Метро Дубая

Дубайский метрополитен — одна из самых передовых и современных железнодорожных систем. Начать хотя бы с того, что она полностью автоматическая, электропоезда курсируют без машиниста. Это крупнейшая в мире автоматическая система метрополитена общей протяженностью 74,5 км. С введением в эксплуатацию всех станций новой линии протяженность железнодорожных путей Дубайского метро увеличится до 90 км.

С момента открытия общее количество поездок превысило 1 миллиард.

Метрополитен состоит из двух линий — Красной и Зеленой. Красная включает 29 станций, Зеленая — 20 станций. Новая линия (ответвление Красной ветки) будет включать 7 станций.

Большая часть путей проходит по виадукам, и только в центральной части города — под землей. Соответственно, практически все станции — надземные или наземные (на уровне земли).

Вагоны для метро Дубая поставляет японская фирма Kinki Sharyo. Состав из 5 вагонов вмещает 643 человека, в каждом вагоне по 40 посадочных мест. Средняя скорость движения — 35 км/ч. Максимальная скорость — 110 км/ч.

Объявление станций осуществляется на арабском и английском языках мужским голосом. Кроме того, название следующей станции отображается на табло в вагонах.

Безопасность в метро Дубая обеспечивает специальный отряд полиции. В поездах на станциях для отслеживания любых нарушений оборудовано более 3 000 систем видеонаблюдения, имеются кнопки экстренного вызова. Метрополитен и аварийная служба связаны между собой интегрированной радиосистемой, которая позволяет оперативно сообщать о неполадках в работе.

Главным принципом работы Дубайского метрополитена является максимальный комфорт пассажиров. Так, на всех уровнях станции метро доступен лифт, которым могут воспользоваться все желающие. Во всех поездах отведены отдельные места для инвалидов-колясочников. Для слабовидящих проложен контрастный тактильный маршрут. При открытии и закрытии дверей раздаются соответствующие звуковые сигналы. Все платформы освещены. На дисплеях, установленных на станциях и в вагонах, доступна вся информация, необходимая для планирования поездки.

На всех станциях и во время всей поездки можно пользоваться Wi-Fi и мобильной связью.

Метрополитен находится под управлением RTA (Roads and Transport Authority) — государственной компанией, в ведении которой также находятся дубайские трамваи, автобусы, такси. Помимо прочего, компания отвечает за дороги и трафик.

Схема метро Дубая

Интерактивную метро нетрудно найти в сети. Однако намного удобнее взять бесплатную бумажную карту, которые есть на специальных стойках на всех станциях метро.

Сервис Яндекс.Метро предлагает удобный и понятный планировщик поездок. Нужно выбрать станцию отправления и прибытия, после чего система предложит оптимальный маршрут. Все названия станций даны на русском языке. Новые станции также отображаются и учитываются при составлении маршрута. Также на карте отмечен трамвай, который интегрирован с прочими видами транспорта.

На официальном сайте RTA можно воспользоваться планировщиком маршрутов. С его помощью удастся проложить путь из точки, А в точку Б с использованием желаемых видов транспорта, включая метро.

Станции метро Дубая

Метрополитен состоит из двух веток — Зеленой и Красной. Вестибюли станций выглядят плюс-минус одинаково. Оформление интерьеров соответствует одной из общих тем — «Наследие» (культура и история ОАЭ), «Земля» (сила и долговечность земли; желто-коричневые оттенки в декоре), «Воздух» (радость, которую Дубай дарит жителям и гостям; зеленые оттенки), «Огонь» (энергия, воля лидеров Дубая; оранжевые и красные тона), «Вода» (общечеловеческие ценности и достижения цивилизации; бело-голубая цветовая гамма).

В некоторых случаях от станции проведены надземные переходы прямо до различных объектов — торговых центров, достопримечательностей. Все станции оснащены лифтами и эскалаторами, многие — дополнительно траволаторами.

В ближайшей перспективе — строительство Розовой линии, которая будет проходить с востока на запад с конечной станцией в Аль-Суфухе, и Золотой линии, которая соединит районы Арабское Ранчо, Дейра и Дубай Марина.

Любопытно, что именно в Дубае многие станции носят свои имена по названию местных и международных компаний. Это первый в своем роде корпоративный брендинг в номинации станций городского метрополитена. Всего было переименовано 23 станции, и этот процесс продолжается.

Так, в ноябре 2020 года новые названия получили пять станций: Al Fahidi стала Sharaf DG, First Abu Dhabi Bank — в Umm Al Sheef, Noor Bank — в Al Safa, Damac — в Dubai Marina, Nakheel — в Al Khail. На старых картах могут сохраняться старые названия.

Станция BurJuman
Станция BurJuman
Фото: © Ааре Оландер

Красная ветка (Rashidiya — UAE Exchange)

Является основной и проходит практически через весь город. Первый пусковой участок был открыт в 2009 году, и уже через год строительство линии было завершено. Красная линия протянулась на 52,1 км от Аль-Рашидии на востоке до Джебель-Али, почти до границы с эмиратом Абу-Даби. Большая часть ветки проходит параллельно Шоссе шейха Зайда.

К ветке относится 29 станций (плюс ведется строительство ответвления Route 2020 с 7 станциями), 24 из которых являются надземными. Поездка от начальной станции Rashidiya до конечной станции UAE Exchange займет 1 час.

Две станции — Union и BurJuman — являются пересадочными. Здесь можно поменять линию, чтобы исследовать район Дейра.

Именно к Красной ветке относятся станции, которые располагаются вблизи важных транспортных объектов и главных достопримечательностей Дубая.

Так, возле Дубайского аэропорта находятся станции метро Airport Terminal 1 и Airport Terminal 3, а также станция Emirates (только рейсов авиакомпании Emirates). Чтобы посетить небоскреб Бурдж Халифа, поющий фонтан, Дубай Молл нужно выйти на станции Burj Khalifa/Dubai Mall. Рамка Дубая находится в парке Забиль возле станции Al Jafiliya.

Посмотреть достопримечательности Дубая на карте и их расположение относительно станций метро можно в нашем обзорном материале.

Станция метро Burj Khalifa/Dubai Mall. Это одна из самых загруженных станций Дубайского метрополитена. Расположена на южной стороне развязки между Sheikh Zayed Road, Financial Center Road и Al Safa St. К востоку простирается комплекс Downtown Dubai, к которому относится небоскреб Бурдж Халифа и торговый центр Dubai Mall — в честь этих сооружений станция и получила свое название. Станция связана с торговым центром пешеходным переходом.

Собственно, основные достопримечательности даунтауна сосредоточены как раз возле этой станции.

Станция метро Union. Находится в Дейре на площади Юнион-сквер. Является пересадочной. Самая загруженная станция метро Дубая и самая большая подземная станция в мире, занимающая площадь 25 тыс. кв. м. Станция Union — одна из тех, что расположены максимально близко к центральной части Дубайского залива.

В непосредственной близости располагается автобусный вокзал Union Square Bus Station, откуда отправляются междугородние маршруты. Автобус № E303 идет до Шарджи (прибытие к Al Jubail Bus Station, в пути 60 минут). № Е400 следует до Аджмана (прибытие к Al Musalla Terminal, в пути 1,5 часа). № Е700 направляется в Фуджейру (Fujairah Bus Station, в пути 2 часа). Оплата проезда производится транспортной картой NOL.

Станция метро Дубай Марина. Фешенебельный яхтенный район Дубай Марина с небоскребами, торговыми центрами и чистейшими пляжами определенно стоит того, чтобы его посетить. Район обслуживают две станции — DAMAC Properties (бывшее название Dubai Marina) и DMCC (бывшее название Jumeirah Lakes Towers).

Зеленая ветка (Etisalat — Creek)

Зеленая линия охватывает восточную часть Дубая и проходит через Дейру и Бур-Дубай в основном параллельно Дубайскому заливу. Ветка протянулась на 22,5 км и включает 20 станций, в том числе 12 надземных. Открытие состоялось в 2011 году, последние две станции сданы в эксплуатацию в 2014 году.

Две станции являются пересадочными — Union и BurJuman.

Поездка от начальной до конечной станции Зеленой линии займет 40 минут.

Route 2020

В 2020 году в Дубае была запланирована всемирная выставка Экспо-2020, однако пандемия коронавируса внесла свои коррективы. Сроки ее проведения сдвинулись на октябрь 2021 года, при этом название осталось прежним. Местом проведения основных мероприятий станет территория между Дубаем и Абу-Даби.

Именно к открытию мировой выставки было приурочено строительство новой ветки Route 2020 протяженностью 15 км. Эта линия является ответвлением красной ветки (пересадочная станция Jebel Ali). Новая ветка будет обслуживать городские районы, где проживает более 270 тысяч человек, — Dubai Investment Park, Jumeirah Golf Estates, Discovery Gardens и др.

Согласно проекту, Route 2020 будет включать 7 новых станций: Jebel Ali, The Gardens, Discovery Gardens, Al Furjan, Jumeirah Golf Estates, Dubai Investment Park, Expo.

EXPO 2020 Station
EXPO 2020 Station
Фото: © reshz

Ориентировочное время в пути до конечной станции из района Dubai Marina — 16 минут.

По состоянию на январь 2021 года в эксплуатацию введены 4 станции новой ветки — Jebel Ali, The Gardens, Discovery Gardens, Al Furjan. Остальные будут открыты позже.

По новой ветке будет ходить 50 электричек повышенной комфортности. Предполагается, что в день ею будет пользоваться 125 тысяч пассажиров в день, а к 2030 году — 275 тысяч пассажиров.

Предполагается, что эта линия будет продлена до международного аэропорта Аль-Мактум.

Проезд в метро Дубая

Для оплаты проезда используются смарт-карты NOL. Они же принимаются в автобусах, трамваях, на паромах, водных автобусах, междугородных автобусах. Оплатить проезд наличными или банковской картой в Дубайском метрополитене невозможно.

Существует 4 типа NOL-карт — Красная, Серебряная, Синяя (именная), Золотая. Самый простой вариант — Красная карта (Red Ticket), которая действует только на одном виде транспорта. Стоимость самой карты — 2 AED.

Дети до 5 лет или ростом до 90 см едут бесплатно. Если ребенок не подходит под эти параметры, на него приобретается отдельная транспортная карта.

Стоимость метро в Дубае зависит от дальности поездки, т. е. от количества пересеченных зон, и типа карты. Всего город разделен на 7 транспортных зон. Сеть наземного транспорта охватывает их полностью, а вот метро представлено только в четырех из них.

  • Поездка в пределах 1 зоны — 4 AED
  • Поездка в пределах двух зон — 6 AED
  • Поездка за пределы двух зон — 8,5 AED
  • Безлимит на день (проезд в вагонах обычного класса) — 20 AED

Таким образом, минимальная стоимость поездки (в пределах одной зоны) составляет 4 дирхама, максимальная стоимость (пересечение трех и более зон) — 8,5 дирхамов. Проезд из одной зоны в соседнюю обойдется в 6 дирхамов.

Приобрести и пополнить «Красную карту» их можно либо в автоматах на станции, либо в кассах через кассира. Кассы принимают только дирхамы, но есть и бесконтактная оплата (смартфоном, банковской картой). «Серебряные» и «Золотые» карты продаются на станциях метро, на автобусных станциях (не на остановках).

Следует помнить, что на балансе карты всегда должен сохраняться минимальный остаток, иначе проход на станцию будет запрещен.

Если планируется активное передвижение по городу, стоит выбрать «Серебряную карту»,

Читайте подробнее о картах NOL в нашем материале: «Общественный транспорт Дубая»

Остаток на балансе карты вернуть нельзя, но можно «обналичить» его в сети магазинов Zoom, которые открыты на станциях метро.

Как пользоваться метро Дубая

Для начала нужно приобрести NOL-карту и пополнить ее на определенную сумму. Проход на платформу осуществляется через турникет — нужно приложить к нему карту. При выходе карту следует приложить повторно, иначе оплата будет списана по максимальному тарифу. На экране отобразится списанная сумма.

На станциях установлены платформенные раздвижные двери, поэтому случайно упасть на пути не получится.

Далее нужно выбрать подходящий вагон (общий, для женщин/детей, золотой) и внимательно следить за объявлением станций, чтобы не пропустить свою.

Особенность местного метро в том, что платформы, откуда осуществляется посадка в вагон, располагаются по бокам от железнодорожных путей, а не в центральной части станции, как это привычно для российского метрополитена. Поэтому если проехать свою станцию, придется пересекать платформу по системе кросс-платформенных переходов и заново оплачивать проезд.

Время работы метро Дубая

Дубайский метрополитен не является круглосуточным. Более того, по пятницам он начинает работу не с самого утра.

Станции красной ветки метро

  • С субботы по среду — с 05:00 до 00:00
  • Четверг — с 05:00 до 01:00
  • Пятница — с 10:00 до 01:00

Станции зеленой ветки метро

  • С субботы по среду — с 05:30 до 00:00
  • Четверг — с 05:30 до 01:00
  • Пятница — с 10:00 до 01:00

Станции Route 2020

  • С субботы по среду — с 05:00 до 00:00
  • Четверг — с 05:00 до 01:00
  • Пятница — с 10:00 до 01:00

Поезда курсируют с интервалом 6–8 минут в утренний пиковый период и 5–6 минут в вечерний пиковый период. Среднее время движения между станциями составляет 60–90 секунд, остановка длится 20–30 секунд.

Вагоны метро Дубая

Составы Дубайского метрополитена включают три типа вагонов, предназначенных для разных категорий пассажиров.

Общий вагон
Общий вагон
Фото: © KINKISHARYO (CC BY 2.0) by flickr.com

Общий вагон. В нем возможен проезд всех пассажиров. Из таких вагонов состоит практически весь состав. В редких случаях можно занять сидячее место: вагоны забиты под завязку. А в пиковые часы нередко приходится пропускать состав, потому что зайти в вагон не представляется возможным. Как правило, детям в общих вагонах всегда уступают.

Женский/детский вагон. В вагонах данной категории возможен проезд только лиц женского пола и детей. Вагоны располагаются вслед за Золотым и обозначаются соответствующей информационной наклейкой. Загруженность их чуть меньше, чем общих. Мужчина, оказавшийся в таком вагоне, будет оштрафован.

Золотой вагон метро Дубая
Золотой вагон метро Дубая
Фото: © KINKISHARYO (CC BY 2.0) by flickr.com

Золотой вагон метро Дубая. Приватный вагон для обладателей Золотой NOL-карты. Оборудован широкими кожаными креслами с увеличенным интервалом между ними. Из окон головного вагона открываются живописные виды на город. Также среди преимуществ — наличие свободных сидячих мест, за исключением пиковых временных промежутков.

Перегородок между вагонами состава нет, поэтому перейти из одного в другой получится без проблем. Только Золотой вагон отделен специальной раздвижной дверью, поэтому «случайно» попасть в него не получится.

Периодически в вагонах появляются контролеры, которые смотрят соответствие билетов занимаемому вагону. У транспортных инспекторов есть специальное считывающее устройство, которое определяет, какой картой была оплачена поездка. Как правило, в отношении туристов они ограничиваются устным предупреждением. 

Правила метро Дубая

Нельзя курить, есть и пить, жевать жевательную резинку, провозить рыбу.

Нельзя находиться в откровенной одежде, демонстрировать свои чувства (обниматься, целоваться).

Нельзя мусорить, складывать ноги на сиденья, блокировать двери, провозить домашних животных, бегать по траволаторам и эскалаторам, кататься по станции на велосипеде.

Нужно стоять справа лицом по направлению движения, уступать места пожилым людям, женщинам и инвалидам.

Правила провоза багажа

В каждом вагоне имеется специальный багажный отсек, предназначенный для провоза чемоданов, сумок.

Один пассажир вправе провозить 2 единицы багажа:

  • одно багажное место, размеры которого не должны превышать 81 см x 58 см x 30 см.
  • одно багажное место, размеры которого не должны превышать 55 см х 38 см х 20 см

Штрафы

В Дубае разработана развлетвленная система штрафов для пассажиров общественного транспорта, которые не соблюдают установленные правила.

  • Выезд за пределы зоны действующего тарифа без оплаты, непредоставление карты по запросу, использование карты с истекшим сроком действия, использование недействительной карты, использование карты другого лица — штраф 200 AED.
  • Использование поддельной карты — 500 AED.
  • Причинение неудобств другим пассажирам общественного транспорта, употребление еды и напитков в местах, где это запрещено, нахождение в зонах для других категорий пассажиров, проезд с животными, за исключением собак —поводырей, — 100 AED.
  • Нельзя класть ноги на сиденья — штраф 100 AED.
  • Нельзя плевать, мусорить, курить — 200 AED.
  • Штраф за сон в непредназначенных для этого местах — 300 AED.
  • Повреждение, вандализм или уничтожение оборудования или сидений в общественном транспорте — 2 000 AED.

В действительности система штрафов намного обширнее, и с ней можно ознакомиться отдельно.

Мобильные приложения

Для удобства перемещения по городу RTA разработало несколько мобильных приложений, которые обеспечивают быстрый и простой доступ ко всем транспортным услугам.

RTA Dubai App. Лучшее приложение для поездок по Дубаю, которое включает более 400 услуг и функций для водителей и пассажиров. В частности, с его помощью можно найти место для парковки и оплатить его, проверить штрафы и баланс Salik (система оплаты проезда по платным участкам автомагистралей), узнать баланс NOL-карты, посмотреть историю поездок на общественном транспорте, заказать такси.

Приложение поддерживает русский язык.

S’hail. Это приложение объединяет все транспортные сети Дубая — метро, трамвай, автобусы, такси. С его помощью можно управлять балансом NOL-карт, заказывать такси, планировать междугородние автобусные поездки и получать подробную и актуальную информацию об общественном транспорте города. В частности, оно позволяет отслеживать трафик в режиме реального времени.

Видео метро Дубая

Нашли неточность? Сообщите нам.

Полезные ссылки:

 ✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.

 ✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

 ✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии