Турист Александр (aleissandre)
Александр
был 3 ноября 2016 18:49

Хелм — Польша Январь 2015

Хелм — старинный город, который расположен в Люблинском воеводстве, недалеко от границы с Украиной. На протяжении своей нелегкой истории, небольшой городок превращалось из маленького городка в фактическую столицу княжества, был резиденцией короля, видел много славных князей, атаманов, героев, был местом паломничества верующих людей и вот он перед нами, как результат этих исторических перипетий.

Итак, приглашаю Вас в Хелм.

Маршрут. Свою поездку я запланировал на один из январских уик-эндов. Поездка изначально была запланирована по маршруту Ровно — Луцк — Хелм, с Хелма еще планировалось поехать в город Замость. Но, случилось не так, как хотелось. Приехав в Луцк, мы планировали сесть на автобус Луцк — Радом, который едет через Хелм, но водитель автобуса просто отказался осуществлять рейс. Пришлось вносить коррективы в наши планы. И мы поехали в город Ковель, откуда уже и направились в Польшу. Дорога в обе стороны обошлась 292 грн.

Проживание. Мы снимали номер в Tessa hotel. Располагается отель недалеко от железнодорожного вокзала. Скажу сразу, что неприятные вибрации и шумы отсутствуют, потому что на железнодорожном вокзале почти нет поездов. Стоимость двухместного номера после ремонта с ванной комнатой в коридоре — 80 злотых.

Встретил нас Хелм дождевой, холодной погодой с туманом. Поэтому мы любовались городом в легком туманном дымке.

Древний город Хелм или Холм

Но это не испортило хорошее настроение от «выходных заграницей». Историческая часть города довольно компактная, да еще и рядом автобусный вокзал и улица с различными магазинчиками, канторами и супермаркетами типа Bedronka, Tesco, Rossmann и другие.

Перед поездкой конечно же было исследовано всю возможную информацию в интернете.

Сайт TripAdvisor первым и единственным местом, которое стоит посетить ставил меловые пещеры. Туда мы и направились.

Адрес: Lubelska 55A, Chełm. Работают ежедневно, проход по пещерам осуществляется с экскурсоводом. В течение дня — 3 раза: в 11.00, 13.00 и 16.00. Стоит 12 злотых.

Они находятся на трех уровнях, на глубинах, достигающих 30 м. В XVII в., примерно, к 80 домам города прилегали ходы в копны. Добыча мела велась до 1800-х гг. Существует легенда, что в меловых пещерах водится белый дух пещеры — Белуха. Во время экскурсии у Вас будет возможность с ним встретиться и загадать желание, которое непременно сбудется. Мне тоже посчастливилось его увидеть, и скажу по секрету, Дух очень добрый и любит поболтать.

Древний город Хелм или Холм

Дальше, сразу возле входа в пещеры находится костел пиаров. Пиары — католический монашеский орден, который занимается обучением юношества. Костел — работа Паоло Фонтаны 1753—1763 гг. Интерьер костела, выполненный в барочном стиле, украшен росписями Йозефа Майера.

Древний город Хелм или Холм

Сразу хотелось бы на несколько слов отвлечься, для того чтобы написать о довольно известном архитекторе Паоло Фонтана. По происхождению итальянец, родился в провинции Тренто. В 1723 году он впервые приезжает в Реч Посполитую, где при содействии Якуба Фонтана становится придворным архитектором Карла Сангушко. Будучи на такой «должности» он сделал довольно значительный вклад в архитектурное достояние Волыни, Галичины, Подолья и Восточной Польши. Основной аспект его деятельности проявлялся в строительстве костелов, монастырей и дворцов. Его произведения можно увидеть в Виннице, Люблине, Изяславе, Хелме, Варшаве, Кременце, Любарте и других городах.

Следующим местом, которое мы посетили была площадь Рынок.

Древний город Хелм или Холм

Идя дальше, можно дойти до кафедральной горы, на которой разместилось еще одно прекрасное творение Фонтана — базилика Рождества Богородицы. Православная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была основана ок. 1260 г. Даниилом Галицким и существовала в первой половины XVIII века. Ныне существующее здание построено униатским епископом в 1735–56 годах по проекту Паоло Фонтана.

Древний город Хелм или Холм

В разное время храм принадлежала Константинопольской православной (ок. 1260–1596), Грекокатолической (1596–1875), Русской православной (1875–1919), Украинской Автокефальной православной (1940–1944) и Римскокатолической (1919–1940, с 1944) церквям.

Кроме того, до XX века его главной святыней была Холмская икона Божией Матери. В настоящее время в базилике хранится список с этой иконы. Оригинал хранится в музее Волынской иконы в Луцке.

Вокруг здания базилики полукругом расположены административные здания — канцелярия римско-католического прихода Рождества Богородицы, здание Национальной службы по охране памятников (бывшая больница для бедных 18 в.), Въездные ворота, интернат.

Древний город Хелм или Холм

Кроме того, возле базилики, на самой вершине горы находится Крест, на месте, где когда-то находился дворец Даниила Галицкого, князя Галицко-Волынского княжества.

Древний город Хелм или Холм

Личность Даниила Галицкого для города Хелм очень знаковая. Именно он в 1240 на реке Угорке основал город Холм. Сюда, на западные границы своего государства, подальше от татар, он перенес свою столицу из Галича. На призыв Даниила, ее заселили многочисленные ремесленники, строители, бежавшие от татар, а также иностранцы. Главным сооружением Холма стала величественная и богато отделанная церковь Иоанна Златоуста. Даниил Галицкий в городе Дорогочине в декабре 1253 (январе 1254) коронован и помазан папским легатом. Даниил принял королевскую корону «от всех своих епископов», подчеркивая этим, что коронуется не только он, но и сама Русь.

А сейчас, вернемся из древности в настоящее время. На площади Гданской стоит православная церковь св. Ивана Богослова (1851 г.). Согласно историческим источникам строительством занимался Винценты Ланцуцки с Синявы, а столярные работы выполнял Кароль Кубик с Лежайска. Строительство церкви было завершено в 1832. Освящение нового храма совершил 13 (25) июня 1852. священник царской армии.

Древний город Хелм или Холм

Сначала церковь выполняла функцию гарнизонного храма, при котором не было постоянного клира, а обслуживали ее военные священники из Холма и окрестностей. Стиль архитектуры церкви — византийско-русский.

В северо-западной части церкви находится колокольня с четырьмя колоколами, три из которых были посвящены в 1966 г., а четвертый весом 837 кг — в 1963.

Древний город Хелм или Холм

На данное время, в ней проводятся богослужения на церковнославянском языке Польской автокефальной православной церковью, и храм является единственным православным храмом в Хелме. Также здесь находится кафедра Люблинско-Холмской епархии. Сохранились в церкви иконы XVIII в., которые были перенесены сюда с уничтоженной украинской церкви в Стрельце.

На улице Реформацкой есть еще один архитектурный обьект — францисканский костел Святого Антония Падуанского. Монахи-католики пришли в Хелм в восемнадцатом веке, и получили територию за пределами городских стен. В 1753 году освящен главный костел этого монастыря. Архитектурный облик создал и лично руководил строительством уже упоминавшейся Паоло Фонтана. Спонсорами этого строительства были Анджей Вольськи и его жена Марианна. Костел построен в стиле барокко. После ликвидации монастыря российскими властями в 1864 году был преобразован в православный приход Святой Варвары. Здания монастыря были расширены и в 1866 году здесь начала деятельность Хелмская греко-униатская школа. В распоряжение монахов, костел вернулся уже после Второй мировой войны. В 1979 году архиепископ Зигмунт Каминский освятил краеугольный камень для католического монастыря, который действует и в настоящее время.

Древний город Хелм или Холм

Если вы будете в районе железнодорожного вокзала (за зданием железнодорожного вокзала находится трасса от границы до Люблина), то стоит посмотреть повитовый центр помощи семье и памятник Папе Римском Иоанну Павлу II. Если двигаться в сторону центра, то по улице 1 Pulku Szwoleżerów находится военное кладбище. Оно размещено у подножия замковой горы и расположенное ниже православного кладбища. После Первой Мировой войны, на этом кладбище были похоронены польские солдаты, а уже после событий Второй Мировой войны, здесь размещены могилы советских солдат.

В общем, скажу, что город очень красивый и очень своеобразное, и его стоит посетить!