыгане, которые всей семьей с детьми, кошками и собаками через каждые двести метров лежат вдоль бульвара на матрасах, покрытые белыми одеялами, и попрошайничают. Это резало наш взгляд, но парижане видимо уже привыкли и регулярно дают им деньги. Это уже образ жизни, никто их не гоняет. Проблема иммигрантов стоит в Париже очень остро, в городских муниципальных школах в классах подавляющее большинство давно уже не коренное население, да еще и другого вероисповедования и они уже диктуют, что давать на школьные завтраки и во что одеваться. А чего стоят иммигрантские районы, в которые боится заходить полиция и эти районы все ближе и ближе двигаются к центру Парижа. Последнее решение мэрии Парижа построить в историческом Булонском лесу огромное общежитие для вновь прибывающих беженцев с Ближнего востока породило значительные протесты парижан. Уже раздаются голоса, что Францию надо спасать и нужна новая Жанна Д’Арк и на эту роль примеряют 25-летнюю племянницу Марин Ле Пен Марион Марешаль Ле Пен, которая сегодня активно занимается политикой.

Не хотелось бы заканчивать рассказ о Париже на такой грустной ноте. Ведь нам все-таки удалось увидеть настоящую Францию в прекрасной Шампани. Свободные люди занимаются любимым делом, создавая из энергии солнца, земли и воды божественный напиток — шампанское, которое поставляется во все уголки мира.

И несколько последних парижских фотографий на разные темы.

Три дня в Париже как подарок на день рождения

Ночная прогулка на кораблике по Сене

Деревья в Париже еще даже не распустились, но магнолия в саду Тюрильи уже цветет

Три дня в Париже как подарок на день рождения

Примета времени — электромобильчики, которые ночью заряжаются от специальных зарядных устройств на улице Дантона