Турист Елена Кулешина (LenaTula)
Елена Кулешина — была 6 июня 2023 12:37
Карелия - любоfff! И в пятый раз не разочарована, а влюблена ещё больше!

Домбай — Россия Август 2015

Как мы попали на Домбай вообще, я уже рассказывала в первых частях моего рассказа об этом путешествии:

А Бадукскими озёрами я «заболела» после увиденной в интернете фотографии. На ней было озеро в солнечную, очень ясную погоду. На небе лениво таяли маленькие облачка. В озеро бойко вливала свои водички горная речушка, с брызгами, с перекатами, как будто играясь. А по берегу того озера росли луговые цветы самых ярких расцветок: и белые, и фиолетовые, и оранжевые. На заднем плане были, конечно же, горы! И под этой фотографией было написано, что это «Бадукские озёра, Домбай». Запала мне в душу эта фотография. Первым делом она оказалась на заставке рабочего стола на моём компьютере. Вторым делом было срочное изучение подробностей об этих озёрах, потому что в первоначальных планах на Домбай этот поход не значился. В итоге — прогулка по Бадукскому маршруту была внесена в список обязательных.

Домбайские красоты летом. Бадукские озёра

До начала маршрута необходимо добираться на автомобиле (13 км от Домбая). Мы в очередной раз порадовались тому, что у нашего гида есть машина, от ненужных хлопот точно избавлены! Ехать совсем не долго, тем более лишний раз можно поглядеть на леса и реки на подъезде к Домбаю. Затем поворачиваем налево и оказываемся на берегу р. Теберды. Посмотрите, какя красавица! Широкая, мощная и в прекрасном окружении лесов и гор! Реку переходим по длинному висячему мосту. Обратите внимание, какие слова встречают нас:

Моё сердце настроено на тишину,

которую дарит нам покой, царящий в природе!

На мой взгляд, это очень точные слова по отношению к Бадукским озёрам. Где-то на просторах интернета я нашла такое описание озёр: «Бадукские озера находятся в „зоне спокойствия“. В солнечный день человека, находящегося здесь охватывает вдруг удивительное умиротворение. Тихий шелест листвы и хвои, негромкое пение птиц, журчание воды, чудесные ароматы субальпийских трав, ласковое солнце, манящая своей чистотой и прохладной свежестью вода прозрачно голубого цвета… все это вызывает восхищение у любого впервые увидевшего эту красоту и располагает к спокойному созерцанию и релаксации. Хочется просто сидеть и наслаждаться, воспринимая всё вокруг всеми органами чувств, впитывая, как губка богатейшую энергетику этих мест». Я подписываюсь под каждым словом.

Домбайские красоты летом. Бадукские озёра

Перейдя через подвесной мост, мы сразу же видим кордон лесника, ведь не стоит забывать, что мы находимся на территории Тебердинского биосферного заповедника. Вспоминаем основные правила: не сорить, костры не жечь, травы, цветы, грибы, плоды и ягоды не рвать!!! А мы и не собирались!!! На кордоне платим за вход (экологический сбор) по 300 руб. с человека. Кстати, это самая большая цена среди всех маршрутов. Посмотрели информационные щиты про маршрут и вперёд!

Первая часть пути идет по хвойному лесу с высокими-высокими пихтами с примесью бука. Создаётся ощущение, что мы попали в настоящую лесную сказку. «Там чудеса, там леший бродит…" Наша дорога по лесу называется экотропа. И идти по этой экотропе — одно сплошное удовольствие. Прохладно, запахи сумасшедшие, птички поют, под ногами пружинит хвойный ковёр, по левую руку от нас шумит бегущая в противоположном направлении река Хаджибий. Её волны пенятся, наталкиваясь и разбиваясь об огромные каменные валуны. Камни на берегу полностью заросли мхом. С одной стороны лес не тронут, а с другой, там, где проходит дорога, постоянно рубят лес…… Минут через пятнадцать тропа начинает увеличивать угол подъёма, идти становится несколько тяжелее.

Домбайские красоты летом. Бадукские озёра

Через 1 км с небольшим (в часе ходьбы от кордона) тропа подходит к мосту через р. Хаджибей у слияния её с р. Бадук. На левом берегу Хаджибея (по которому мы шли сейчас) остаётся тропа к Хаджибейскому озеру. Маркированная тропа на Бадукские озёра переходит через мост и круто взбирается в пихтарнике (в висячую долину Бадука). Посмотрите на фото, на нём недавно построенный металлический мост. А чуть ниже бывший мост из поваленных деревьев. Туристам по-прежнему больше по душе мосты и мосточки из природных материалов (камней, брёвен). Органичней они смотрятся и всё тут! Мы тоже спустились к брёвнам и испробовали их.

А это и есть само место слияния двух горных рек: Бадук и Ходжибей. И поскольку мы с вами на Кавказе, слушайте легенду. «Давным-давно, в ту пору, когда река Теберда была мелководной, юноша Хаджибий и девушка Бадук полюбили друг друга. Молодые решили соединить свои судьбы. Но, как это нередко бывает, родные были против. Тогда Хаджибий и Бадук бежали вместе в соседнее ущелье, но и там их нашла жестокая родня. Парня с девушкой разлучили, заперли на крепкие засовы. Но что запреты для любви! Хаджибий и Бадук продолжали видеться. Прознав об этом, родственники решили положить конец их любви. Молодых вывели к разным перевалам и привязали их здесь к огромным камням. Плакала Бадук, не видя милого, плакала так горько, что её слёзы образовали горный поток Бадук, давший начало всем Бадукским озёрам. Бессильный что-либо предпринять плакал и Хаджибий. От его слёз родилось огромное Хаджибийское озеро. Слились воедино потоки, образованные слезами юноши и девушки, теперь они текут в Теберду. Вот отчего эта река стала такой полноводной».

Домбайские красоты летом. Бадукские озёра

Возле мостика навалены старые деревья. Они лежат здесь с 1956 года после схода большой лавины.

Вот после моста и начинается самое интересное — тропа резко набирает высоту среди живописного пихтарника. Ох, уж этот пихтарник….

Домбайские красоты летом. Бадукские озёра

На маршруте есть обустроенное место для привала около двух елей, которые выросли на огромном валуне и переплелись корнями, за что их прозвали «Влюбленные». У меня создалось впечатление, что это переплетаются многочисленные толстые и крюковатые лыпищи двух птеродактилей. Может быть и влюблённых друг в друга! От этого места начинается самый неприятный и сложный отрезок пути для неподготовленных людей, так как тропинка идет по сильно пересеченной местности. На крутых склонах роль ступенек выполняют корни вековых деревьев, но они не так удобны, как обычные ступени.

Деревья в лесу постепенно меняются: хвойные на лиственные. Клены, березы, черемухи часто сносит лавина. Снег почти всегда лежит до середины лета. Из-за этого все растения растут с опозданием.

Криволесье.

При подходе к озеру наконец-то начинается самый красивый отрезок пути, ради которого стоило идти к Бадукским озерам — это горная долина между Бадукским и Хаджибейским хребтами. Это место называют висячей долиной Бадука

Домбайские красоты летом. Бадукские озёра

Тропинка идет прямо по валунам, оставшимся с ледникового периода. Все камни покрыты мхом, а между ними растут низкорослые деревья. Всюду видны цветы, которые придают этим местам особую красоту.

Огромная территория занята каменными глыбами. Вы видели когда-нибудь такое? Это нечто!!! Каменное поле. Идти по камням приходится с особой осторожностью. Кому захочется оказаться посреди отпуска в гипсе?

Домбайские красоты летом. Бадукские озёра

Удобней всего подойти к восточному берегу озера, остальные берега окружены густым лесом. С этого места за долиной Теберды видна группа гор Гедейж-баши.

Берега озера гранитные, среди гранита попадается и горный хрусталь.

Домбайские красоты летом. Бадукские озёра

Первое Бадукское озеро — самое маленькое и самое нижнее по течению реки. Оно не очень большое и неглубокое, его длина не превышает 80 м, а глубина не более 4,5 м.

Перед первым озером вода проходит сквозь породу гранита и очищается настолько, что вода становится дистиллированной, то есть абсолютно чистой, без каких-либо примесей.

Домбайские красоты летом. Бадукские озёра

По способу своего образования Бадукские озера относятся к запрудным озёрам. Они образовались в результате обвала, произошедшего около двухсот лет назад.

Если вы идёте к Бадукским озерам в жаркий летний день, то вам захочется искупаться в первом же озере. Имейте в виду, что обычно температура воды в озерах около 5°. А дно первых двух озёр очень каменистое и они слишком мелкие для купания. В третьем озере вода в жару может прогреваться до 10° и есть возможность войти в воду.

Домбайские красоты летом. Бадукские озёра

Здесь уместен привал. Все устали. Ведь мы преодолели перепад высоты довольно большой, с 1403 метра до 1971 м. (хотя на стендах на входе указаны отличающиеся данные высоты первого озера — 1700 и 1971 м.) Правдоподобней высота 1971 м. Уж очень резкий подъем вверх был почти на всём пути. Хочется посидеть подольше в тишине и посмотреть на эту чистейшую воду бирюзового цвета.

Река Бадук, впадающая в озеро сверху. Все озера нанизаны на нее, как на нитку. Между первым и вторым озёрами, река проходит по подземному руслу.

Домбайские красоты летом. Бадукские озёра

Чтобы добраться до второго и третьего озера, надо идти по правому берегу реки Бадук, потом перейти на левый склон долины по созданному природой каменному мосту.

Расстояние от первого до второго озера — около 260 м. по прямой. Но нам ещё идти и идти. Мы же петляем, подобно зайцам.

Домбайские красоты летом. Бадукские озёра

В суровых условиях приходится произрастать всей этой растительности!

Домбайские красоты летом. Бадукские озёра

Все камни опоясаны сплошь можжевельником.

Домбайские красоты летом. Бадукские озёра

Кто тут посмел нарушить мой покой???

Домбайские красоты летом. Бадукские озёра

Растениям приходится буквально «цепляться» за жизнь корнями. Кругом только камни. Зимой и весной лавины, ветра.

Во время Великой Отечественной войны у предгорий Кавказа, в том числе, в Домбае, шли кровопролитные сражения. Особенно жаркие сражения велись на склонах гор Санчаро и Эльбрус и на перевалах Марух и Клухор.

Домбайские красоты летом. Бадукские озёра

В период с августа 1942 по январь 1944 года Домбай был оккупирован немецкими войсками дивизии «Эдельвейс». Штаб дивизии располагался как раз в здании гостиницы «Солнечная долина». Немцы в течение этого периода контролировали местные перевалы. Однако, отходили они поспешно, не успев уничтожить существовавшие в Домбае постройки, в частности и само здание «Солнечной долины». Только в 1944 году в Домбайский район начинают возвращаться жители. И вот на высоте почти в 2000 м среди каменной долины мы увидели этот памятник, явно очень старый. До слёз!

Чтобы попасть ко второму озеру, нужно сойти с тропы — оно находится немного в стороне слева. К нему приходится спуститься через камни и заросли по узкой тропке. У дальнего берега можно забраться на большой камень и взглянуть на второе озеро целиком.

Домбайские красоты летом. Бадукские озёра

Второе Бадукское озеро (высота 1992 м.) по размерам чуть больше первого, его длина — 200 м.

Рядом стоят лавочки, деревянный стол, навес, кострище — в общем, тут удобно перекусить.

Домбайские красоты летом. Бадукские озёра

До третьего озера идти совсем близко, минут 10.

Оно расположено выше всех озер и является самым большим из них, его максимальная длина составляет около 330 м, а ширина — 200, глубина — 9 м.

Домбайские красоты летом. Бадукские озёра

Третье озеро — самое красивое, с голубовато-зеленой водой. Расположено на высоте 2000 м.

На ближнем берегу у него очень живописные завалы бревен.

Домбайские красоты летом. Бадукские озёра

Нереально красиво и тихо! Вот бы встать здесь с палаткой на ночевку!

Домбайские красоты летом. Бадукские озёра

Озеро проточное, его постепенно заносит илом и песком, которые несет река Бадук. Особенно это заметно на его западном берегу, который заболочен.

С восточной стороны на склоне долго лежит лавинный снег. Здесь растет в начале лета рододендрон. Крупные каменные глыбы загромоздили весь берег. Через них пробиваются кустарники. А вот на севере и юге берега озера — это крутые склоны.

Домбайские красоты летом. Бадукские озёра

Когда мы дошли до последнего озера на нашем маршруте и погуляли рядом, я поняла, что не нашла подобия картинки из своей памяти. Что ж, возможно, это было фото одного из трёх менее популярных озёр в этом месте. Не беда, ведь благодаря ему мы увидели такие красоты, которые ни в чем ему не уступают.

Обычно возвращаются тем же путем, которым шли. Путь вниз показался очень быстрым. Говорят, что есть и другой путь.

Домбайские красоты летом. Бадукские озёра

Итак, мы преодолели затяжной подъем в гору с 1403 до 2000 метров над уровнем моря — всего 600 метров, не мало! Длина маршрута к трем Бадукским озерам составляет 9 километров.

Многие говорят, что доходят до первого озера за час. Может быть! Но у нас этот отрезок пути занял ровно 3 часа. Всего мы провели на Бадукских озёрах 7 часов. Целый день среди такой уникальной природы!

Домбайские красоты летом. Бадукские озёра

Мы, конечно, устали. Особенно барышни. Тропа по лесу, камням, вверх и вверх. Дыхания никакого, карабкались на полусогнутых, поддерживали друг друга, потому что сил нет, ныли, отдыхали и снова шли. Пару раз чуть не плакали. Но это такие мелочи! На утро готовы были покорить ещё и не такие высоты!

Это поистине необыкновенное место, где все находится в гармонии — цвета, звуки, запахи. Где хочется думать о вечном….