Турист Svetlana Kozyritskaia (Svetlana_Kozyritskaia)
Svetlana Kozyritskaia
была 14 апреля 8:00

Кронштадт — Россия Август 2014

Как не прискорбно, но сейчас форты представляют собой грустное зрелище. За ними никто не следит и лишь некоторые приведены в более-менее пристойный вид, остальные разрушаются под действием времени. Печально, ведь это наша история и мы должны оберегать всё, что досталось нам от предков. Оберегать и гордиться!

Строительство и совершенствование фортификационных сооружений продолжалось в Кронштадте до начала XX века. В частности сооружался уникальный комплекс фортов Кронштадта. Форты на данный момент утратили своё военное значение, но остались самым мощным фортификационным комплексом на Балтике. Форты Кронштадта были созданы для защиты Санкт-Петербурга от возможного нападения врагов с моря.

К фортам Кронштадта

Пётр I впервые реализовал идею строительства фортовой крепости, состоящей из ядра и дополнительных укреплений перед ней — фортов. Почему нужны были форты у острова Котлин? Россия боролась за выход к морю и чтобы надёжно преградить дорогу шведским кораблям к землям Невской Губы и Петербургу, Пётр решил дополнительно укрепить оборону Кронштадтской крепости.

К фортам Кронштадта

Так, начиная с 1704 года до начала XX века для защиты Санкт-Петербурга с моря была построена цепочка крепостей — форты Кронштадта, состоящие из 21-го укрепления, семнадцать из которых расположены в Финском заливе.

На пароме «Рипербан» мы проплыли мимо некоторых из них.

Сам паром «Рипербан», как выяснилось, не совсем обычное судно. Во времена своей «молодости» он ходил по реке Рейн и принимал такие известные группы как «Queen», «The Beatles», «The Rolling Stones».

К фортам Кронштадта

Виды во время путешествия открывались просто волшебные. Вода и небо взаимодополняют друг друга, цвет водных глубин зависит от цвета небесных просторов.

На борту я познакомилась с очень интересной женщиной. Оказалось, она экскурсовод и везёт свою группу на форт «Великий князь Константин». Мы разговорились и, вот так незаметно, для меня была проведена индивидуальная экскурсия по фортам Кронштадта.

К фортам Кронштадта

Очень интенсивное движение было в этот день, по словам моего гида (к своему стыду, я так и не узнала её имя).

Первый форт Кронштадта — Кроншлот.

Осенью 1703 года шведы покинули Невскую губу и Пётр I сразу отправился в Финский залив для измерения глубин у острова Котлин. Он определил, что с севера и юга остров окружён валунами и мелями и корабли шведов смогут пройти к Петербургу только по узкому проливу. Пётр велел рубить крепость рядом с островом Котлин, чтобы заградить здесь проход кораблей. С осени на острове был заготовлен материал для строительства и в начале января 1704 года, когда лёд встал, начались работы по возведению первого укрепления. Делали ряжи — деревянные ящики, которые наполняли камнем и опускали под лёд. Они служили основанием крепости, модель которой сделал сам Пётр I. На каменном основании была также построена трёхъярусная деревянная башня. Крепость, «мимо которой невозможно без препятствий ни одному кораблю в устье пройти», Пётр назвал Кроншлот — Коронный замок. Летом 1704 и 1705 годов Кроншлот отражал натиск шведов. Окончательно Новый Кроншлот был достроен к 1724 году, тогда появилась внутренняя гавань с тремя воротами.

Форт «Император Павел I» был построен в 1801 году и располагался на два километра западнее Кроншлота. В 1923 году в результате пожара и взрыва, хранящихся на складах мин, укрепление было почти полностью разрушено, причём взрывы были не случайны. Из-за человеческой глупости мы лишились кусочка истории. Сохранились только остатки одной стены и лестничная башня.

К фортам Кронштадта

Батарея «Князь Меньшиков» построена в 1843–1850 годах у входа в Купеческую гавань.

К фортам Кронштадта

Форт «Император Александр I»

Его торжественное открытие проходило 27 июля 1845 года в присутствии государя Николая I. Начиная с 1897 года, здесь находилась противочумная лаборатория, препараты которой использовались в борьбе с эпидемиями чумы, холеры и тифа по всей России. Все опыты проводили над животными. Их по трубе доставляли в форт. Сыворотка и вакцина поставлялись также за границу, поэтому это укрепление называлось ещё Чумным.

К фортам Кронштадта

Вход на его территорию был строго ограничен и с внешним миром сообщение выполнялось на пароходике с именем «Микроб». Несмотря на все ограничения, в 1904 и в 1907 году здесь вспыхнула эпидемия чумы. С 1917 года крепость снова была передана военным и какое-то время здесь располагались склады с оружием, а со временем она была заброшена.

В 2005 году укрепление передали Управлению делами Президента и здесь планировалось проведение саммита 2007 года, но по причине безопасности от этой идеи отказались. В это время появилась грандиозная идея создать здесь культурно-развлекательный комплекс с театральной сценой и музеем истории фордов, кафе, баром и ресторанами. Но в жизнь эти планы так и не были воплощены.

У Атлантического побережья Франции в Бискайском заливе между островами Олерон и Иль-д’Экс находится аналог крепости Александр I — форт «Боярд», построенный в 1857 году на песчаной отмели, который использовался как военный объект и тюрьма, а одно время служил только местом обитания птиц. Его размеры в два раза меньше размеров форта «Александр I». Крепость «Боярд» также прозябала и была заброшенной до середины 80-х годов, когда французское телевидение заинтересовалось ей и сделало её самой необычной телеплощадкой и телестудией мира, а игра «Форт Боярд», съёмки которой ведутся здесь, стала одной их самых популярных в мире.

К фортам Кронштадта

Форт «Великий князь Константин», расположенный в береговой части острова Котлин, первоначально назывался «Двойная южная батарея». Он был построен в 1808 году в начале войны со шведами, когда возникла угроза приближения их союзников — английских кораблей. Тогда на отмели в северной части Кронштадтского рейда были построены батареи в два яруса для 45 пушек. В 1833 году Николай I назвал это укрепление Константин в честь своего семилетнего сына, который в пять лет был назначен генерал-адмиралом.

Здесь наша экскурсия переходила с парома на автобус. По многочисленным просьбам нам разрешили самостоятельно изучить форт «Константин». На самом деле ничего примечательного там не было, за исключением вида, открывающегося на Кронштадт.

К фортам Кронштадта

Погода начала портиться, а потом, без предупреждения, обрушился настоящий ливень. Мы даже зонты вовремя раскрыть не успели. Но эта маленькая неприятность не смогла испортить общее впечатление от поездки.

В Петербург мы вернулись полностью мокрые, чем немало удивили горожан)