Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Великое: село, где есть "кремль" и "дворец" (04.05.2014). Часть 2

Великое — Россия Май 2014

Часть 1

Краеведческий музей. Адрес: с. Великое, ул. Труфанова, д. 13, режим работы: понедельник — пятница с 9.00 до 17.00, суббота — выходной, воскресенье с 10.00 до 14.00. Билет — 40 руб., фотосъемка — 30 руб.

Великое: село, где есть кремль и дворец (04.05.2014). Часть 2

Наше внимание привлек очень симпатичный двухэтажный розовый особнячок, из дверей которого выходили две женщины-смотрительницы. Вот так удачно мы между обеденным перерывом и организованной экскурсией попали в замечательный великосельский музей. Вот всех призываю: посещайте эти душевные провинциальные экспозиции, пусть они не оригинальны, зато лучше помогают прочувствовать городок.

Как мы узнали у любезной смотрительницы, особнячок этот принадлежал богатому великосельскому купцу.

Великое: село, где есть кремль и дворец (04.05.2014). Часть 2

Занимался он кожевенным производством, изготовлением и продажей обуви, даже за границу возил свой товар. Ему принадлежало еще несколько домов и лавок в Великом.

Великое: село, где есть кремль и дворец (04.05.2014). Часть 2

А музей этот сначала открыли при местной библиотеке, а потом передали школе. С особой гордостью заметила смотрительница, что все вещи из коллекций — с историей, в свое время принадлежали они великоселам, которые с удовольствием дарили семейные реликвии музею.

Если честно, я даже не ожидала такой богатой экспозиции, в трех крошечных комнатках разместилось множество антуражных экспонатов, сохранивших память о своих бывших владельцах.

Великое: село, где есть кремль и дворец (04.05.2014). Часть 2

Поднявшись по старинной крутой лестнице, сразу же попадаем на маленькую площадку, экспозиция на ней знакомит нас с «полотняным» прошлым Великого: ткацкий станок, прялка, льняной сноп и вышитые полотенца, некоторым из которых более 160 лет, — вот и снова напоминание о купцах-промышленниках, а домашняя утварь иллюстрирует крестьянский быт.

Великое: село, где есть кремль и дворец (04.05.2014). Часть 2

Следующая комнатка погружает нас в эпоху великосельского купечества: комоды и этажерки, покрытые кружевными салфеточками, сервированный к полднику стол с пузатым самоваром, горки с изящным фарфором, множество очаровательных безделушек и нарядные тряпичные куклы, зеркало в потемневшей раме и деревянные ширмы, картины, портреты, фотографии и альбом с ретро-снимками.

Великое: село, где есть кремль и дворец (04.05.2014). Часть 2

Понравились разноцветные печные изразцы и уголок сапожника с аутентичными инструментами, колодками и хорошенькими башмачками.

Великое: село, где есть кремль и дворец (04.05.2014). Часть 2

Была и выставка, посвященная православию: иконы, книги и даже облачение священника.

Ну, и, конечно, множество предметов быта, посуды, традиционная коллекция утюгов, даже миниатюрный рукомойник.

Великое: село, где есть кремль и дворец (04.05.2014). Часть 2

Отдельно стоит сказать о купеческих нарядах, ведь мы помним, что великоселы были большими модниками. Увидели мы в музее элегантные платья и те самые шляпки, а также швейные машинки.

Великое: село, где есть кремль и дворец (04.05.2014). Часть 2

В продолжение портновской темы — огромный сундук с тканями и кружевом, царскими купюрами.

Великое: село, где есть кремль и дворец (04.05.2014). Часть 2

Другой зал посвящен советскому прошлому села. «Посмотрите, как жили ваши мамы и бабушки», — предлагает смотрительница.

Великое: село, где есть кремль и дворец (04.05.2014). Часть 2

Чего здесь только нет! Столы, диванчик, пионерская форма с алым галстуком, статуэтки, фотографии и посуда, но уже другие — советские. За накрытым столом сидят симпатичные ростовые куклы, словно из сказки «Курочка Ряба»: «Жили-были дед да бабка». На мой вопрос, кто автор этих выразительных персонажей, смотрительница скромно отвечает, что она. Вот мастерица!

Телефон, радиола, смешные настольные лампы — «грибы», голова Ленина и кумачовые флаги-вымпелы, лозунги, книжки и коллекция марок вперемежку с оловянными солдатиками погружают нас во времена СССР, которые мы с мужем успели застать в детстве.

Великое: село, где есть кремль и дворец (04.05.2014). Часть 2

Проникновенная выставка, посвященная Великой Отечественной войне: бушлаты и гармоника, наверняка 9 мая 1945 года исполнявшая «Венский вальс», фронтовые письма — «треугольники», фотокарточки и георгиевские ленточки в витринах — это тоже наша с вами история.

Великое: село, где есть кремль и дворец (04.05.2014). Часть 2

Видимо, проникшись к нам симпатией, смотрительница провожает на первый этаж музея.

Великое: село, где есть кремль и дворец (04.05.2014). Часть 2

Через небольшой коридорчик с деревянным крестьянским скарбом попадаем в просторный выставочный зал с яркими и сочными пейзажами местного художника, подарками гостей музея и замечательной выставкой, подготовленной учениками школы к Пасхе, где можно увидеть весьма занятные экспонаты от украшенных яиц до макета Рождественской церкви.

Здесь мы покупаем традиционный магнитик с видом Великого села. Наверное, можно было приобрести и краеведческую литературу, но я, погрузившись в атмосферу сельской истории, совершенно забываю поинтересоваться буклетами.

Великое: село, где есть кремль и дворец (04.05.2014). Часть 2

Милый музейчик, я так довольна, что побывала в нем. И рада, что экспозицию посещают экскурсионные группы, пусть даже и школьные. «Приезжайте к нам летом!» — на прощание гостеприимно приглашает нас смотрительница.

А мы снова возвращаемся в центр, где есть еще одна природная достопримечательность Великого — Черное озеро. Оно осталось практически неизменным, разве что по площади уменьшилось во время попытки его почистить. Столь романтичное (даже готичное!) название водоем получил от того, что по легенде около него размещались кузницы, копоть от которых и сделала воду темной. Мне, правда, хотелось бы услышать более мистичное объяснение:). По мрачноватому озеру с действительно темной водой, в которой утопают свинцовые тучи, тоже летом можно покататься на лодочках. Есть на берегу и лавочки-столики для отдыха. Здесь и отдыхала шумная компания местных гопников — в «кэпочках» и спортках, видимо, продолжали праздновать Первомай. Подходить близко к озеру и мешать «четким пацанам» ради собственной безопасности не стали xD.

Великое: село, где есть кремль и дворец (04.05.2014). Часть 2

На центральной (и, видимо, Советской) площади увидели масштабное тусклое панно, которое муж по незнанию обозвал рекламой. Это копия мозаики «Полтавская баталия» М. В. Ломоносова, которая была установлена перед «кремлем» в 2011 году. Примечательно, что «фрагменты копии были изготовлены школьниками в разных городах России, затем собраны и установлены» здесь, в Великом. Мы-то, зная уже историю села, ничуть не удивляемся — именно герою битвы под Полтавой и владельцу этих земель А. И. Репнину Великое обязано своим расцветом. Кстати, ежегодно в сельце широко отмечают победу русских над шведами и поговаривают, что последние даже бывали в Великом, так сказать, с дружественным (туристическим) визитом:).

«Великосельский кремль» (с. Великое, ул. Советская, д. 36) — уникальный и удивительно гармоничный храмовый комплекс, торжественно возвышающийся в центре древнего села на берегу Черного озера, знакомство с которым мы оставили напоследок — «на сладенькое».

Великое: село, где есть кремль и дворец (04.05.2014). Часть 2

Сам по себе ансамбль из двух церквей — летней и зимней — достаточно типичен. А вот стоящая посередине свечка-колокольня, как бы объединяющая храмы, напоминает знаменитый ярославский комплекс в Коровниках.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1712 г.), летняя. Возведена как памятник победе под Полтавой чаяниями уже знакомого нам А. И. Репнина из кирпича местного производства. В ее облике явно проступают архаичные черты, а по архитектурному решению храм близок к родному ярославскому зодчеству.

Великое: село, где есть кремль и дворец (04.05.2014). Часть 2

Над массивным краснокирпичным четвериком, лаконично украшенным закомарами, на крепких шеях-барабанах возвышается тяжелое темно-зеленое чешуйчатое пятиглавие. Строгость, монументальность, мощь — таким и должен быть мемориальный храм. Читала, что внутри Рождественской церкви частично сохранились росписи, замысловатым ковром покрывающие стены и своды святыни. Долгое время храм не действовал, сейчас возрожден, продолжаются реставрационные работы, даже есть расписание служб.

К моему огромному сожалению, на дверях Рождественской церкви висел замок. Засунула свой любопытный нос в неплотно прикрытые створки — в темноте увидела груды строительного мусора и большое — в полный рост — изображение святого. Но и внешний осмотр оставил сильнейшие впечатления. Эти совершенные пропорции, основательность, надежность, милые сердцу и взгляду ярославские черты! Как я люблю такую архитектуру. Огромные округлые купола щетинятся блестящими чешуйками на фоне предгрозового неба — кажется, их можно взять в ладони. Спокойствием и удивительным теплом, добром, из старины мудрой смотрящим на несовершенный современный мир, веяло от этого замечательного, красивого, потрясающего храма.

Великое: село, где есть кремль и дворец (04.05.2014). Часть 2

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1741 г.), зимняя. Строительство второго храма великосельского ансамбля велось по заказу внука героя Полтавской битвы — П. И. Репнина. Бесстолпную белоснежную церковь с просторной трапезной венчает легкое пятиглавие — по четырем густо-голубым куполам щедро разбросаны подсолнечные звездочки, а центральный блестит на солнышке позолотой. Из элементов декора более всего выделяются каменные наличники. Очень праздничная, изящная и утонченная церковь — смотрится девицей-невестушкой рядом с громадой Рождественскогохрама. Сейчас трудно представить, что еще в 30-е годы XX века святыня была лишена куполов, в ее стенах размещалось зернохранилище. Нам посчастливилось увидеть Покровскую церковь практически полностью восстановленной.

На удивление внешне миниатюрный храм внутри оказался светлым и просторным, с высокими белеными пололками и стенами без росписей. Служба уже закончилась, и возле иконостаса с современными иконами и пестрыми бумажными цветочками ходил строгий молодой священник в золоченом облачении. А еще в Покровской церкви проходила пасхальная выставка работ студентов великосельского аграрного техникума — милые поделочки на соответствующую тематику.

Великое: село, где есть кремль и дворец (04.05.2014). Часть 2

Колокольня (1758 г.) — центр всего архитектурного комплекса, связующее звено между двумя такими разными и по-своему очаровательными храмами. 75-метровая, семиярусная, краснокирпичная, в основе — массивный четверик, на нем — шесть восьмериков. Подобно храмам, колокольня довольно скромно украшена и даже несколько теряется на фоне Рождественской церкви. Зато есть на колокольне некое оконце, гордо именуемое «Окно в Европу» и как бы намекающее на благосклонность к селу Великому самого Петра Алексеевича:).

Великое: село, где есть кремль и дворец (04.05.2014). Часть 2

Завершает облик «кремля» и центральной площади частично сохранившаяся церковная ограда с угловыми башнями-часовенками. У подножия колокольни расположился корпус мучного ряда — все, что осталось от некогда украшающих центр села торговых рядов. Жаль, выглядит он сейчас не слишком презентабельно. Как и в большинстве торговых рядов, сохранившихся в провинциальных городочках, за обшарпанными дверями скрываются местные лабазы.

А еще за Рождественской церковью сохранилась могила А. А. Локалова — старинное темное надгробие. Даже удивительно как это пощадили его советские варвары, уничтожив остальные захоронения и разорив святыню? Постоим немного молча, почтим память этого замечательного человека, сделавшего так много не только для села Великого, но и для всей России.

Великое: село, где есть кремль и дворец (04.05.2014). Часть 2

Напоследок заглянули в маленький скверик с монументом «Великоселам, павшим в годы Великой Отечественной войны». Стоял среди традиционных елей в вечной скорби солдат с автоматом, темнели таблички с именами героев, клонили к темной земле головки нераскрывшиеся тюльпаны — родной земле, которую защищали отважные великоселы.

Вот так, не спеша особо, за 2 часа обошли мы все интересные местечки славного села Великого. А, так как времени свободного было достаточно, взяли мы, да и поехали в Гаврилов-Ям, просто так погулять, хотя в этом городке уже были. Заскочили вкстати подошедший в 11.30 автобус до Яма (билет — 16 руб./чел.) и минут через 15 были уже в полотняно-ямщицком городе.

ВОЯЖ В ГАВРИЛОВ-ЯМ

Гаврилов-Ям — крошечный городок. Мы ходили с мужем по центру и удивлялись, как в предыдущий наш приезд провели здесь целый день? Хотя, может, все дело в погоде: тогда стоял теплый август, а сегодня май швырял в лицо порывы холодного ветра, над головой висели свинцовые тучи.

Впрочем, ехать в Гаврилов-Ям следует не за архитектурными изысками (со старинной застройкой, за некоторыми приятными исключениями, просто беда). Городок славен своими музеями: краеведческим — при местной библиотеке, с интересной и богатой экспозицией (хотя, провинциальные хранилища еще ни разу меня не разочаровывали), и необычным и весьма занятным «Музеем ямщика». В общем-то, начало было положено достойное, но в этот наш визит Ям не произвел впечатления туристическо-благополучного, даже показалось, что городок не только не развивается, а становится каким-то… запущенным, что ли. Бренд «ямщицкой сторонки» — свеж и небанален, эту бы тему и дальше крутить. Да и фабрику бы бывшую Локаловскую возродить, шоп-туры организовывать, экскурсии на производство. Но, понятно, что на голом энтузиазме (при всем моем уважении к сотрудникам краеведческого и ямщицкого музеев) далеко не уедешь. Денег же у города, видимо, как не было, так и нет. А ведь славились ямщики своими смекалкой да предприимчивостью. Эх, спонсора бы сюда, мецената…

Вышли из автобуса — и все вспомнили, даже карта не нужна. Бесцельно побродили по местному рынку у автовокзала (казалось, что только здесь и кипела вся городская жизнь), зашли в какие-то сетевые магазины типа «Дикси» и «Fixprice» — этого добра, как и повсеместно, хватает. Да уж, шопингом таким туристов не привлечь, а вот жителей окрестных деревень — пожалуйста, судя по огромным очередям.

Но вот чем подкупает крошечный Ям — так это огромным количеством велосипедов, стареньких, убитых, с непременными корзинками. Они стоят припаркованными по всему городу, на них бесшабашно рассекают все — от малых до старых. Помню, меня в предыдущий приезд сей факт приятно поразил. Гаврилов-Ям — настоящий город велосипедов! Вот и еще одна туристическая изюминка, ловите идею, городские власти!

Великое: село, где есть кремль и дворец (04.05.2014). Часть 2

Мы прогулялись до маленькой (единственной в Яме) Никольской церковки, отметили, что ее продолжают медленно восстанавливать. Зашли в местный парк «Текстильщик» с ностальгическими фигурами пионеров и тусующимися гопниками, подозрительно поглядывающими на нас из-за заброшенной эстрады. За забором нашли миленькое местечко — пригорок, где под раскидистыми соснами, любуясь на весеннюю речку-ручеек и прячась от гопников, перекусили нехитрым сухпайком. Видели уже знакомый нам «Музей Ямщика» со смешным Гаврилой из чурбачков, краеведческий музей-библиотеку. А вот красивый бело-голубой особняк Локалова и панораму пруда с фабричными корпусами я даже сфотографировала — как продолжение нашей великосельской — локаловской — темы.

На берегу водоема все также грустно стоял однорукий «Пловец», фабрика выглядела необитаемой, сквер с бронзовым воином и потертым знаком города — ямщицкой дугой — неухоженным, площадь с головой Ленина и симпатичным домом с колоннами — пустынной. Оживляли городскую панораму лишь добротные бревенчатые дома в два этажа и изящное розовое здание (помниться, в прошлый раз в нем проходила выставка гобеленов).

Вот, в общем-то, и все. И идти-то, собственно, больше некуда, только обратно к вокзалу. А ведь в прошлый раз Ям мне очень даже понравился. Избаловалась я, что ли, богатыми на нарядную застройку купеческими городками, или приелась мне наша провинция? А, может, просто циничной стала? От посещения Гаврилов-Яма осталось какое-то горькое, обидное ощущение.

Великое: село, где есть кремль и дворец (04.05.2014). Часть 2

Купили мы что-то из еды, взяли билеты на 14.00 (82 руб./чел.), на этот раз через Заячий холм, даже места достались 11 и 12, как и до Великого села, да и поехали домой.

* * *

Вот такой получилась наша маленькая майская поездочка. Наверное, это верное решение — соединить путешествие в Великое село и Гаврилов-Ям, одного дня вполне хватит. В городке обязательно посетите музеи — они того стоят. А я же осталась довольна, что побывала в Великом, увидела его шедевры — изумительной красоты Локаловский «дворец» и грандиозный «кремль». Друзья, не бойтесь путешествовать по провинции, невзирая на ее кажущуюся неприглядность, и вы обязательно найдете что-то интересное.

Деревеньки, перелески,

Звезды — маковки церквей.

О Руси слагают песни —

Гимны Родине моей.

Если вся душа в заплатках,

А на сердце — лишь печаль,

Еду я в глубинку — сказку,