Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 1. Немного Санкт-Петербурга

Выборг, Санкт-Петербург — Россия Июнь 2012

ВЫБОРГ: ПОСЛЕДНИЙ РЫЦАРЬ ПАНК-РОКА. Часть 1

20 — 24 июня 2012

Цель поездки — Выборг.

Дата поездки — 20 — 24 июня 2012.

Бюджет поездки — примерно 6000 руб. (на двоих).

«Куда-куда ты собралась? В Выборг?! — пялил на меня в изумлении глаза коллега. — Блин, а ты в Питере-то была?». И получив от меня заверения, что была и даже дважды, правда, зимой, одобрительно кивнул: «Ну, ладно, тогда давай». Я, размешивая ему сахар в кофе, хитро щурилась: а кто наманил-то?

Еще полгода назад я знала о Выборге только то, что есть такой город в Ленинградской области. Ну, есть и есть, интересно, конечно, но все пригороды северной столицы объехать не получается. Да что там, даже на нашу Ярославскую область времени не хватает. А потом вдруг как-то все сошлось воедино. Панорамы города, которые показывал коллега в Google, пара отзывов, где мелькнули впечатления о Выборге, красочные фотографии Выборгского замка — средневекового чуда. И, наконец, осознание: «П.Т.В.П.», группа талантливого, неординарного, эпатажного и шикарнейшего поэта и рок-музыканта Лехи Никонова, играющая весьма специфичный «спагетти-панк», — тоже из Выборга! Теперь я точно знала, на что потрачу 5 дней своего непутевого июньского отпуска. Мы едем в Выборг!

Используемые материалы: http://www.vyborg.to, http://www.vyborg-gid.ru, http://www.spb-guide.ru, http://www.vyborgcity.ru, http://autotravel.ru, http://www.komandirovka.ru, Википедия, сайты музеев.

«ЖИЗНЬ БЕЗ БИЛЕТА, НЕСИ МЕНЯ БЫСТРЕЙ!»

Все-таки, Выборг воспринимается через призму вечно хмарного Санкт-Петербурга. Ведь даже «П.Т.В.П." теперь с уверенностью можно назвать питерской группой. Ну, а «Пилот», впечатливший меня своей пластинкой «Осень», откуда и взята упомянутая выше строчка, тем более.

Правда, мы в отличие от героя песни группы «Пилот» билеты все-таки покупаем. Для начала до Санкт-Петербурга. Наш поезд № 607 МА «Ярославль Главный — Санкт-Петербург», время отправления — 16.50, цена билета на июнь 2012 года (сидячие места) — 553 руб./чел., прибытие на Московский вокзал северной столицы в 9.18. Вагон старенький, похожий на буйский, народу мало. Дорога прошла комфортно, только ночью было холодно, но удалось поспать. А вечер долго не наступал — казалось, что белые ночи летели нам навстречу. Правда, больше они были не белые, а бирюзовые, цвета неба. И солнце садилось красиво — ярко-желтое, от него облака казались жемчужно-серыми. Сказочная северная ночь мчала нас в Выборг. В наушниках — «П.Т.В.П.».

Из Санкт-Петербурга до Выборга можно добраться на электричке или автобусе с автостанций «Северная» (станция метро «Девяткино») или «Парнас». По времени спокойно можно выбрать то, что нужно именно вам. Мы от станции метро «Площадь Восстания» (вокзал) доехали до «Парнаса», где и находится одноименный автовокзал. Автобус до Выборга № 850, идущий до автостанции (ул. Железнодорожная, д. 7), время в пути — 2 часа, отправление — практически через каждые 20 — 30 минут, цена билета — 200 руб./чел. Из Выборга тоже ехали на автобусе, до «Парнаса».

До Ярославля — поезд № 347ЖА, идущий до Уфы, отправление с Московского вокзала Санкт-Петербурга в 18.21, прибытие — на следующий день в 6.40, цена билета — 553 руб./чел.

Как водится, дорога «съела» немалую часть бюджета поездки, но хотя бы все спланировать по времени не составило труда. Как ни крути, «без билета» вышло бы гораздо дешевле xD. Но, поверьте, пограничный городок, в котором западного все-таки немного больше, чем российского (показывая фото, можно было бы хвастаться: «Смотрите, я была почти за границей!»), того стоит.

ВСТРЕЧА С НЕВСКИМ

Впрочем, сначала все-таки был Санкт-Петербург. Потому что быть хоть и проездом в этом сказочном городе и не пройтись по Невскому — это преступление. Тем более что летний Питер разительно отличается от уже знакомого нам серого декабрьского города с противной поземкой-крошкой, хлюпающей грязью под ногами и покрытой горбатыми льдинами Невой. Июньский город встретил нас пронзительно голубым небом и оглушающим ледяным ветром, спешащим народом, переходящим дорогу на красный свет, и потрясающей торжественной архитектурой.

«Лишь прошу об одном: Вы найдите меня, если с Невским опять повстречаться решите». Я сейчас не слушаю шансон. Даже если притянуть за уши, бардовская песня не очень-то стыкуется с панк-роком. Но Александра Розенбаума все равно уважаю. Хотя бы за любовь к Санкт-Петербургу, по его песням я в свое время изучала город. Его строчки о «мечтаю снять леса со Спаса-на-крови» вспоминала, когда впервые за поворотом нашему взору открылась сказка самой известной церкви Санкт-Петербурга. И о встрече с Невским я всегда думаю его словами. Только вот навряд ли увижу доктора-барда на любимом проспекте. Хотя, стоп. Почти сразу же, выйдя на Невский, вижу плакат с рекламой какого-то заведения и лысый череп знаменитого исполнителя. Ну, здравствуйте, Александр Яковлевич, составьте нам компанию в прогулке по Невскому!

Санкт-Петербург — один из моих любимых городов. Люблю его хмарной сопливой зимой и как сейчас — безоблачным, пронзительным, летним. Люблю его толпу, его бешеный ритм. В Питере все быстро ходят, мне давно об этом говорили. Большие города меня утомляют, но только не Санкт-Петербург! Я могу до одури ходить по его просторным улицам, сидеть в тенистых скверах, любоваться стальной гладью каналов, восторгаться аристократичным обликом. Я просто люблю этот город, и все тут. Яркие фасады, торжественная архитектура совсем не кажутся пафосными, они органичны и благородны. Гуляя по Невскому, начинает казаться, что здесь исчезает время, и ты слышишь цокот запряженных в шикарную карету лошадей, шорох дорогих платьев, звон шпаги о мостовую. Помните, как у Н. В. Гоголя в его «Невском проспекте»?

Вспоминаю, в предыдущий приезд (декабрь 2008 года) мне часто мерещились призрачные тени под белыми палантинами реставрируемых фасадов. И как не вспомнить тут нет, не Розенбаума, а все того же Леху Никонова с его многочисленными песнями о траве: «Любили закаты, за руку держались, куском стекловаты в Неве отражались». Впрочем, нет, трава тут совсем ни при чем, просто в Питере такая магическая атмосфера…

Подумав, что на автобус до Выборга мы успеем, решили немного времени посвятить прогулке по Невскому. Восторгаясь обрамляющими проспект зданиями, каждое из которых — шедевр, праздник, разглядывая очаровательные детали декора — замысловатые вензеля, изящные балкончики, по-готически удлиненные окна, скульптуры и башенки, не перестаем удивляться мастерству питерских архитекторов. Все здания Невского — это особый мир, сказочные терема или замки. Их не портит даже вездесущая реклама — броские вывески кафе, гостиниц, банков, магазинов, и в толпе вездесущих же туристов ничто не мешает любоваться ими. Спешат машины, бегут люди, над проспектом развеваются флаги и растяжки — скоро будет праздник всех питерских выпускников — «Алые паруса». Мне бы хотелось побродить в толпе слегка захмелевших бывших школьников, слышать выстрелы шампанского, видеть магическое действие — развод мостов, вдыхать головокружительный аромат белых ночей. Но, видимо, в другой раз.

Непреодолимо хочется свернуть в подворотню — знаменитые питерские проходные дворы, досконально изученные нами в предыдущие поездки. Там — совсем другой Питер, уже не парадный, аристократичный, больше — современный, роковый, ублюдский, «с кошачьим запахом облезлых подворотен» — настоящий, манящий своей неприкрашенной действительностью.

По каналам курсируют теплоходики — вот бы на речную прогулку, чтобы увидеть город с воды, но этот вояж тоже откладываем на потом, лишь с легкой тенью зависти смотрим на народ, занимающий свои места на кораблике.

На мне кожаная косуха, черная майка, узкие джинсы, кеды, на руке брутальный напульсник, и волосы выкрашены в малиновый цвет. Питер — это город рок-н-ролла, большинство групп, пусть и играющих русский рок, — именно отсюда. Наверное, я очень вписываюсь в питерскую рок-тусовку. Гуляя по Невскому, хочется напевать: «Что такое осень — это камни, верность над чернеющей Невою, осень вновь напомнила душе о самом главном, осень, я опять лишён покоя», даже если сейчас лето.

Мы переходим Аничков мост, «где несчастных коней по приказу царя так жестоко взнуздали», как поет Александр Розенбаум. Творения Клодта. И любуемся мощными фигурами животных и мускулистыми людьми, у которых бард спрашивает: «Вы свободу держать под узды не устали?».

Санкт-Петербург — удивительно свободный город. «Вдохни же полной грудью, детка, это Питер рок-н-ролл!» — поют лидеры отечественной неформатной сцены: группы «Бригадный Подряд», «Пилот», «Король и Шут» и «Кукрыниксы».

Мы на минутку сворачиваем на самую короткую улочку города — Малую Садовую. Она удивительно хороша — со ступенчатым фонтаном, фонарями¸ зонтиками летних кафе, очаровательными фигурками сидящих на карнизах кота и кошки.

Далее на нашем пути встречается еще одно неформально-привлекательное местечко — сквер с памятником Екатерине II. У ног стоящей на высоченном постаменте императрицы расположены фигуры «девяти видных деятелей екатерининской эпохи». У любвеобильной государыни с ориентацией все было в порядке, а вот «Катькин скверик» якобы еще с царских времен полюбили секс-меньшинства. Если честно, людей открыто нетрадиционной ориентации мы не увидели, а вот Екатерину уважаем уже за то, что многим населенным пунктам, в том числе и в Ярославской области, императрица присвоила статус городов.

Проходим мимо Гостиного двора. Как поет Александр Розенбаум: «А напротив — гостей всех мастей полон Двор — вожделенная цель интуристовских сумок». Классическое двухэтажное желтое здание с белым декором смотрится намного выигрышнее по сравнению с провинциальными гостиными дворами, в тех же Ярославле или Костроме, например. Ну, и по ценам (опять же вспоминая наш визит в 2008 году) — исключительно для интуристов — в который раз соглашусь я с Александром Яковлевичем. С нашими копейками нечего сюда соваться.

Над головой — безоблачное голубое небо. На тротуарах — вазоны с ветвистой малиновой петунией. Гостиницы, притаившаяся в глубине проспекта церковка, театр, украшающие здания скульптуры, и, наконец, одно из любимейших мной зданий на Невском — Дом книги.

Точнее, «Дом компании «Зингер» — была ли у вашей бабушки такая швейная машинка? Выразительный пример питерского модерна, воплощение роскоши и утонченного вкуса, и снова это богатство декора, аристократичные линии, обилие лепнины, роскошные скульптуры и стеклянная башенка, увенчанная шаром-глобусом.

Мы снимаем лишь издали — не подходим — еще одно питерское чудо — храм Спаса-на-крови. Мне не хочется сравнивать его с любимейшей московской церковью Василия Блаженного. Они одинаково прекрасны. Питерский — возможно, более утонченный, с по-питерски же грустной историей своего возникновения — «сооружён в память того, что на этом месте 13 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II». Мемориальный храм. А были ли вы внутри? Там такие потрясающие мозаики!

А вот около Казанского собора сидим подольше. Отдыхаем (ох уж эти питерские расстояния — никаких кед на них не хватит!). Странно, за две (уже три) свои поездки ни разу не была внутри. Храм не типичен, даже несколько чужероден нам, привыкшим к классической церковной архитектуре, воспитанным на ярославской школе. Купол, колоннада, портики — не напоминает ли вам Древний Рим, например? Стиль ампир — отвечает на мой вопрос Википедия. «И Казанский собор от сует отлучен Государственной думой» — поет Розенбаум.

Наверное, в соборе сует тех самых нет. А вот около — пожалуйста. Толпы туристов, легкомысленный фонтанчик, пышные цветники, на лавочках тусуется местная молодежь — неформалы, это же Питер! Украдкой зафоткала девочку с синими волосами — это так по-питерски!

Мы многого не видим. Площадь, которая «….прицелилась Адмиралтейским шприцем», Фонтанку, где «ловит белку Чижик-Пыжик, Федор Михайловича начитавшись книжек», и вообще где «сияет медь, звенят металлы, наш хит-парад от Александро-Невской лавры! Вам не дает покоя белыми ночами, атланты в Зимнем „Аллилуйя!“ закричали…», ну, и, видимо, много чего еще.

Уже на «Парнасе» я в очередной раз влюбляюсь в Питер, уже современный, урбанистический. Я очаровываюсь высотными домами окраины — новыми, желто-синими небоскребами. Я бы определенно хотела жить здесь. Отвечаю на комментарий к фото: «я просто полагаю, что жилье на окраине подешевле. А вообще классный район: дома эти высотные такие красивенные, рядом бор, опять же метро близко, вроде бы и природа, и центр недалеко. А в центре народу толпы. Хотя я Питер любой обожаю, мне в нем комфортно». Спасибо, Санкт-Петербург, за это наше короткое свидание!