Турист Ованес (Hovo_Plavi)
Ованес
был 31 мая 2023 22:44

Гюмри — Армения Июль 2014

Был вторник, был день рождения моей супруги, у меня было начало отпуска и была традиция выезжать на святые и намоленные места моей Родины. На этот раз дорога привела нас в средневековый монастырь и летнюю резиденцию армянских царей у села Мармашен.

Монастырь Мармашен

Прежде чем начну рассказывать факты про сам монастырь, скажу, что это село недалеко от Гюмри (моего родного города) и является очень популярным местом для экскурсий и пикников. Еще учась в школе мы с классом несколько раз посещали это место, одновременно узнавая историю своей страны и весело проводя время. И однажды со мной тут случилось одно происшествие, которое будет бонусом в конце поста (хотя можете сначала почитать бонус, а потом вернуться сюда).

Как и всегда, наше путешествие началось с сельского автобуса. Ехать было недалеко, но только до Ваграмаберда. Дальше нам предстоял двухкилометровый пеший путь ведущий в ущелье. Мармашенский монастырь расположен между селами Мармашен и Ваграмаберд (крепость Ваграма). Оба эти поселка находятся в ущелье реки Ахурян, в очень прекрасном и уединенном от житейской суеты месте. Обычно армянские средневековые духовные центры строились в отдаленных и труднодоступных местах, или там, где особенности природного рельефа позволяют защищаться от врагов. Пример тому монастыри Арич, Татев, Ахтала и другие. Но мармашенский комплекс составляет исключение. Он строился как летняя резиденция князя Ваграма Пахлавуни, был недалеко от столицы Армении Ани и потому строители позволили себе не строить оборонные строения, а брать в приоритет красоту места и гармоничность церквей и окружающей природы.

Монастырь Мармашен

Вот так мы прошли несколько километров вниз по ущелью и с каждым шагом церкви были все ближе и ближе.
С моего последнего посещения тут многое изменилось. На реке построили ГЭС, она вышла из берегов и образовала водохранилище. Раньше, в мои школьные годы, мы на речке устраивaли запруды и там плескались всем классом. Теперь же в воду не войти. Остался только маленький водопадик, под которым когда-то стоял я, а теперь мои дети.

Монастырь Мармашен

И еще, не скажу что удивило, но неприятно кольнуло большое количество беседок для отдыхающих, многие из которых были полны. Наверное, не стоит говорить о качестве музыки, которая звучала из всех машин. Мы отошли подальше и нашли приют под деревом, где было и тихо и стояла тень. Открыв свои нехитрые пожитки и наскоро перекусив, всей семьей отправились изучать древние церкви Мармашенского монастыря.

Главную (Кафедральную) церковь св. Степаноса, Катогике, построил князь-спарапет (воевода) Ваграм Пахлавуни в 988–1029 годах. По преданию, для этого прекрасного памятника был приглашен Архитектор Трдат, именно тот, кто восстановил купол св. Софии в Константинополе, построил резиденцию католикосов и царский дворец в новой столице Армении, Ани, и возвел церковь Сурб Ншан в монастыре Ахпат.

Монастырь Мармашен

Разрушенные своды Св. Богородицы.

Видна каменная кладка в срезе стены.

Третья церковь св. Петра. Она датируется уже 11 веком, более проста, уступает и в размерах и в архитектурном стиле.

Монастырь Мармашен

Заслуживает внимания тот факт, что до 1950-х годов никто не догадывался, что есть еще и четвертая церковь, вернее, ее развалины, которые были погребены под землей и служили фундаментом хлеву одного из селян. Позднее, когда село было перенесено, раскопки открыли нетипичную для архитектуры древней Армении круглую основу еще одной церкви.

Если внимательно присмотреться к этой фотографии, то на фасаде св. Степаноса видны белые следы. Раньше перед церковью был построен притвор. Oт него теперь остались только основание стен и колонн. Такое частное разрушение свидетельствует, что притвор был построен позже самой церкви и не был связан с ним блоками или каменной кладкой

Монастырь Мармашен

Со временем он разрушился, а церковь стоит до сих пор. В этом притворе погребен сам князь спарапет Ваграм Пахлавуни.

Надгробие могилы князя-спарапета.

Совсем недалеко от главного храма, на вершине холма, видна часть стены от еще одной церковной постройки. Судя по тому, что там средневековое кладбище, это часовня. В начале 20-го века были видны только пять надгробий, но потом, в результате раскопок и исследований нашли множество могил церковных служителей, придворных князя и даже надгробие княжны Софии, супруги князя-спарапета Ваграма.

Монастырь Мармашен

К сожалению, мармашенский монастырь прожил недолгую жизнь. И хотя в свое время она стала сосредоточением книжной мудрости, была богатой на большую библиотеку, но нашествие турков-сельджуков не позволило встать этой обители в ряд с Татевом, Аричем и другими центрами древнеармянской учености, теологии и искусства. В 13-ом веке князя Закаряны возвратили роду Пахлавуни их родовое имение и в 1225-ом году внуки князя Ваграма, архиепископ Григор и его брат Хариб (Гариб) восстановили монастырь и построили вокруг него крепостную стену, для защиты.
Также они велели начертать на стене главного храма историю монастыря, благодаря чему она сохранилась до наших дней.

Основание крепостной стены.

Со временем, из-за крепостной стены, которая сулила защиту, вокруг мармашенского монастыря образовалось село, которое назвали Ваграмабердом (крепость Ваграма).
Вокруг монастыря можно найти множество хачкаров, как многовековых, так и современных.

Монастырь Мармашен

Монастырь продолжил свое существование через века, несмотря на различных завоевателей, которые проносились по армянской земле, каждый раз истребляя ее памятники. В первой четверти 19-го века, после очередной русско-турецкой войны, граница между Российской Империей и Османской Турцией пролегла именно в ущелье, где расположен монастырь. Тогда множество армян из Карса и окрестных земель нашли новый дом в Ваграмаберде, под сенью священного креста монастыря. Там же была основана и сельская школа. Жители села всегда поддерживали строения монастыря в порядке, время от времени ремонтируя здания и подсобные помещения. Но как бы ни старались верующие, перед силами природы сделать ничего нельзя — в 1883 году сильное землетрясение разрушило малую церковь св. Богородицы и нанесло урон другим зданиям. Через несколько лет Католикос Всех Армян Хримян Айрик провел восстановительные работы. Церкви Мармашенского монастыря служили службы до 1923 года, когда большевики вконец не запретили всякую церковную деятельность. Так, монастырь стал памятником культуры и перешел под опеку государства.

Он пережил еще два землетрясения. После Спитакского на стене Катогике появилась большая трещина, которая угрожала прочности стен и всему зданию. К счастью, в 2000 году прибывшая из Италии группа Гаянэ Казнати восстановила стену и провела добавочные реставрационные работы.
Теперь же с Мармашенским монастырем сложилась интересная ситуация. Несмотря на то, что в церквях проходят службы, сами здания не принадлежат Армянской Апостольской Церкви. Все бы ничего, но несколько лет назад река Ахурян была перегорожена гидроэлектростанцией и образовавшееся водохранилище стали серьезной проблемой для сохранности тысячелетних церквей. Повышенная влажность угрожает фундаменту и раствору стен, а по упомянутым причинам сама ААЦ не может начать реставрационные работы. На эту тему много говорилось в местных СМИ, но итог еще не ясен.

Монастырь Мармашен

Как всегда бывает в таких случаях, если власть глуха, то за дело берутся просто хорошие и ответственные люди. Во время школьных экскурсий я запомнил дедушку, который следил за территорией монастыря, продавал свечи и не давал распоясавшимся детям черезчур шалить и осквернять стены. Теперь этого дедушки нет, но есть его сын, Самвел Матевосян, который, после смерти отца взял на себя его ношу, бросил жизнь в городе, обосновался в Ваграмаберде и целиком посвятил себя заботам о святом месте. Теперь только он и еще несколько общественных организаций напоминают властям о плохом состоянии церквей. Дядя Самвел рассказывает об этом почти всем, кто приходит сюда не только ради шашлыков и громкой музыки. Особенно журналистам и туристам из других стран, веря, что публикации в СМИ и соц.сетях помогут и его голос дойдет до ушей тех, кто может помочь сохранить Мармашенский монастырь.
Остается только позавидовать мастерству древних зодчих, постройки которых пережили больше тысячи лет и надеяться, что и через десять веков в том же ущелье, в той же церкви снова будет звучать армянская молитва. Будете в Армении, обязательно посетите это святое и намоленное место.

Бонус:
А вот история, которая случилась со мной в седьмом классе. Перед очередной экскурсией в Мармашен я как-то сильно набедокурил и отец, человек строгий, не разрешил пойти с классом. Вместе этого меня отправили к бабушке с дедушкой, в деревню которая находится недалеко от Ваграмаберда. И вот ночью я увидел сон, где я прогуливаюсь по яблоневому саду, выхожу из него и попадаю прямо к монастырю. Я стою на холмике, у тропинки, и у подножия вижу мой класс, который уже пришел и все заняты делом, кто огонь разводит, кто-то играет, девушки стелят одеяла для пикника. И видя своих друзей я быстро сбегаю с холма, по дороге падаю и у меня в кармане ломаются мои самые любимые, складные солнцезащитные очки. Когда я просыпаюсь рано утром, напрочь забываю об этом сне. А вспомнил я его только тогда, когда пойдя утром с бабушкой в яблоневые сады Ваграмаберда, и подойдя к монастырю Мармашен, увидел у подножия холма весь свой 7 «б» класс и помчавшись к ним под гору сильно упал и разбил мои самые любимые складные солнцезащитные очки.
А вы говорите вещих снов не бывает))