Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 15:42

Сагареджо, Сигнахи, Телави — Грузия Октябрь 2015
Я люблю Кахетию
"Я люблю Кахетию"

Еще вчера утром в Сванетии теплые вещи были запакованы в чемоданы, из них же извлечены футболки и сандалеты — спасибо Маше, она предупредила, что в Кахетии будет жарко! Вторая ночь в поезде не принесла ничего нового — небольшой состав, следовавший из Зугдиди в Тбилиси, трясло так, как будто он собирался рассыпаться где-нибудь по дороге, не дотянув до пункта назначения, скрип и скрежет позволял забыться лишь на мгновенье — не помогали даже беруши! Но ночь не могла длиться вечно — Тбилиси встретил нас замечательным теплым утром! О наших дальнейших передвижениях я написала здесь:

Продолжу: итак, мы выехали из Давид-Гареджи,(не могу отказать себе в удовольствии еще показать немного фото))

Розовенькая-умаялась!!)))
На этом фото видна тропинка и ограждения, предусмотренные для желающих посмотреть пещеры.

уставшие, вымотанные нашим безумным треккингом в поисках монастырских скальных пещер. Еще по пути туда водитель спросил, а куда мы планируем ехать потом?

Узнав, что в Сигнахи, предложил отвезти. Но мы же были еще свежи, полны энергии, по горам не скакали, поэтому слегка рассеянно кивнули, не уточняя детали, а оставили их на потом.

А здесь едва заметными точечками видны туристы, поднимающиеся по тому склону, где час назад поднимались и мы.

А сейчас, расслабленно сидя в машине и восстанавливая свои потерянные в горах силы, мы молча наблюдали за мелькавшими картинками за окном, не желая думать о чем-то серьезном и конкретном.

Вот уже и Сагареджо, если мы хотим далее ехать самостоятельно, то надо выходить, но тут я вспомнила, что в моих памятках значилось еще одно место в этих краях, которое можно было бы посетить: это древний грузинский храм Кахетии — Собор Ниноцминда, находящийся в одноименном селе в пригороде Сагареджо. Но водитель уперся, мотивируя тем, что это далеко, спорить мы не стали, у нас просто не было на это сил и договорившись о цене (кажется это было 35 Лари), он повез нас сразу в Сигнахи. Почти всю дорогу, а это часа полтора, мы были как в забытьи, то дремали, то опять же любовались мелькавшими за окном виноградниками,

Кахетия-край долин, виноградных плантаций и вина!

ахали при виде грузовых машин, стоящих на обочинах дороги и до верху наполненных спелыми гроздями винограда! До сих пор жалею, что не остановили водителя и не сфотографировали такое чудо!

Постепенно дорога из долины стала превращаться в горный серпантин и вскоре водитель сам остановил машину, предлагая нам полюбоваться показавшимся в дали городом!

Да, это был Сигнахи, город, запомнившийся нам с фото других туристов, город манящий нас своим необычным расположением — его улочки распластались и расползлись по пяти хребтам, город, которому повезло, что о нем вспомнили грузинские власти, решили его оживить и превратить в туристический центр Кахетии, включив в программу финансирования, как значимого туристического места и с 2002 года здесь началась реконструкция…

Кахетия-край долин, виноградных плантаций и вина!

Главная ценность города — это пейзажи и виды на Алазанскую долину отсюда сказочные: горы вдали, раскинувшиеся поля и простор! Визитной карточкой Сигнахи и его символом является самый большой храм города — храм Святого Георгия, кирпичная базилика, построенная около крепостной башни. Башню надстроили колокольней и получился комплекс, который очень красиво смотрится на фоне Алазанской долины.

Это храм Святого Духа построенный в 7-9 веках.

Воодушевленные увиденным, и уже в нетерпении скорейшего заселения и прогулки, мы опешили при виде перекрытой главной дороги при въезде в город: что происходит, кругом шум, суета, толпы празднично одетых людей! Дозваниваемся до хозяина отеля, через пять минут он приезжает и объясняет, что весь город перекрыт в виду субботы и празднования Дня сбора урожая! Опа! С корабля на бал: неожиданно попали на праздник — очень интересненько!

Кахетия-край долин, виноградных плантаций и вина!

Перегружаем вещи и хозяин везет нас одному ему известными тропами, петляя, натыкаясь на закрытые улицы, возвращаясь и вновь пытаясь как-то проехать, спуски-подъемы и наконец мы в номере рухнули на кровати и все — не кантовать!

Сказался ранний подъем, лазанья в Давид-Гареджи по жаре, переезд и опять-элементарно пора было не просто подкрепиться: хотелось просто нормально поесть! А когда мы конкретно ели в последний раз, да и вообще ели? Неужели еще в Сванетии!)))) Немного все же полежали, занявшись аутотренингом, затем душ, переодевашки и мы готовы к празднику!

В городе, как и во многих районах Тбилиси, сделаны мостовые, на крышах симпатично уложена черепица, хотя некоторые из них декоративны — черепица просто положена поверх нежилого здания. А нежилые здания есть, прямо около нашего отеля я увидела несколько и даже слегка удивилась: фасады выдержаны в общем стиле, а до внутренних помещений дело не дошло — странно как-то.

Перед нами раскинулась площадь Ираклия Второго, народные гулянья в разгаре,

замечательно — где еще мы увидим одновременно столько людей одетых в национальные костюмы?

Кахетия-край долин, виноградных плантаций и вина!

Где услышим грузинские песни и увидим танцы? Вот повезло, так повезло! Мы даже на какое-то время забыли о еде — желание полюбоваться разодетой грузинской молодежью и сфотографировать уникальные кадры взяло вверх.

Праздник сбора урожая винограда в Сигнахи, Грузия.

Со стороны площади Ираклия Второго видна как на ладони улица Бараташвили, по которой мы чуть позже пошли в поисках хлеба-зрелищ на сегодня было достаточно.

Да простят меня грузинские мужчины, они так увлеченно отдыхали после торжественных мероприятий.

Набрели на аутентичный ресторанчик, в котором самобытная пышнотелая официантка на просьбу голодных туристок о супчике и полюбившихся уже хинкали, по матерински твердо отрезала: " Сегодня супчика не надо, а хинкали мы не делаем!»

«Ок, тогда огласите весь список!»: всеобщая эйфория подействовала и захотелось приобщиться к празднеству по настоящему!

Кахетия-край долин, виноградных плантаций и вина!

Это «Каберне» в графине, безумного цвета «бордо», фантастически пахнущее, конечно же виноградом Каберне, тягучее и насыщенное ароматами я никогда не забуду, не смотря на то, что с литром, как ни старались, мы все же не справились.

Закуски были под стать вину, сытые, довольные и веселенькие в подкрадывающихся на долину сумерках, мы побрели искать еще одну достопримечательность.

Кахетия-край долин, виноградных плантаций и вина!

Этот кахетинский город с самого основания был экспериментом. В XVIII веке царь Ираклий II переселил сюда армян, чтобы они построили вместо находящегося здесь села настоящий город. Переселенцы с поставленной задачей справились, но впоследствии Сигнахи был забыт и почти вымер.

Кахетия-край долин, виноградных плантаций и вина!

С тех пор сохранилась Сигнахская крепость, это длинная стена, протяженностью около пяти километров, которая тенятся с горки на горку наподобие Великой Китайской, но с той разницей, что по Сигнахской стене нельзя пройти по всему периметру. Стены крепости окружают старую часть города и выходят далеко за городские границы, по периметру стен сохранились 28 сторожевых башен.

В Сигнахи у нас была одна ночь

Кахетия-край долин, виноградных плантаций и вина!

и еще с вечера мы договорились с хозяйкой о маршруте на завтра, были согласованы время (9 утра) и цена (80 Лари) и когда утром, упаковав чемоданы, выпив чаю, мы покинули номер, то были обескуражены словами: «Вас повезет сын в 10 часов!» и на все наши попытки вернуть ее память во вчерашний вечер и напомнить о договоренности выезда в 9 часов утра, Майя, все время улыбаясь, повторяла: «Ну да, да, конечно, поедите в 10 часов, да, да конечно, как договаривались!»

Ира ушла в WF, а я рванула к смотровой — о, что за виды были утром на Алазанскую долину, потом нам сказали, что горы Кавказа в конце долины можно вот так вот увидеть крайне редко!!!

Кахетия-край долин, виноградных плантаций и вина!

Налюбовавшись я прошлась по близлежащим улочкам

и в ровно в 10 подъехал сын хозяйки, мы погрузились и отчалили: спасибо этому дому мы поехали к другому!

Опять безумный серпантин, но уже в другую сторону, обязательные фото плантаций виноградника,

виды Кахетии

Русло реки Алазани.
Очень дорогой отель «Ройал Батони» на берегу исскуственного озера.

и первая остановка примерно через час: находящийся высоко на горе монастырь Некреси, основанный в VI веке на месте древнего города Некреси, одним из ассирийских отцов Або Некресским.

Кахетия-край долин, виноградных плантаций и вина!

Личные авто остаются на стоянке, здесь же надо купить билет, а потом на наверх по серпантину)) туристов поднимают специальные автобусы, при чем спускаться надо в том же автобусе, в котором и поднимались — времени на осмотр отводится полчаса — этого вполне достаточно: территория монастыря небольшая.

Кахетия-край долин, виноградных плантаций и вина!

Виды на Алазанскую долину совершенно потрясающие!

Кахетия-край долин, виноградных плантаций и вина!

Следующий пункт находится совсем рядом, минут через 10–15, по дороге между Кварели и Телави, это крепость Греми, в которую можно заходить совершенно бесплатно.

Архитектурный ансамбль Греми в том виде, в котором мы видим его в настоящее время был построен в XVI веке при царе Леване Кахетинском, а у подножия был построен богатый торговый город, но уже в начале XVII века он до основания был уничтожен войсками иранского шаха Аббаса I.

Кахетия-край долин, виноградных плантаций и вина!

На этой печальной ноте мы покидаем Греми и едем в село Цинандали, к следующему пункту нашей программы, в дом-музей усадьбу кахетинских князей Чавчавадзе.

Дворец с резной ажурной верандой был построен в начале 1820-х годов известным грузинским поэтом Александром Чавчавадзе, а вокруг был разбит парк в английском стиле: здесь есть и лабиринт и бамбуковая роща.

Кахетия-край долин, виноградных плантаций и вина!

Это было воскресенье и не одним нам пришло в голову посетить знаменитый особняк, купив билеты у входа на территорию (5 лари — билет в музей и парк + услуги гида, фотографировать внутри нельзя) мы подошли к довольно-таки плотной, жужжащей толпе у входа в усадьбу.

Быстренько сориентировались, сунув билеты вышедшему изнутри охраннику, нас занесли в список ближайшей группы и через минут пять-восемь, не успев вдоволь натолкаться в очереди, мы зашли в усадьбу. Экскурсия длилась минут 30, а потом мы заглянули в дегустационный зал и винодельню, я прошлась по парку (было часа два дня) и все — на этом данный отрезок пути был почти закончен.

Кахетия-край долин, виноградных плантаций и вина!

Сын Майи-хозяйки гестхауза из Сигнахи, довез нас до окраины Телави, там нас уже ждал водитель из гестхауза в Телави. Как оказалось — Майя и хозяйка из Телави — подруги и зачем мы заказывали почти все отели через Букинг? Здесь все так просто, естественно и без напряга: вам мало доказательств? Сейчас будет еще.

Через несколько минут подъезжаем к Guest House Kavkasioni 33, радостная встреча, как будто мы долгожданные родственники, не приезжавшие сто лет в гости-ай-яй-яй, заселение, кто-то тащит наши чемоданы на второй этаж, сестра хозяйки, приехавшая в гости и сносно говорящая по-русски (чего не скажешь о хозяйке) спрашивает улыбаясь: «Чего изволите гости дорогие?». А у нас одно на уме: зрелищ подавай! Нет — на этот раз сначала хлеба, а потом зрелищ! Нет проблем и не успели мы выдохнуть и прилечь, дабы дать ногам отдышаться — стук в дверь: «Спускайтесь — водитель вас ждет!»

Внизу, собравшейся толпе (хозяйка, тот водитель, что нас привез, сестра хозяйки, новый водитель и еще какие-то дети, люди!))))) мы еще раз объясняем, что хотим (в прочем как всегда!))) кушать, а потом туда-то и туда-то! «А что вы хотите кушать? Хинкали подойдут?» Мы чуть не рухнули в обморок от удивления и от голода: «Что за вопрос, канэшна и побольше!»

Новый водитель, друг семьи, вполне себе симпатичный Давид, одинокий, между прочим, повез нас в знаменитую хинкальную Телави, где мы, сделав заказ, подождали немного, потом еще подождали, пока Давид не разобрался с хозяевами на своем родном — на грузинском: пачэму задэрживаете?! Тут нам вскоре и принесли огромное блюдо хинкали с мясом,

Кахетия-край долин, виноградных плантаций и вина!

газированную воду (мы пристрастились пить ее в Грузии) и еще десерт: хинкали с сыром (в данном случае внутри была начинка творог+сыр). Мы просили с сыром принести нам всего по два штучки на человека, но был дан категоричный ответ — только по пять!

Когда мы выползли из-за стола, все небо было затянуто тучами и только машина тронулась с места -дождь таки полил! Вот-вот, надо было есть быстрее, а теперь — что? У нас даже зонтов с собой не было! Вот в таком заплаканном виде перед нами предстала Академия Икалто,

Кахетия-край долин, виноградных плантаций и вина!

обойдя ее я даже подумала — а в другую погоду она и смотрелась бы совершенно иначе, не так что ли проникновенно! Посему и фото тоже заплаканные.

Это скромный храм Святой Троицы, построенный в 6 веке.

Икалтойский монастырь — один из первых в Грузии, а в Кахетии самый первый. Древняя академия Икалто знаменита тем, что здесь, по преданию, учился выдающийся грузинский поэт XII века — Шота Руставели.

В 13 километрах от Академии Икалто находится знаменитый монастырь Алаверди и чем ближе к нему мы подъезжали, тем лучше становилась погода: дождь перестал, тучи разошлись в стороны, дав место голубому небу, а вся дорога до монастыря Алаверди была превращена в живой коридор из веселящихся людей! А это что-опять праздник? Ну да! Это дивный грузинский праздник Алавердоба, что раз в год рождает буйную радость в солнечной Кахетии.

Кахетия-край долин, виноградных плантаций и вина!

Этот церковный праздник берет свое начало в шестом веке, с самого зарождения христианства в Грузии и посвящен он Алавердскому епископу Иосифу, основателю грузинского мужского монастыря — Алаверди. Праздник отмечается с 28 сентября и сотрясает предгорье Большого Кавказа бурным весельем почти три недели. Т. е. когда мы приехали, прошла уже неделя Алавердобы, а страсти не утихли: повсюду был слышен смех, музыка и песни: Алавердоба — это и праздник урожая, конечно же винограда: »Вино Алаверди — больше, чем вино»

Как приятно прикоснуться хотя бы только так- посещением, к этому чудному веселому празднику!

Кахетия-край долин, виноградных плантаций и вина!

Наконец-то я могу вам сказать откровенно, не таясь, как на духу — монастырь Алаверди потряс меня ничуть не меньше Светицховели, а может даже больше. Это огромное сооружение, находящееся в долине, будто вырвавшийся на свободу из недр земли древний огромный исполин.

Много веков, а возможно и тысячелетий закованный в цепи, замурованный в землю, весь израненный сейчас он доставляет истинную радость верующим людям, и как оказалось не только им. Я потом покажу подробнее.

Часов в пять вернувшись в гестхауз, мы неожиданно узнаем, что завтра у нас крайне ранний подъем: нас отправляют в Тбилиси вместе с Давидом. Ведь этого дня мы боялись больше всех остальных, особенно Ира, у нас должен был быть самый длительный переезд, а тут нам не придется искать транспорт — он будет у дверей в 6–00, какая удача! Немножко поныв, мы выторговали себе еще полчаса- выезд в 6–30! Хозяйка, мило улыбаясь, подсластила пилюлю недосыпа кусочками торта! А как же Телави? Ведь я даже готовилась к прогулке по этому городу! Ира наотрез отказалась составить мне компанию в прогулке и мне не велела далеко уходить — вечерело, но до наступления темноты времени хватило пройти по улочкам

Кахетия-край долин, виноградных плантаций и вина!

и увидеть самую главную достопримечательность этого города-крепость «Батонис-цихе»!

Кахетия-край долин, виноградных плантаций и вина!

День казался бесконечным, растянутым до бесконечности, впрочем таких дней в этой поездке было много и смена декораций происходила настолько быстро, что порой нам не верилось, что все это происходит с нами!