Турист Александр (aleissandre)
Александр
был 3 ноября 2016 18:49

Замость — Польша Май 2015

А Вы бывали в идеальном городе? А я был. И случилось это в мае 2015 года. Как я уже рассказывал, на майские праздники мы собрались и поехали в Польшу. Были мы в Люблине, Хелме, Казимеже Дольном. И в один из этих замечательных дней, поехали мы в идеальный город. Знаете что это за город? Город Замость.

Открываем для себя Польшу. Идеальный город Замость

Почему же он идеальный, спросите Вы? Есть такое понятие, как идеальный город. Не буду вдаваться в подробности возникновения и формирования этого понятия, скажу лишь, что это -идеально организованное как в социальном, так и в архитектурном плане поселение человека, гармонично сочетающееся с окружающей средой.

И вот, в 1580 году, по желанию одного человека — Яна Замойского, коронного канцлера и великого коронного гетмана на большом ровном поле начинается поистине величественная работа — начинают строить новый город, и не просто город, а «Жемчужину ренессанса». Для воплощения такой величественной задумки Ян Заморский пригласил падуанского архитектора Бернарда Морандо. Строительство продолжалось двадцать лет. Новый город объединял в себе и культурное направление и оборонительное и торговое. Именно поэтому больше всего соответствовал основным чертам «идеального города» (это название за ним и закрепилась на будущее). Ян Замойский сделал Замость своей резиденцией.

Открываем для себя Польшу. Идеальный город Замость

17 век был для города периодом расцвета, но как и в жизни человека, белая полоса сменяется серой, а то и черной. Так же — и в истории городов. Упадок пришёл после Северной войны и разделов Польши, когда город сначала отошел к Австрийской (1772–1809), а затем к Российской империи (1815–1918). Город начал потихоньку отходить на второй план, поскольку находилось на периферии.

И все же городу повезло во времена Великой Отечественной, ведь он не претерпел сокрушительных разрушений.

Приехали мы в Замость из Люблина. Между городами курсируют комфортабельные автобусы-экспрессы. Отправляются с автостанции г. Люблин, проезд стоит 17 злотых.

От автостанции Замость до исторической части города идти ориентировочно 30 минут. По дороге вы еще и встретите православную церковь (на кладбище).

Открываем для себя Польшу. Идеальный город Замость

Знакомство с этим волшебным городом, мы начали с площади Рынок, в частности Ратуши.

Открываем для себя Польшу. Идеальный город Замость

Это своеобразный символ города. Высота башни ратуши достигает 52 метров. Построена в XVI в. и значительно перестроена в XVII и XIX вв., с часовой башней и широкими веерными лестницами.

Справа от Ратуши находятся пять разноцветных домиков. Называются они «Армянские домики». Сначала они принадлежали разным владельцам, но после Второй мировой войны они все перешли в государственную собственность.

Открываем для себя Польшу. Идеальный город Замость

Если обойти Ратушу, вы увидите небольшую площадь — Сольный Рынок. Ее венчает Костел Св. Екатерины. Построен в стиле барокко во второй половине 17 в. Меценатом строительства был Мартин Замойский. Во времена Первой мировой войны был поврежден, но в 1925–1926 годах отреставрирован. Вторая реставрация состоялась в начале 90-х. В частности, в то же время были построены стены вокруг храма.

Следующей остановкой нашего путешествия была Замойская синагога. Это один из самых знаменитых примеров еврейского строительства позднего ренессанса в Польше. Внутрь можно попасть всем желающим, заплатив 9 злотых.

Открываем для себя Польшу. Идеальный город Замость

Дальше мы двинулись вдоль крепостных стен до костела Св. Николая, что по улице Тадеуша Костюшко. Храм имеет очень интересную историю. Построен в стиле барокко, в 1631 году на месте старой греческой православной церкви. На протяжении своей истории церковь неоднократно меняла конфессиональную принадлежность, а соответственно каждый новый владелец уничтожал любые признаки предшественника. В 1864 году она в очередной раз становится православной и опять же уничтожается большинство элементов декора. Впоследствии, во время Первой мировой снова храм становится католическим и остается таким по сей день. Внутрь мы не заходили, поскольку в храме была воскресная месса.

Дальше по ул. Тадеуша Костюшко мы встретили костел кларисок.

Открываем для себя Польшу. Идеальный город Замость

Здания бывшего монастыря и костела сестер кларисок расположенные в южной части исторического центра Замостья.

Монастырь построен в 1757–1775 годах по проекту Джорджа где Каве при ординате Яне Якубе Замойском. После первого раздела польских земель и оккупации города Австрией, как и в случае со многими вторыми важными зданиями, монастырь использовался для других целей. В 1782 году орден кларисок был распущен. В 1791 году монастырь передан францисканцам, а в 1812 сестрам милосердия. Позже, в монастыре размещались казармы и конюшни, военный госпиталь, детский дом, еще позже полиция. В 2010 году здесь открылась государственная музыкальная школа им. Кароля Шимановского. В церкви находится концертный зал.

Если пройти дальше, то выйдете к кафедральному собору, который освящен в честь Воскресения Христова и св. Апостола Фомы. Храм построен в стиле ренессанс, и он считаетя одним из красивейших зданий Польши.

Открываем для себя Польшу. Идеальный город Замость

Архитектором был итальянец Бернардо Морандо, а над внутренним убранством трудились немец Блажей Гоцман, итальиець Доменико Тинторетто, а также чешские каменщики.

Открываем для себя Польшу. Идеальный город Замость

С северной стороны располагается колокольня собора. Построенная в 1775 году в стиле позднего барокко. На ней есть колокола, кстати, один из них — самый большой в Польше.

Если двигаться от кафедрального собора в противоположную от ратуши сторону, то можно выйти к арсеналу, остаткам крепостных стен, бастионам и въездным башням.

Открываем для себя Польшу. Идеальный город Замость

Шчебжеские ворота. Построенные в начале. 17 в., как часть крепостных стен г. Замость. Когда-то они были роскошно декорированы различными скульптурами, в частности Св. Флориана (второе их название — Флорианские) и аттиками в стиле рококо. Однако, во времена Второй Мировой войны, большинство этих украшений были уничтожены. И только в 2009 году была проведена реставрация, в результате которой ворота стали такими, какими мы их видим сегодня.

Чуть дальше находится помещение wartownia (я так понял что это место пребывания стражей), в котором сейчас размещается магазин.

Открываем для себя Польшу. Идеальный город Замость

Стоит также побывать в бывшем дворце Замойских, который начали возводить первым из всех зданий города, еще в 1579 г. . Через поздние перестройки дворец потерял свой первоначальный вид. Сейчас в помещении находятся суды и коммунальные квартиры.

На прощание, мы сели в кафе, на Площади Рынок и взяли кофе традиционной. На этом наше знакомство и день в «идеальном городе» закончилися.