Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была сегодня 0:44

Владимирская область — Россия Май 2014

В мае 2014 года судьба привела меня в село Сима Юрьев-Польского района. До поездки я ничего о нем не знала, а ведь оно теснейшим образом связано с войной 1812 года и с именем Петра Ивановича Багратиона! Это место пребывает в забвении! Только случайные путешественники заглядывают иногда в Симу по пути из Переславля-Залесского в Юрьев-Польский.

Забытая Сима

А о Симе надо помнить, потому что здесь в сентябре 1812 года, в усадьбе Голицыных окончил свою жизнь Петр Иванович Багратион…

Наверное, нет ни одного человека в России, которому не знакомо имя Багратиона, а вот о селе Сима, знают только единицы. Как избирательна наша память! Улицы городов, мосты и станции метро носят имя великого полководца, есть посвященные ему памятники и музеи. А место где он провел свои последние дни забыто… Справедливо ли это? Можно ли к этому отнестись равнодушно?

Забытая Сима

Расскажу свою историю знакомства с Симой.

Я узнала об этом месте, планируя поездку в русские города Юрьев-Польский и Переславль-Залесский. Мне попалась заметка об усадьбе Голицыных в селе Сима, в которой 12 сентября 1812 г. от ранения, полученного в деле при Бородине, скончался главнокомандующий 2-ой западной армии князь Петр Иванович Багратион.

Багратион всегда вызывал у меня уважение. Ученик А. В. Суворова, отважный генерал, кумир солдат и офицеров, прозванный Г. Р. Державиным — Бог — рати — он.

Как получилось, что этот человек окончил свои дни в далекой российской глубинке, в 300 километрах от Бородинского поля?

Забытая Сима

Я представила, как тяжела была эта долгая дорога, и как мучителен был этот путь для раненого. Почему же его везли так далеко, неужели нельзя было остановиться где-нибудь поближе?

Задавая себе эти вопросы, я уже не могла пронестись ветром мимо Симы.

Мы выезжали из Москвы ранним утром 1-го мая. Наш путь лежал в Юрьев-Польский (о нем я расскажу в другой раз).

Из-за глухой пробки на выезде из Москвы мы приехали в Юрьев-Польский только около 4-х часов. Осмотрели достопримечательности города, благо все расположено очень компактно, и поехали в Переславль. По пути нас ждала Сима… Всего полчаса езды и мы на месте. Проехать Симу не возможно — дорога на Переславль проходит через село, деля его на две части. Хорошим ориентиром служит церковь Дмитрия Солунского.

Забытая Сима

Напротив этой церкви, через дорогу находится та самая усадьба Голицыных, куда в сентябре 1812 года привезли раненого генерала.

Останавливаем машину и первым делом, через мост над заросшим прудом, идем к церкви. Еще светло, но вечер неумолимо приближается — на часах около семи вечера.

Забытая Сима

Церковь Дмитрия Солунского уже закрыта, и заглянуть в нее нет возможности.

Она помнит Багратиона. Он бывал в ней, когда гостил здесь, в Симе, у своих друзей. Хозяин усадьбы Борис Андреевич Голицына был близким другом Петра Ивановича.

Забытая Сима

Но не в этой церкви был похоронен герой. Пусть не введет вас в заблуждение табличка на стене церкви Дмитрия Солунского.

В сентябре 1812 года князя упокоили в церкви Богоявления Господня стоявшей неподалеку. Но эта церковь не дожила до наших дней. Ее постигла участь многих храмов, разрушенных в советское время. В церкви Богоявления Господня князь Багратион покоился без малого 27 лет, пока в июле 1839 г., его останки не были перенесены на Бородинское поле.

Как сообщил мне Интернет, на месте первого захоронения Петра Ивановича установлен памятник. Вот его-то я отправилась искать.

Я прошла вдоль церковной ограды и обнаружила открытую калитку, за которой, в глубине церковного двора виден памятник.

Забытая Сима

Я подошла ближе и долго стояла, вглядываясь в грустное лицо. Одинокий памятник одинокому человеку в одиноком месте…

Меня захлестнули грусть и сострадание. Странным образом стоя здесь я начала думать о Петре Ивановиче не как об абстрактном герое, а как об обычном человеке. Скромный памятник в российской глубинке, к которому мало кто приезжает. Как он похож на судьбу Багратиона…

Забытая Сима

Читая отзывы современников о полководце, о его благородстве, открытости и добросердечии, сильнее проникаешься сочувствием к его злосчастной судьбе. Это в сказках благородные и чистые сердцем герои побеждают, а прекрасные дамы ждут своих героев, и встречая их после сражений окружают добром и заботой. Но доблестному генералу не суждено было познать тепло семейного очага.

Его брак с Екатериной Скавронской с самого начала больше напоминал светскую шутку, чем реальную семью. После недолгой совместной жизни Екатерина покинула пределы России. Ее поведение за границей и рождение дочери от князя Ме́ттерниха с интересом обсуждалось в свете. Можно представить, как страдал Петр Иванович, но при этом всегда вступался за свою жену. В одном из писем близкому другу он писал: «…она, кто бы ни была, но жена моя. И кровь моя всегда вступится за нее».

Счастья ему не принес и роман с великой княжной Екатериной Павловной. После смерти Петра Ивановича царская семья искала письма великой княжны к Багратиону. Их не нашли. Вероятно, князь их сжег…

Я возвращаюсь к калитке и иду к усадьбе. Удивительно, но весна, в лучах заходящего солнца, очень напоминает осень. Возможно, таким был осенний день 1812 года, когда через мост над прудом несли Петра Ивановича в последний путь …

Забытая Сима

Направляюсь к усадьбе, точнее к тому, что от нее осталось.

Главный дом усадьбы — единственное хоть как-то подновленное здание.

На фасаде установлена памятная доска.

Забытая Сима

Это единственное, что здесь напоминает о печальных событиях сентября 1812 года.

Вероятно, сюда подъехала карета с раненым Багратионом 7 сентября. Хотя, нет. От тряски и долгой дороги страдания князя были настолько нестерпимы, что последние 19 километров до усадьбы его несли на руках.

Забытая Сима

В Симе Петр Иванович провел последнюю неделю своей жизни. Почему же раненого генерала везли именно сюда?

Для этого были две причины. Во-первых, Багратион знал, что Москва отдана французам, а значит, вражеская армия шла по пятам и была опасность плена. Во-вторых, Багратион не нажил собственных имений, а в Симе жили его друзья, готовые в трудный час помочь и окружить его вниманием и заботой. С этим местом у Петра Ивановича были связаны приятные воспоминания, здесь он отдыхал душой и отсюда в марте 1812 года отправился на фронт, в свою последнюю военную компанию.

Забытая Сима

Багратион был ранен на Бородинском поле 26 августа, но оставался в седле до тех пор, пока не начал терять сознание. Его вынесли с поля боя, и на следующий день отправили в Москву, но боль в ноге была настолько сильной, что пришлось сделать остановку в имении Голицына в Больших Вяземах. В Москву Петра Ивановича привезли только 30 августа. Несмотря на жестокие физические страдания князя, задержаться здесь не было возможности — французы подступали. Утром 2 сентября Багратиона повезли в Троице-Сергиеву Лавру. Но и здесь нельзя было оставаться надолго. Карета с раненым генералом отправилась дальше в Симу…Как я уже говорила раньше, мучения Петра Ивановича были настолько нестерпимы, что последние километры до Симы его несли на руках…

Я захожу в Главный дом усадьбы и вижу картину, от которой мое сердце наполняется горечью. В углу стоит бюст Бориса Андреевича Голицына — друга Багратиона и владельца усадьбы.

Забытая Сима

Мы с Борисом Андреевичем смотрим на то, что некогда было красивым, гостеприимным и уютным домом. Печально…

Как выглядели интерьеры усадьбы при Голицыных, можно увидеть в музее Юрьева-Польского. Вот несколько фотографий из интернета (я почему-то в музее фотографировать не стала).

Забытая Сима

Ничего не осталось от былой красоты в Главном доме усадьбы. Сейчас здесь разместились библиотека, дом народного творчества и маленький музей собранный местными жителями в память о Багратионе. Но из прихожей, в которой я оказалась, попасть в другие помещения не возможно — все двери закрыты.

Выхожу на улицу. Здесь еще более печальная картина…

Вот что осталось от флигеля или оранжереи…

Забытая Сима

А это остатки когда-то великолепного парка…

Забытая Сима

Убогость и запустение царят здесь. Можно только угадывать насколько уютной и ухоженной была эта усадьба при Голицыных. Практически ничего не осталось, а скоро не будет и этого…

Забытая Сима

Возможно, эти дорожки были когда-то аллеями чудесного парка, по которым гулял Багратион в обществе своих друзей…

С печальным сердцем покидаю я Симу…

Забытая Сима

Грустно сознавать, что такое место пребывает в забвении и разрухе. Вероятно, скоро усадьба Сима исчезнет совсем. Останется только одинокий памятник за церковью, но и о нем постепенно забудут…Видно судьба нам стать Иванами родства не помнящим, раз так относимся мы к своей истории…