Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 22:09

Стокгольм — Швеция Август 2013

Остров Юргорден (Djurgarden)- любимое место отдыха жителей Стокгольма, уголок гармонии человека и природы. Остров официально называется Кунглига Юргорден — «Королевский сафари-парк». Ежегодно сюда приезжает около 10 млн. человек. Остров Юргорден занимает первое место во всей Скандинавии по плотности развлекательно-познавательных объектов на единицу площади.

На остров Юргорден можно добраться пешком, на трамвае либо на катере. Мы решили отправиться на прогулочном кораблике от пристани у моста Слюссен на южной оконечности Гамла Стана.

Стокгольм_Юргорден — остров развлечений

Вариантов много: можно вот на таком.

Или вот на таком трамвайчике.

Стокгольм_Юргорден — остров развлечений

А с этим красавцем «Коста Фортуна» мы через несколько дней еще встретимся в норвежских фьордах.

Юргорден — шведский национальный городской парк в самом центре Стокгольма. Это сочетание парка и леса. Известен остров своими многолетними дубами, посаженными тут для строительства шведского флота. Их возраст колеблется от 200 до 400 лет, а длина окружности ствола иногда превышает 5 метров. Археологические раскопки на острове показали, что жизнь здесь кипела еще в железном веке.

Когда-то это было место королевской охоты, а сейчас одновременно музейный остров, центр всевозможных развлечений и большой природный парк прямо в черте города. Побывать здесь стоит обязательно, ведь на этом острове расположены многие знаменитые достопримечательности Стокгольма: корабль Васа, луна-парк Грёна-Люнд и этнографический комплекс Скансен.

Вот это «Грёна Люнд», что в переводе означает «зеленая роща». Это один из старейших парков развлечений в Европе, история которого берет начало с 1883 года, когда в Королевском Парке Юргорден появились первые аттракционы. Парк относительно мал из-за того, что находится в центре города и ему некуда разрастаться.

Стокгольм_Юргорден — остров развлечений

А вот, как на ладони, все три главных музея острова Юргорден. Их еще будет возможность рассмотреть поближе.

Если кого интересуют корабли, на причале рядом с Музеем корабля Васа стоят корабли, ставшие музеями: ледокол «Sankt Erik», плавучий маяк «Finngrundet», торпедный катер «Spica» и другие. Вот, например, плавучий маяк «Finngrundet», построенный в 1903 году. В 1969 году был выведен из эксплуатации в связи с заменой маяков на автоматические, и занял место на стоянке Морского музея Стокгольма.

Стокгольм_Юргорден — остров развлечений

Первый музей, мимо которого мы прошли высадившись, «Юнибакен» — дом развлечений для детей, посвященный произведениям Астрид Линдгрен. Читала, что там ходит Сказочный поезд, проезжающий через мир сказок Астрид Линдгрен. Он останавливается на разных станциях, каждая из которых — какая-то конкретная история героев ее сказок. На станциях можно выходить и играть со всем, что видишь вокруг, даже мерить одежду.

Музей был создан при участии самой писательницы. Торжественное открытие состоялось в 1996 году, на нем присутствовала королевская семья. Рядом с музеем стоит памятник Астрид Линдгрен.

Стокгольм_Юргорден — остров развлечений

Говорят, там рай для детей, а мы прошли мимо, времени было мало и цель другая.

Стокгольм_Юргорден — остров развлечений

Такого количества диких гусей, как в Стокгольме, я не видела нигде! Они там хозяева жизни.

Стокгольм_Юргорден — остров развлечений

Говорят, что здесь можно увидеть зайцев и лис, если повезет, а мы видели только белок.

В планах было посещение только одного музея — Музея корабля «Васа». Здание музея в виде своеобразного саркофага было выстроено для корабля, затонувшего в 1628 году и пролежавшего на морском дне более 300 лет. «Васа» — главный экспонат этого музея, — единственный в мире сохранившийся до наших дней корабль 17 века.

Стокгольм_Юргорден — остров развлечений

Корабль имел три мачты и десять парусов, его высота от киля до вершины мачт составляла 52 метра, а длина от носа до кормы — 69 метров, водоизмещение — 1200 тонн. Это был один из самых больших и современных кораблей того времени.

Построенный для прославления правящей династии, «Васа» был спущен на воду под торжественный салют множества пушек, палящих из его бойниц. Сразу после спуска на воду внезапно налетел сильный порыв ветра, корабль дал крен, в бойницы хлынула вода, и судно быстро погрузилось на дно в стокгольмской бухте, утащив за собою 50 человек команды.

Стокгольм_Юргорден — остров развлечений

«Васа» на 95% сохранился в том виде, в котором пребывал 300 с лишним лет назад. Его подняли в 1961 году и он стал экспонатом этого уникального музея. Вместе с кораблем подняли 14 тысяч различных предметов и 700 скульптур. Жаль, в музее очень темно, фотографировать сложно, моя камера не оправдала надежд.

Самое большое и красивое здание острова — Музей Севера, основанный в 1873 году. Инициатор его создания культуролог Артур Хазелиус собирал экспонаты со всей Скандинавии. Музей хранит огромную коллекцию мебели, предметов интерьера, утвари и одежды с начала 17 века.

Стокгольм_Юргорден — остров развлечений

Нарядное здание в стиле северного ренессанса у Музея Севера появилось в 1907 году, оно выстроено по образцу датского замка Фредериксборг. Говорят, что в холле установлена огромная статуя Густава Васы, выполненная в 1927 году Карлом Миллесом.

Стокгольм_Юргорден — остров развлечений

Перед зданием с 1917 года стоит конная статуя короля Карла Х Густава, управлявшего страной в XVII веке, в шлеме и с жезлом. На пьедестале выбиты названия его важнейших побед.

На острове Юргорден находится Скансен — самый старый в мире музей под открытым небом и одновременно зоопарк Стокгольма. Здесь можно ознакомиться со старинными ремёслами и традициями Швеции. Мысль о создании подобного парка пришла в голову основателю Скансена Артуру Хазелиусу во время его путешествия по Швеции во второй половине XIX века. Посетив многочисленные уголки страны, он понял, что старое общество, основанное на сельском хозяйстве, исчезает, унося с собой все реликвии своего времени, а на их место приходит новое общество индустриализации.

Стокгольм_Юргорден — остров развлечений

Осознав, что вся прошлая история страны может быть безвозвратно утеряна, Хазелиус решает создать музей под открытым небом с целью показать, как люди в разных частях Швеции жили и работали в течение предыдущего периода. Он собрал здесь жилые и хозяйственные постройки, растения и животных со всех уголков Швеции — от севера до юга. Весной 1891 Хазелиус покупает участок земли на холме острова Юргорден, и уже осенью того же года был открыт новый музей Скансен. Памятник Хазелиусу стоит у входа в музей.

Идеальное место для посещения всей семьей, там интересно не только детям, но и взрослым. У нас, к сожалению, на это нет времени: там столько всего, что нужно потратить целый день. Поэтом идем дальше. Даже просто гулять по территории этого удивительного острова большое удовольствие!

Стокгольм_Юргорден — остров развлечений

Еще один музей острова — Биологический. Он спроектирован и построен в 1893 году как копия норвежской средневековой бревенчатой церкви. Создатель музея Густаф Кольтхоф был прекрасным зоологом и специалистом по изготовлению чучел. В музее большая коллекция скандинавских млекопитающих и птиц в их естественной биологической среде обитания.

Перед музеем конная статуя короля Карла XV в. парадном гусарском мундире. Это третий король Швеции и Норвегии, он был реформатором, при нем в стране установилась власть закона. На постаменте его девиз: «Земли должны строиться в законе».

Стокгольм_Юргорден — остров развлечений

По прогнозу в этот день осадки не предвиделись, мы самонадеянно не взяли с собою зонты. Но погода начала резко портиться, и в результате мы получили всемирный потоп, так что зонт нам не помог бы. Мы успели добежать до здания цирка…

… и спрятались под навесом отеля напротив. Это исторический отель Scandic Hasselbacken. Еще в 1760-е годы на его месте появилась таверна Hasselbacken, что в переводе «Лещина», а в 1836 году при таверне стали сдавать комнаты для ночлега. В 1852 году ресторан приобрел кондитер Вильгельм Давидсон, выстроил новое здание и открыл ресторан с прежним названием. Существующее здание ресторана построено в 1874 году (прежнее сгорело), а отель пристроен уже в 1992.

Стокгольм_Юргорден — остров развлечений

В парке у отеля стоит рядом с беседкой памятник национальному шведскому поэту и композитору XVIII века Карлу Микаэлю Бельману. Обратите внимание на дуб слева от памятника: он есть на гравюрах 1865 года, и его называют дубом Бельмана, так как считают, что он писал под ним свои произведения.

Но все это мы разглядели уже потом, а около двух часов сидели, вернее дрожали, под навесом у входа в отель. Дождь лил не переставая и было довольно холодно. Но это мешало не всем, были и такие бодрые персонажи:

Когда дождь затих, мы пошла обедать и греться в ближайший ресторанчик напротив здания цирка. Классический шведский ресторан Lilla Hasselbacken работает с 1896 года. Здание горело, но было восстановлено в первоначальном виде. Уютный ресторанчик, украшенный фотографиями прошлого века.

Цирк на острове Юргорден был открыт в 1892 году. Сейчас это здание — просто концертная площадка, цирковые представления очень редки.

Стокгольм_Юргорден — остров развлечений

Погода не улучшилась, поэтому решили вернуться. Вот это церковь Юргордена. Она была построена вместе со школой в 1828 году в качестве подарка местным жителям от владельца судоверфи Джона Бургмана. До этого детей в школу приходилось перевозить на лодках. С 1880 школа была закрыта, и здание стало использоваться только как церковь.

Это вход в парк развлечений «Грёна Люнд», на этом месте уже в 1883 году были установлены первые аттракционы.

На 12-метровой гранитной колонне — «Стрелец» — скульптура известного шведского скульптора Карла Миллеса, установленная в 1919 году.

Стокгольм_Юргорден — остров развлечений

Напротив на пригорке стоит «Плененный викинг", автор известный шведский скульптор John Börjeson.

На острове много красивых особняков, построенных в XIX начале XX века, которые находятся в частном владении, либо заняты какими-то организациями либо посольствами разных стран. Например «Jägarhyddan», построенный по проекту архитектора Фредрика Лильеквиста к выставке 1897 года как павильона для королевского охотничьего клуба и Ассоциации шведских охотников.

Стокгольм_Юргорден — остров развлечений

Или вилла «Lusthusporten», построенная в 1900 году архитектором Карлом Мёллером на месте существовавшего дома 1873 года. В 1940 вилла предана Северному музею. Здесь расположен Институт фольклорных исследований.

Стокгольм_Юргорден — остров развлечений

Вдали — стокгольмская телебашня Какнас. Она построена в 1967 году по проекту архитектора Бенгта Линдрооса. Высота 155 метров, а с антенной — 170 метров. Говорят, что можно ее посетить, и это лучший вид на город с высоты.

На остров ходит трамвай № 7 из района Норрмальм. Это старинная трамвайная линия, в 1991 году она была признана исторически ценной и с этого времени тоже считается достопримечательностью Юргордена. На линии работают старинные трамваи выпуска от начала XX века до конца 1950-х, а в выходные выходит на линию трамвай, который называется «Rolling Café», где можно выпить чашку кофе или чаю. К сожалению, мне старинный трамвай в кадр не попался.

Стокгольм_Юргорден — остров развлечений

Когда-то здесь были королевские охотничьи угодья, с тех времен остались вот эти ворота рядом с мостом, соединяющим остров Юргорден с районом Остермальм.

Еще у моста стоит щит с планом острова. Посмотрите, сколько там еще интересного! Определенно Юргорден стоит того, чтобы на него потратить целый день.

Стокгольм_Юргорден — остров развлечений

А мы уходим, бросив последний взгляд на здание Северного музея, которое мне так понравилось…