Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была вчера 7:13
Европа!!!

Сингапур Ноябрь 2014

Сингапур встретил нас настоящим тропическим ливнем. Два часа сплошная стена дождя, укравшая целый вечер в городе. Спасались в морском ресторане Джамбо, это единственное, чем можно было себя занять во время дождя, а заодно и подкрепиться. Выбор ресторана принадлежал моей дочери, не раз бывавшей в Сингапуре в командировках и имевшей на руках полезные пароли и явки, что всегда бывает кстати. Ливень закончился также неожиданно и резко, как и начался, подарив нам возможность всё-таки немного прогуляться в первый вечер по набережной. Про отель Grand Park City Hall, где мы провели три ночи можно подробно посмотреть здесь.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Очутившись в городе-государстве, который стремительно перепрыгнул из конца XIX века в начало XXI, где гармонично сочетаются прошлое и будущее, где переплелись необычные этнические кварталы и современные небоскрёбы, можно запросто испытать эмоциональный шок и впасть в ступор. Впечатления зашкаливали и в первый, и во второй, и даже в третий, последний день, когда, казалось бы, следовало уже привыкнуть к сингапурским чудесам.

Никоим образом не претендуя на полный обзор достопримечательностей Сингапура и анализ его феномена, всё же позволю себе поделиться своим видением и ощущением этого города.

Пожалуй, самое сильно впечатление получаешь от футуристических панорам Марины Бэй, особенно с ночной подсветкой. При виде лазерного шоу, преломляющихся лучей и постоянно меняющейся подсветки отеля Марина Бэй Сандс из груди вырывается неконтролируемое Вау!

Сингапурский феномен — впечатления и размышления
Марина Бэй ночью полностью преображается.

Полный восторг на уровне подсознания. Переливающиеся разноцветные деревья Гарденс бай зе Бэй вечером — самые настоящие ожившие картинки из Аватара.

Сингапурский феномен — впечатления и размышления

Вообще, весь комплекс Марины Бэй вызывает восхищение своим необыкновенным уникальным дизайном. Театр Эспланада в форме дуриана, мост Хеликс в виде молекулы ДНК, музей Науки и Искусства, шедеврально выполненный в форме цветка лотоса — все эти творения только добавляют облику Сингапура космические футуристские нотки.

Вид на театр Эспланада.

Отель Marina Bay Sands — безусловно, одно из самых ярких впечатлений от Сингапура.

Сингапурский феномен — впечатления и размышления
Вид на знаменитый отель Марина Бэй Сандс и Музей Науки и Искусства.

Этот невероятный и такой узнаваемый отель в форме корабля поражает воображение. Это даже не просто отель, а полноценный курорт в отдельно взятом гостиничном комплексе, где есть всё необходимое для жизни и полноценного отдыха. Особенно нас прельщал бассейн на крыше с панорамными видами. Была даже мысль ради бассейна провести одну ночь в этом отеле, но, увы, не получилось, цена нас остановила.

Но в любом случае, даже если не удалось поселиться в этом отеле, очень стоит подняться на его смотровую площадку Marina Sky Park. От видов оттуда захватывает дыхание, вся бухта Марина Бэй видна как на ладони, всё можно как следует рассмотреть

Сингапурский феномен — впечатления и размышления
Панорамный вид бухты с высоты Скайпарка.

и даже подглядеть за счастливчиками, купающимися в бассейне на крыше отеля, куда мы так стремились попасть, но не попали.

Сингапурский феномен — впечатления и размышления
Подглядела в щелочку знаменитый бассейн на крыше отеля. И облизнулась.

К сожалению, мы не успели опробовать колесо обозрения Singapore Flyer.

Сингапурский феномен — впечатления и размышления
Колесо обозрения Сингапур Флайер.

Думаю, виды оттуда не уступают видам со смотровой площадки Marina Sky Park, да и сам чудо-отель c высоты птичьего полета, наверное, смотрится роскошно. При отсутствии дефицита времени определенно стоит попробовать прокатиться.

Отличные виды можно получить и по дороге на остров развлечений Сентоза, воспользовавшись канатной дорогой.

Сингапурский феномен — впечатления и размышления
Проделываем путь на остров в таких кабинках.

Такой путь по воздуху очень живописен и позволяет получить панорамную картинку залива, с проплывающей внизу вереницей рыболовецких траулеров.

Сингапурский феномен — впечатления и размышления
Виды со смотровой площадки Мерлайона.

Сколько же их там, не счесть, впечатляющий в Сингапурском порту товарооборот, ничего не скажешь. Сама же Сентоза не скажу, что произвела на меня какое-то сногсшибательное впечатление. Остров развлечений, и этим всё сказано. Мои девочки провели там целый день, посетив Юниверсал Студиос и как следует погуляв по острову, я же приехала на остров ближе к вечеру и просто прогулялась по центральной территории и поднялась на башню Мерлайона. Но на Сентозе, конечно, очень много всяких-разных развлечений — и шоу, и пляжи, и аттракционы, и музеи, и рестораны. С детьми однозначно нужно приезжать на целый день, а то и на два.

Этнические районы Сингапура поразили меня своим многообразием, смешением и переплетением самых разных восточных культур и традиций. Индия, Китай, Малайзия, арабские страны — все нашли свой кусочек земли в Сингапуре и украсили его своими архитектурными шедеврами. И весь этот восточный колорит вкрапляется в урбанистические пейзажи большого современного города.

Сингапурский феномен — впечатления и размышления
Контраст старого и нового.

Сочетая небоскребы и прочую атрибутику современного богатого города с разнородной смесью китайского, индийского и малайского влияния Синагпур удивляет необычайно гармоничным сосуществованием разных культур и стилей. В этом городе не один пласт, каждый из которых обладает своим неповторимым шармом. Особенно впечатлил Чайна-таун — огромный, ухоженный, без грязи и запахов. И при этом совсем не бутафорский, а очень аутентичный, настоящий.

Повсюду колоритные фонарики.

Забавно, но знакомство с Индией я начала именно в Сингапуре. Наверное, это совсем неплохо, ведь я всё время откладываю знакомство с этой страной, страшась грязи, запахов и антисанитарии. А в Сингапуре, где Маленькая Индия чиста и ухожена у меня получилась своеобразная подготовка к Индии настоящей. Так что, первый шаг на пути к этой стране сделан.

Из этнического самое сильное впечатления произвели индуистские храмы Шри Мариамман (находится в Чайна-тауне!),

Сингапурский феномен — впечатления и размышления
Один из главных, крупнейших и старейших индуистских храмов Сингапура — Sri Mariamman. Посвящён соответственно богине Мариамман.

Храм Шри Веерамакалиамман, посвященный воинственной и грозной богине Кали (находится в самом начале Маленькой Индии),

Сингапурский феномен — впечатления и размышления
Храм Шри Веерамакалиамман посвящен воинственной богине Кали, считавшейся защитницей от злых чар. Храм построен в 1855 году бенгальскими мастерами.

мусульманская мечеть Абдуль Гаффур (находится в центре Маленькой Индии),

Сингапурский феномен — впечатления и размышления
Мечеть Абдуль Гаффур, очень красивая мечеть, построенная в 1907 году индийскими мусульманами.

мечеть Султана Хуссейна с золотыми куполами

Сингапурский феномен — впечатления и размышления
Главный мусульманский храм города — мечеть Султана Хуссейна. Мечеть строилась в 30-е годы 19 века на средства местных жителей.

и мечеть Nagore Durgha (находится в Чайна-тауне).

Сингапурский феномен — впечатления и размышления
Мечеть Nagore Durgha, построенная в 1830 году мусульманами из Южной Индии. Интересно, что в китайском квартале периодически встречаются индуистские храмы, настолько там все переплелось.

В самом Чайна-тауне не счесть даосских и китайских храмов,

среди которых несколько выделяется Храм Зуба Будды,

Храм-реликварий зуба Будды. Построен совсем недавно в 2008 году , якобы в нем хранится зуб Будды.

построенный совсем недавно, но уже ставший визитной карточкой этого самобытного квартала.

Вот еще, что очень впечатлило, так это сингапурские Мерлайоны. Сказочное существо с головой льва и туловищем рыбы это главный символ и визитная карточка Сингапура, пропустить которого никак не получится. В Сингапуре к тому же целых два Мерлайона — на набережной Марина Бэй

Символ Сингапура Мерлайон - мифическое существо с телом рыбы и головой льва

и на Сентозе. Оба красивые и очень разные. Мерлайон на Сентозе понравился мне больше своего столичного собрата. У него есть целый ряд преимуществ — во-первых, можно подняться на самый его верх и полюбоваться видами острова из его пасти,

Сингапурский феномен — впечатления и размышления
Виды на остров из пасти Мерлайона.

а вечером он эффектно подсвечивается, постоянно меняя цвет.

Сингапурский феномен — впечатления и размышления

Набережная Боат Квай заслуживает отдельного внимания — ведь отсюда, на мой взгляд, самый удачный ракурс на сингапурский архитектурный симбиоз. С набережной отлично видно, насколько гармонично и естественно сочетаются здания колониальных времен и современные небоскребы.

Вместе они образуют единый архитектурный ансамбль, в котором небоскребы нисколько не затмевают старинные постройки, а напротив, еще больше их подчеркивают и трогательно выделяют на своем исполинском фоне. Этот момент очень впечатлил. А вот река Сингапур произвела несколько странное впечатление своим коричневым цветом воды.

Сингапурский феномен — впечатления и размышления
Вид на деловой центр Сингапура от Раффлз Сайт.

Городская скульптура Сингапура — это отдельная песня. Я вообще неравнодушна к так называемым малым скульптурным формам, и всегда и везде стараюсь их отыскать и фотографировать. Сингапур же в этом отношении просто кладезь. Самые разные оригинальные скульптурные композиции необыкновенно оживляют его центральные набережные. Самая яркая и необычная из них, несомненно, прыгающие в реку Сингапур мальчишки, «Первое поколение» рядом с отелем Фуллертон. Издали кажется, что всё по-настоящему и ребята и вправду прыгают в воду.

Сингапурский феномен — впечатления и размышления
Скульптурная композиция "Речные торговцы".

На редкость реалистичная скульптурная группа. Но и другие тоже не хуже — такие скульптурные композиции как Речные торговцы, Большой рынок по сути отражают всю историю Сингапура. Не пропустите!

Ещё одна грань Сингапура — Сингапур колониальный, наследие Британии.

Театрально-концертный зал Виктория.

Великолепные нарядные здания исторических отелей Раффлз, Фуллертон, Сити-Холла, Зала Виктории, Музея азиатских цивилизаций, выполненные в изящной белоснежной гамме радуют глаз, напоминая о колониальном прошлом Сингапура.

Кстати, целый ворох великолепных колониальных зданий был обнаружен мной чуть в стороне от основных туристических троп, в районе Coleman и Hill Street.

Сингапурский феномен — впечатления и размышления
А в этом веселеньком здании разместилось Министерство Связи и информации и чего-то еще.

Центральная пожарная станция, дом с разноцветными окошками, филателистический музей, нарядное здание масонской ложи и Перанаканский музей находятся достаточно близко друг от друга и посмотреть их очень стоит.

За пределами города находятся потрясающие Зоопарки, где животные разгуливают практически на свободе.

Сингапурский феномен — впечатления и размышления

Ночное сафари просто супер, очень рекомендую совместить его с посещением дневного зоопарка. В зоопарках всё очень здорово и разумно устроено, создано несколько экологических систем, где собраны животные этих ареалов. Понравилось, что все животные содержатся практически в свободных условиях.

Редкий белый тигр.

От посетителей их отделяют естественные преграды в виде рвов и зеленых изгородей.

Ботанический сад и Сад орхидей тоже достойны посещения, собрание орхидей очень и очень впечатляет.

Сингапурский феномен — впечатления и размышления
Посидеть в таком окружении очень приятно.

Стоит уделить этой эстетики хотя бы пару часов.

Сингапурский феномен — впечатления и размышления
Лебединое озеро, в центре которого можно увидеть скульптурную композицию взлетающих лебедей.

Вот что произвело на меня очень сильное впечатление, так это чистота сингапурских улиц. Неудивительно, ведь штрафы за брошенный окурок очень большие. У Сингапура есть двусмысленная кличка «fine city», что означает в одном случае «прекрасный город», а в другом «город штрафов». В городе невероятно строгие законы по части мелких правонарушений. Например, запрещается переходить улицу на красный свет, есть и пить в общественном транспорте, плевать, сорить, бросать окурки. Эти строгие законы и сделали Сингапур таким чистым и безопасным городом, где можно спокойно гулять и днём, и ночью, не опасаясь за свою безопасность и сохранность техники. Этот момент произвёл очень сильное и приятное впечатление.

Что не понравилось, так это смог, который почти постоянно зависал над городом. Голубое небо проглядывало в редкие моменты. Большой минус для фотографа.

Ещё один не очень приятный момент — жара и сильная влажность. В принципе, свыкнуться можно, но о причёске следует напрочь забыть.

РАЗМЫШЛЕНИЯ

Гуляя по Сингапуру и видя всё это великолепие, невозможно не задаться вопросом — а как, собственно говоря, такое возможно всего за каких-то сорок с лишним лет? Как за столь короткий период Сингапурским властям удалось превратить захудалый бедный город в экономически процветающее государство? И это при полном отсутствии полезных ископаемых!

Рывок из бедности в процветание Сингапру преодолел за 49 лет, ничтожный срок в формате мировой истории. Ключевая роль в этом процессе принадлежит премьер-министру Ли Куан Ю, признанному отцом нации. И главная его заслуга, что в первую очередь он искоренил коррупцию. Легко сказать, но как? А с головы, начав борьбу в первую очередь с высшими эшелонами власти. Увеличили штраф за коррупцию, разрешили конфискацию левых доходов. И это коснулось всех поголовно, невзирая на посты и родственные связи. И такая политика возымела эффект — воровать и брать взятки стали бояться. Сегодня сингапурские чиновники свято чтут заветы живой легенды нации Ли Куан Ю и твердо знают, что обеспечить себя они могут только честной работой. Ну не фантастика ли? Аналогии тут, думаю, излишни. Даже у далекого от политики человека, к каковым я себя причисляю, непроизвольно напрашиваются сравнения и выводы, не в нашу пользу естественно. И невольно напрашивается вопрос, а может быть, стоит отправить в турпоездку в Сингапур наших высших чиновников и представителей власти? А что? Пусть они посмотрят, как должно быть в нормальных цивилизованных странах и сделают выводы. Хотя, наверное, они бывали в Сингапуре и всё про это знают, но упорно отворачиваются от таких невыгодных для себя и утопических для России моделей. Грустно.

Что еще придумал Ли Куан Ю? Вроде бы ничего особенного, а эффект между тем налицо. Он создал такую удобную и разумную систему ипотечного кредитования, что каждый сингапурец смог заиметь своё собственное жильё. Ведь чувство дома так важно для человека.

Дальше он создал благоприятный климат для иностранных инвесторов, что также способствовало расцвету страны.

Им придумана и воплощена в жизнь уникальная модель образования. В Сингапуре сразу же бросается в глаза и уши, что все очень хорошо говорят по-английски. Это тоже заслуга Ли Куан Ю, создавшего модель образования с обязательным изучением английского. Вообще, сингапурская модель образования весьма впечатляет, особенно принципами её построения, во главу угла которой заложены принципы равноправия и уважения всех её участников.

Одним словом, фантастическая во всех отношениях модель построения общества, вызывающая зависть и горечь от осознания несовершенства и убогости нашей жизни.

ПРАКТИКА

В Сингапуре мы провели полных три дня, что является необходимым минимумом для знакомства с городом. Приходилось ускоряться, что, как известно, не всегда хорошо и комфортно. По-хорошему, на подробное знакомство с Сингапуром следует закладывать дней пять, а то и неделю. Ведь там столько интересных музеев, куда мы не могли позволить себе заходить из-за недостатка времени, парков, театров и торговых центров.

Про транспорт:

Ввиду дефицита времени мы почти везде ездили на такси. Оно в Сингапуре вполне доступное. Тарифы из центра примерно следующие: из аэропорта — в аэропорт =23 сингапурских доллара, в зоопарк = 28, в ботанический сад = 20, по городу = 10 дол.

Метро я воспользовалась лишь один раз, интереса ради, когда добиралась до канатной дороги на Сентозу. Поездка обошлась в 1.70 синг. дол, билет можно купить только в автомате, разобраться, что и куда нажимать вполне возможно. Метро очень современное, скоростное и чистое. Понравилось.

Сингапурский феномен — впечатления и размышления

Если есть желание поехать на Сентозу по канатной дороге Сable Car, то сначала нужно доехать до станции метро Harbour Front и уже оттуда сесть на кэйбл кар.

Внизу парки развлечений Сентозы.

Удовольствие не из дешёвых — 29 сингапурских доллара, но виды, которые открываются по дороге туда того явно стоят.

Сингапурский феномен — впечатления и размышления
Отправляемся на Сентозу. Виды на Сингапур из кабинки канатной дороги.

Большой плюс — наличие открытых окошек в кабинке, что облегчает процесс фотографирования.

Про питание:

Питаться в Сингапуре можно по-разному, как очень дорого, так и очень дёшево. Дёшево — это в фуд кортах. Особенно их много в Чайна-тауне и Маленькой Индии. Чисто, вкусно, сытно, разнообразно, бюджетно. Из ресторанов высокой гастрономии нам полюбился ресторан морской кухни Jumbo в районе Riverside Point http://www.jumboseafood.com.sg/

Сингапурский феномен — впечатления и размышления

Считается, что это один из лучших и востребованных ресторанов города, во всяком случае, столик туда лучше заказывать по телефону. Мы этого не сделали, пришлось ждать очереди около получаса. Есть общие круглые столы, где сидят и едят все вместе, есть отдельные, как повезет. Непременно стоит попробовать острый чили краб и жареную лапшу с креветками.

Про шопинг:

Затрудняюсь давать какие-либо советы, так как на шопинг к концу поездки денег, увы, почти не осталось. Но сингапурский шопинг все очень хвалят, особенно на Орчард Роад, где сосредоточены все самые крупные торговые центры. Могу только сказать, что самые дешёвые сувениры в Чайна-тауне. Всякие магнитики, картинки и прочую ерунду разумнее всего покупать именно там.

Про Лазерное шоу:

С наступлением сумерек залив Marina Bay загорается миллионами огней, приближается шоу тайм. 15-минутное лазерное шоу у отеля Марина Бэй Сандс устраивают два раза за вечер — в 20.00 и в 21.30. Приятно, что шоу бесплатное.

Есть два варианта его просмотра — непосредственно у самого отеля в амфитеатре, где можно увидеть всякие метаморфозы, фигуры и лики в облаках

Сингапурский феномен — впечатления и размышления

и со стороны бухты на противоположной стороне, откуда на мой взгляд открываются более эффектные панорамные виды, когда несколько десятков разноцветных лучей прожекторов, двигаясь, раскрашивают здание отеля и ночное небо во всевозможные цвета.

Стоит посмотреть и там, и там. Можно прийти на первый сеанс непосредственно к отелю, а второй смотреть с противоположной стороны бухты. Очень впечатляет.

Про аватарские деревья:

Потрясающие сады из искусственных деревьев Gardens by the Bay, расположенные за отелем Марина Бэй Сандс производят самое сильное впечатление с ночной подсветкой, настаиваю на этом.

Сингапурский феномен — впечатления и размышления
Все вокруг преображается и становится еще более сказочным и фантастическим. Аватар в чистом виде.

Поэтому рекомендую подниматься на пешеходный мостик между деревьями Skyway с наступлением темноты, когда они красиво подсвечиваются и переливаются. Футуристический комплекс состоит из 18 деревьев высотой от 25 до 50 метров, самые высокие из которых соединены 128-метровым мостом. Вот по нему-то и следует прогуляться. Мы с Лизой проделали это дважды — днём и вечером, и обе пищали от восторга.

Про цены:

Всё в мире, как известно, к сожалению, дорожает, поэтому привожу небольшую актуализацию цен по билетам на главные достопримечательности Сингапура:

• Подъём на Мерлайона на Сентозе = 12 синг.дол. -взрослый, 9 — детский. Часы работы — с 10.00 до 20.00.
  • Смотровая площадка Марина Бэй = 23 синг. дол. Работает с 09.30 до 23.00
  • Подъём на Skyway Gardens by the Bay обойдется в 5 синг.дол для взрослых и в 3 — для детей.
  • Колесо обозрения Singapore Flyer = 33 синг. дол для взрослых, 21 — для детей до 12 лет.
  • Cад орхидей = 5 синг.дол., дети бесплатно. С меня почему-то денег не взяли, сказали, раз с ребенком, то бесплатно. Мелочь, а приятно.
  • Прогулка на кораблике по реке Сингапур = 30 синг. дол.
  • Зоопарки лучше всего совместить за один присест. Комбинированный билет в зоопарк и на ночное сафари обойдется в 105 синг. дол. Обычный зоопарк закрывается в 18.00, а ночной открывается в 19.00. За этот час пересменки можно перекусить в кафе и посмотреть огненное шоу у входа на Ночное сафари. Мы приехали в зоопарк к трём часам, погуляли там до шести, но этого времени оказалось явно маловато, так как там ещё много интересных шоу, и чтобы посмотреть все шоу и кормления разных животных, лучше приезжать с утра. А к семи часам пошли на ночное сафари, они там совсем рядом. Есть еще парк птиц и речное сафари, тоже очень интересные, судя по отзывам, но всё объять просто нереально.
  • Бесплатно — посещение храмов, ботанического сада, лазерное шоу у Марины Бэй Сандс.

Заключение:

Могу сознаться, что получив от Сингапура сильнейшую эмоциональную встряску, моё отношение к азиатскому региону стало меняться в лучшую сторону. Не причисляя себя к поклонникам ЮВА скажу откровенно, что Сингапур стал страной, окончательно разбиваюшей стереотипы и поломавшей мои предрассудки в отношении этой части света. И если кто, также как и я раньше, всё ещё сомневается, ехать или нет в азиатские страны, то думаю, что Сингапур в силу своей цивилизованности и прогресса является наилучшим вариантом для начала знакомства с этим регионом. К тому же, он так удобно и логично комбинируется с самыми разными азиатскими направлениями, особенно с островами. Пенанг, Лангкави, Пхукет, Бали, Ломбок и многие другие райские острова — в зоне прямой досягаемости.