Турист Oleg N. (Nomad)
Oleg N. — был 12 апреля 21:14
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!

Кейптаун — ЮАР Декабрь 2014

Столовая гора. А оно нам надо?

Покорение Столовой горы изначально стояло у меня в планах. К сожалению, мне не удалось найти подробной информации об этом процессе ни в русскоязычном интернете, ни в зарубежном. Оказалось, что ничего особо сложного в этом нет, и лезут в гору десятки и десятки человек. Тем не менее, попробую описать этот процесс подробнее.

Существует несколько маршрутов, ведущих на гору. Наиболее популярный — через ущелье Platteklip Gorge. Попасть в ущелье можно двумя путями — идти пешком от Нижней станции до ущелья по тропинке вдоль склона горы, или проехать по дороге еще пару километров, и оттуда практически сразу попасть на тропу, ведущую по ущелью вверх. Я выбрал первый вариант.

Несколько дней я ждал хорошей погоды, потому что чаще всего гора была закрыта облаками уже с утра. И вот, наступил искомый день, гора с утра была чиста, как младенец. Я быстренько заказал себе такси (прибытие в течение 10–15 минут после звонка), и за 15 минут (60 ранд) доехал до нижней станции канатной дороги — Lower Cable Station, расположенной на Tafelberg Road.

Африканский калейдоскоп. Часть 3

Вид на гору от Нижней станции.

Если встать лицом к Нижней станции, то чуть правее можно увидеть зеленый щит с указателями, откуда и начинается тропа.

Африканский калейдоскоп. Часть 3

Я перекурил на дорожку, и, радуясь хорошей погоде, и тому, что вообще все складывается замечательно, начал штурм горы. Замечу, что Нижняя станция расположена на высоте 360 метров над уровнем моря, а поднимаешься ты на высоту 1055 метров. Казалось бы, не высоко, однако подъем довольно тяжелый. Итак, этот маршрут можно разбить на три части.

Часть первая — путь вверх от Нижней станции то того места, где тропинка из вертикальной становится горизонтальной. Протяженность этого участка всего около 500 метров, и набор высоты около 140 метров — горизонтальной тропинка становится на высоте 500 метров над уровнем моря.

Африканский калейдоскоп. Часть 3

Вид от начала тропы (с первой передышки)

Львиная голова во всей красе.

Дабы избежать вопросов — у меня в планшете был GPS-навигатор которым я усиленно пользовался, так что все маршруты задокументированы. Тропа ведет точно под канатной дорогой — кабинки пролетают прямо над твоей головой.

Африканский калейдоскоп. Часть 3

Казалось бы — что может быть проще, чем пройти в гору поганые полкилометра… Ага, ничего сложного, если ты занимаешься этим регулярно. И здоровья у тебя полно. В противном случае, уже на полдороге, ты отходишь с тропы в сторонку, и потный, отдуваешься, пропуская идущих за тобой людей. Смотря вниз, ты понимаешь, что еще не все потеряно — часть людей останавливаются отдохнуть еще раньше тебя. Злорадно обозвав их слабаками и задохликами (можно вслух, по-русски там никто не понимает) и наконец отдышавшись, можно продолжить восхождение. Еще пара остановок, и ты выходишь к концу первого участка — дальше тропинка становится горизонтальной. И ведь всего 15 минут, делов-то…

Часть вторая — горизонтальный участок, ведущий вдоль горы на высоте около 500 метров. Протяженность этого участка — полтора километра. Это самый приятный участок дороги. Во-первых, как только ты перестаешь лезть в гору, ты снова начинаешь чувствовать себя человеком. Во-вторых, с этой тропы открываются замечательнейшие панорамы на Сигнал хилл с Львиной головой, на Кейптаун и океан.

Африканский калейдоскоп. Часть 3

Плюс к этому и над тобой, и под тобой простирается гора, поросшая финбосом, с, увы, уже отцветшими протеями. Тут можно прогуляться не спеша и с удовольствием.

Африканский калейдоскоп. Часть 3

От этой извилины начинаетс прямой подъем по ущелью.

Можно даже покурить, если никто не видит — курение на горе запрещено, о чем предупреждает табличка, которую мы видели в начале маршрута. Но все хорошее быстро заканчивается, и мы выходим к третьей части — ущелью Платтеклип.

Часть третья, самая трудная. Итак, мы, растащившись от хорошей погоды, ровной дороги и красивых видов, внезапно сворачиваем за отрог горы, и с ужасом видим небольшие разноцветные пятнышки — людей, змейкой ползущих куда-то вверх.

Африканский калейдоскоп. Часть 3

Это начинается (а если идешь по второму маршруту — то продолжается) ущелье Платтерклип, ведущее на самую вершину горы. В этом месте, если подъем, описанный в первой части, вызвал большие трудности, лучше спуститься вниз, потому что идти вверх будет куда как сложнее. Если мы решаем продолжить покорение Столовой горы, то переходим небольшой ручеек, который и пропилил в горе это ущелье, молимся знакомым богам, и начинаем подниматься вверх. Этот участок — около полутора километров в длину с набором высоты около 550 метров.

Африканский калейдоскоп. Часть 3

Горизонтальных участков тут практически нет. Тропа, состоящая из камней различного размера, зигзагами ведет вверх, налево-направо, налево-направо, отчего начинает кружиться голова. Народ, которого тут с избытком, отдуваясь и потея, медленно ползет вверх. Ты ползешь вместе с ними, останавливаясь на каждом втором зигзаге, что бы отдышаться.

Африканский калейдоскоп. Часть 3

Тут ты понимаешь, что сигареты — это яд. Алкоголь — тоже яд. Жирная нездоровая пища — яд. Надо все бросить, и заняться спортом. Чуть позже ты думаешь, что надо бросить занятия спортом, спуститься вниз и лечь, желательно на что-нибудь мягкое. Еще позже ты уже вообще ни о чем не думаешь, кроме того, какой ты дурак, что затеял эту аферу. При этом ты продолжаешь ползти вверх, с ненавистью глядя на огромную пятую точку афроафриканки, колыхающуюся перед тобой.

Иной раз, остановившись и отдышавшись, ты кидаешь взгляд вниз, и офигеваешь от открывающегося вида и от своей неадекватности, загнавшей тебя в это ущелье.

Африканский калейдоскоп. Часть 3

А вот вверх лучше не смотреть, потому что две скалы, указывающие конец ущелья, за последние полчаса не приблизились ни на метр, а кажется, стали еще дальше. Еще через некоторое время, поглядев вверх, ты с удивлением видишь, что недавно голубое небо куда-то пропало, а в ущелье сползает белое, холодное на вид, облако.

Африканский калейдоскоп. Часть 3

Матерясь на изменчивую погоду, ты продолжаешь штурмовать уже давно ненавистную гору. Поднявшись еще выше, ты наконец видишь, где кончается ущелье.

До выхода еще как до Китая, но все-таки его видно. Видно до тех пор, пока его не захлестывает очередное облако. Чертов демон, живущий на вершине горы, закурил свою чертову трубку. Ущелье становится уже, солнце скрывается за скалой, сверху тебя накрывает холодным и мокрым облаком. Тут надо одеться, потому что до этого ты шел в футболке и шортах. Как, вы не взяли с собой теплых вещей? Тогда разворачивайтесь, и скорее спускайтесь вниз, иначе удачи не видать!

Ребята, хотите вы тащить с собой в гору рюкзак, или не хотите — тащить его придется, поверьте мне! Обязательно! Лучше не взять с собой воду (что тоже глупо!), чем теплые вещи. Словом, готовясь штурмовать Столовую гору, вам надо взять с собой воду, минимум литр, или кто сколько пьет. Я обошелся половиной от этого количества, но если было бы больше, выпил бы больше. Чего-нибудь пожевать — сникерс, орешков, бильтонга, в конце концов. Теплые вещи. Штаны (идеальный вариант — трансформеры), флиску, ветровку. Если есть шапка — шапку. В противном случае лучше любоваться горой снизу. Поверьте мне, я это говорю на своем, еще свежем опыте. Если теплая одежда не пригодится — возрадуйтесь, ибо вам сильно повезло! Мне повезло не сильно. У меня с собой была только ветровка, и то только потому, что по вечерам в Кейпе нежарко, да и днем с Атлантики периодически дует очень сильный и холодный ветер, поэтому она все время была у меня в сумке.

Словом, на очередной остановке одеваете все, что есть теплого, в моем случае — ветровку. Теплее стало ненамного. Мокрое и холодное облако подгонял сильный ветер. До вершины оставалось совсем немного — последний рывок — и ты выходишь на благословенную горизонталь. По инерции проходишь еще немного вперед, и упираешься в толпу отдыхающего народа, рассевшегося на скалах, и небольшую каменную пирамиду с картой горы и стрелочкой с гордой надписью YOU ARE HERE. Гора взята! Кстати, весь подъем, от Нижней станции, занял у меня ровно два часа, из них примерно полтора часа — подъем по ущелью. Похоже, я дольше про это рассказывал…

Африканский калейдоскоп. Часть 3

Дальше есть несколько вариантов. Можно идти правее, и минут через 10–15 выйти к Верхней станции, полюбоваться на Кейптаун и спуститься вниз на канатке.

Тропа в сторону канатки.

Можно пойти обратно, и спуститься вниз самому, через ущелье. Можно погулять по горе, благо маршрутов там с избытком. Они все указаны на карте, с примерным километражем и временем на прохождение. Тут все зависит от желания и погоды. В основном, от погоды.

Когда я вышел на вершину, погода окончательно испортилась. Дул сильнейший ветер, но даже он не мог разогнать облака, плотно накрывшие гору. Видимость была метров 15, иногда меньше, реже — больше. Было очень сыро и жутко холодно. Это только в мультиках облака белые и пушистые. Ничего подобного! Они мерзкие, мокрые и холодные. Я сверился с картой, и начал думать, что делать. Раз уж залез — то было бы глупо сразу отсюда уходить, подумал я, и, сориентировавшись, потопал по одной из тропинок.

Африканский калейдоскоп. Часть 3

Это был минимальный круг длиной около 3,5 километров. И все было бы хорошо, если бы столешница Столовой горы соответствовала моим ожиданиям…

Африканский калейдоскоп. Часть 3

Просвечивает Кейптаун (первый и последний раз).

На эти три километра перепад высот был около 200 метров, и местами тропинка напоминала вышеописанное ущелье, с той еще разницей, что тут она была мокрая и скользкая.

Африканский калейдоскоп. Часть 3

Вельтгеймия капская, Veltheimia capensis, Sand liiy.

«Куда ты, тропинка, меня приведешь…», напевал я, вставляя в текст массу нецензурных слов… В результате я спустился в некую долину, понимая, что мне по любому придется подниматься обратно. Но об этом я старался не думать. Тут я нашел очередной путеводный знак — тропинка по обыкновению разветвлялась на четыре стороны.

Африканский калейдоскоп. Часть 3

Мне навстречу вывалило пару человек, мы обсудили, кто куда идет. Они мне посоветовали пройтись туда, откуда они пришли — мол, там нет ветра и облаков. Я им не поверил, но решил прогуляться, они же пошли по той тропинке, откуда пришел я. Им можно было посочувствовать — местами им предстояли весьма крутые подъемы.

Африканский калейдоскоп. Часть 3

Фенокома плодовитая, Phaenocoma prolifera, Cape pink everlasting.

Я поднялся немного выше, вышел на какую-то возвышенность — все было как и везде — облака, ветер, сырость. Отошел немного с тропы, присел на более-менее сухой камень, перекурить и погрызть печенек. Ну и перевести дух — ноги, мягко говоря, побаливали… Передохнув, я вернулся обратно к знаку, и тщательно изучив дорогу, пошел дальше. Дорога шла по долине, которая немного защищала от пронизывающего ветра, я даже согрелся. По-прежнему, все было закрыто облаками, а как жаль!

Африканский калейдоскоп. Часть 3

Долина, равно как и прочие части горы, была покрыта финбосом, растущим вокруг скал причудливой формы. Серо-зеленый ландшафт оживляли трепещущие на ветру розовые цветы ватсонии. Вообще, все вокруг было настолько интересным, что я с трудом успевал смотреть под ноги, и даже усталость куда-то девалась. Чертовски, просто ЧЕРТОВСКИ жаль, что так не повезло с погодой!!!

Африканский калейдоскоп. Часть 3

Ватсония розовая, Watsonia borbonica.

Тропинка вдоль долины привела меня к очередному знаку-карте. Судя по схеме, можно было идти дальше, а можно было завершить круг. Я был изрядно вымотанным, да и погода, все-таки, не располагала к прогулкам, так что я решил в полном смысле закругляться.

Протея.

Мне предстоял затяжной, восьмисотметровый подъем на 170 метров из долины. Вот тут-то я чуть не загнулся. Ноги не хотели идти вверх по мокрым и скользким камням, на узкой тропинке за ноги цеплялись мокрые и колючие кусты, и чем выше я поднимался, тем сильнее (и холоднее) становился ветер. Словом, этот подъем я еще долго не забуду. Некоторое время спустя я все-таки вышел на относительно ровную вершину, где ветер чуть не сдул меня с ног. Тут было уже легче — тропа была ровная, да и ветер подталкивал в спину так, что временами я переходил на легкий галоп. Как это ни странно, но я даже умудрился не заблудиться, и вышел к первому знаку, от которого стартовал часа два назад. Сказать, что я был уставшим и замерзшим — это ничего не сказать.

Африканский калейдоскоп. Часть 3

Тут я четко понял, что нужно идти на канатку, и чем быстрее, тем лучше. От этого места до начала «окультуренной» территории, где тусят те, кто приезжает и уезжает на канатке и не гуляет по горе, и откуда открывается панорама на город, было метров этак 800, местами тоже труднопроходимых. Этот участок так же был преодолен. Еще до того как в тумане я увидел здание, откуда народ загружается в кабинку, я увидел длиннющую очередь желающих свалить с горы.

Африканский калейдоскоп. Часть 3

Я прошелся до начала, спросил, сколько люди стоят. Минут 40, говорят. Однако! Дело в том, что там курсируют две большие кабинки человек на 30, одна загружается внизу, другая — вверху, и ехать минут пять. Я поплелся в конец очереди, в которой и простоял целый час. Вот этот час меня и добил. От ветра ничего не защищало, и он продувал насквозь. Куртка моментально отсырела, а с фотоаппарата просто капало — влажность в этом облаке была просто умопомрачительная! И при этом, большая часть народа, стоящего в очереди, была одета только в футболки и шорты — этих просто трясло. Естественно, того, ради чего поднимаются на гору — панорамы Кейптауна не было видно даже близко…

Спустя непродолжительное время меня тоже стало трясти, не помогло даже то, что мы зашли внутрь станции — дверь на улицу была открыта, и в нее задувал ледяной ветер как из аэродинамической трубы. Тут надо не прохлопать, и левее, в кассе, купить билет — касса там довольно невнятная, и замерзшие органы чувств не помогли ее обнаружить, в результате я достоял почти до турникетов, а потом, пока покупал билет, пропустил свою очередь… Билет в одну сторону стоит 115 рандов. Когда я расплачивался, то заметил интересную вещь — у меня напрочь онемели большие пальцы рук — никогда такого не было! Они вроде гнулись, но потеряли всякую чувствительность.

Наконец случилось чудо — я загрузился в кабинку. Вверх они шли пустые — гору закрыли для посещения. Во время пятиминутного спуска кабинка вращается, и если достанется место около окна, то ехать весьма интересно. Через пару минут мы вынырнули из этого мерзкого облака, и увидели, что во всей Южной Африке, включая Кейптаун, светит солнце, и погода просто замечательная! Меня продолжало колбасить всю дорогу, даже когда я уже вышел (по многочисленным лестницам) из здания Нижней станции на солнце, дрожь не проходила. Я застегнул мокрую куртку до упора, и сел на солнцепеке перекурить. Помучившись с онемевшими пальцами, я все-таки прикурил сигарету, и начал думать, что бы сделать такого, что бы выжить. Взгляд наткнулся на какую-то палатку, где продавали горячий кофе. Я не люблю кофе, поэтому я не столько его пил, сколько пытался отогреть о горячий стакан замерзшие руки. Увы, это не помогало, и пальцы у меня пришли в норму только часа через два. Зато я получил мощный насморк, который я благополучно привез домой две недели спустя, и замечательный мокрый кашель, который при каждом приступе пытался вывернуть меня наизнанку. Он тоже сопровождал меня почти до конца путешествия.

Я даже не буду рассказывать вам, что, по словам местных, Столовая гора, при кажущейся простоте, является весьма сложной для восхождения. Причем именно потому, что погода на ней меняется радикально и моментально, в «удачный» день температура там может упасть почти до нуля, что при восхождении на нее народу погибло больше, чем при восхождении на Эверест (со слов людей), и что буквально недавно один турист не дошел донизу, не выдержало сердце.

Словом, будете в Кейптауне — думайте хорошо, стоит ли лезть на гору. И если решите что да, то еще раз прочтите внимательно мои советы…

Африканский калейдоскоп. Часть 3

А вот так выглядит Столовая гора, когда не собираешься ее покорять…

Попытка найти такси около станции успехом не увенчалась — они подъезжали в определенное место, и на них была очередь. Просто на дороге они не останавливались. Ну и ладно, ведь можно немножко пройтись по ровной дороге (и главное — вниз, под горку!!!), согреться, и выйти чуть ли не в сам город, где поймать такси нет никаких проблем. Так и получилось — внизу меня без всякой очереди ждало такси. В первый и последний раз таксист был белый. За 120 рандов по счетчику он довез меня до маяка на Green Point, у меня там на примете был один ресторанчик, ну и как обычно, в парке меня ждали птички…

Вот таким образом, с потерями не критичными, но долгоиграющими, прошло мое покорение символа Южной Африки…