Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была вчера 0:44

Геркуланум — Италия Сентябрь 2013

Предание гласит, что город Геркуланум основал Геракл (Геркулес) — легендарный герой, сын Зевса.

В древности, до извержения Везувия в 79 году, город стоял на берегу моря и имел собственный порт. По сравнению с Помпеями город был небольшим (в нем проживало около 4000 человек).

Мы приехали в Геркуланум, точнее в Эрколано (так сейчас называется город) 29-го сентября 2013 г. на электричке из Неаполя. От железнодорожной станции до места раскопок идти приблизительно минут 15.

Геркуланум – город Геракла

К месту раскопок ведет прямая улица, в конце которой видны ворота — вход в Геркуланум.

Древний Геркуланум был обнаружен в 1710 г. С этого времени ведутся раскопки, которые до настоящего времени не закончены. За прошедшие тысячелетия над древним городом возникли жилые кварталы современного города Эрколано, и это затрудняет работу археологов.

Геркуланум – город Геракла

В отличие от Помпей — мегаполиса того времени. Геркуланум был небольшим аристократическим городом. В городе было много великолепных вилл с чудесными садами.

Прекрасное водоснабжение и канализация.

Геркуланум – город Геракла

А термы в Геркулануме превосходили своей роскошью и устройством термы в Помпеях.

Этот некогда элитный город также как и Помпеи стал жертвой грозной силы Везувия в 79 году нашей эры. Но в отличие от Помпей он не был погребен под пеплом, а принял на себя удар пирокластического потока.

Губительное для города извержение началось 24 августа 79 года. Сначала из жерла вулкана вырвался огромный столб пепла и камней. Образовавшееся облако ветер стал относить к Помпеям. В этот момент казалось, что Геркулануму ничто не угрожает. Но спустя несколько часов к городу с бешеной скоростью устремился раскаленный поток, который накрыл город и законсервировал его на тысячелетия. Слой, под которым лежит Геркуланум, достигает 20 метров.

Геркуланум – город Геракла

Долгое время считалось, что жители успели покинуть город до завершающего акта трагедии. Однако в конце 20-го века было обнаружено более 250-ти скелетов. Все они находились в ангарах для лодок, когда-то стоявших на берегу моря. Страшное зрелище.

Вероятно, это были люди, которые решили эвакуироваться по морю и с надеждой ждали спасительных кораблей, которые из-за шторма не могли подойти к берегу.

Трагедия случилась. Люди в лодочных ангарах, как и здания города, оказались замурованными на тысячелетия.

Как не ужасна судьба Геркуланума и его жителей, погибших под ударом пирокластического потока. Но именно этот поток сохранил город в почти первозданном виде.

В Геркулануме можно пройти по древним улицам,

Геркуланум – город Геракла

заглянуть в дома его жителей

Сохранившиеся дома дают хорошее представление о том, как жили люди в древние времена.

Вот, например дом Нептуна и Амфитриты. Этот дом назван так из-за сохранившейся в нем мозаики

Геркуланум – город Геракла

К этому дому примыкает винная лавка. Здесь можно видеть, как хранилось вино, т. к. сохранились даже деревянные полки, на которых размещали амфоры.

Особого внимания заслуживает вилла, названная «Дом с деревянной перегородкой». Именно здесь можно получить представление об организации внутреннего пространства домов римских аристократов

Интересен «Дом со скелетом», в котором хорошо сохранился триклиний и в котором был найден скелет погибшего человека (отсюда и название).

Геркуланум – город Геракла

У многих домов хорошо сохранились колоннады

Выходы, ведущие из домов во внутренние сады

У жителей Геркуланума была активная общественная жизнь. Они занимались физкультурой (в Геркулануме хорошо сохранилась Палестра — древний фитнес-центр). Недавние раскопки открыли в Палестре бассейн, в центре которого находилась скульптура Гидры (вспомним один из подвигов Геракла). Скульптуру увезли в музей, а на ее место установили копию

Геркуланум – город Геракла

Также жители и гости Геркуланума любили проводить время в термополиях (прародители современных ресторанов).

В домах жителей и общественных зданиях хорошо сохранились мозаичные полы. Это настоящие произведения искусства.

Благодаря сохранности Геркуланума проходя по его улицам, заходя в дома его жителей, заглядывая в места их общественной жизни можно хорошо представить каким оживленным и полным жизни был этот город. А теперь в нем обитают только ящерицы

Геркуланум – город Геракла

Я рассказала только о нескольких местах Геркуланума, которые мы увидели, и в которые заглянули. А сколько там еще интересного, что не удалось уложить в рамки короткого отзыва. Для любителей древностей Геркуланум — настоящий клад.

Покидая этот древний город, я смотрела на маленькую площадь, некогда выходившую на берег моря. Наверное, ее видели путешественники, прибывающие в Геркуланум по морю. Наверно сюда приходили встречающие и вглядывались в горизонт силясь увидеть паруса долгожданного корабля.

Раскопки в Геркулануме продолжаются.

Геркуланум – город Геракла

Я думаю, нас ждет еще много неожиданных находок, сюрпризов и открытий.