Общественный транспорт Тулы

Тула славится в первую очередь своим культурным и историческим наследием. Широко известны три тульских продукта — пряник, самовар и оружие. Им посвящены отдельные музеи — Музей «Тульский пряник», Музей оружия, Музей «Тульские самовары».

Вместе с тем Тула является промышленным и научным центром, а также крупным транспортным узлом. В обход Тулы идет федеральная автодорога М2 «Крым», которая протянулась от Москвы до границы с Украиной.

От тульских вокзалов, а их в городе два, расходятся железнодорожные пути на Москву, Калугу, Орел. На пригородных поездах и поездах дальнего следования можно добраться до соседних населенных пунктов и отдаленных областей России. Существует сезонное сообщение с Крымом и круглогодичное — с Сочи.

Автовокзалы Тулы обеспечивают транспортное сообщение с городами Тульской области и соседних регионов.

Собственного аэропорта у Тулы нет, хотя когда-то был (с 1959 по 1995 гг.). Ближайший — Международный аэропорт Калуги, который расположен на расстоянии 110 км (1,5 часа езды). До московских аэропортов Внуково, Домодедово, Жуковский — 160–190 км (2,5–3 часа езды), до Шереметьево — 220 км (почти 3 часа).

В Туле представлены следующие виды городского общественного транспорта — автобусы, трамваи, троллейбусы, маршрутные такси. Муниципальный перевозчик МКП «Тулгорэлектротранс». Коммерческого транспорта (маршруток) почти в три раза больше, чем муниципального (автобусов, трамваев и троллейбусов вместе взятых).

Общественный транспорт Тулы
Фото: © Juliette17

Транспорт Тулы онлайн

Отследить движение автобусов, трамваев, троллейбусов и маршрутных такси можно на едином транспортном портале — «Транспорт Тульской области». На карте видно, сколько транспорта на той или иной линии и где в настоящий момент он находится.

Сервис позволяет отследить низкопольные транспортные средства на линии, а также построить маршрут из одной точки в другую.

Единый транспортный портал Тулы — Транспорт 71 онлайн.

На этом же портале отображаются маршруты следования со всеми остановками на карте. Можно выбрать конкретную остановку, и система спрогнозирует время прибытия. При этом отмечается, что время указано ориентировочное, поскольку не учитывает текущую дорожную обстановку. На дорожный трафик влияет загруженность дорог, возможные ДТП на пути и другие непредвиденные ситуации, например, плохие погодные условия.

Еще один ресурс, на котором можно увидеть весь подвижной состав по городу, — Яндекс.Карты. Нужно включить слой «Транспорт». Есть возможность выбрать конкретный маршрут и посмотреть текущее расположение транспорта по всей его протяженности. При этом транспорт, который уходит с линии (в депо, на перерыв), не отображается.

Для смартфонов у Яндекса есть специальное приложение — для iOS, для Android.

Составить оптимальный маршрут из одной точки Тулы в другую поможет планировщик от портала 2gis. У него тоже есть собственное приложение — для iOS, для Android.

Стоимость проезда в Туле

Оплатить проезд в тульском общественном транспорте можно наличными, транспортными картами, банковскими картами, а также с помощью мобильных устройств, поддерживающих технологию бесконтактной оплаты (смартфоны, смарт-часы).

Стоимость проезда в муниципальных автобусах, троллейбусах, трамваях — 20 рублей при оплате наличными, 15 рублей при безналичном расчете.

Стоимость проезда в маршрутных такси — 25 рублей при оплате наличными, 20 рублей при оплате безналичным способом. Планируется оснастить коммерческий транспорт оборудованием для безналичной оплаты к концу 2020 года. Пока же такая опция представлена на единичных маршрутках.

Пассажиры транспорта большого и среднего класса оплачивают проезд при входе через переднюю дверь. Выход — через остальные двери транспортного средства.

Банковские карты

С 2019 года в Туле в любом виде муниципального транспорта — автобусах, троллейбусах, трамваях — можно оплатить проезд безналичным способом. К оплате принимаются бесконтактные банковские карты, а также устройства, оснащенные системой бесконтактной оплаты.

Карта может быть выпущена любым банком, но должна быть бесконтактной. Проезд по безналичному расчету дешевле на 5 рублей — столько же, сколько при оплате транспортной картой. Чтобы оплатить проезд, нужно предъявить кондуктору карту, тот приложит ее к валидатору, и устройство выдаст чек. Этот чек является билетом.

Одной банковской картой можно оплатить проезд сразу за несколько пассажиров — ограничений по их количеству пока нет (в других городах, например, не более двух одновременно).

Транспортные карты

Проезд в автобусах, трамваях и троллейбусах оплачивается и с помощью специальных карт. Их можно приобрести в киосках «Роспечати» за 100 рублей. Пополнение счета карты осуществляется в терминалах самообслуживания «Сбера» Тулы и Тульской области.

Оплата проходит в одно касание: кондуктор прикладывает ТК к валидатору и возвращает ее пассажиру вместе с чеком.

Транспортная карта (ТК)

Обычную транспортную карту могут использовать горожане без льгот и гости города. ТК работает в режиме «электронного кошелька». Дает скидку в 5 рублей при оплате проезда в транспорте Тулы. Стоимость карты — 100 рублей. Пополнение — на любую сумму.

Социальная транспортная карта (СТК)

Предназначена для федеральных и региональных льготников, пенсионеров, студентов, школьников. СТК дает право на неограниченное количество поездок в течение календарного месяца на городских и некоторых пригородных маршрутах. При этом студенческая и школьная СТК действует только на территории Тулы.

При первичной выдаче необходимы оригиналы документов. Оформление карты — бесплатно. В случае утери и повторной выдачи необходимо заплатить 100 рублей.

Федеральные и региональные льготники, пенсионеры — 500 рублей.

Студенты — 500 рублей.

Школьники — 100–200 рублей на 1 вид транспорта, 175–350 рублей на 3 вида транспорта. Стоимость зависит от периода (учебный/каникулярный).

Универсальная электронная карта (УЭК)

Данный тип карты может быть использован в качестве «электронного кошелька» или как проездной на месяц.

Сведения по карте можно проверить в личном кабинете пассажира.

Автобусы Тулы

Тульский автобус стал первым видом общественного транспорта в городе, если не считать конки (конец XIX века). Открытие автобусного движения состоялось в 1924 году — чуть раньше, чем трамвайного. Первый маршрут пролегал от Каминской улицы до Московского (тогда еще Курского) вокзала. Тогда же был пущен автобус в Заречье. В военные годы автобусное движение прекратилось. Его удалось восстановить только в 1946-м.

Город рос, а вместе с ним ширилась и автобусная сеть. Автобусы ходили в новые пригородные поселки. Попутно развивалась трамвайная и троллейбусная сети. Период упадка городского автобуса начался в 1990-х: финансирования не хватало, подвижной состав устаревал, к тому же в 1997-м в Туле появились маршрутки. С течением времени ситуация более-менее стабилизировалась, однако муниципальные автобусы все еще трудно назвать конкурентоспособным транспортом.

В настоящее время обслуживанием автобусных маршрутов занимается МКП «Тулгорэлектротранс», в ведении которого находится также весь наземный электрический транспорт — троллейбусы и трамваи. Автопарк предприятия располагается в бывшем трамвайном депо. Постепенно он пополняется низкопольным транспортом.

Всего по городу проходит около 20 автобусных маршрутов. Их количество периодически меняется: линии закрываются, открываются новые, продляются или укорачиваются старые и т. д.

Весь подвижной состав МКП «Тулгорэлектротранс» оснащен бесплатным Wi-Fi.

Автобусы начинают движение около 05:30 и завершают к 23:30. Приемлемый интервал движения (10 минут) имеется на единичных маршрутах. В среднем же между рейсами минимум 20 минут, а на некоторых маршрутах — 40–50. В вечерние часы и по выходным интервал — 1 час и более.

Троллейбусы Тулы

Открытие троллейбусного движения состоялось в 1962 году. В самый лучший период существования тульского троллейбуса, а он пришелся на 1980-е годы, действовало 9 маршрутов, на линии выходило 125 единиц. В 2008 году было уже 11 линий, однако количество троллейбусов сократилось до 94.

В настоящее время наземный электрический транспорт находится под контролем МКП «Тулгорэлектротранс». В одном троллейбусном депо (Луначарского, 139) обслуживается 80 троллейбусов.

Весь подвижной состав МКП «Тулгорэлектротранс» обеспечен доступом в интернет. Подключиться к бесплатному Wi-Fi можно в любом автобусе, троллейбусе и трамвае.

В 2020 году действуют следующие маршруты:

Троллейбус № 1 Малые Гончары — Станция Южная. Движение: улица Пузакова — Октябрьская улица — Советская улица — проспект Ленина.

Троллейбус № 2 Ул. Курковая — Станция Южная. Маршрут: улица Луначарского — Октябрьская улица — Советская улица — проспект Ленина.

Троллейбус № 4 Пос. Горелки — Станция Южная. Маршрут: Октябрьская улица — Советская улица — проспект Ленина — Первомайская улица — улица Болдина — улица 9 мая — проспект Ленина.

Троллейбус № 5 Московский вокзал — Станция Южная. Маршрут: Красноармейский проспект — улица Дмитрия Ульянова — улица Болдина — улица Макаренко — улица 9 Мая — проспект Ленина.

Троллейбус № 6 Московский вокзал — пос. Горелки. Маршрут: Красноармейский проспект — Советская улица — Октябрьская улица.

Троллейбус № 7 Ул. Курковая — Московский вокзал. Маршрут: улица Луначарского — Октябрьская улица — Советская улица — Красноармейский проспект — Путейская улица

Троллейбусы начинают работу примерно в 05:30 и заканчивают около 23:30. Самые последние рейсы направляются в депо. Интервал между рейсами зависит от маршрута. Посмотреть график подробнее можно по ссылке ниже.

В 2013 году на маршрут «Московский вокзал — станция Южная» вышел троллейбус «Субботняя улитка». Совершенно в обычном троллейбусе перед пассажирами выступали поэты и музыканты. Проект существует до сих пор. Его целью стало объединение творческих людей города и зрителей, которые хотят приобщиться к литературно-музыкальному творчеству.

Городские прогулки на творческом троллейбусе проходят каждую первую субботу месяца. Отправление четыре раза в день — дважды от станции Южная и дважды от Малых Гончар. При этом стоимость проезда та же самая, действуют все льготы. Узнать подробнее о «Субботней улитке» можно в группе ВКонтакте.

Трамваи Тулы

Тульский трамвай ведет свою историю с 1888 года, когда в городе была открыта конно-железная дорога. Движение по единственной линии было односторонним, и для того, чтобы встречные вагоны могли объехать друг друга, оборудовали специальные разъезды.

Впервые о замене конки трамваем заговорили в 1914 году, однако Первая мировая война помешала амбициозным планам. Спустя довольно длительное время, в 1926-м, начались работы по строительству трамвайных путей. Движение было открыто уже осенью 1927 года. Первая линия тульского трамвая протянулась от Курского (теперь Московского) вокзала до Толстовской заставы на 8,9 км.

С годами трамвайная сеть разрасталась по городу. В период пикового развития — это 1970–1980-е гг. — насчитывалось 18 действующих маршрутов. Подвижной состав обслуживался в двух депо. Выпуск составлял 250 вагонов и 127 поездов.

Исторические события последующих лет негативно сказались на тульском трамвае. Поставка вагонов из-за рубежа прекратилась, подвижной состав быстро изнашивался, городские власти не были заинтересованы в развитии рельсового транспорта. К 2014 году количество маршрутов сократилось почти в два раза. В 2008 году одно депо было передано автобусному перевозчику.

В 2019 году были открыты маршруты № 8 и № 11.

По состоянию на 2020 год действует 11 маршрутов. В парке — 86 вагонов, которые обслуживаются в единственном депо. Эксплуатант — МКП «Тулгорэлектротранс». В трамваях работает бесплатный Wi-Fi.

Трамвай № 3 Щегловская Засека — Московский вокзал. Маршрут: улица Кирова — улица Кутузова — улица Марата — Епифанская улица — Пролетарская улица — Советская улица — улица Коминтерна.

Трамвай № 6 Стадион «Металлург» — ул. Штыковая. Маршрут: Театральный переулок — улица Металлургов — улица Плеханова — улица Марата — Епифанская улица — Демидовская Плотина — Октябрьская улица — улица Максима Горького. Курсирует только по рабочим дням.

Трамвай № 7 Стадион «Металлург» — Щегловская засека. Маршрут: Театральный переулок — улица Металлургов — улица Плеханова — улица Марата — улица Кутузова — улица Кирова.

Трамвай № 8 Московский Вокзал — ул. Штыковая. Движение по улицам: улица Коминтерна — улица Советская — улица Октябрьская — улица М. Горького. Курсирует только по рабочим дням.

Трамвай № 9 Московский вокзал — Стадион «Металлург». Движение по улицам: улица Коминтерна — улица Советская — Пролетарская улица — Епифанская улица — улица Марата — улица Плеханова — улица Металлургов — Театральный переулок.

Трамвай № 10 Стадион «Металлург» — Кондитерская фабрика «Ясная поляна». Маршрут: Театральный переулок — улица Металлургов — улица Плеханова — улица Марата — Епифанская улица — Демидовская Плотина — Советская улица — улица Коминтерна — улица Фёдора Смирнова — Павшинский мост — Воздухофлотская улица — улица Тихмянова — Одоевское шоссе.

Трамвай № 11 Щегловская засека — Красный перекоп. Движение по улицам: улица Кирова — улица Марата — улица Епифанская — улица Пролетарская — улица Советская — улица Оборонная — улица Кауля. Курсирует только по рабочим дням.

Трамвай № 12 Пос. Менделеевский — Ул. Штыковая. Маршрут: проспект Ленина — улица Станислаского — улица Николая Руднева — улица Агеева — улица Тимирязева — улица Михеева — Перекопский переулок — улица Кауля — Оборонная улица — Советская улица — Октябрьская улица — улица Максима Горького.

Трамвай № 13 Пос. Менделеевский — Стадион «Металлург». Маршрут: проспект Ленина — улица Станиславского — улица Николая Руднева — улица Агеева — улица Тимирязева — улица Михеева — улица Кауля — Оборонная улица — Советская улица — Епифанская улица — улица Марата — улица Плеханова — улица Металлургов — Театральный переулок.

Трамвай № 14 Пос. Менделеевский — Кондитерская фабрика. Движение по улицам: проспект Ленина — улица Болдина — Оружейная улица — улица Фридриха Энгельса — Советская улица — улица Коминтерна — улица Фёдора Смирнова — Павшинский мост — Воздухофлотская улица — улица Тихмянова — Одоевское шоссе.

Трамвай № 15 Щегловская Засека — Ул. Штыковая. Маршрут: улица Кирова — улица Кутузова — улица Марата — Епифанская улица — Демидовская Плотина — Октябрьская улица — улица Максима Горького.

Трамваи начинают работу примерно с 05:30 и заканчивают около 23:30. В пиковые часы на линии выходят все вагоны, однако это не решает проблему с большими интервалами между рейсами. И если с 7 до 9 утра и с 15 до 18 часов интервал составляет от 10 до 25 минут, то с 18 до 20 часов — от 20 минут до 1 часа в зависимости от маршрута.

Периодически в администрации заводят разговор о создании в Туле системы скоростного трамвая. Однако для этого нужно оборудовать новые трамвайные пути, а старые обособить от дороги, и обновить подвижной состав. По всей видимости, проект не будет реализован в ближайшие годы.

Маршрутки Тулы

По городу и до пригородных поселков ходят многочисленные маршрутные такси, осуществляющие работу по нерегулируемому тарифу.

Первые маршрутки появились в Туле в 1997 году. В то время они в основном дублировали маршруты муниципального транспорта. Автопарк был очень пестрый и весьма потрепанный. Годы шли, открывались новые маршруты в районах, которые не были ранее охвачены муниципальными перевозчиками. В 2000-х произошло частичное обновление автопарка, все чаще на улицах встречались желтые и белые «газельки». К концу 2010-х годов их практически не осталось: перевозчики отдали предпочтение микроавтобусам Peugeot Boxer, Mercedes-Benz Sprinter и им подобным.

Всего в городе эксплуатируется 850 единиц маршруток, обслуживающих около 40 внутригородских линий.

Перевозчики самостоятельно регулируют стоимость проезда. Она всегда выше, чем в муниципальном транспорте. Постепенно в коммерческом транспорте появляются терминалы для безналичной оплаты проезда.

Посмотреть схему движения тульских маршрутных такси, а также расписание по каждой линии можно на официальном сайте Администрации города Тулы.

Пригородные поезда

С тульских железнодорожных вокзалов отправляются пригородные поезда на Москву, Орел, Узловую, Алексин.

Чтобы добраться до Москвы, можно сесть на обычную электричку (3 часа 40 минут) или на фирменный экспресс (2 часа 40 минут), которые уходят с Московского вокзала. При этом экспресс незначительно дороже обычного электропоезда, хотя доезжает до столицы на час быстрее.

Читайте подробнее:Поезд Москва — Тула

Вторым по значимости является Ряжский вокзал. Направления обслуживает «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК). Расписание отправлений, тарифы, актуальные изменения в графике движения поездов — на ее официальном сайте.

Расписание и билеты ЦППК также доступны через мобильное приложение. Скачать для iOS, скачать для Android.

Междугородные автобусы

Одним из крупнейших транспортных узлов является Тульский автовокзал, расположенный в южной части города. Ежедневно отсюда отправляются рейсы в Москву, Калугу, Брянск, Липецк. Несколько раз в неделю организованы автобусы до украинских городов.

В центральном районе находится небольшая автостанция «Заречье», которая обслуживает в основном пригородные направления.

Такси в Туле

В городе работает пара десятков местных служб такси. Вызывать машину можно через диспетчера, позвонив по телефону. Контакты перевозчиков нетрудно найти в Интернете. Конкуренция среди перевозчиков большая, однако цены держатся примерно на одном уровне.

Кроме того, в Туле представлен сервис Яндекс.Такси. Нужно установить мобильное приложение на смартфон, зарегистрироваться и привязать банковскую карту (возможна оплата наличными). В часы пик спрос на машины растет, а вместе с ним повышается и стоимость (действует повышающий коэффициент). То же актуально и для плохих погодных условий: гололед, метель, ливни.

Цены на поездки по городу начинаются от 100 рублей и выше в зависимости от километража. Такси до Музея-заповедника «Ясная Поляна» (16 км) — от 300 рублей, до голубых озер в Кондуках (80 км) — от 1 500 рублей. Рассчитать примерную стоимость можно здесь.

Для организации индивидуальных и групповых поездок можно воспользоваться услугами трансфера. В этом случае оформление заявки на поездку осуществляется заблаговременно онлайн. Как правило, трансфер заказывают для поездки до аэропорта или из него.

Подобрать автомобиль подходящей вместительности и уровня комфорта удастся с помощью сервиса KiwiTaxi, который сотрудничает только с надежными перевозчиками по всей России.

Аренда авто в Туле

В городе работает несколько местных прокатных контор, среди них — «Авточка», Car Den. Прокатный автомобиль выручит в самых разных бытовых и рабочих ситуациях, а также станет комфортным средством передвижения в туристической поездке по региону и за его пределы.

Средняя стоимость одних суток проката — 1 500–1 900 рублей. В эту сумму включены все налоги и страховки. Дополнительно оплачиваются другие доступные опции вроде детского кресла, навигатор, транспондер. Услуга подачи на определенный адрес также платная. Стоить иметь в виду: чем выше класс авто, тем дороже. И при этом чем больше дней длится аренда, тем дешевле платить за каждый последующий период.

Требования к водителю не сильно отличаются от компании к компании. Возраст должен быть не менее 25 лет. Стаж вождения — от 3 лет. Вне зависимости от срока аренды вносится залог — в среднем 5 000 рублей.

Прежде чем оформлять аренду, внимательно почитайте условия договора. Обычно предусмотрена система штрафов за те или иные моменты: прокуренный или грязный салон, возврат невовремя и пр.

Каршеринг в Туле

Сервис краткосрочной аренды автомобилей становится все более востребованным в городах России. Это удобно, доступно и более надежно по сравнению с общественным транспортом.

Единственным оператором каршеринга в Туле является «Делимобиль». Работавший ранее CarSmile ушел с тульских улиц весной 2020 года.

В автопарке компании «Делимобиль» — несколько десятков автомобилей Volkswagen Polo.

«Базовый тариф» — 8–9 рублей/минута, тариф «Сказка» (включает полную страховку) — 10–11 рублей/минута. Конкретная стоимость зависит от времени суток. Бронирование бесплатное, плата за ожидание — от 3 до 4 рублей за минуту.

Чтобы воспользоваться услугами каршеринга, нужно скачать мобильное приложение в PlayMarket или AppStore. Для регистрации понадобится отправить фотографии паспорта и водительского удостоверения. При этом оформить автомобиль в аренду могут водители старше 19 лет, стаж вождения должен быть не менее 1 года.

Прокат велосипедов

Пункты проката велосипедов (и иногда самокатов) открыты при веломагазинах, магазинах спорттоваров, велосервисах и т. п. На территории Центрального парка в теплое время открыты две базы проката: на большом круге и при входе с улицы Жаворонкова.

Средняя стоимость аренды обычного велосипеда — 150–200 рублей в час. Также можно взять велосипед на сутки, день, ночь, неделю, месяц. Понадобится паспорт и денежный залог, сумма которого зависит от арендуемого транспортного средства (от 8 000 рублей)

Велоинфраструктура в городе медленно, но верно развивается. Велодорожки — какими бы они ни были — есть на Пролетарской, у Казанской набережной, на Красноармейском проспекте, в Центральном парке.

По «Ясной Поляне» проложено два туристических веломаршрута на 6 и 8 км, по которым водят экскурсии. «Велосипедный» потенциал есть и у «Поленово». Разговоры о развитии велотуризма в окрестностях Тулы ведутся на протяжении последних лет.

Осенью 2019 года в Туле открылся первый велошеринг BikeMe. В систему велопроката входило 8 автоматизированных станций. К услугам горожан и гостей города было предоставлено несколько десятков велосипедов. Чтобы взять велосипед, нужно было скачать мобильное приложение на смартфон, зарегистрироваться и привязать банковскую карту. Затем найти ближайшую станцию, ввести код замка, а после завершения поездки вернуть велосипед. Велошеринг проработал пару месяцев и в итоге закрылся. Будет ли нечто подобное в будущем — неизвестно.

Перспективы развития

Транспортная система Тулы требует модернизации. Существует ряд проблем, которые нужно решить. Так, маршруты дублируют друг друга, на линию выходит недостаточно транспорта, отсутствует единая система оплаты проезда и тарифная сетка. В основном жители недовольны тем, что транспорт приходится долго ждать, а по вечерам вообще сложно куда-то уехать. Беспокойство вызывает устаревший подвижной состав электрического транспорта. Также не очень удобно входить через переднюю дверь: накапливается очередь, теряется драгоценное время. Иногда в муниципальном транспорте нет кондуктора, и водителю приходится выполнять его функции, что также задерживает посадку.

Все эти вопросы планомерно, хотя и медленно решаются.

Согласно долгосрочным планам, будет увеличено число автобусов большого и среднего класса. Срок их эксплуатации не будет превышать 3 лет. Для проезда лиц с ограниченными возможностями установят специальное оборудование. По городу уже ходят удобные низкозольные автобусы и кондиционированные троллейбусы.

Нашли неточность? Сообщите нам.

Полезные ссылки:

 ✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.

 ✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

 ✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии