Михаил Странник Пользователь — был вчера 18:10

Город на вершине. Шуши, Арцах

25 марта 2015 г. 7:11 Армения Июнь 2014

Наша шестичасовая дорога по закавказским высокогорным долинам из Еревана в Нагорный Карабах завершилась в городе Шуши. Город очень не обычный, он стоит на вершине почти километровой горы. Прогноз погоды «облачно» здесь вовсе не обозначает, что облака закроют вам солнце, скорее наоборот, они закроют землю.

Март

Официально город ШушА находится в Азербайджане, фактически город ШушИ находится на территории непризнанной республики Нагорный Карабах. Как следствие у города две малосовпадающии между собой истории. Согласно армянской версии город основан в незапамятные времена, согласно азербайджанской в 1752 году Панах Алли-ханом. Сохранились развалины древней Шушинской крепости, похоже, что старый тутовый сад был высажен в те же «незапамятные» времена.

Город безусловно интересный и заслуживающий внимания. Как и во многих других местах в этих краях, в старые времена, население его было гораздо больше. По крайней мере площадь Шушинской крепости, пожалуй, превысит размеры московского Кремля.

Крепость практически целиком опоясывает вершину огромного известнякового останца с отвесными склонами. Таких стен как у Шушинской крепости я еще не видел. Дело в том, что изнутри они не высокие, под рост, просто чтобы было удобно стрелять.

За то с наружи — это колоссальное сооружение естественным образом завершающее неприступные скальные обрывы. Это скорее не стена, а облицовка верхней части скалы.

Крепость всегда считалась не берущейся. Штурмовали ее много раз, без особого успеха. Двадцать лет назад, крепость взяли в лоб отряды армянских добровольцев в два раза уступающие по численности защитникам крепости и вооруженные по принципу подбери автомат убитого.

Март

Я спрашивал у ребят участвовавших в штурме как им удалось ворваться в крепость. Ответ был странный, но понятный: «Устали бояться». В крепости стояли установки Град и утюжили территорию квадрат за квадратом. «Провались где то в этом месте…», смеются — «Сейчас я сюда вообще не залезу, тогда быстро влез».

Я родился через десять лет после окончания Великой Отечественной. Но чувства близости той войны у меня никогда не было, она всегда была когда то давно. Не знаю почему так, я ведь был вполне взрослым человеком, когда все население страны старше сорока знало о Войне совсем не понаслышке. Как то это было вне моей реальности, что то вроде кино. Впервые четкое страшное ощущение недавней страшной смертельной схватки я почувствовал здесь в Арцахе.

Так выглядит мир через бойницу крепости

Не хочется про войну, хотя в Арцахе ее следы часто попадаются на глаза. Вся история города тоже война, в двадцатые девятнадцатого века в городе было 50 000 жителей, двадцатые двадцатого 4 000 (только азербайджанцы), в двадцатые двадцать первого 4 000 (только армяне). Так что про историю тоже не буду, лучше про природу.

Вот город на вершине горы, хорошо, прохладно, красотища… Почему все остальные города обычно строят в низине? Точно можете догадаться, если подумаете… На вершине нет воды, не могли люди поднять воду из реки на километр вверх. Откуда же брали воду в старой Шуше. Знаете, совершенно уникальное природное явление.

Центральная часть известнякового останца, на котором расположен город, оказалась не плотной и пористой, а периферия твердой и не проницаемой, получилась огромная чаша. Дождевая вода накапливалась веками, в результате на вершине горы возникло огромное подземное озеро. Причем не глубоко, обычно достаточно пятиметрового колодца. Запасы воды пополняются за счет дождей. Дожди не частые, облака обычно проходят ниже скалы, но площадь сбора достаточно велика и вполне обеспечивает небольшой город.

Маленькая утечка

Жизнь на горе дает свои преимущества. Главное конечно то что летом в Шуши днем совсем не жарко, а на ставший для нас традиционным, восьми часовой чай под звездами все, кроме ленивых детей, выходили в каких ни будь курточках. Это в июле в Закавказье. Так гордые Шушинцы видят на рассвете столицу своего Арцаха Степанакерт. Вон там под ногами тучка, а за ней городок…

Март

Совсем рядом с Шуши находится Национальный парк Ущелье Унод. Парк фантастически красив. В узкий каньон почти не подает прямое солнце и там в прохладном вековом лесу течет ручей с кристально чистой водой.

Парк удобно расположен и как следствие активно посещаем, если соберетесь езжайте в будний день. Большой проблемой посещаемых парков является брошенный людьми мусор. К сожалению, многие в Арцахе декларируя на словах любовь к Родине уродуют ее своим мусором.

Зонтик - один из самых не обычных водопадов в мире.

Когда то город был безусловно красив и с точки зрения архитектуры. Особых «до нашей эры древностей», в отличии от окрестностей нет, видимо не сразу сообразили что здесь есть вода. Зато хорошо представлен 18–19 век. Дворцы персидских эмиров и русских наместников. Правда, все крепко переломано.

Не в лучшем виде и мечеть. Но она есть, люди смогли ее сберечь. Когда мальчишки-танкисты хотели посшибать из пушки минареты, мужики постарше очень на них разозлились, чуть до драки не дошло. В результате на мечеть повесили армянский флаг и установили круглосуточный пост. Сейчас идет сбор средств на ремонт мечети, возможно проект будет частично профинансирован иранской транспортной компанией, которая гоняет фуры в Арцах.

Март

Восстановлена полностью разрушенная во время войны армянская церковь. Это главная церковь Арцаха. По моему красивая.

Есть Музей Города, есть не чужой мне Музей Живописи и любимый Музей Геологии. Музеи собирали с мира по нитке, но именно от таких собраний исходит доброта и чистота. Открытие музеев, спонсирование симфонической музыки в не очень богатой стране может показаться глупостью, типа, лучше бы колбасы купили, но это не совсем так. На наш взгляд, музеи нужны, нужны очень. Мамы многих сегодняшних подростков чемпионки мира про набивке патронами магазинов АК и не имеют себе равных в сборке и разборке баррикад, папы стреляют практически без промаха. Так что с патриотическим воспитанием в семьях все в порядке, но нужно чтобы дети видели что Мир не ограничивается только войной, что в Мире есть Красота…

В июле открывали музей Геологии. Все от президента до каменщика очень старались и музей получился. Получился похожим на коробочку с драгоценностями.

Всякое занудство и назидательность отменили, сделали экспозицию яркой и блестящей. Детям, которые придут на школьную экскурсию, не нужно рассказывать про тысячи видов глин, нужно сделать так что бы они открыли рот от удивления и не закрывали его до конца экскурсии.

Да простят нас организаторы Денверского музея — это не плагиат, это скромные попытки использовать некоторые из их БЛЕСТЯЩИХ идей.

Первая экскурсия для Первой Леди, Президента и Архиепископа. Их поддержка была особенно важна и приятна.

В награду за старания девчонки сыграли нам пару роскошных тем из армянской и европейской классики.

Не обошлось конечно без БОЛЬШОГО УЖИНА, иначе какой это Кавказ. Здесь важной частью явилось очень интересное знакомство. В жизни важно каждое новое событие. Интересно увидеть новую картину, услышать музыку, прочитать книгу, но лучше всего встретить умного человека. Архиепископ Паргев, глава церкви Нагорного Карабаха, человек умный безусловно.

Архиепископ Паргев показал нам свой храм. Кроме официальной торжественной части в нем, как и во всяком старом большом доме, есть интересные закутки. Еще раз убедился что старые армянские инженеры очень любили позабавиться. Помните я писал про столп в Тотев и лестницу в Нораванк, здесь в соборной церкви тоже интересная инженерная шутка. В глубоком подвале находится исповедальня, в ней священник сидит у стены, а исповедующийся в центре достаточно большого зала. Как только исповедующийся начинает говорить, он слышит свои собственные слова повторяемые громовым страшным голосом (акустический эффект). Видимо способствует откровенности. Что интересно все остальные люди находящиеся в зале слышат только обычный голос исповедующегося.

Может бросить все свои «важные дела», опять за работу, и строить, строить, строить? Может быть мне дадут Крылья?

Город живет, живет весело и интересно. Во время нашего посещения Арцаха в Шуше проходила (как бы это назвать? Конференция?) скульпторов. В Шушу приехали известные скульпторы со всего мира.

Правительство и в первую очередь геологическая служба обеспечили реализацию лозунга: «Каждому скульптору по достойному камню». Ребят повозили по обнажениям, что бы они выбрали себе материал, а потом выпилили для них запрашиваемый кусок. После этого шесть недель скульпторы рубили…

Молодцы оказались ребята, все что сделали подарили городу и обещали на следующий год приехать с друзьями. Сейчас власти какие ни будь постаменты сообразят и расставят все по площадям. По окончанию работы, конечно все, по славной кавказкой традиции, выпили как следует. Точно конференция, на конференция всегда так делают.

Такая страна — цветы, колючки, ягоды все на одном кусте. Получите букет.

в Армении

25 марта 2015 г. 9:22
Какие завораживающие виды - сказка! И музей тоже понравился
Все как на конференции
25 марта 2015 г. 17:24
Там собственно "конференция" в режиме нонстоп. Вина и самогонки в этих краях всегда хватало
Музей мне кажется получился. Правда небольшой перекос вышел. Теперь по опросу 50% мальчишек выпускников хотят стать геологами. Нужно еще один открывать, политехнический какой нибудь
25 марта 2015 г. 17:38
вот это кпд у музея
25 марта 2015 г. 9:47
Интересно, про Нагорный Карабах ничего не знала, только по военным действиям.
25 марта 2015 г. 17:26
Как бы напряженно там не было, про войну уже можно сказать "была"... Красиво, там очень и много интересного....
26 марта 2015 г. 8:39
и слава Богу, что уже в прошедшем времени.
25 марта 2015 г. 11:04
Музей увлекательный, горы - выше любых похвал! Красота, одним словом!
25 марта 2015 г. 17:28
Да, красота! Там еще история с архитектурой в придачу совершенно роскошные. Я потом напишу. Сегодня и напишу
25 марта 2015 г. 11:11
Я тоже считаю, что колбаса колбасой, но и духовное и культурное развитие и просвещение не менее, а может, и более важны. Войн в мире было бы гораздо меньше, если бы люди больше слушали музыку, ходили по музеям и поддерживали порядок вокруг себя (не мусорили в том числе), не зарясь на территорию соседа
25 марта 2015 г. 17:33
Это удивительно, но в музеи люди там ходят... Девчонки стоят на картины смотрят. Одна другой говорит: "Когда вырастем так красиво будет". Они очень соскучились по добру. Эти все скрипачки мои подружки, они не за деньги играют просто так, чтобы красиво было...
25 марта 2015 г. 17:44
Какие замечательные люди вам попались в этом путешествии, Михаил!
6 ноября 2016 г. 7:29
karela-я с вами полностью согласен..война-это зло,разруха,страдание....до карабахской войны в этом городе Шуши жило,без малого,100 % азербайджанцы...но армянские сепаратисты с помощью российских войск изгнали оттуда все его коренное население....сам я родом из этого города,где жило четыре поколения моих предков (это только на моей памяти),а сейчас мы пока вынуждены смотреть на родные места на этих фотографиях....как по твоему?-это справедливо?
25 марта 2015 г. 14:15
Жизнь продолжается и происходят различные мирные события!!
что бы они открыли рот от удивления и не закрывали его до конца экскурсии.
-в музее наверное это удалось!!
главная церковь Арцаха.
-очень красивая!!
25 марта 2015 г. 17:37
Паргев (Архиепископ) тост хороший сказал, что этот музей открыл для него новый мир, в который он до этого даже не заглядывал. Он гуманитарий, филолог, в Питере учился.
25 марта 2015 г. 14:42
Интересный альбом!
IMonekin
25 марта 2015 г. 15:01
Как обычно -
Рад что понравилось!
25 марта 2015 г. 17:33
Невозможно интересно - про Нагорный Карабах в принципе вообще ничего не знала!
25 марта 2015 г. 17:39
Очень интересные края, можно сказать удивительные. Немножко отличаются от остального Закавказья.
25 марта 2015 г. 18:52
Про Нагорный Карабах всё интересно. Музей геологии такой красочный и уютный получился.
25 марта 2015 г. 21:43
Музей Геологии всем нравится кто там побывал. Меньше года прошло, пару книг отзывов исписали...
Мы хотели сначала в центре сделать, а потом перенесли в зону исторической застройки. Сейчас так себе окружение выглядит. Много домов поломанных, но когда все восстановят будет целый музейный комплекс.
В прошлом году посмотрел в Питере макет Вся Россия - сильная вещь. Теперь поеду народ подбивать делать Арцах. Это ведь можно и экспедиции организовывать что бы подготовить экспозицию. Представляете как детям интересно будет. Там дети хорошие, благодарные не заелись...
25 марта 2015 г. 21:49
Ой, какой Вы, молодец! Такой макет очень городу и детям.
25 марта 2015 г. 21:55
Пока это просто очень хочется сделать. А там уж что получится.
25 марта 2015 г. 22:00
Это важно, что хочется!
gonczaryk
25 марта 2015 г. 19:35
Михаил Григорич, а Вы смотрели фильм "Если все"? Девушка из Саратова приезжает в Армению посетить могилу отца, погибшего на карабахской войне. Могила оказалась на той стороне границы, но березку они все-таки посадили. Хороший фильм, добрый.
25 марта 2015 г. 21:37
Нет не смотрел обязательно найду посмотрю. Спасибо!
26 марта 2015 г. 7:47
Спасибо, фильм посмотрел с огромным удовольствием. Оно приблизительно так и есть...
Spadea
25 марта 2015 г. 22:57
Интересно рассказали про такие малоизвестные места, если в те края попаду, буду уже подготовлена
проект будет частично профинансирован иранской транспортной компанией
Вот такие фразы часто в Душанбе слышала.
25 марта 2015 г. 23:51
Транспортные компании часто занимаются спонсорством, им очень важно поддерживать хорошие отношения с местными властями. Денег у них не много, но чем могут обычно помогают.
26 марта 2015 г. 7:09
Очень интересно,спасибо !
26 марта 2015 г. 7:48
Рад что понравилось!
26 марта 2015 г. 12:25
Ну ведь жили же мы рядом все, мирно жили! Кому была нужна эта война!
26 марта 2015 г. 17:13
Как ни обидно, получается что никогда там мира не было. Похоже что война там была всегда. Жили мирно с соседями вне зависимости от национальности, а народы постоянно враждовали...
26 марта 2015 г. 14:26
история крепости не отделима от истории земли! Да и природа, как ни крути, а по большому счету, от истории не отделима ...или наоборот? Всегда грусно о печальных страницах...
Очень понравились ваши благородные мотивы в обустройстве музеев Живописи и Геологии! оформление последнего очень и очень понравилось! Идея исповедальни сильно впечатлила! А теперь ещё хочется и на новые скульптуры посмотреть!
26 марта 2015 г. 17:14
Там безусловно есть что посмотреть. Много интересного и необычного.
26 марта 2015 г. 19:14
Миш, здорово написал! И места хороши. Жаль, что все так перемалывается и судьбы человеческие тоже!
26 марта 2015 г. 19:49
С возвращением!
Спасибо! Жаль, Лен, конечно жаль, но ведь люди идут дальше и опять творят новую красоту и это непобедимо.
26 марта 2015 г. 20:00
С возвращением!

Спасибо, Миш!
люди идут дальше и опять творят новую красоту и это непобедимо

Ну, а это главное!)
26 марта 2015 г. 21:25
Очень интересно, жду теперь про архитектуру
26 марта 2015 г. 21:33
Спасибо! Сегодня (у вас завтра) считаю и опубликую.
26 марта 2015 г. 23:24
Михаил! Это больше чем история об интересном месте. Перечитала историю дважды... Создалось впечатление, что за кадром осталось очень многое... Сложно комментировать не высказанное... поэтому умолкаю! Единственное, что могу сказать, - это то, что Ваш рассказ тронул душу! Это надо увидеть своими глазами и почитать историю этих мест... Спасибо огромное!
27 марта 2015 г. 0:21
Анна, я собираюсь еще довольно много написать об Арцахе. Мне кажется что это место где очень хорошо думается о важном. Конечно это мой субъективный взгляд, но писать безэмоционально об этом месте я не могу. Очень хочется поделиться не только картинками но и мыслями.
Спасибо огромное за поддержку.
27 марта 2015 г. 0:46
Михаил, я буду ждать продолжения! Для меня всегда имеют значение места, которые вызывают у людей чувства и эмоции. Я не знаю, как это выразить словами, но зачастую не выбор ЮНЕСКО и уровень сохранности имеют значение, а что-то другое, лежащие в другой плоскости... Спасибо, что делитесь своими мыслями и эмоциями!
27 марта 2015 г. 2:51
Самое главное когда пишешь - это что бы было для кого писать. Ни когда не понимал юмореску "Все съем сам" нет смысла готовить если ни с кем не делиться. Мне очень приятно не только вас читать, но и писать для вас. Спасибо, что внимательно читаете и хорошо пишете.
27 марта 2015 г. 5:04
PVV
27 марта 2015 г. 0:46
Михаил!А музей живописи давно создан?Почему он вам не чужой?Картины каких художников в нем представлены?
27 марта 2015 г. 3:14
В музее картины современных армянских художников со всего мира. Мы обратились к ним с просьбой пожертвовать картину или если есть возможность стенку в первый и единственный музей живописи в стране. Музей живописи открыт в 2013 по инициативе моего папы. Папа, не смотря, на почтенный возраст очень энергичен. При создании музея живописи организатору не обязательно иметь деньги, авторитета обычно вполне достаточно. Нужно договориться с тем с кем рядом хотят висеть:) Сейчас у нас нет возможности разместить все пожертвованные картины. Срочно ремонтируют примыкающий дом, для того чтобы разместить новый фонд. Здесь очень важно никого не обидеть.
Ключевой элемент в том что нас там все поддерживают - Президент, Глава Церкви, Министр Культуры. Министр Культуры кстати есть на фотографии - симпатичная женщина с короткой стрижкой в центре группы скульпторов.
27 марта 2015 г. 15:55
Прекрасные виды. Хорошо бы вссё восстановить !
27 марта 2015 г. 17:07
Я уверен, что все это будет восстановлено. Шуши абсолютно готов быть городом музеем, чуть чуть поток туристов увеличится и сделают. Пока денег не хватает все на энтузиазме делается.
28 марта 2015 г. 23:17
Интересное название у города Шуши, находящегося в этом райском месте. В Иране мы были в древнем городе Шуш. Они чем-то связаны?
29 марта 2015 г. 5:58
В азербайджанском варианте Шуша - Стекло, с интерпретацией воздух чистый как стекло.
В армянском варианте Шуши, принадлежащая деревне Шош. Деревня находится у подножия горы она очень древняя.
Afrosnegka
1 апреля 2015 г. 12:28
Михаил, я смотрю, что у Вас фото с разных сезонов. То летние, то холодные весенние.
А, скажите, пожалуйста, были ли Вы в Армении в мае? И если были, то расскажите о погоде в это время, пожалуйста :)
1 апреля 2015 г. 16:53
Я не был в Армении в мае, но логично было бы предположить что время очень хорошее. Еще не жарко в долинах и уже не холодно в горах.
Afrosnegka
1 апреля 2015 г. 16:58
Спасибо за ответ)
6 ноября 2016 г. 7:16
Дааа.....Карабахская земля действительно красива...но очень жаль что там ныне царит сепарастическое настроение...Азербайджан обязательно вернет себе законно принадлежащие ему эти места...Шуша-колыбель музыки Азербайджана...но враги республики превратили некогда красивый город в руины...(вот причина,почему тут не показывается ни одного строения),придет время и мы неприменно восстановим свои законные права на эту местность,дело только во времени!!!
6 ноября 2016 г. 7:25
"Сепарастизм" суровая штука.https://img.tourister.ru/...
6 ноября 2016 г. 10:40
"Сепарастизм" суровая штука....согласен с тобой,особенно оно страшно тогда,когда этого сепаратизма человек испытывает непосредственно на себя и на свою семью и близких...до войны жители Азербайджана-карабахские армяне и азербайджанцы жили совместно мирно в этих краях...но воспользовавшись распадам СССР, отъявленные армянские террористы и головорезы со всего мира хлынули на нашу землю и под видом "миацума" (объядинение-арм.) устроили массовую резню в г.Ходжалы (НКАО) и других местах Карабаха и изгнали оттуда всех местных азербайджанцев,поджигая их дома.Сами местные карабахские армяне до сих пор проклинают этих иноземных армянских оккупантов...Сейчас все они там сидят как на пороховой бочке,не живут,а мучаются каждодневным ожиданием второй стадии этой,суровой и бесконечной войны! Понятно,что Азербайджан никогда не даст согласие на своей земле образования второго армянского государства! Смерть армянским фашистам-оккупантам!!!
6 ноября 2016 г. 17:52
Вам набили морду когда не было не армии не оружия, тем более набьют сейчас. Про мирный Сумгаит и Баку в Армении не забыли, ни кто не хочет такого мира и согласия.
13 декабря 2016 г. 5:12
Очень красиво! Очень здорово что чувствуется пассионарность этих людей и место, которое этому способствует! Спасибо Михаил!
13 декабря 2016 г. 5:27
Очень люблю эти места, я там превращаюсь в другого человек, хорошо это или плохо я не знаю, но забавно точно.
13 декабря 2016 г. 8:47
... Просто это место которое называется ДОМ
13 декабря 2016 г. 8:53
Наверно так, когда я это окончательно пойму, я туда перееду жить.
13 декабря 2016 г. 9:04
Я обязательно приеду в музей!