Турист Владимир Шалаев (Vladimir_Shalaev)
Владимир Шалаев
был вчера 18:28

По пещерным монастырям Придонья

Воронежская область — Россия Сентябрь 2015

В прошлом фотоальбоме я рассказал про Павловск, но не тот, что под Питером, а который на Дону. Он находится на трассе М-4, что ведёт с южных морей в сторону Москвы. Понимая, что я уже нарушил установленную норму километрового пробега (намотал уже 820 км. за день) надо было уже где то искать приют. Можно было бы конечно напрячься и проехать ещё 160 до Воронежа, тем самым установив личный рекорд. Но остановка в Павловске имела большую перспективу. Я много раз видел на фотографиях пещерные монастыри Придонья, и проехать мимо них, находясь в непосредственной близости, было бы непростительной ошибкой. Когда меня ещё занесёт сюда судьба. Хотя судьба вовсе не слепа, она прекрасно видит с кем имеет дело. Итак, было принято единственное стратегически правильное решение проехать по трём пещерным монастырям по маршруту Белогорье — Костомарово — Дивногорье, носящий поэтическое название «Пояс Богородицы».

Забегая вперёд, могу утверждать, что маршрут этот оказался невероятно красив и познавателен. И совсем не обязательно «брать посох, рюкзак с едой и заодно создавать себе образ юродивого или проповедника». Можно вообще не заходить в храмы (хотя там невероятно интересно), просто прогулка по окрестностям доставит огромное удовольствие. Такую невероятную красоту можно увидеть только в Придонье.

Из Павловска предстояло выдвинуться в Белогорский Воскресенский мужской монастырь. Это всего лишь 20 километров. Дорога — асфальтовая, в конце переходящая в хорошую грунтовую.

По дороге я вспоминал, какие пещерные монастыри я знаю и в каких доводилось быть. Ну, до Каппадокии всё никак не доберусь, с этим всё ясно, это вне конкуренции. В Киево-Печёрской Лавре был не раз. В Свято-Успенском монастыре близ Бахчисарая тоже был будучи студентом с тяжёлым рюкзаком за плечами. Ещё вспомнился Инкерман и Святогорская Лавра в Донецкой области, где не был. А тут сразу три пещерных монастыря в один день. Надо сказать, что Придонье вообще богато на пещеры, здесь меловые горы и рыть подземные ходы одно удовольствие, чем и занимались наши предки. Но, как правило, делали они это не от хорошей жизни.

К 10 утра я уже был на месте. На стоянке мой автомобиль был вторым. Кстати говоря, был будний день (кажется вторник) и во всех трёх монастырях посетителей было мало. Но говорят, что в выходные дни бывает очень много паломников, организованных туристических групп и просто автотуристов.

Оставив машину на стоянке, я пошёл в сторону Дона. На крутом правом берегу реки пещеры Воскресенского монастыря и находятся. Снять их можно только с воды или с другого берега Дона.

Вход в монастырь сейчас находится в состоянии ремонта. Его укрепляют кирпичом, так как мел — порода мягкая и склонна к саморазрушению. Здесь же висит объявление с предложением заложить именной кирпич. Но люди нашли экономный способ увековечивания себя и пишут свои имена мелом на кирпичах.

На двери висело объявление о том, что во внутрь можно попасть только вместе с монахом, который водит по пещерам в 11 часов. Пришлось немного подождать, народ немного подсобрался, экскурсия началась вовремя и была достаточно интересной. Не заблудился никто.

Вход в пещеры.
В пещерном храме.
Из храма начинается спуск в пещеры.
Ступени, ведущие вглубь пещер
Пещера нижнего яруса.
Выход на дневную поверхность.

Затем предстоял переезд в Костомарово, это ещё 70 километров по пустым дорогам. Костомаровский Спасский женский монастырь предстал во всей красе. Дивы (так здесь называют меловые останцы) невероятно красиво смотрятся на склоне меловых гор.

Дивы - меловые останцы.

Я зашёл во все внутренние залы пещерного монастыря где пускали, но фотографировать там не разрешается.

После этого поднялся на гору «Голгофа», откуда виды просто сумасшедшие. Очень сожалел, что не было возможности остаться тут на ночь, чтобы увидеть и закат и рассвет.

Ландшафты Придонья.

Пробыл здесь часа три-четыре, а можно было бы и больше. Но надо было переезжать в Дивногорье, чтобы успеть до темноты найти ночлег и успеть что-то посмотреть. От Костомарово до Дивногорья тоже 70 км. С ночлегом проблем не было никаких. Там помимо Дивногорского Свято-Успенского мужского монастыря на большой территории раскинулся музей-заповедник «Дивногорье». При нём есть гостиница, номерной фонд большой, в номере комната и кухня. По сути дела можно сказать, что хорошая однокомнатная квартира с красивым видом с балкона.

Вечером успел подняться на несколько смотровых площадок. Виды, конечно, потрясающие. И надо сказать, что в Дивногорье надо приезжать имея достаточное количество свободного времени. Территория эта заповедная и немалая по размерам, обойти её всю за два часа невозможно, и вся эта красота в разное время суток по разному смотрится.

Большие Дивы на закате подсвечиваются и становятся золотыми.
Большие Дивы на закате подсвечиваются и становятся "золотыми".

А на утро было посещение Дивногорского монастыря. Организованной экскурсии не дождался (надо было ещё успеть доехать до Москвы), поэтому ограничился осмотром снаружи.

Выехать на трассу М-4 можно через Лиски или через Острогожск. Первая дорога выводит на трассу раньше. Я поехал по второй, вдруг что-нибудь ещё интересное по дороге встретится.

Надеюсь найду время, чтобы рассказать про эти пещерные монастыри чуть подробнее.

Важно: для прогулок по меловым горам следует выбирать закрытую высокую обувь – там довольно много гадюк.