Турист Екатерина (catys)
Екатерина
была 10 марта 11:53

Стамбул — Турция Сентябрь 2015

В акватории Мраморного моря совсем недалеко от берегов Стамбула находится архипелаг из нескольких небольших островов, именуемый Принцевыми, или на местный манер — просто Адалар. Острова эти невелики по площади, покрыты густой изумрудной растительностью и застроены очаровательными деревянными домиками — что как магнитом притягивает стамбульцев, желающих сбежать ненадолго от суеты своего мегаполиса, и гостей города. Чтоб обследовать все эти островки — нужно потратить несколько дней, ну, а если же во времени вы ограничены — то обратите свой взор в сторону самого большого и самого известного среди них — Бюйюкады.

«Большой остров» — так незатейливо переводится с турецкого его название. История острова берет свое начало еще с византийской эпохи, хотя в 1930 году неподалеку от христианского кладбища Караджабей был найден клад, состоящий из 207 золотых монет эпохи отца Александра Македонского Филиппа. Но застраиваться остров начал только в византийскую эпоху, когда на нем было сооружено несколько церквей и монастырей, куда заключали свергнутых императоров и членов их семей. А поскольку политическая жизнь Византии всегда была весьма бурной — можно предположить, что эти «элитные тюрьмы» редко пустовали. Да и несмотря на то, что находятся острова по нашим меркам совсем близко от побережья Стамбула — до района Мальтепе, что на азиатской стороне, всего около двух километров по воде — в те времена добраться до них было долго и сложно. Ситуация изменилась только в XIX веке, когда в обиход начали входить пароходы — время в пути до Бюйюкады сократилось до нескольких часов, что позволило острову открыть новую страницу в своей жизни как места летнего отдыха для богатых и знаменитых.

В гости к святому Йорги

Сегодня добраться до острова еще проще — с пристаней Кабаташ, Бостанджи и Кадыкёй ходят транспортные паромы компаний IDO и Sehir Hatları, а также круизные кораблики компаний Dentur, Mavi Marmara, Prens Tur, Turyol — по факту каждые 15–20 минут в сторону островов или в сторону города отправляется какой-нибудь паром.

Большинство едет конечно же на Бюйюакду — поэтому центральные улочки вокруг пристаней полны народом, напоминают один сплошной базар и не представляют из себя ничего особо выдающегося.

В гости к святому Йорги

Поэтому бегите скорее в центр острова, туда, где зелень и цветущие олеандры, сосны и очаровательные деревянные домики с ажурными карнизами. Автомобильное движение на островах отсутствует, только конные экипажи и велосипеды, и то и другое можно арендовать тут же. Но куда приятней прогуливаться тут пешком, разглядывая домики и заглядывая во дворики!

В гости к святому Йорги

Но кроме приятной прогулки первоочередной целью моей поездки на Бюйюкаду была церковь святого Георгия, которая находится на верхушке самого высокого холма на острове. Путь к ней непрост — да он и не может быть простым, все-таки это тоже паломничество. Дорога неуклонно стремится вверх, петляя между белоснежных домиков.

В гости к святому Йорги

Но чем выше и чем дальше от пристани — тем чаще на смену аккуратным ухоженным домикам приходят вот такие — некрашеные, полуразрушенные, а местами и совсем заброшенные. Островок стремительно теряет буржуазный лоск и становится очаровательно-провинциальным.

В гости к святому Йорги

Примерно в середине пути дорога уходит резко влево — но вы не торопитесь, а сверните направо на грунтовую дорожку за маленьким кладбищем — она делает круг вокруг невысокого холма, с которого открываются изумительные виды на окружающие бухты. Да и небольшая прогулка между вот таких танцующих сосен вас не оставит равнодушными, это уж точно!

В гости к святому Йорги

Я очень была рада тому, что день этот выдался облачным — жара немного спала, иначе не представляю, как я осилила бы этот подъем! Но все равно, даже несмотря на облачность, 28 градусов — это многовато, и к середине пути я уже чувствовала себя дохлой мокрой мышью. А ведь самое сложное было еще впереди… Я дошла только до площадки, где фаэтоны высаживают своих клиентов — а дальше только пешком.

В гости к святому Йорги

Отсюда начинается тропка, которая ведет к церкви Святого Георгия, туда, на самую вершину холма.

Холм этот зовется Йорги — «Георгий» по-турецки. В исламе и христианстве вообще часто встречаются случаи почитания одних и тех же святых, и святой Георгий — один из самых ярких тому примеров. Турки тоже почитают каппадокийца Георгия, поэтому в дни его памяти — 23 апреля и 24 сентября — к православному монастырю стекается множество паломников-мусульман. А самое удивительное то, что эти люди горячо молятся православной иконе! Ведь как среди православных, так и среди мусульман она считается чудотворной — то, что попросишь в молитве к Святому Георгию, исполняется. Сейчас вспоминаю, что то ли меня так измотал нелегкий подъем в горку при двадцативосьмиградусной жаре, то ли это было впечатление, произведенное самим этим местом и тем, что я наконец-таки до него добралась, но вошла я в церковь абсолютно без единой мысли в голове. И вместо того, чтоб попросить святого о чем-то своем, просто помолилась за всеобщее благополучие и за мир во всем мире… И только потом уже подумала, что надо было хоть записочку написать, тем более что в церкви есть специальный ящик для таких записочек с просьбами к святому. Хотя, может быть, так оно и было нужно… наверное, сам Господь решил, что у меня и так все есть:)

С церковью Святого Георгия связана легенда — якобы тут, на вершине холма, византийцы в пятом веке, спасаясь от набегов пиратов, закопали в землю чудотворную икону Святого Георгия. Найти ее помогло чудо — местному пастуху было видение святого, сопровождавшееся звоном колокольчика, указавшего, в каком месте нужно искать образ. И действительно, икона была чудесным образом обнаружена, и на месте ее обнаружения был построен монастырь, который действует и по сей день.

В гости к святому Йорги

К сожалению, внутри снимать запрещено, а само здание церкви и монастыря не особенно интересно с художественной точки зрения — чего, конечно же, ну никак нельзя сказать о пейзажах, которые окружают со всех сторон!

В гости к святому Йорги

Это потрясающее место, полное красоты и гармонии, и это несомненно стоит того, чтоб проделать этот нелегкий и утомительный путь к нему! И даже если вам тоже не о чем попросить святого — попросите просто мира во всем мире… нам это так нужно!