Турист Екатерина (Chiffa7)
Екатерина — был 23 марта 20:50
все работаю и работаю... даже читать некогда, не то что пытаться писать...

Плёс — Россия Сентябрь 2014

С утра шел дождь, как будто за вчера не все тучи отжали над горками Плеса. Прямо как в мультфильме тучи подходили к высокому берегу Волги черно-серые, полные воды, где-то над горками Соборной и Левитана их, как хозяйки белье, выкручивали, и дальше они улетали легкими и светлыми.

Ажурный и дождливый Плёс
вид на город с Соборной горки.
вид на долину речки Шохонки.

Весь вчерашний день прошел в уговорах небесной домохозяйки или уже выкручивать свое белье активнее, или отложить эту работу на вечер воскресенья, но не задалось, договориться с ней мы так и не смогли, приходилось с разными промежутками времени резво улепетывать от начинавшегося снова дождя в очередное укрытие. Дольше всего мы простояли на крылечке закрытой присутственной палаты.

Ажурный и дождливый Плёс

Плес странное место — и захолустное, и туристическое, и богемное, и все это сразу, странновато намешанное в неравных пропорциях. Как и двадцать пять лет назад, здесь останавливаются круизные теплоходы, туристы с них под присмотром гида берут, с наскока, за пару часов, город штурмом и снова отчаливают. Четырехразовое питание, 4 палубы и короткие стоянки во всех значимых городах по маршруту, везде за ручку, скукота.

Ажурный и дождливый Плёс
чей-то личный дебаркадер, один из нескольких.

Ложатся спать в Плесе патриархально — в десять вечера сложно встретить кого-либо на улице, кроме добредающих до своего жилья туристов, но и тех в сентябре мало. Все дебаркадеры, пришвартованные в городской черте вдоль Волги, превратились в частное жилье. Плес место богемных фестивалей и тусовок, «Андрей Тарковский», «Зеленый шум», «Льняная палитра», Левитановский музыкальный фестиваль и многие другие идут здесь. Ново-старое слово «пленэр» звучит здесь слишком часто. Брошенные дома, один круглосуточный магазин на площади, ржавеющие лодки у Волги. И перекликающиеся маковки церквей на окрестных горках. Введенская и Троицкая, на самом верху, близ въезда в город, церковь Воскресения Христова ближе к Волге, рядом часовенка Архистратига Михаила, Успенский собор в центре Соборной горы, Воскресенская церковь на погосте, Варваринская церковь внизу.

С тех пор, когда Исаак Левитан писал здесь свои всемирно известные пейзажи, виды города ничуть не стали хуже. Все так же стоят деревянные кресты на высоком погосте над Волгой, и не важно, что весь погост восстановили в 2010 году, а вместо сгоревшей церкви, в 1982 из Ильинского района Ивановской области привезли сюда точно такую же деревянную церковь.

Ажурный и дождливый Плёс

Деревянная Воскресенская церковь дождливым утром.

Ажурный и дождливый Плёс

Роняют листья чуть желтеющие березы на Соборной горе, спускаются рыже-алые клены по склонам, сходятся темные ели в долине по речке Шохонке, притоку Волги. Поблескивают мокрыми боками булыжники старых каменок, полуприкрытые падающими листьями. И по крутым склонам плесских горок стоят изукрашенные резными наличниками деревянные дома.

старая дача.
Ажурный и дождливый Плёс

Вечером мы очень душевно посидели в Плесском пивном доме, пиво на мой вкус слишком неплотное, но еда хороша, расстраивает немного москвский порядок цен, но тут уж ничего не поделаешь, цены в Плесе кусачие и на жилье. Странный интернетовский слух — что в город не пускают неместные машины, в наш приезд не подтвердился, кроме оцепления на набережной, не пускающего туда все поголовно, кроме кортежей, машины, по случаю очередного фестиваля, проезд везде был свободный.

P.S.

Любопытные выдержки, во всяком случае, они заставляют задуматься, из интервью, данного М.Менем, губернатором Ивановской области Д.Даниловой в 2013г. На фоне висящей в торговых рядах памятной доски о посещении Плёса Медведевой на 6 языках и статей в некоторых газетах, местами это интервью выглядит неоднозначно) Итак (все дальнейшее взято с http://www.rusrep.ru/article/2013/03/14/ples/ здесь же можно прочитать полную версию):

Все-таки дольше двух дней в Плесе делать нечего. Как планируется привлекать туда народ?

Мы выстраиваем конструкцию, по которой пошли многие европейские небольшие города, развивающие туризм, те же Канны. Это ведь был заштатный городок недалеко от большой и красивой Ниццы. А стал знаменит благодаря грамотно выстроенному событийному туризму. В Плесе мы идем примерно по тому же пути, это приносит уже первые результаты. Практически раз в неделю в Плесе обязательно проходит какое-нибудь событие: Международный кинофестиваль имени Тарковского «Зеркало», Фестиваль моды «Льняная палитра», Левитановский музыкальный фестиваль классической музыки, планируется Гитарный фестиваль. Из гастрономических мероприятий инвесторы проводят Фестиваль утки, Грибной фестиваль. Отдельно спортивные события: зимой – соревнования по беговым лыжам «Плесская лыжня», Кубок губернатора по горным лыжам и сноуборду, недалеко от Плеса, в Семигорье, проходит Международный чемпионат по кроссу на снегоходах, а летом там же – Чемпионат по мотокроссу. У нас весь год расписан.

У властей и инвесторов одинаковое мнение о том, каким быть Плесу?

Есть две идеологии. Одна – элитный курорт для избранных. Вторая – Плес должен быть многофункциональным центром с гостиничными номерами и предприятиями общепита разных ценовых категорий, и развлечения должны быть для всех. Я понимаю людей, которые приезжают в Плес за тишиной, но пойти навстречу не могу. Я губернатор, мне по-другому нельзя.

Масштабная поддержка ведь началась после того, как интерес к Плесу стал проявлять Дмитрий Медведев.

Я не думаю, что стоит связывать это напрямую. Но то, что Дмитрий Анатольевич реально Плесу помогает, это так.

Есть еще одна проблема – обезличивание исторического ландшафта. В Плесе сейчас закрывается 85-летний туберкулезный санаторий…

Нет, у этого учреждения лишь немного меняется профиль, он будет специализироваться на легочных заболеваниях.

А почему? Многие связывают переориентирование санатория с частыми визитами высоких гостей в Плес – якобы они не хотят отдыхать рядом с таким санаторием.

Нет.  Я этот вопрос поднимал перед Минздравом еще в 2006 году, когда ни о каком присутствии в Плесе высоких гостей не было и речи. Мы делаем курорт, а само название и такая узкая специализация отталкивают инвесторов и туристов. На самом деле это уже давно был санаторий для больных с лёгочными заболеваниями, а сейчас произошло де-юре то, что было де-факто.

и еще статья о закрытии санатория: http://sobesednik.ru/investigation/tainaya-dacha-prezidenta-medvedeva