Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 15:59

Телави — Грузия Октябрь 2015

О крае Самцхе-Джавахети.

Длинная аллея кипарисов,

Летняя резиденция семьи Чавчавадзе

ведущая в изящный особняк с чудесным ажурным балконом,

огромные исполинские деревья, много чего повидавшие на своем веку,

Летняя резиденция семьи Чавчавадзе

регулярный парк в английском стиле с разными редкими растениями

типа пальм и бамбука — неужели это Грузия?

Летняя резиденция семьи Чавчавадзе

Да, это родовое поместье, дворец княжеского рода Чавчавадзе, с которым связано множество удивительных, прекрасных и трагических событий в истории Грузии и находится он в 10 километрах от Телави, что в Кахетии, в знаменитом грузинском виноградарском селении — Цинандали.

Летняя резиденция семьи Чавчавадзе

Первая усадьба на этом месте была построена в 18 веке ее владельцем князем Гарсеваном Чавчавадзе, который занимал должность чрезвычайного и полномочного посла Картли-Кахетинского царства при императорском дворе России и боролся за сохранение внутренней независимости Картли-Кахетинского царства. Гарсеван Чавчавадзе был одним из инициаторов присоединения Грузии к России и именно его подпись стоит под Георгиевским трактатом.

Семья Чавчавадзе большую часть времени проживала в Петербурге, и самый известный владелец усадьбы Александр Чавчавадзе в 1786 году родился там же. Его крестными были российская императрица Екатерина Вторая Великая и будущий император Александр Первый. Александр Чавчавадзе получил блестящее образование, учился в частном пансионе Баман в Петербурге. После присоединения Грузии к России в 1801 году семья выехала из Петербурга в Тифлис. Юному князю Александру тогда исполнилось пятнадцать лет и он продолжил учебу в Благородном училище. К этому времени он в совершенстве владел русским, грузинским, французским, немецким и персидским языками. И уже в то время в нем проснулись первые успехи в поэзии.

Летняя резиденция семьи Чавчавадзе

Затем была учеба в течении трех лет в Пажский корпус его императорского величества, а далее началась восьмилетняя служба князя Александра Чавчавадзе в лейб-гвардии Гусарского полка. В апреле 1811 года в Петербурге скончался его отец — Гарсеван Чавчавадзе, который был похоронен в лавре Александра Невского и после этого поручик Чавчавадзе был прикомандирован к штабу командира корпуса в Грузии и уехал в Тифлис, где был определён адъютантом маркиза Паулуччи.

В это время в личной жизни Александра Чавчавадзе произошли изменения- он женился на любимой женщине, княжне Саломе Орбелиани и вскоре, в 1812 году, у пары родилась первая дочь — Нина, которая в будущем станет супругой Александра Грибоедова.

Но началась Отечественная война с Наполеоном и князь покинул Грузию, чтобы стать адъютантом Барклая де Толли. Вместе с ним Чавчавадзе участвовал во всех военных кампаниях, дойдя до Парижа, был дважды ранен. Возвратившись в Петербург, за боевые заслуги был награждён орденом святой Анны 1-ой степени.

Летняя резиденция семьи Чавчавадзе

В 1816 году в семье Чавчавадзе родилась вторая дочь Екатерина, будущая светлейшая княгиня Даниани-Менгрельская, я уже рассказывала о дворце Дадиани в Зугдиди.

Князь Чавчавадзе получил назначение в Нижнегородский драгунский полк, размещённый в Грузии и последующие пятнадцать лет провёл на родине. Именно в эти годы и была построена новая усадьба, ставшая летней резиденцией семьи Чавчавадзе.

Побывав в Европе, в своем имении Александр начинает претворять в жизнь проект по европеизации Грузии, он начинает декоративную застройку парка возле дворца, для этого был приглашен немецкий архитектор-пейзажист Арнольд Регель.

Летняя резиденция семьи Чавчавадзе

Из Великобритании были выписаны не только деревья, но и садовники. В итоге парк по своей эстетической и декоративной значимости не уступал английским паркам Ричмонда и Киу.

На протяжении всего XIX века усадьба Чавчавадзе в Цинандали была настоящим центром светской жизни в Грузии, по этим тропинкам парка гуляли Грибоедов, Лермонтов, Пушкин, Одоевский.

Александр был очень увлеченным человеком и следующим его шагом было приглашение из Европы лучших виноделов, вместе с которыми он построил первый завод по производству вина по европейской технологии.

Летняя резиденция семьи Чавчавадзе

Так появилось знаменитое сегодня вино «Цинандали». К главному дому примыкает приусадебная винодельня — марани.

Летняя резиденция семьи Чавчавадзе

По площади она примерно равна всей господской усадьбе, а в ее подвалах сейчас хранится уникальная коллекция вина — винотека с 20 тысячами бутылок.

Чавчавадзе был первым, кто привез из Европы в Грузию пианино.

Летняя резиденция семьи Чавчавадзе

Жизнь Александра Чавчавадзе трагически оборвалась 6 ноября 1846 года из-за нелепого случая: он выпал из одноколки, которую понесла чего-то испугавшаяся лошадь, и разбился насмерть.

А ехал он засвидетельствовать своё почтение графу Михаилу Воронцову, получившему от императора Николая I должность наместника царя на Кавказе. Вот такая нелепость.

Летняя резиденция семьи Чавчавадзе

А через несколько лет имение подверглось нападению отряда Шамиля, вторгшегося в Кахетию. Дворец был разграблен, а семья сына Александра — Давида Чавчавадзе увезена в плен. В это самое время его знаменитые дочери — Нина и Екатерина Чавчавадзе находились в Москве на коронации императора Александра II.

Сейчас в имении музей семьи Чавчавадзе, здесь собраны материалы жизни и творчества Александра, а также свидетельства той эпохи.

Летняя резиденция семьи Чавчавадзе

Известный грузинский поэт и мыслитель Александр Чавчавадзе считается зачинателем грузинского романтизма, он одним из первых осуществил блестящие переводы на грузинский язык произведений Пушкина, Одоевского, Лафонтена, Расина, Гюго, Гёте, Вольтера.

Экскурсию в имение князей Чавчавадзе можно совместить с однодневной поездкой по достопримечательностям Кахетии. Вход платный и только с группами. Стоять длинную очередь нам с Ирой никак не хотелось, мы сразу подошли близко к входу, просочились в уже созданную группу, получили одобрение от их гида, отдали билеты охраннику и минут через 10 уже были внутри. В покоях фотографировать почему-то нельзя, но когда нас это останавливало: запрет только подстегивает его нарушить.

Летняя резиденция семьи Чавчавадзе

Экскурсия по покоям проводится на втором этаже и длится минут 30, а потом в кафе-баре можно продегустировать вина местного производства и завершить знакомство с поместьем прогулкой по великолепному парку, где вас лично поприветствует его хозяин.

Глядя на бюст, я нашла сходство с Дали, а потом в кафе увидела фото художника.

Летняя резиденция семьи Чавчавадзе

Отойдя немного в глубь парка, можно увидеть заброшенные домики.

Летняя резиденция семьи Чавчавадзе

А это старинный подвал, находится рядом с усадьбой. Наверное именно здесь в те далекие времена хранили вино.

На посещение усадьбы и парка надо закладывать не менее двух часов, при наличии маленькой очереди в особняк, что маловероятно: музей пользуется спросом у туристов.

О поездке в Казбеги к Казбеку.