Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была сегодня 0:44

Стамбул — Турция Май 2015

Еще в начале мая я и предположить не могла, что не пройдет и двух недель, как я окажусь в Стамбуле…

Случайный разговор о падении Константинополя вызвал неодолимое желание побывать в городе, который на протяжении 11 веков был столицей величайшей империи.

Желание возникло, но я и помыслить не могла, что оно реализуется так быстро…

И вот, еще не до конца осознавая свершившееся, я уже мчусь по ночному Стамбулу

Первое знакомство со Стамбулом

В открытое окно машины врывается легкий запах моря. Ветер колышет гирлянды флагов…

Первое знакомство со Стамбулом

На темном небе вырисовываются подсвеченные минареты.

За окном автомобиля глубокая ночь, но город не спит. Мы движемся в хаотичном потоке машин, людей и скутеров.

Первое знакомство со Стамбулом

Пересекаем бухту Золотой Рог и попадаем в лабиринты улиц района Бейоглу (Beyoglu). Здесь мы будем жить.

Узкие улицы полны людей, из ресторанов и маленьких кафе звучит музыка.

— Сегодня праздник? — спрашиваю я водителя.

— Нет, — говорит он, — Стамбул никогда не спит.

Первое знакомство со Стамбулом

Ночной город весел и беззаботен. Древний Константинополь совсем не грустит по своему былому величию.

— Что это, мудрость или легкомыслие? — спрашиваю себя я.

Первое знакомство со Стамбулом

На этот вопрос я отвечу только в конце поездки…

ПЕРЕРЕЗАННОЕ ГОРЛО БОСФОРА

Выспавшись после ночного перелета, мы отправились в легендарную Румельскую крепость (Румелихисар).

Крепость эта, построенная османами в 1452 году, решила судьбу Константинополя. После ее появления, у великого города уже не было шансов выстоять.

Первое знакомство со Стамбулом

Мы добрались до площади Таксим, где, как нам было известно из Интернета, останавливались автобусы, отправляющиеся к цитадели.

Первое знакомство со Стамбулом

Пометавшись в безрезультатных поисках остановки автобуса, мы поймали такси.

Водитель вез нас по узким улицам, почти отвесно спускающимся к Босфору. Мы петляли по выложенным камнями мостовым мимо вилл с каменными заборами, проезжали жалкие деревянные лачуги.

Это был совсем другой город, не такой, каким я увидела его накануне ночью…

Преодолев очередной отвесный спуск, мы выехали на набережную. Справа от нас высилась Румелихисар…

Первое знакомство со Стамбулом

Крепость поражала своей монументальностью. Разум отказывался принять тот факт, что выстроили эту громадину всего за 4 месяца. Можно было бы рассуждать о чудесах, если не учесть тот факт, что Румельская твердыня возводилась на остатках существовавшей здесь византийской крепости Фонеус. Другие источники, правда, утверждают, что на этом месте были римские укрепления, превращенные византийцами сначала в монастырь, а позднее в тюрьму. В любом случае Румелихисар строилась не на пустом месте.

Зачем турки сооружали здесь крепость? Ведь на противоположном, азиатском, берегу Босфора у них уже была цитадель Анадолухисар (Анатолийская крепость), построенная еще в 14 веке султаном Баязидом. Воинственный султан возвел Анадолухисар для контроля над Босфором в его самом узком месте.

Первое знакомство со Стамбулом

Ответ прост. Юный и амбициозный потомок Баязида — султан Мехмед Фатих, строил Румелихисар для полной блокады Босфора.

С появлением новой крепости путь в Константинополь из Черного моря был полностью перекрыт. Современники назвали это место «перерезанным горлом».

С момента появления Румельской крепости османы запретили проход через Босфор всем кораблям. Попытки нарушить этот запрет заканчивались печально.

Известна история венецианского корабля, решившегося на прорыв. Турки потопили судно, а спасшихся моряков жестоко казнили в назидание новым смельчакам.

Первое знакомство со Стамбулом

Возникает вопрос, как могли византийцы допустить строительство второй крепости в самом узком месте Босфора?

Легенда гласит, что султан Мехмед попросил у императора Константина клочок земли равный по размеру бычьей шкуре. Константин не увидел подвох и дал согласие. Коварный султан разрезал бычью шкуру на тонкие ленты и обнес ими участок, равный 30 тыс. кв. метров. На этом участке и стала строиться Румельская крепость.

Первое знакомство со Стамбулом

Я думаю, это всего лишь легенда. Я считаю, что Мехмед, пользуясь слабостью Византии, ничего не просил у Константина. Он высадил на европейском берегу свой десант и приступил к возведению крепости отрезающий Константинополь от северных провинций. А ослабевшая империя уже не могла этому противостоять.

Находясь здесь, понимаешь, насколько важна была эта крепость для османов. Султан Мехмед II Завоеватель лично руководил строительными работами. Крепость была выстроена на совесть. До сих пор реставраторы восхищаются качеством кладки и использованным при строительстве раствором.

Первое знакомство со Стамбулом

Летом 1452 года крепость росла на глазах несчастных жителей Константинополя. В скорбном молчании люди смотрели, как растут стены и башни могучей цитадели. Мрачной тучей крепость нависала над Босфором не оставляя надежды на спасение. До падения Византии оставалось меньше года…

Грозная цитадель имеет три круглые башни. Все они носят имена соратников султана Мехмеда. Северная башня названа в честь воина Саруджа Паши — это самая высокая башня крепости. Центральная башня носит имя визиря Халил Паши. Сейчас над ней победно реет турецкий флаг. Южная башня названа в честь советника и наставника султана — визиря Заганос Паши.

Первое знакомство со Стамбулом

Говорят, что в одной из этих башен были устроены покои султана Мехмеда. Здесь он жил до захвата Константинополя и здесь принимал византийских послов, позже казненных по его приказу.

Первое знакомство со Стамбулом

Башни соединены стенами, вдоль которых поднимаются узкие крутые лестницы.

Первое знакомство со Стамбулом

Подъем по этим лестницам воспрещен, так что взобраться на стены крепости нет возможности. Однако на территории есть множество смотровых площадок, с которых открываются прекрасные виды, как на Босфор, так и на саму крепость.

Первое знакомство со Стамбулом

С верхних площадок крепости хорошо виден мост Мехмеда Фатиха. Этот мост расположен рядом со смотрящими друг на друга крепостями, символизируя то самое «перерезанное горло Босфора», благодаря которому Мехмеду Завоевателю удалось уничтожить Византийскую империю.

Первое знакомство со Стамбулом

После взятия Константинополя Румельская крепость утратила свое значение и была превращена сначала в таможенный пункт, а потом в тюрьму. В 19 веке о крепости забыли и она стояла заброшенной вплоть до 1953 году. В этот год, отмечая 500-летие захвата Константинополя, о ней вспомнили и приступили к реставрации.

Первое знакомство со Стамбулом

Сейчас на территории цитадели работает Музей артиллерии и летний театр.

Первое знакомство со Стамбулом

Мы бродили по крепости, до ее закрытия, погружаясь в далекую историю, полностью потеряв ощущение времени…

Из объятий легенд и преданий нас вырывали громкие звонки, оповещавшие посетителей о закрытии крепости. Перспектива оказаться запертыми в цитадели нас не прельщала, и мы поспешили к выходу.

Первое знакомство со Стамбулом

Выйдя за стены крепости, мы отправились гулять по набережной, где в большом количестве расположены кафе и рестораны. Некоторые из них буквально нависают над Босфором.

Первое знакомство со Стамбулом

В одном из этих ресторанов мы расположились на ужин, впервые знакомясь с турецкой кухней.

Первое знакомство со Стамбулом

Сидя в ресторане с видом на Босфор и вглядываясь в безмятежную гладь пролива, я думала о том, сколько трагических событий происходило здесь и сколько человеческих жизней унесли эти воды.