Ena
Эна — была 1 января 11:53
 – *Это и есть punk-rock?* - *Возможно...*

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 3

29 мая 2014 г. 9:41 Выборг — Россия Июнь 2012
12 15

Часть 1 — читать здесь

Часть 2 — читать здесь

ЛАЗОРЕВЫЙ ДЕНЬ И БЕЛАЯ НОЧЬ

Выборг встретил нас потрясающим летним днем: ясным аквамариновым небом, легким ветерком и ослепительно ярким солнышком, осколками тонувшем в сияющих водах залива. Июньский денек, как нельзя кстати, подходил для прогулок. Посему, заселившись в гостинице, мы предприняли попытку изучить город. Сразу понравилось, что в Выборге все в порядке с городской скульптурой — пока гуляли, не раз встречали забавные фигурки, немного наивные по исполнению, но все равно милые.

3

Например, скульптура на набережной, рядом с нашей гостиницей, изображающая очаровательного осьминога с огромными удивленными глазами, делающими его похожими на лемура. Бетонное изваяние с крапинками-пупырышками из камешков, видимо, призвано украшать клумбу. Пока цветочков около морского обитателя практически нет, но выглядит все равно весьма забавно.

3

Конечно, не малой архитектурной формой, но вполне достойным украшением любого города, можно назвать фонтан. Тем более, так интересно решенный, как в Выборге. Это я опять восхищаюсь бьющим посередине Салакка-Лахти фонтаном. Для начала пару слов о самом заливе, название которого напомнило мне о рыбке — так и представились тоненькие серебристые селедочки в пряном посоле:). Встречала перевод этого финского названия, как «большой ковш», что, по всей видимости, относится к форме залива. Однако другие источники сообщали, что в переводе с финского название означает «бухта уклеек». Уклейки — это рыбки семейства карповых. Значит, не подвела меня интуиция:). Фонтан, насколько удалось выяснить у «дядьки-Интернета», сравнительно новый. Благодарить за это украшение следует местную администрацию. Идея — не слишком новаторская, если не ошибаюсь, подобное есть и в Питере. Но, безусловно, впечатляет. Только представьте, как из глади воды вырываются высокие струи. Кажется, что сам повелитель залива устроил для вас это шоу. Выигрышно смотрится с любой стороны набережной, и с палубы нашего кораблика-гостиницы «Короленко», и на фоне «пирамидки» — гостиницы «Дружба», когда смотришь на залив, гуляя по зеленому скверу. А скверы, окружающие Салакка-Лахти, — это отдельный разговор. Тенистые, тихие, со скамеечками, детскими карусельками (на которых я, естественно, прокатилась), буйными кустами сирени, удивительно сиреневой, сочной, с веющей с залива прохладой, не слишком новой (еще советской?) набережной с чугунными решетками.

3

Кстати, в сквере на набережной (с противоположной стороны «Дружбы» и «Короленко», от коих никуда не уйти, пусть они и будут нашими ориентирами), мы видим еще одну скульптурку — «Мальчик с кошкой». Оказывается, работа участника выборгского скульптурного симпозиума 1988 г. Л. А. Бейбутяна первоначально была установлена на месте утраченной скульптуры «Юный рыбак», но не так давно ее перенесли в другое место, поближе к набережной. В трогательном грубоватом примитивизме проскальзывают нотки нежности: крепенький малыш знакомится с пушистым зверем, и все это на фоне густо-синего, разукрашенного солнечными бликами залива. Не являюсь поклонницей подобного жанра, но скульптура показалась мне милой, наверное, из-за кошки:).

3

А дальше мы отправились мимо Замкового острова с возвышающейся башней Святого Олафа (о которых речь, конечно, тоже пойдет, но чуть позже)

2

на Петровскую гору, которую считают одной из самых интересных смотровых площадок Выборга. Эта невысокая гранитная скала, расположенная практически напротив Выборгского замка, оказывается весьма историческое место, связанное «с событиями Северной войны и взятием Выборга войсками Петра Первого». Оказывается, в 1710 году здесь располагался штаб генерал-адмирала Ф. М. Апраксина — предводителя русских войск, осаждавших город и взявших неприступную Выборгскую крепость. В парке на высоком постаменте видим мы мощную скульптуру Петра I, держащего в руках шпагу, опирающегося на пушку. Кажется, поднявшийся на гранитный пьедестал император с неким высокомерием смотрит на покоренный город и говорит: «Быть Выборгу русским!». Монумент установлен «в 1910 году, в день празднования 200-летнего юбилея возвращения Выборга России», в период вхождения Выборга в состав Финляндии был снесен, но потом восстановлен.

3

Чуть ниже скульптуры стоят весьма антуражные пушки, на которые непременно хочется залезть и сфотографироваться:).

2

Ну, и, конечно, с Петровской горы открывается изумительный вид на замковые постройки, устремленную в голубые июньские небеса белоснежную башню, отражающийся в водах залива мост. На этом моменте становится понятным, почему русские войска одолели оборону крепости, — замок-то просматривается до неприличия откровенно!

3

Здесь мы предприняли попытку покорить парк «Монрепо», дойдя до него пешком. И даже добрались до нужной остановки. Но тут у меня разыгралось жуткое недомогание, едва не сгубившее всю поездку в Выборг. Кстати, видимо, из-за этого факта город остался в моих воспоминаниях с катастрофически горьким привкусом. Проблемы начались еще в автобусе, мне было так плохо, что ничего уже не нравилось. В гостинице вроде выпила таблетку, даже пошли гулять. Пешком. И вот я — загибающаяся на остановке, с одним лишь желанием — хоть как-то доехать до нашей гостиницы, потому что из-за боли просто идти не могу. И жуть, дикий страх, охвативший меня тогда. И жалея молчащего от страха, что со мной происходит нечто неправильное, мужа: «А вдруг я сдохну, куда же он мой труп денет — в Салакка-Лахти сбросит?». Или звонить в «скорую» — еще хуже, поехала в отпуск и загремела в больницу. В итоге просто наглоталась но-шпы, поспала на драной кровати номера-каюты, преодолела себя (что, болеть, что ли приехала?!), как-то встала, натянула куртку, и гулять по Выборгу.

2

Вечером мы (все еще не очень хорошо ориентируясь в городе, хотя и пользуемся какой-то распечатанной из Интернета картой), возвращаемся к железнодорожному вокзалу. Несомненно, это тоже памятник архитектуры, причем, со своей историей. То, что мы видим сейчас — уже третье по счету здание вокзала. Предшественники его были уничтожены либо самими финнами, либо в ходе бомбардировки во время Великой Отечественной войны. Современное здание вокзала с изящными колоннами и богатой лепниной построено в ожидаемом стиле «провинциального сталинского ампира», а значит, не только типично для многих вокзальных построек того периода, но и наиболее отражает архитектурный вкус своего времени.

2

Впрочем, нас более интересует еще одна выборгская скульптура в форме латинской буквы «W». Стоит сей весьма эпичный знак как раз в аккурат около железнодорожного вокзала, на постаменте, весьма сомнительно напоминающем глобус, увенчанный неким подобием «короны» с надписью «Выборг», на трёх языках: шведском, финском и русском. Считается, что «латинская литера W издревле входила в изображение герба города», ибо, как мы помним, изначально основанный Кнутссоном замок-крепость носил название Wiborg. Задумка интересная, а мне, инициалы которой сплетаются в эту самую буковку W, так похожую на королевскую корону, отличительный знак города пришелся по душе.

2

Свято-Ильинский храм (адрес: г. Выборг, Ильинская гора, ул. Онежская, д. 1, сайт: http://www.na-gore.ru). Построен в 1796 г.., разрушен в 1939 — 1950 гг., вновь возрожден в 1990 г.. Первоначально церковь была возведена по проекту Иоганна Брокмана на средства русских жителей Выборга, около нее образовалось кладбище. Во время советско-финской войны пострадавшее от бомбежек здание храма пришло в запустение. В советские времена вместо храма на Ильинской горе осталась лишь заасфальтированная площадка с транспарантом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В 90-х годах было принято решение о возрождении храма, церковь отстроили и освятили заново, а «на склоне Ильинской горы была сооружена монументальная каменная лестница с выгравированной на ее фасаде древнехристианской монограммой Рождества Христова». Вообще же, возрожденная православная святыня на Ильинской горе входит в состав военно-мемориального комплекса «в честь погибших воинов во время боевых действий на Карельском перешейке в 1940 — 1944 гг.».

Белоснежный храмовый комплекс, стоящий на невысокой зеленой горке, смотрится очень симпатично. По покрытому изумрудной травкой склону поднимается лестница к изгороди темно-малахитовых компактных кустов, на фоне ажурной ограды видим масштабную алую надпись «Христос Воскресе!», видимо, оставшуюся еще с Пасхи. Не зная истории, сложно догадаться, что храм полностью восстановлен. Так органично (по-европейски) смотрится храм на Ильинской горке. Компактный, беленький, с миниатюрной серенькой главкой с высоким крестом, пристроенной над входом низкой двухъярусной колокольней. А рядом — милый домик, построенный для церковных нужд. Внутрь не заходили, но комплекс, безусловно, интересный. Хорошо, что мы его нашли.

2

Следующим на фото был запечатлен еще один объект, ставший визитной карточкой Выборга. Это пара изумительных драккар, пришвартовавшихся на набережной Салакка-Лахти вблизи нашего теплохода «Короленко». Видимо, с них и следовало бы начать рассказ, ибо данная достопримечательность, глубоко полюбившаяся мне и посему фотографируемая в любое время суток и с различных ракурсов, сквозит через весь мой выборгский альбом. Но остановлюсь я на ней именно на этом моменте, когда моя довольная рожица в обрамлении малиновых волос впервые засветилась на кадре с древними шлюпками. Впрочем, зря я назвала их презрительно «шлюпками», равно как и древними. Эти скульптурные композиции, изображающие легендарные лодки викингов, были установлены на набережной в 2009 году взамен старых, служивших декорациями к какому-то советскому фильму.

3

Как говорит Википедия: драккар «(норв. Drakkar, от древнескандинавских Drage — „дракон“ и Kar — „корабль“, буквально — „корабль-дракон“) — так сегодня принято называть деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко поднятыми носом и кормой». То есть Выборг как бы намекает на свою принадлежность к Скандинавии. И становится для меня еще более интересным, ибо драконов я люблю не меньше, чем селедку (намек на название залива, если что), правда, в неприготовленном виде xD. А если честно, эти кораблики — стилизация, но они невероятно антуражны. Их длинные деревянные корпуса, высоко поднятые мачты, устремленные вдаль носы, похожие на головы драконов, изящные силуэты, будто плывущие навстречу друг другу на фоне сине-серебристых вод залива Салакка-Лахти, — рождают чудесную скандинавскую сказку, в которую невольно хочется верить. Да, в драккары на набережной я влюбилась сразу и до бесконечности!

2

Далее мы закономерно проследовали в центральный парк Выборга, официально называемый им. Ленина, а исторически — просто и не по-русски Эспланада. Он был разбит на месте снесённых в середине XIX в. валов и рвов Рогатой крепости. Изначально финны назвали его Торкельским парком — в честь национального героя. Ну, а после передачи Выборга России новые власти недолго ломали голову над сменой названия и по привычке присвоили зеленой территории имя своего вождя. Эспланада — романтичное название для парка. Правда, на сем его романтика и заканчивается, доказательства тому — бухающие бомжи и гопники (и пьяные финны, как же я забыла о них!). Кроны высоких деревьев, тенистые аллеи и лавочки, как нельзя кстати, создают ту самую атмосферу. Нет, навряд ли вас здесь обкрадут, в парке есть даже детский городок с аляповатыми аттракционами, да и мамы с колясочками преспокойно гуляют. По странной, но закономерной случайности в Эспланаду за наш визит мы возвращались неоднократно, каждый раз умудряясь открывать для себя что-то новое.

2

Так, в первый день мы увидели знаменитую скульптуру Лося. Автор ее — скульптор Юсси Мянтюнен, установлена в парке — в 1928 году. Что сказать — масштабный такой зверь на постаменте, с эпически ветвистыми рогами, около него просто обожают фотографироваться дети.

3

Недалеко от Лося — «Плита Памяти похороненных жителей Выборга».

2

Еще хиленький фонтанчик нашли — непременно с интересной историей, правда, не известной никому, кроме его создателей, но зато являющийся уменьшенной копией бьющего посередине Салакка-Лахти шедевра.

2

Чтобы не возвращаться потом к описанию парка, добавлю, что в следующие дни увидели мы его другие достопримечательности. Например, визитную карточку Эспланады — скульптуру «Лесного мальчика» автора Юрьё Лиипола, установленную здесь в 1932 году. Примечательно, что по-фински скульптура называется «Metsän poika» («Юный лесник»). Опять же, на мой циничный взгляд, скульптура не кажется интересной. Ну, обнаженный (при определенном ракурсе весьма видна его принадлежность к сильному полу) юноша, с прекрасной атлетической фигурой и просто бредовым выражением лица (кажется, олицетворяющим «свободу», хотя вся суть скульптуры призывает к обратному), тянет на веревке медвежонка. Видимо, в финское светлое будущее, либо в советское. Гранитный постамент — невысок, мальчик-лесник — красив, а медвежонка — жалко.

3

Наверное, намного трогательнее должна смотреться еще одна скульптура Эспланады, на сей раз деревянная. Называется она «Святое семейство». Появилась в парке в 2004 году стараниями мастера А. Чернова. Что же, вырезанные на стволе дерева лики семьи выглядят если не по-язычески, то весьма по-скандинавски (оставим поклонение богам финнам). Без особой эстетики, но что-то в этом есть. Понравилось.

2

Еще видели деревянную сову устрашающего вида, тоже симпатичную.

3

Еще недалеко от Эспланады увидели увенчанную двуглавым орлом высокую стелу — явный признак доминирования России. Оказалось, это памятная стела «Выборг — город воинской славы», такое высокое звание было присвоено ему в 2010 году. Через год, ко Дню Победы на месте памятника Калинину и была установлена «стела типового архитектурного решения». А вот нашему Ярославлю такого звания не присвоили — с досадой замечаю я. У Выборгской стелы ходят редкие туристы, школьницы-неформалки читают конспекты. И, вероятно, нет им дела до славной истории Выборга. Ну, и мы близко подходить не стали.

2

Когда мы собирались в Выборг, многие знакомые, в том числе живущие в Санкт-Петербурге, недоумевали, зачем мы едем смотреть на развалины? Уж не знаю, что они там имели в виду под руинами, но вот ради остатков старинных фортификационных сооружений в Выборге надо непременно побывать. Ибо они наравне с Выборгским замком и парком Монрепо являются самыми интересными достопримечательностями города. Уже своей древностью и славным боевым прошлым, судьбами защитников Выборга, его героями бастионы и укрепления будут интересны любому мальчишке, в детстве, наверняка, мечтавшем о рыцарских баталиях и кровопролитных боях. И практически каждая девушка захочет представить себя в роли средневековой принцессы, ради которой эти войны и затевались, — уж если воевать, то не из-за политики, а во имя любви:).

2

Восточно-Выборгские укрепления на Батарейной горе — с них мы и решили начать знакомство с фортификационными сооружениями Выборга. Сразу скажу, что подобное мы видели впервые, посему были чрезвычайно впечатлены не только древностью защитных укреплений, но и их четким воплощением в далекое от современных технологий время. Неспроста Восточно-Выборгские укрепления являются памятником инженерного фортификационного искусства. Укрепления строились с 1864 по 1877 гг. по проекту военного инженера генерал-адъютанта Э. И. Тотлебена, после чего гора получила название Батарейной. Оборонительные сооружения «разместили на холме Вартсманинвуори — возвышенности около 30 метров над уровнем моря, обильно усеянной гранитными валунами и поросшей смешанным лесом».

2

Если верить большому плакату со схемой остатков укреплений, до наших дней на Батарейной горе сохранились: крепостные стены, пороховые погребки, фундаменты казарм, караулки, столовой с кухней, а также нечто загадочное для нас, далеких от военной инженерии, — «казематированная траверза» и «потерны». Здесь бы погулять со знающими людьми!

2

А пока что, поднявшись в горку и пройдя через краснокирпичные Западные ворота Восточно-Выборгских укреплений 1907 г.. постройки, оказались в симпатичном зеленом парке.

2

Чем, собственно, и является Батарейная гора. Да, когда-то здесь располагался оборонительный рубеж, а теперь — Центральный парк культуры и отдыха имени М. И. Калинина. Очень милый, светлый и солнечный, с коротко стрижеными лужайками с изумрудной травкой, с взбирающимися на пригорки белоствольными березками в легких салатных кудряшках, раскидистым кустарником. И среди этой безмятежной летней зелени то там, то здесь проглядывают массивные булыжники старинной кладки, опоясывает мощные валы сложенная из шершавых камней стена, и уже немного иначе воспринимаются эти укрепления. Суровое место, военное, а вот березки — совсем по-российски, по-русски. Гуляют пенсионеры, мамочки с ребятишками — тепло и спокойно вечером в парке.

2

А внизу горы раскинулся стадион — вот это правильно, физическую силу надо направлять не на военное дело, а на спорт!

2

Неизвестный бастион. Спустившись с Батарейной горы со стороны стадиона, мы перешли через дорогу и по какой-то тонущей в кустах тропке вырулили к некой каменной стене, оформленной все теми же неотесанными булыжниками, в которой заманчиво маячил проход. Усомнившись лишь на мгновение, мы с беспечностью Алисы, погнавшейся за кроликом, отважно шагнули в коротенький коридорчик из влажных прохладных валунов и оказались в совершенно удивительном месте.

2

Просторную притоптанную площадку древним амфитеатром окружала сложенная из неровных гранитных булыжников крепостная стена подозрительно свежего розового цвета.

2

К центру спускались потрескавшиеся ступеньки, поросшие светло-изумрудной травой с солнечными звездочками одуванчиков. Обрамляющие валы раскидистые кроны деревьев надежно защищали бастион от чужих любопытных глаз. Прямо готовый ринг для рыцарских турниров!

2

В стенах укреплений мы увидели еще один проход, прикрытый ржавой дверью. Конечно, мы заглянули в темный коридор с облупленными кирпичными стенами, будто сошедший с экранов фильма ужасов о кишащем зомби подземелье, но вот пройти вглубь не отважились.

1

Что это за место, для чего созданы эти укрепления, как они называются — для нас так и осталось загадкой. Но место весьма антуражное и симпатичное, чем-то мифическим, загадочным и рыцарским веет от него.

2
1

А со стен-холмов открывался вид на уже современный, обыкновенный город: высотки, подъемные краны в порту, пронзительно синяя гладь залива.

2

Пройдешь пару шагов — и попадаешь в самый заурядный выборгский дворик, который оживляет гранитное серое изваяние медведя, видимо, из той же серии скульптурного симпозиума. Но вот что оно здесь делает — не понятно.

2

Бастион Панцерлакс — первое фортификационное укрепление Выборга. Это романтическое название переводится как «панцирь залива», вот и снова рыцарским духом повеяло! Бастион был построен в 1579 — 1580 гг. и верой и правдой служил в качестве одной из частей в системе укреплений Рогатой крепости. В его помещениях с толстыми стенами укрывался гарнизон, а из 6 бойниц, расположенных в 3 яруса, велся прицельный огонь. Шло время, территория города разрасталась, и в 1860-х гг. разобрали Рогатую крепость. Утратил значение главного форпоста и Панцерлакс, хотя его и сохранили в качестве памятника фортификации. В пороховом погребе в разное время размещались мастерские художников и кафе, а вот сама крепость оставалась заброшенной. Что находится сейчас в этих стенах — не понятно, но неплохо было бы вдохнуть жизнь в эту старинную постройку.

3

К Панцерлаксу нас вывела петляющая по изумрудному лужку с коротко стриженой травкой узенькая тропка. Мощные сложенные из крупных камней стены с нахлобученной шапкой молодой июньской зелени, щедро сдобренной светло-лимонной сурепкой, казались сиреневыми в свете уходящего дня, под цвет раскинувшейся у подножия бастиона сирени с тяжелыми гроздьями ароматных цветов. За стеной увидели краснокирпичное здание с бойницами — смотрится крайне антуражно, но, к сожалению, совершенно безжизненно. А ведь когда-то здесь стояли пушки. Сейчас же — буйная зелень — вот она, вечная жизнь. Не скрою, Панцерлакс при всей своей древности и красоте не произвел особого впечатления, не достаточно хорошо обыгран, хоть бы музей здесь открыли, например.

2

Центр «Эрмитаж-Выборг». Впрочем, бастион Панцерлакс все-таки обитаем. Так, на его вершине в 1930 г. было возведено здание для музея изящных искусств и художественной школы, решенное в стиле функционализма и неоклассики, в 2010 г. в его стенах открылся выставочный комплекс. Основу коллекции составляют работы финских художников.

2

Вообще, глядя на аскетичное белое здание, окруженное тоненькой колоннадой, создается впечатление новодела. Слишком просты линии, псевдо-античное решение — такое бездумное и бездушное копирование, еще более диссонирующее со старинными камнями бастиона и чудом сохранившимся пороховым погребом. Сверкающая в лучах заходящего солнца золотистая вывеска выглядит пошло.

1

Поднялись на бастион, прогулялись по аллее, разбитой около «Эрмитажа-Выборга», которую украшают «копии скульптур работы итальянского скульптора Антонии Чибеи». Если честно, то и сами фигурки римских божеств, и мощенная современной плиточкой дорожка живо напомнили мне набережную Паралию в Витязево. С той лишь разницей, что на курорте подобная блажь выглядела уместно, вроде бы в качестве прикола, а здесь — просто излишне.

2

Попробуйте соединить старинную кладку видавшего кровавые бои бастиона, сомнительный функционализм начала XX века и претендующий на антуражность новодел — получится совершенно неудобоваримая смесь. Она-то и отбила всякое желание посещать выставочный центр, хотя первоначально он значился в планах. Да, еще одной черточкой к неоднозначному виду комплекса можно добавить открывающуюся все с того же Панцерлакса урбанистическую картину выборгского порта с похожими на динозавров желтыми подъемными кранами.

2

Спасо-Преображенский кафедральный собор (адрес: г. Выборг, Соборная пл., д. 1, сайт: http://orthodox.vyborg.ru). «Быть православному собору в Выборге!» — со свойственной ей экспрессией повелела императрица Екатерина II, когда ехала через городок на переговоры со шведским королем Густавом III. И в 1787 г. в Выборге приступили к строительству нового соборного храма по проекту Н. А. Львова. Как дань уважения императрице был выбран очаровательный стиль классицизм с явным намеком на петербуржскую элегантность, а работами руководил уже знакомый нам губернский архитектор Иоганн Брокман. За время своего существования собор неоднократно перестраивался, а в 1892 г. даже стал кафедральным. Примечательно, что в разные периоды Спасо-Преображенский храм относился то к русской, то к финской епархии. Короткое время, с 1940 по 1947 гг., не действовал, после чего вновь стал собирать под свои своды выборгских прихожан.

Прежде всего, внимание привлекает удачное расположение главной выборгской святыни — просторная, вымощенная брусчаткой площадь. Сам храм миниатюрный и изящный, совсем не похожий на привычные для нас монументальные церкви средней полосы. Белоснежный объем увенчан небесно-голубым куполом с маленькой главкой, вход обрамляют стройные колонны, над ним — невысокая, но чрезвычайно фактурная и торжественная колокольня. Удивительно органичный и сказочно красивый собор. Единственное, жаль, что внутрь так и не попали.

3

Ратушная башня (адрес: г. Выборг, ул. Выборгская, д. 15). Была возведена в 1470-е годы как часть укреплений Старого города. После строительства Рогатой крепости необходимость в первоначальных оборонных сооружениях отпала, и башню передали городским властям. Теперь о боевом прошлом Ратушной башни напоминал лишь устроенный в ее стенах арсенал. В XVII в. башня получила статус колокольни при новом соборе. Затерявшуюся среди выборгских улочек башню довольно легко найти — она служит одной из городских доминант. Дошедшая до наших дней с позднейшими переделками, она имеет знакомую нам по церковной архитектуре форму восьмерика на четверике. Ратушная башня — высокая, белая, с массивными стенами с потрескавшейся у основания штукатуркой, продолговатыми готическими окнами, словно одетая в низкий пояс крепостной стены, нахлобученной по самые брови серой шапкой-шатром. Выглядит красиво и вполне аутентично, так и веет средневековьем. Правда, впечатление портит весьма неряшливая стена, возможно, тоже старинная, но безобразно разукрашенная уже современными вандалами. Что в настоящее время находится в Ратушной башне, мы так и не поняли.

3

Собор Святых Петра и Павла (адрес: г. Выборг, ул. Пионерская, д. 6). Этот «единственный сохранившийся до наших дней лютеранский храм» пограничного Выборга был построен в неоклассическом стиле в 1793 — 1799 гг. по проекту Ю. М. Фельтена под руководством подрядчика В. Буйбина. Разрешение на его строительство также давала сама Екатерина II, а возводился храм на собранные лютеранскими общинами средства. Первоначально церковь хотели освятить в честь св. Екатерины, тем самым отблагодарив императрицу, но так как работы закончились уже при императоре Павле I, собор посвятили апостолам Петру и Павлу. Как и во многих протестантских церквях в соборе установили орган. Петропавловский храм оставался действующим до самого окончания советско-финской войны 1939 — 1940 годов, а с приходом новой власти его традиционно переоборудовали в клуб, были утеряны интерьеры святыни: богатый алтарь и орган. Впрочем, как в той песенке про овечку, в 90-х годах прошлого века храм начал потихоньку восстанавливаться: здание вернули выборгской лютеранской общине, отреставрировали, сделали новый алтарь и даже приобрели орган. Интересно, что службы совершаются «на русском языке с переводом на финский (если присутствуют люди, не говорящие по-русски)».

3

Видимо, в Выборге не так уж много храмов и площадей, если и Петропавловский собор возведен на достаточно просторной территории и, безусловно, служит ее достойным украшением. С наскока и не скажешь, что церковь лютеранская. Все та же по-петербуржски строгая классическая архитектура, изящество линий, компактность, нарядная сдержанность декора. Собор окрашен в солнечный желтый колер с белоснежными вставками, обрамляющий вход портик с полуколоннами, компактная невысокая звонница, увенчанная сияющим крестом, — достойная и весьма приличная картинка отрицающего излишества лютеранства. Нам посчастливилось попасть внутрь, где мы увидели скромные светлые интерьеры и ряды матово поблескивающих отполированным деревом лавок. Ощущение света и тишины — такое часто возникает под высокими потолками западных костелов.

2

Памятник Микаэлю Агриколе, религиозному деятелю, просветителю и родоначальнику финской письменности, установлен в сквере у Петропавловского собора. Примечательна судьба памятника, ведь первоначально его открыли в 1908 г., у входа в Новый кафедральный собор, а в 40-х гг. он чудесным образом пропал. Посему тот, что мы видим, всего лишь восстановленная в 2009 г. копия. Еще прочла интересную информацию, что внешний вид просветителя неизвестен, посему «многие сделанные портреты Агриколы, прежде всего, отображают представление о Микаэле Агриколе, существовавшее в пору его рождения». Вообще же, этот финский деятель времен Реформации известен тем, что перевел на финский язык Библию, и, как ни странно, если верить Википедии. создал «первый список финских богов», — вот такие противоположные вещи:). Кстати, «День Микаэля Агриколы» совпадает с широко отмечаемым в Финляндии «Днем финского языка» 9 апреля.

1

Беля ночь.

«Трава-любовь, небо в алмазах…» («П.Т.В.П.«).

Увиденная нами впервые. Это просто какое-то невероятное волшебство! На часах уже почти одиннадцать. Но на улице и не думает темнеть. Сегодня — 21 число, любимый и ежемесячно отмечаемый нами день. Посему, прихватив купленную в местном супермаркете бутылку шампанского, мы выбираемся из нашей гостиницы-корабля на набережную залива — благо она совсем рядом. Северные белые ночи творят чудеса, волшебным образом преображая все вокруг, — даже наше непрезентабельное суденышко в размазанных красках ненаступающего вечера выглядит мифическим «Летучим голландцем».

3

Выборг укутан полупрозрачной кисеей сиреневого цвета. Чуть розоватые блики рисуют на водах залива замысловатые росчерки, над головой небо — и снова прозрачное, чуть подернутое голубоватой дымкой. На горизонте — призрачно меняется, приобретая оттенки нежно-абрикосового, а у самой линии — даже янтарного. Солнце давно скрылось. Так откуда берутся такие краски? На другом берегу, отражаясь в подернутом сливовой дымкой заливе, все в тех же фантасмагорических оттенках предстает перед нами старый город, будто только сейчас, на период белых ночей, возвращающий нас в средневековье. И грезятся сослепу (а, может, от шампанского) блестящие матово рыцарские латы на фоне готических силуэтов зданий на Рыночной площади и кисея подвенечной фаты цвета чайной розы, чуть закрывающая (смазывающая) нежный румянец на лице смотрящей в окна Круглой башни принцессы.

3

И высится над всем этим древним великолепием, над водами Салакка-Лахти оплавленной свечкой башня Святого Олафа на Замковом острове. И видятся мне призраки тех людей, давно ушедших, да и дней, канувших в лету, когда были и кровопролитные сражения, и страстная любовь, и жестокое предательство, когда смотрели ярко-голубые скандинавские глаза на эту белую ночь, не думая о том, что, возможно, завтра так и не увидят рассвета.

3

Это наша первая белая ночь. Я, раскинув руки, танцую на узкой тропке старенькой набережной. И тихонечко напеваю строчки из любимой песни «П.Т.В.П.«: «В нирване плачет мой сон проливного дождя и небесной воды…». Мне хочется слушать ломаные рифмы Никоновских стихов, журчащую больным водопроводом чарующую музыку — где панк-рок неразделимо вплетается в психоделику. Чуть поодаль — компания пьяных подростков, гопников. Они бухают пиво, и мы, видимо, кажемся им пьяными финнами, посему молодежь считает своим долгом поорать нам что-то непристойное. Мне не хочется им отвечать, я слишком увлечена белой ночью, панорамой утопающего в розовато-голубых акварелях старого города, шампанским и еще тем, кто стоит со мной рядом. Гопники вскоре уходят — растворяются в ненаступающих сумерках. И я снова могу танцевать на набережной и петь. Стрелки на часах давно перевалили за полночь, и уже становится ясно — ночь не наступит никогда. Одуряюще пахнет жасмин. Виноградом — губы того, кто стоит рядом. Я сижу, запрокинув назад голову, на парапете набережной. Все-таки, как это здорово — одевать берега рек в ажурное кружево чугунных решеток. Наступившее лето смело красит зеленым колером пышный куст.

3

Белая ночь окутывает до кончиков пальцев с накрашенными синим лаком ногтями. Я вдыхаю эту сиреневую дымку — сказку. Зудят комары, разрушая волшебные чары. На часах — почти полвторого, в бутылке — совсем на донышке. Ночной холод, не прикрытый привычной вуалью темноты, тонет в густых водах залива. Я немного замерзла в своей косухе. Последний поцелуй уже в новом дне. И все же пора спать. Спасибо тебе за магию, выборгская белая ночь!

Ну, вот я сделала то, о чем мечтала: белой ночью пила шампанское на выборгской набережной, танцевала и пела песни «П.Т.В.П.». «И все-таки это круто, что лето дороже стихов!.." («П.Т.В.П.«).

3

Продолжение следует…

Часть 4

Часть 5

Бронирование отелей
в Выборге

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

Elena_Samuseva
+1
29 мая 2014 г. 10:42
А парк Монрепо ,туда нужно не то что идти ,а бежать ! А в белую ночь -это потрясающе!
Ena
+1
29 мая 2014 г. 11:43
Elena_Samuseva, мы, конечно же, побывали все-таки в Монрепо - сказочное место! О нем я расскажу в очередной части рассказа. Парк меня чрезвычайно впечатлил - наверное, одно из самых сильных впечатлений. И даже хорошо, что посетили мы его во второй день - с самого утра.
Белые ночи - то, ради чего, собственно, и планировалась поездка в Выборг. Увидеть их я мечтала давно. И вот, в этом году буду наслаждаться белыми ночами уже в самом Питере
Elena_Samuseva
+1
29 мая 2014 г. 11:50
Погода к сожалению испортилась в СПб,все-таки белые ночи лучше без дождя
Ena
+1
29 мая 2014 г. 12:39
Елена, надеюсь, к середине июня погода исправится правится - читала, что даже в Питере лето обещает быть жарким. А то у нас в планах один день посвятить пляжу в районе Сестрорецка
Elena_Samuseva
29 мая 2014 г. 14:31
Сейчас +12 и дождь.Насчет пляжа не уверена ,что это лучшее занятие -Финский залив очень-очень мелкий . Мы предпочитаем купаться в озерах и как можно дальше от города. Я бы рекомендовала посетить Валаам или Кижи. Если нужно спрашивайте -расскажу как туда добраться . Интересны Пушкин,Павловск,Петродворец ,Кронштадт . Не далеко Великий Новгород . Интересны поездки по северным монастырям ,в том числе в Тихвин Старую Ладогу Интересны крепости на Нарове . Можно заглянуть в Петрозаводск ( пускают скоростной поезд). Вокруг города множество очень интересных мест !Думаю ,что и в Выборге Вы увидели очень мало -например музей вертолетов ?
Ena
29 мая 2014 г. 14:57
Elena_Samuseva, большое Вам спасибо за советы! Но у нас в Санкт-Петербурге будет мало времени - неполных 3 дня, из которых, если позволит погода, один будет посвящен пляжу (желание мужа). Так что, к сожалению, пригороды оставим на потом. Программа - тематическая, уже намечена.
Думаю ,что и в Выборге Вы увидели очень мало -например музей вертолетов ?
Наверное, да, прошлись лишь по топовым местам. Я плохо себя чувствовала, и программу пришлось сократить. А о таком музее вообще впервые слышу!
dualia1
+1
29 мая 2014 г. 14:32
Очень жду рассказ о Монрепо. Интересно посмотреть, изменилось ли что то за те десять лет, что я там не была. Усадьба и парк требовали большой реставрации.
Ena
+1
29 мая 2014 г. 14:52
dualia1, про Монрепо обязательно будет! Место это - волшебное! Такая красота! Парк показался ухоженным, прогулялись с огромным удовольствием. Это, пожалуй, одно из сильнейших впечатлений о Выборге.
arxitektor
+1
30 мая 2014 г. 15:27
Прямо поэма о Белых ночах! Красиво написано! А о Выборге так подробно, что теперь и добавить нечего....
Ena
30 мая 2014 г. 17:28
arxitektor, спасибо! Белые ночи - это просто фантастика! Впервые видела их - и теперь неотступно преследует желание еще раз окунуться в эту сказку. Вот, в этом году снова в июне едем в Питер. На сей раз с главной целью - посмотреть, как разводят мосты.
На самом деле, это далеко не все интересности города. Будет последняя - заключительная - часть, где я расскажу об остальных достопримечательностях. К сожалению, практически совсем упустили выборгскую архитектуру. В старом городе, что ни дом - то своя история. По нему бы с архитектурным путеводителем походить
julykum
+1
6 июня 2014 г. 20:25
Эна, ты столько интересных фактов нашла, ну просто Получился не рассказ, а настоящая ода Выборгу!

А как хороша там, оказывается белая ночь!
Ena
9 июня 2014 г. 12:49
julykum, спасибо. Город с такой богатой и неоднозначной историей показался мне чрезвычайно интересным, вот и захотелось побольше узнать о нем. Хотя, еще лучше было бы ходить по Выборгу с архитектурным путеводителем или с экскурсией. В центре что ни дом - то обязательно с историей. Полагаю, мы много чего не видели. Ну, а белая ночь - стоит того, чтобы хоть раз увидеть ее и заболеть красотой северного лета на всю жизнь
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.