Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 4:04

Тюмень — Россия Июнь 2015

Раньше я никогда не была в Тюмени, хотя тридцать лет прожила в Тюменской области. Повода ездить туда не было: командировки были в другие города, а в отпуск летали через Москву. Да мы и не считали, что живем в Тюменской области. На вопрос: «Откуда вы?», отвечали: «Из Ханты-Мансийского автономного округа», а о Тюмени повторяли расхожую фразу: «Тюмень — столица деревень».

Шло время, приезжавшие из Тюмени рассказывали, как она похорошела, а многие северяне, уходя на пенсию, стали уезжать в Тюмень. Пришло время и мне посмотреть: какая она, Тюмень? К поездке подготовилась, как обычно, составила список достопримечательностей, проложила маршруты и поехала в гости к подруге.

Я люблю реки, поэтому начнем прогулку с набережной Туры от вантового пешеходного моста Влюбленных, построенного в 1987 году. С пристани на берегу зазывали на прогулку по реке на катере, а я прошла по мосту, чтобы оглядеться.

Тюмень — ворота Сибири

На левом берегу Туры можно видеть Вознесенско-Георгиевскую церковь, построенную на средства прихожан в 1798 году. Здание церкви двухэтажное с колокольней и двумя престолами: на первом этаже — в честь святого великомученика Георгия, на втором этаже — в честь Вознесения Господня. Восстановлена недавно, в 2006 году.

А мы пойдем на набережную Туры. Набережная — это гордость Тюмени! Пока реализована только часть этого масштабного проекта, работы продолжаются, в перспективе еще заречная часть набережной. Проект набережной уникален, потому что благоустроен склон высотой 25 м. Здесь четыре уровня прогулочных зон, соединенных между собою лестницами и пандусами, т. е. никаких проблем для людей с ограниченными возможностями.

Тюмень — ворота Сибири

Тюмень — первый русский город в Сибири, город с богатой историей. Он был основан 29 июля 1586 года воеводами Василием Сукиным и Иваном Мясным как крепость в устье реки Тюменка на древней караванной дороге из Средней Азии в Поволжье, на земле, за которую шла вековая борьба кочевников Южной Сибири.

Тюмень — ворота Сибири

Вдоль прогулочной зоны установлены бронзовые барельефы на темы истории Тюмени, а также скульптуры исторических личностей. К каждой скульптурной композиции прилагается краткая историческая справка в виде свитка. Авторы надеются, что эти работы вызовут у тюменцев интерес к истории родного края и людям, населявшим его.

Здесь есть посвящение сибирским картографам. Это скульптура Семёна Ремезова — картографа, историка, географа, архитектора, который по поручению российского правительства создал знаменитый «Чертеж земли Сибирской» — первый русский географический атлас, соответствующий накопившейся к тому времени информации о расположении городов и рек Сибири.

Тюмень — ворота Сибири

Следующая композиция называется «Великим Камчатским экспедициям». В центре — фигура мореплавателя, офицера русского флота, капитана-командора Витуса Беринга, который в середине XVIII века руководил первой и второй Камчатскими экспедициями, путь которых пролегал через Тюмень. Интересно, что впервые образ командора воссоздан на основании исторических материалов и исследований Института судебной медицины РФ.

«Первому судостроительному заводу в Сибири» — дань памяти основателям судостроения в Западной Сибири: инженеру Гектору Гуллету, организовавшему в середине XIX века в Тюмени механические мастерские, на основании которых и был построен Тюменский судостроительный завод, и купцу Игнатову — одному из основателей Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли.

В начале ХХ века Тюмень стала одним из крупнейших в России центров судостроительства и судоходства. В Обь-Иртышском пароходстве работало 191 паровое судно, 135 из них было построено в Тюмени.

А по Туре бегают прогулочные теплоходики и, судя по количеству, они не простаивают.

Тюмень — ворота Сибири

Еще на набережной есть каскадный фонтан с водопадом, который особой популярностью пользуется у детей, а на лестницах по обе стороны от него установлены скульптурные группы «Студенты XVIII–XIX»

Тюмень — ворота Сибири

и «Студенты XX–XXI века».

А мы возвращаемся к мосту Влюбленных, переходим через улицу и идем в Исторический сквер. Более 400 лет назад на этом месте первые поселенцы поставили деревянную крепость. В память об этом в честь основания города здесь установлен камень-памятник. Не мешало бы его обновить, так как надпись читается с трудом.

Тюмень — ворота Сибири

Главное на площади — Мемориал памяти погибших воинов Великой Отечественной войны, где горит Вечный огонь. Он открыт еще в 1968 году, но к 70-летию Победы его реконструировали и полностью обновили барельеф.

Рядом в здании бывшей Городской Думы Тюмени размещается один из музеев Музейного комплекса имени И. Я. Словцова. Иван Яковлевич Словцов — педагог, ученый, исследователь Сибири, принимавший участие в многочисленных экспедициях по Уралу, Западной Сибири, Средней Азии. Он был страстным коллекционером, его коллекции сибирских древностей составили основу Омского и Тюменского музеев.

Само здание — памятник архитектуры, одно из первых каменных гражданских зданий Тюмени. Оно построено в 30-х годах XIX века, а башенные часы с боем на фасаде изготовлены в 1857 году крестьянином Успенской волости А. Трусовым. Краеведческий музей в здании был открыт еще в 1922 году.

Тюмень — ворота Сибири

На площади еще стоит простой металлический крест — памятник казаку Ермаку и его товарищам.

От Исторической площади можно гулять по улице Ленина или улице Республики, которая пересекает всю старую часть города. Но там мы еще погуляем, а сначала пойдем на горку, которую я видела с моста. Очень она меня заинтересовала!

Тюмень — ворота Сибири

Большое красивое здание — Архитектурно-строительный университет. Построено оно в 1914 году на средства почетного гражданина города Тюмени купца I гильдии И. П. Колокольникова и его сыновей. Эту фамилию мы еще не раз услышим. Здание построено для Коммерческого училища и было признано лучшим зданием для учебных заведений своего времени. В войну в нем был госпиталь, с 50-х годов размещался педагогический институт, а с 1971 года — Архитектурно-строительная академия, позже ставшая университетом.

Площадь перед университетом называется Никольской. Справа стоит красивая Крестовоздвиженская церковь, построенная в самом конце XVIII века. Судьба ее обычная, вернули епархии в 1993 году.

За зданием университета видны купола действующего Свято-Троицкого мужского монастыря. Это один из старейших архитектурных ансамблей Сибири, монастырь на этом месте был основан в 1616 году. На территорию монастыря я только заглянула, так как одежда не соответствовала, а требования висели уже на входных воротах.

Тюмень — ворота Сибири

Увидела Троицкий собор, освященный в 1715 году и ставший третьим каменным строением Тюмени.

А на купола церкви Петра и Павла посмотрела только из-за монастырской ограды. Церковь строили почти тридцать лет и освятили в 1755 году. Церквей было больше, но могло и этих не быть: в 1946 году на территории монастыря решили строить очистные сооружения и взорвали два храма начала XVIII века. От полного уничтожения монастырь спасло только то, что в 1947 году вышло Постановление Совета министров «Об охране памятников архитектуры», под действие которого попадал Свято-Троицкий монастырь.

Тюмень — ворота Сибири

Напротив монастыря стоит Тюменское духовное православное училище.

А рядом на площади — памятник Филофею Лещинскому, который с 1702 по 1727 год был митрополитом Сибирским и Тобольским. Он занимался распространением православия в Сибири, миссионерской деятельностью среди племен епархии. Поэтому памятник изображает митрополита рядом с представителями этих племен. Канонизирован как святитель, похоронен в монастыре. Свято-Троицкий монастырь стараниями Лещинского был построен в камне после пожара в то время, когда Петр I под страхом каторги за пределами Санкт-Петербурга запретил каменное строительство. На это он испросил у Петра I специальное разрешение.

Тюмень — ворота Сибири

Теперь пойдем гулять по улице Республики, иногда сворачивая на соседние улицы в поисках интересного. А посмотреть в Тюмени есть на что: здесь сохранилось дома XIX века богатых тюменских купцов, восстановлены красивые храмы, много красивых скверов, интересных памятников и городских скульптур.

Сразу за Исторической площадью стоит длинное здание — Гостиный двор, построенный в 1848 году. На первом этаже были склады, а на втором 272 комнаты-лавки. По своему назначению здание использовалось до начала ХХ века. Так как большого дохода в казну оно не приносило, его перестроили и передали под казармы пехотного полка. После этого здесь были то казармы, то военное училище, пока в 1980 помещения не передали Тюменскому филиалу Челябинского института культуры. Теперь в здании гостиного двора размещается Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий, а также областной военный комиссариат.

Тюмень — ворота Сибири

На улице Перекопской стоит костёл Святого Иосифа Обручника, построенный в 1903 — 1906 годах на средства ссыльных поляков. Возвращен церкви в 90-х годах.

Тюмень — город студенческий, здесь, если верить Википедии, пятнадцать высших учебных заведений. На Ленина целый квартал занимают корпуса Тюменского университета, самого крупного из них. На территории одного из корпусов университета в День студенчества 25 января 2015 года открыли памятник Святой Татьяне. Это фигура девушки в платке, стоящая на трех книгах.

Тюмень — ворота Сибири

Неподалеку — Храм Михаила Архангела, освященный в 1791 году. Второй холодный этаж с приделом во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна был достроен и освящен в 1824 году. Памятник федерального значения.

Через дорогу от храма — одно из самых красивых каменных жилых зданий Тюмени, построенное в 1870-х годах тюменским купцом, городским головой П. И. Подаруевым. В 1900 году усадьба перешла в собственность Н. Д. Машарова — владельца тюменского чугунолитейного завода, гласного городской Думы. Вообще Н. Д. Машаров — человек интересной судьбы, простой крестьянин, ставший сибирским капиталистом. После революции в доме семьдесят лет было детская консультация, в 1991 году его передали краеведческому музею и открыли музей «Дом Машарова».

Синагога на улице Кирова построена в 1912 году.

Тюмень — ворота Сибири

А это Кукольный театр. Он существует в Тюмени с декабря 1945 года, в это здание переехал в 1972 году.

Вернемся на улицу Республики. Вот участок улицы, характерный для застройки Тюмени конца XIX начала ХХ веков.

Тюмень — ворота Сибири

А напротив, похоже от старого здания остались только стены, закрепленные на новом здании.

Одно из самых красивых зданий XIX века — здание Тюменской сельскохозяйственной академии (правда сейчас она называется сложнее, но суть от этого не меняется). Оно было возведено в 1877–1880 годах по проекту петербургского архитектора Воротилова на средства городского головы, купца П. И. Подаруева. В здании открылось первое среднее учебное заведение города — Александровское реальное училище. Его выпускников охотно принимали в Петербургский политехнический институт, так высок был уровень подготовки учащихся. Выпускниками были Л. Б. Красин и М. М. Пришвин.

После революции в здании открыли сельскохозяйственный техникум, а на его базе в 1959 году — сельскохозяйственный институт. Еще это здание знаменито тем, что все годы войны на втором этаже под присмотром НКВД здесь хранили эвакуированное из Москвы тело Ленина.
Перед зданием академии установлен бюст выпускника Александровского реального училища, знаменитого разведчика Николая Кузнецова.
Тюмень — ворота Сибири

Недалеко корпус № 2 сельскохозяйственной академии в купеческом доме конца XIX века. В этом доме кроме магазинов был когда-то клуб приказчиков.

Рядом с сельскохозяйственной академией находится площадь Борцов революции с соответствующим памятником.

Тюмень — ворота Сибири

Но на этот памятник сейчас никто не обращает внимания, здесь есть более современные. Например, памятник-фонтан «Тюменская область», где на карту нанесены все крупные населенные пункты области.

А еще — Дерево счастья.

Тюмень — ворота Сибири

Рядом на улице Володарского есть несколько интересных зданий. Например, красивый деревянный дом начала XX века, где сейчас первый этаж занимает «Центр немецкой культуры», а на втором — Управление по спорту и молодежной политике. Рядом — великолепный купеческий дом, где теперь ресторан «Золотая Черепаха». К сожалению, здание женской гимназии 1904 года (один из университетских корпусов) солнце снять не позволило.

Тюмень — ворота Сибири

Напротив площади Борцов революции (на противоположной стороне улицы Ленина) — сквер Прощания. Он называется так потому, что в центре стоит «Памятник учащимся школ города, не вернувшимся с войны», а на мраморных досках написаны номера школ и фамилии учеников.

Что я еще хотела бы сказать:
Тюмень безусловно стал совсем другим городом! За тридцать лет численность ее населения выросла почти в два раза, сейчас здесь живет 700 тысяч человек. Город зеленый, с огромным объемом строительства новых районов (им еще предстоит стать зелеными). В центре много уютных скверов, где есть зоны бесплатного Wi-Fi, о чем предупреждают таблички. Скверы предусматриваются и при застройке в новых районах.
И что еще приятно радует туристов: в Тюмени есть прекрасные туалеты, расставленные по городу и нанесенные на карту Дубль-ГИС.
Тюмень — ворота Сибири
Их много, даже не нужно искать, они идеально чистые и бесплатные. Такое редкость для большинства наших городов, не мешало бы взять пример и столице, где приходится прокладывать любой маршрут мимо вокзала или торгового центра.
На этой радостной ноте прервемся, в Тюмени было очень жарко в эти дни.
Продолжение : Тюмень купеческая.