Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — сейчас на сайте
Как интересно изучать собственное Отечество!

Россия Май 2015

Вода — она живая, мы все это знаем. Смотрится небо в озера чистые, текут реки, унося память поколений. У воды легче дышится, хорошо думается.

Раньше поселения людей чаще всего возникали на берегах водоемов — оно и понятно.

Утекает время, как вода просачивается сквозь пальцы, и хранят реки да озера память о прошлом.

Как-то задумалась о том, что путешествуя (теперь уже в прошлом году) по средней полосе России не единожды находила душевные мир и успокоенность как раз у воды, на берегах. Задумалась, завспоминалась — какие же реки, озера, встретились тогда на нашем пути! И получилась очень интересная история, которую мне захотелось рассказать.

Но выберу я не все реки и озера, чья серебряная гладь искрилась порою за окнами пробегающего мимо автомобиля, а лишь о тех, в которые, «ладони опускала».

Древний городок Старая Ладога — это история земли Русской, когда-то первая столица Рюрика. Возрос город на великой реке Волхов, которая обеспечивала водные торговые пути, а значит и жизнь городу.

Вот я стою не просто на горе, а на кургане VIII века!

Реки и озера

А это кладка первой, самой древней крепости. От нее немного осталось.

В 919 году Ярослав Мудрый подарил Ладогу своей жене.

Мы едем в Ярославль, к самому Ярославу, так как же не осмотреть такое заповедное место! Впрочем здесь многие цари след оставили. Вот эта небольшая, речушка, что впадает в Волхов именуется Елена, потому что на этой речке стоял монастырь, где пребывала опальная жена Петра I Евдокия Лопухина, в постриге — Елена.

Реки и озера

Говорят, что весною, когда Волхов разливается, а затем вновь входит в старое русло, на берегах можно найти много древностей: и бусы (бусинками вместо денег в древности расплачивались), и старинные монеты. Правда сейчас таких находок все меньше и меньше, а раньше мальчишки с богатыми уловами возвращались, хоть и не знали цену историческим сокровищам.

На берегу Волхова не только деревянные домики притулились, но и древняя крепость, и монастыри, и церкви.

Реки и озера

Вот это церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи. Красивая в свете заходящего солнца, да и Волхов красив на закате.

Небольшая речушка Тихвинка в центре Тихвина. На ее берегу расположен знаменитый Богородицкий монастырь. Вокруг этого монастыря собственно и вырос город. В 2004 году монастырю была возвращена святыня Тихвинская икона Божьей Матери, поклониться которой всегда ехали люди со всех концов Русской земли.

Реки и озера

Вон там, вдали часовня. Она построена на месте обретения иконы. А ближе — деревянный дом — это музей известного русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Какой вид на монастырь открывался из окон его дома! Но, видимо, глядя на скромную Тихвинку (не случайно название — тишайшая речка), он мечтал о морях и океанах. Впоследствии мечта осуществилась и будучи гардемарином он отправился в кругосветное путешествие.

Еще в городе есть озеро «Таборы», хотя иногда эти водоемы еще называют и прудами.

Реки и озера

Местные жители не смогли объяснить, почему это озеро так называется. Наверное цыгане таборами стояли, — было высказано предположение девушки, которую мы остановили рядом с кафе под таким же названием. Что ж! Местная достопримечательность.

Город Тихвин древний. Его основание датируется где-то XIV веком и вновь его жизнеспособность обеспечило удобное расположение, на пересечении торговых путей, связывающих Балтику с городами на Ладоге и Волге.

Незабываемой остановкой было посещение Дымского озера, которое почитают как святое.

Реки и озера

Это озеро непосредственно связано с именем святого подвижника XIII века Антония Дымского.

Ища пустынного уединения святой подвижник пришел на это озеро, поставил здесь келью и ежедневно молился на большом белом камне, который находился в центре озера. К этому камню св. Антоний приплывал на лодке. Сегодня камень ушел под воду, на нем установлен крест.

Реки и озера

По заветам старца, все, кто приходит молиться в Антониево-Дымский монастырь, сначала плывут к кресту и опплывают его трижды.

Место купальни хорошо обустроено монастырской братией. Есть отличные раздевалки.

Реки и озера

Озеро очень красиво, хотя «Дымским» его назвали вроде бы оттого, что здесь часто бывали туманы.

История возникновения Череповца тоже связана с рекой, это Шексна. Якобы по ней плыли преподобные Афанасий и Феодосий, когда увидели на берегу сияние. Подплыв к берегу, они построили здесь келью и стали первыми жителями этих богатых на природные сокровища мест.

Реки и озера

Я очень люблю такие вот старые скрипучие причалы. Раньше такие же были на старой Волге. Мы подошли к пристани вечером. Заливались соловья, вдали мигали огоньки. Было чудесно! Незабываемый теплый вечер.

Я не случайно вспомнила Волгу, ведь я волжанка по рождению и мы стремились к этой реке, на которой и сегодня красуется старинный волжский город Ярославль.

Реки и озера

Вот они — красавцы теплоходы, на которых так здорово отправиться в круиз! Мне приходилось много путешествовать по воде и все путешествия были замечательными.

К сожалению в этом году я переплыла Волгу только единожды и то на пароме.

Реки и озера

Дело в том, что между старинным городком Романовым и Тутаевым, что рядом с Ярославлем, нет моста, поэтому с правого берега на левый и наоборот можно добраться только паромом.

Вот это вид из Тутаева на Романов, когда мы уже переплыли реку.

Реки и озера

О Волге и о Ярославле можно рассказывать бесконечно и это тема других рассказов, однако в этом городе есть и другая знаменитая река Которосль.

Знаменитая Стрелка — место впадения Которосли в Волгу.

К 1000летию Ярославля это место обустроили и превратили в настоящую достопримечательность.

Реки и озера

У меня сохранился снимок 2010 года, когда работы еще шли полным ходом. Мы плавали на Теплоходе «Максим Литвинов"и останавливались в Ярославле, который тогда готовился к своему знаменательному юбилею.

В то время, глядя на этот развал, не верилось, что все всё успеют к сроку. Но вот, успели!

Из Ярославля мы ездили в Ростов Великий, что возрос на заповедном озере Неро, которое еще называют Ростовским.

Реки и озера

Площадь этого пресноводного озера 51,7 км². Оно имеет 13 км в длину, и 8 в ширину. Впечатляет, не правда ли!

Ростов Великий возрос на месте, где в VII–XIII веках располагалась древняя столица племени Меря. Может быть поэтому эта земля буквально окутана легендами. Говорят, что именно здесь жил ростовский богатырь Алеша Попович, а в озере и сегодня живет какое-то доисторическое чудовище.

Конечно, набережная озера — место прогулок местных жителей, более чем скромна, но разве в этом дело!

Реки и озера

Мы не ходили к заветному Синему камню, который находится на берегу этого озера, а вот к другому знаменитому Синему камню все же подъехали.

Известно, что этот камень живет какой-то своей непонятной жизнью — переползает с места на место, то вырастает из земли, то скрывается. Люди прибывают сюда и вновь вспоминают языческое прошлое. Вон ленточки на дереве!

Реки и озера

На самом деле такие камни раньше, вполне очевидно, служили местом для совершения обрядов жертвоприношений у племени меря, которые жили здесь в XI веке, а возможно и раньше.

Интересно, что когда этот камень, который по легенде исполняет желания, лечит и прочее, решили утопить в озере, он упал, пробил лед (дело было зимой) и утонул. Тот, кто боролся с камнем, обрадовались: что ж! Пусть хранит его Плещеево озеро!

Реки и озера

Но прошло время и синий валун вновь выполз на берег, заняв свое привычное место.

Я сфотографировалась на камне, который в настоящее время стал серым, но говорят, что он и цвет меняет по своему настроению и по непонятным для людей причинам.

Реки и озера

Великолепный город Суздаль, как известно стоит на узкой, извилистой речке Каменке.

Я бы назвала этот город сказочным. Просто нет слов, как мне там понравилось!

Реки и озера

По речке плавает непонятная конструкция, под названием "речной трамвайчик". Билет на "круиз" по Каменке - 250 рублей, но прогулка по воде пользуется спросом.

Поскольку все вакантные места были заняты, мне не пришлось испытать это удовольствие.

Реки и озера

Именно в этом городе снимался фильм А. Тарковского „Андрей Рублев“. В музее есть экспозиция посвященная этому событию. Именно на берегах Каменки артист Бурляев "отливал" свой заветный колокол...

Надо сказать, что колокола могли лить только в тех местах, где была река, ведь колокола не перевозили, их отливали там, где они должны были жить. Так что и Суздальские колокола и Ростовские — это отдельная тема.

Реки и озера

Если когда-нибудь возьмусь за тему колоколов и колоколен, а это очень интересно, то конечно же важным местом, связанным с традицией звонов и литья колоколов, является Валдай.

Поскольку в этом рассказе моя тема — водная стихия, могу сказать, что на Валдае великое множество заповедных озер.

На одном из таких озер мы и остановились в пансионате „Ерёмина гора“.

Реки и озера

Хотя конечно же целью нашего двухдневного пребывания на Валдае было посещение Иверского монастыря

Монастырь, как известно стоит на святом озере с чистейшей водой.

Реки и озера

Места необыкновенно красивые. Не случайно будущий патриарх Никон, познакомившись с этими местами воскликнул: " На небесах Рай, а на земле — Валдай».

Когда же он вступил в 1652 году на патриарший престол, то решил основать именно здесь монастырь по подобию Иверского монастыря на горе Афон.

Пожалуй последней рекой, по которой я с ветерком прокатилась на лодочке, стала этим летом Москва-река.

Но о той речной прогулке я уже рассказывала.

Реки и озера

Реки, озера — история земли Русской, красивые заповедные места, овеянные дыханием лет, даже веков и конечно же легендами.

О каждой реке, озере можно было бы написать отдельный рассказ. Того стоит!

Почему-то вспомнила… В 1998 году, когда впервые приехали на Валдай с мужем и сыном, как то оставновились в лесу, чтобы пройти на озеро. От поляны шли три дорожки к водоему, и мы, как в сказке, разошлись в разные стороны, чтобы уединиться и пошептаться с озером без свидетелей.

Мое место оказалось удивительным. Прогретая тишина, кувшинки… Стрекозы опускались рядом в изумрудную, какую-то нетронутую траву. Пели птицы. Мне было так хорошо молчать тогда!

Потом мы встретились на той же поляне, сели в машину и вновь помчались по раскаленному асфальту, думая каждый о своем, но душа была умытой, чистой и радостной.