Мечты должны сбываться. Правильная мечта пробьется сквозь кризис, падение рубля, домашние хлопоты и самые, что ни на есть важные заботы.
Мечты должны сбываться. Правильная мечта пробьется сквозь кризис, падение рубля, домашние хлопоты и самые, что ни на есть важные заботы.
Много раз, любуясь фотографиями норвежских фьордов, мы мечтательно говорили: надо выкроить какой-нибудь август и увидеть, наконец, эту красоту своими глазами. И вот — бац! Прилетела рекламка тура. Дешевого и не к фьордам. Алла решила посмотреть, что еще предлагает эта фирма. И ведь нашла именно то, что надо! И фьорды, и Берген, и Олесунн! Почти все, что мы давно хотели увидеть. Определенно, это знак судьбы. Не мешкая, в компании с дочкой мы пошли покупать тур.
Собираясь в дорогу, решили вспомнить, что мы собственно знаем о Норвегии? Оказалось, не так много:
— красивые и глубокие фьорды, где океанский лайнер выглядит как шлюпка,
— много знаменитых лыжников,
— несколько знаменитых путешественников. Вот, пожалуй, и все. Ага, раньше там жили викинги. Вот теперь почти все. Как-то удивительно мало. Тем более надо ехать и узнать все на месте.
Узнавать Норвегию мы начали прямо на ходу в автобусе. Потоки интереснейшей информации наша гид иногда прерывала замечательно подобранными фильмами или передачами. Так, по дороге в Берген, мы посмотрели фильм о творчестве и судьбе Грига. Прослушав, как маленький человек (всего 1,5 метра ростом) утром встает с постели, потягиваясь и не спеша подходит к окну, открывает его и тут … в тихую комнату врывается мир огромных и древних гор, глубоких фьордов, прохлада утренних туманов, свежая зелень склонов, брызги хрустально чистых водопадов и пение птиц — все врывается в комнату одновременно, открыто и во весь голос! Все, ты слился с этим миром! Ты и он — это одно целое! Мощная природа Норвегии и маленький Григ, Великий Григ и маленькая страна Норвегия!
Норвегия. Оказалось у этой страны не простая судьба. Да, был рассвет во времена викингов! Кстати, знаете кто такой викинг? Это житель вика, а по нашему житель залива. Так вот, во времена викингов страна богатела за счет грабежа проплывавших судов. Суда в те времена были парусные. Когда викинги заманивали их в заливы и фьорды, они попадали в безветренную зону и лишались всякого маневра. Тут-то викинги и нападали на них, атакуя на своих гребных судах. Но не только грабежом жили норвежцы.
После фильмов и рассказов об истории страны я был готов к встрече. Хотя начало поездки не сильно впечатлило. И водопады какие-то издалека хиленькие, и горы не такие крутые. Если конечно не знать, что этим горам 3,5 миллиарда лет! Вот сравните: Альпам — 50 миллионов лет, Гиммалаям — 40 миллионов лет, Урал — 350 миллионов лет, Земному шару — 4,5 миллиарда лет. То есть, Скандинавские горы самые древние на земле. Правда я в интернете этих сведений не нашел, но поверим гиду. Так интереснее.
Первая остановка на горном плато Хардангервидда у хижин саамов. Полуземлянка — полупалатка. Потом мы часто встречали домики с травяной крышей. Дерн, уложенный на кровлю из каменных плашек, служил нескольким целям. Он маскировал дома в долине при взгляде сверху и служил хорошим утеплителем в холодное время. Иногда на таких крышах паслись козочки или созревала клубника.
Вторая остановка у водопада Верингфоссен. Круто! В смысле крутой обрыв и земля где-то далеко внизу. В общем — страшная пропасть. И в нее летит водопад. С шумом и брызгами. Это первый такой большой водопад. Впечатлил конечно, но еще не очень. По настоящему водопады воздействуют, когда приближаешься к ним на 50 — 10 метров. Или вообще проходишь под ним, как это было на водопаде Стендальфоссен.
И вот мы в Бергене. Начинаем знакомиться с городом с обзора сверху.
Туда нас поднимет фуникулер.
Вдоволь налюбовавшись красивыми видами, спускаемся вниз, и продолжаем движение прямо. Таким образом мы выйдем на набережную залива, где находится небольшой рыбный рынок.
Там можно купить морепродукты, можно попросить пожарить то, что вы выбрали и съесть прямо тут, либо взять с собой в контейнере. Мы там купили китовое мясо чисто из интереса. Сразу скажу — не впечатлило. Мясо темного цвета, по структуре похоже на печенку. По вкусу напоминает говядину с небольшим рыбным шлейфом. А рядом с рынком, на берегу залива, исторические здания занял ресторанный комплекс.
Там мы попробовали норвежскую уху.
Кто любит морское разнообразие — тому понравится. Норвежская уха сварена на сливках и состоит из четырех ингредиентов: мясо красной рыбы, мясо белой рыбы, розовое мясо креветки и желтое мясо, если можно это назвать мясом, мидии.
Подкрепившись можно продолжить прогулку по городу.
Из Википедии: «Город был заложен в 1070 году королём Олафом III под названием Bjørgvin. В XII и XIII веках в Бергене жили норвежские короли и епископы. С 1217 по 1299 годы Берген — столица средневековой Норвегии.
С ослаблением норвежской монархии в XIV веке власть в Бергене перешла в руки ганзейских купцов. Это им город обязан своей знаменитой набережной. Купеческое правление в Бергене фактически продолжалось до XVIII века».
Пройдя мимо красивых зданий разных годов постройки, мы подходим к охраняемому объекту ЮНЕСКО — кварталу Брюгген.
Вернее к тому, что от него осталось после пожара 1955 года. Поплутав в узких проходах между зданий, получаешь представление, как в этом мужском царстве жили рыбаки, купцы и моряки в средние века.
Женщинам вход сюда был запрещен! Сейчас тут чисто и со всех сторон не воняет треской. Дойдя до конца Брюгенна, мы повернулись спиной к заливу и углубились в город.
Маленькое гастрономическое отступление. Мы наткнулись на местный универсам, и зашли купить коричневый норвежский сыр Брюност. Здесь была самая низкая цена, которую мы встречали в Норвегии, поэтому рекомендую затариваться сыром именно тут. Более подробно об этом волшебном сыре (и не только о нем) рассказала Алла вот тут .
Мы прогулялись по тихим и уютным улочкам старого города, расположенным вокруг квартала Брюгенн и Рыбного рынка.
Прошлись в район застройки 19–20 веков.
Там пешеходные улицы, магазины, кафе. Много молодежи и туристов.
Довольно живо. Ну, а нам пора ехать дальше.
Посмотреть норвежские города интересно, но главное в этой стране — природа. Наш тур так и чередовался: город — природа — природа — город. Сегодня едем во Флом. В нем проживает 450 человек. И всё. А туристы сюда едут на машинах, автобусах и океанских лайнерах, чтобы прокатиться по красивейшей Фломской железной дороге.
В ожидании поезда можно выпить местного пива в баре или осмотреть небольшой и бесплатный музей этой железной дороги.
История дороги не менее интересна, чем виды из окна поезда. Протяженность железки 20 км. А поднимается она на 863 метра. Ввиду сложности доставки к месту строительства техники, часть туннелей пробита вручную. Причем три туннеля вырыты не для дороги, а для реки! Строители изменили русло, чтобы не строить мостов. Во как. В общем чудо инженерного искусства.
По расписанию, после катания по Фломской железной дороге нам предстояла прогулка на катере по Аурландфьорду, с заходом в самый узкий фьорд в мире, где скалы поднимаются на высоту более 1700 метров! Вот где слюни-то текли от предвкушения. Увы, увы, увы. Мы туда не попали. В автомобильном туннеле загорелся автобус с китайцами, и Нейрофьорд закрыли для проведения спасательной операции. Жертв не было, но надышавшихся дымом китайцев доставляли во Флом, на одеялах переносили в машины и отправляли в больницу. Нам повезло, что в это время мы не были в туннеле, но не повезло увидеть Нейрофьорд. Наша прогулка ограничилась полуторачасовым катанием по Аурландфьорду туда и обратно.
Конечно впечатления не те, но все равно очень красиво!
Сегодня с утра едем на ледник! «На ледник» — конечно, громко сказано. В программу не входило гуляние по самому льду. Для этого есть отдельные экскурсии с соответствующей экипировкой. Нас привезли посмотреть на язык ледника Бриксдаль с расстояния примерно 200 метров. Ближе не подойти — стоит ограждение. По пути нам показали ролик-страшилку, где группа туристов любовалась ледником. Там от ледника откололся кусочек, следом — побольше, потом вообще часть стены рухнула в реку и подняла цунами. Туристы сорвались с места, но убежать не успели, волна всех смыла. Убедили, не полезем через ограждение, как некоторые. Все равно, и с двухсот метров очень и очень впечатляет.
Во-первых, впечатляет цвет. Как объяснили, голубым лед становится из-за выдавливания из обычного льда пузырьков воздуха.
Во-вторых, поражает размерами. Это гора, которая лежит на горе. А еще, когда понимаешь, что вот эта река течет тут много веков.
И вот тот водопад тоже из этого ледника.
И сколько еще водопадов и рек мы не видим?
И все это течет, бурлит, грохается с высоты тысячи и тысячи лет! И не кончается. Это просто не укладывается в голове. Как бесконечность. Это Норвегия. Вот тут мы это почувствовали. Ради этого и надо ехать.
А ведь ледник Бриксдаль является лишь одним из языков гигантского ледника Йостедальсбреен, площадь которого почти 500 кв. км, а толщина ледяного пласта — 400 м. Этому леднику более 1000 лет. С ума сойти!
Теперь пару слов об инфраструктуре. До самого ледника шоссе не доходит. Асфальт упирается в туристический центр с кассой, магазинами, туалетами и кафе. И стоянкой тролль-каров.
Сначала идем в кассу и покупаем билет на тролль-кар в одну сторону — наверх. Потом идем в магазин и покупаем накидку от брызг водопада. Дорога проходит совсем рядом с ним и сухими из воды там не выйти. На тролль-каре едем 2,5 км наверх. До ледника мы все равно не доезжаем. Дальше начинается заповедник и минут 15 идем пешком, тропа не трудная. И вот он, Бригсдаль! От души нащелкав гигобайты, довольные и потрясенные, не спеша спускаемся обратно к туристическому центру. По дороге зависаем в разных местах, особенно у водопада. Все, можно ехать дальше.
Наш путь лежит в город Олесунн. Но по дороге мы увидим еще много интересного.
Для начала почти час плывем по замечательному Гейрангерфьорду, видим множество водопадов, в том числе знаменитые «Семь Сестер»,
«Жених»
и «Фата Невесты». Цвет воды и гигантские берега-горы потрясают.
А ведь мы видим только прибрежные горы, за которыми скрываются более высокие.
Переправившись, мы поднимаемся по знаменитой «Дороге Орлов». На обзорной площадке замираем в восторге и любуемся фьордом с высоты полета орла, отсюда и название дороги.
Считается, что Олесунн — самый красивый город Норвегии. Возможно. Сейчас разберемся. Тем более, что нам предстоит ночевать прямо в центре города и будет время погулять и вечером, и утром. Для начала немного истории. Раньше Олесунн был простым рыбацким городком на островах, омываемых Гольфстримом. Климат мягкий, рыбы навалом, тихо и спокойно. Так и жили местные жители до января 1904 года. Тут случился Большой Пожар. Большинство домов были деревянные, и город вспыхнул как спичка. За одну ночь 10 000 человек лишились крыши над головой. Зимой! В центре уцелел только один дом. В Норвегии случались пожары, но чтобы вот так — выгорел почти весь город! На восстановление откликнулась вся страна. Но отстроить сразу целый город дорогого стоит. Надо было найти возможность быстро и дешево дать людям кров. Кому-то пришла в голову счастливая мысль позвать не именитых архитекторов, а вчерашних студентов. У них идей — море, амбиций — океан, а гонорары еще маленькие. Молодые, как известно, сторонники всего нового, революционного. А в Европе как раз входил в моду стиль «Ар Нуво». Вот и получился город, отстроенный за три года в одном стиле модерн.
Тем интереснее, решили мы и начали подъем в гору на смотровую площадку.
418 ступенек с площадками для отдыха преодолели без проблем. А какие оттуда открываются виды!
Острова, город, Атлантический океан! Мы начали отсюда, потому что хотели посмотреть на город, пока не спустились сумерки. Для тех, у кого хватит здоровья, я бы порекомендовал совершить второе восхождение на закате. Подозреваю, что должны получиться умопомрачительные фотографии.
А мы, сделав несколько панорамных снимков, спустились вниз рассматривать детали ар нуво.
Что сказать? Интересно разглядывать. Как на выставке. Конечно, здесь нет таких шедевров модерна, как в Санкт-Петербурге, Хельсинки, Праге, Риге, Вене и т. д. Другие масштабы и другой уровень. Иногда эксперименты молодых архитекторов вызывали улыбку, иногда получал истинное удовольствие от удачных решений и находок.
В общем, гулять и разглядывать интересно. Все-таки более 800 модерновых зданий! Как оказалось, это самая высокая в мире концентрация модерна.
И народу мало, не мешают фотографировать.
Кстати, с берега тоже можно любоваться отличными закатами.
Но будьте бдительны! Мы созрели поужинать примерно в 21.45. В тех ресторанах, которые еще работали, кухни уже были закрыты. То есть после 9 вечера найти горячую еду не просто. На последних минутах мы успели заскочить в арабскую кебабиху, где нас, единственных посетителей, накормили просто, вкусно и не так дорого.
Утром мы с удовольствием продолжили прогулку по улицам Олесунна.
Рекомендую зайти в здание бывшей аптеки.
Там находятся музеи Модерна и Истории пожара 1904 года.
Если не успеваете посетить сами музеи, все равно зайдите. Говорят, что в музейном кафе самый лучший кофе в Норвегии. Проверили, действительно, очень вкусно. Еще есть симпатичный магазин сувениров и литературы о модерне.
Ох, о модерне я бы мог говорить еще долго, разглядывая каждую фотографию, но нам пора двигаться дальше. Сегодня нас ждут две известные достопримечательности.
Первая, Лестница троллей — очень понравилась.
Мы подъехали сверху. Там туристический центр со всем, что надо для туриста. Но главное, там видовые площадки повисшие над пропастью. Предупреждаю сразу, я боюсь высоты, но на этих площадках чувствовал себя спокойно.
Так что идите смело, любуйтесь видами и фотографируйте! Потом надо обязательно проехать по этой дороге, замысловатые петли которой мы только что разглядывали сверху. Нормальная дорога. Только на повороте трудно разъехаться с автобусом.
Местами уклон до 12 градусов. Да, открыта только с июня по ноябрь.
Вторая достопримечательность, Стена троллей — так себе.
Каменная островерхая гряда, на вершине которой кто-то разглядел силуэты застывших троллей короля, королеву, епископа и свиту. Моего воображения не хватило все это распознать. А вот высота отвесного участка, который из-за сложности восхождения очень редко штурмуют альпинисты, впечатлила. Там сегодня проложено несколько альпинистских маршрутов. Первые восхождения были самыми трудными. Представьте, команды поднимались 13 дней! День за днем карабкались вверх. Потрясающе!
Мы едем дальше, в Осло. На столицу Норвегии было выделено катастрофически мало времени, но это — обычные издержки автобусного тура. Что мы успели увидеть за несколько часов? Для начала нас привезли в парк скульптур Вигеланд-парк.
Вот настоятельно рекомендую для посещения. Желательно иметь 2–3 часа для неспешного разглядывания произведений и погружения в мысли национального скульптора Норвегии Густава Вигеланда.
В парке более 200 скульптур в металле и камне. Основная идея — показать человеческую жизнь от рождения до смерти со всеми ее проявлениями: любовь, познание, соперничество, капризы.
Потрясающее размышление о жизни! Открыт парк круглосуточно. Вход свободный.
Немного поплутав по подземным туннелям Осло, наш десант высадили у крепости Акерсхус.
Поскольку экскурсия была обзорная, я не смог составить впечатление о залах крепости и замка. Но внутренний дворик очень симпатичный, а виды со стены крепости на залив Осло-фьорда и город замечательные.
После крепости мы отделились от экскурсии и пустились в самостоятельное плавание. Крепость находится на мысу, с одной стороны которого залив с ратушей, с другой — залив с оперой. Поскольку у ратуши нас будет ждать автобус, мы направились к опере. Национальный оперный театр Норвегии — крупнейшее общественное здание, построенное в стране с 1300 года.
Внешне здание похоже на айсберг, приплывший из северных морей. По белым плитам из итальянского мрамора можно подняться на крышу здания, откуда открываются прекрасные виды на город и залив Осло-фьорда. А можно лечь и позагорать.
Напротив театра построено несколько зданий современной архитектуры.
А мы двигаемся к ратуше по центральной улице KarlJohans Gate, связывающей пристань, железнодорожный вокзал и королевский дворец.
Идея постройки ратуши появилась с приобретением Норвегией независимости в 1905 году. Поэтому в здании есть элементы национального романтизма и монументальность. Немного напомнило ратушу в Стокгольме. Постройке здания мешали войны и кризисы.
Ратушу открыли только в 1950 году. Теперь, каждый год 10 декабря здесь происходит церемония награждения Нобелевской премией мира.
А еще регулярно заседает городской парламент.
Осмотрев украшающие фасад деревянные барельефы на исторические темы, мы вышли к заливу и направились по набережной, которую я бы назвал променадом. Как полагается, тут кафе, рестораны, магазины… Развлеклись поиском скульптур «официантки»
и «парочки на свидании»
, затерявшихся среди посетителей кафе. Вот, собственно и все, наше время истекло. Пора было в автобус. Пора было возвращаться домой.
Если бы меня попросили охарактеризовать Норвегию одним словом, я бы сказал — Потрясающе! Если добавить еще несколько слов, то получится — потрясающая мощь водопадов, огромный масштаб гор, чистейшая вода глубоких фьордов, альпийская зелень долин. Это все — природа. Мое состояние можно описать так: маленькому человеку среди гигантских размеров не надо суетиться. Надо быть спокойным и достойным окружающего величия. В общем, надо иметь нордический характер.