Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Выборг — Россия Июнь 2012

Часть 1 — читать здесь

Часть 2 — читать здесь

Часть 3 — читать здесь

ПАРК МОНРЕПО

Адрес: г. Выборг, п. Северный, парк Монрепо. Тел: +7 (81378) 205–39. Сайт: www.parkmonrepos.org. Время работы: с мая по сентябрь — с 10.00 до 21.00; с октября по апрель — с 10.00 до 18.00. Билет: 60 руб., есть льготы.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

Парк Монрепо (фр. Mon Repos — «мой покой», «моё отдохновение») — еще одна очаровательная достопримечательность рыцарского городка. Созданный природой и умело подкорректированный ландшафтными дизайнерами и архитекторами, за свою долгую жизнь парк пережил благодатные периоды расцвета и горькое время разорения и упадка. И вот сегодня возрожденный, восстановленный кропотливыми трудами неравнодушных людей, вложивших все свои силы, умение и любовь, Монрепо считается одним из лучших скальных пейзажных парков.

История Монрепо началась в далеком 1770 г., когда на полученных в потомственное пользование землях комендант Выборгской крепости П. Ступишин решил разбить прекрасный парк Шарлоттендол, посвятив его своей жене. Позднее земли перешли к принцу Вюртембергскому, который и дал владению утонченное имя Монрепо. Но, прежде всего, известность парку принесли его следующие владельцы — бароны Николаи, при которых усадьба стала настоящим шедевром садово-паркового искусства. Совершенную северную природу органично дополнил усадебный комплекс в стиле классицизма, а на благоустроенной территории появились разнообразные милые мелочи: мостики, беседки, павильоны.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

К сожалению, перипетии XX века не пощадили Монрепо. Советско-финская, Великая отечественная войны и советские годы практически уничтожили усадьбу: вырубались зеленые насаждения, приходили в запустение водоемы, разрушалась архитектура. На территории размещались дом отдыха и парк культуры, а в усадебном комплексе — детский сад и жилой дом. Но самое чудовищное, что вандалы осквернили и разграбили семейную усыпальницу баронов Николаи, находящуюся на уединенном острове Людвигштайн. Жуткие, безнравственные и бездушные времена — только в такие люди теряют страх перед всем: жизнью и святым, смертью и памятью. Парк все же удалось спасти. Почти вовремя, а то еще чуть-чуть, и то, что не доделали вандалы, закончила бы обиженная на людскую тупость природа, став вновь дикой и неприступной. В 1988 г. Монрепо был присвоен статус историко-архитектурного и природного музея-заповедника, начался длительный, но плодотворный период возрождения. Конечно, с помощью финских организаций и волонтеров.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

Сегодня мало что осталось в Монрепо от времен баронов Николаи. Почти все павильоны были утрачены. А большинство из того, что мы видим, — современные восстановленные копии. Но суровая северная природа, создавшая это чудо на берегу залива, осталась неизменной. Она помнит каждый виток судьбы, семейные истории, радости и волнения, ибо задуман был Монрепо как место «для эмоциональных переживаний, как светлых, так и грустных».

Действительно, в каких-то уголках парка хочется безмятежно улыбаться, а где-то — подумать о вечном, то чаще бьется сердце от нечаянной радости, то легкая тень грусти скользит в устремленном на залив взгляде. Наверное, каждый найдет в Монрепо то, что по душе именно ему, и мало кого оставят равнодушным природные красоты. Полагаю, парк чудесен в любое время года.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

Но я рада, что посетила Монрепо именно в июне — еще свежим, ясным и прозрачным летом, когда недавно пробудившаяся природа не успела устать от зноя и людской толпы. Кстати, нам чрезвычайно повезло — в парке было так мало народу, что мы с мужем смогли полностью погрузиться в атмосферу элегантного века и насладиться неспешной прогулкой.

В Монрепо мы входим через симпатичные неоготические ворота со стрельчатыми башенками, украшенные изящным декором. Это, конечно, реконструкция, но выглядит вполне антуражно. Вообще, обратила внимание, что весь парк кажется пропитанным духом романтизма, и будь то архитектура или ландшафт — практически везде чувствуется веяние готики. Может, поэтому Монрепо чудесным образом удалось сохранить свою сущность и глубокую эмоциональность.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

Попадая сюда, вот так вот, с первых шагов — мгновений начинаешь испытывать восхищение. Ибо нет ничего прекраснее того, что создано самой природой.

Ни один самый талантливый архитектор, ни один гениальный художник не в силах создать таких совершенных форм и линий, столь сочных и прекрасных красок! С небрежным изяществом разбрасывает природа огромные валуны, легкой кистью касается макушек вековых деревьев, тонко отточенным карандашом прорисовывает петляющие дорожки, разбрызгивает по глади залива солнечные блики, сплетает из сотен птичьих голосов неповторимую мелодию — гимн красоте и ей — самой природе.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

Она прекрасна в своей дикой первозданности, в стихийной необузданности, она свободна и чрезвычайно органична. Но вот под рукой мастера — человека, словно бриллиант в искусной огранке, созданная природой красота приобретает утонченные и аристократичные черты. Именно так, из близкого сотрудничества природы и человека создаются подобные Монрепо шедевры.

А парк — удивительно сказочный уголок. Здесь бы фэнтези снимать! Невольно создается впечатление (и не только у меня), что в парке непременно должны обитать отважные рыцари, очаровательные принцессы и охраняющие несметные богатства огнедышащие драконы.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

Представляются злобными троллями, застывшими от дневного света, гигантские морщинистые валуны.

Бродят по мостикам и тропинкам зеленоглазые феи, прячутся среди высоких деревьев вооруженные арбалетами лесные эльфы.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

Расчесывают на берегах озер свои длинные волосы русалки, играет на волшебной флейте лукавый фавн, и танцуют вокруг него на муаровой лужайке прозрачные нимфы.

Эхом аукает в потаенных чащах Леший, и стучат где-то глубоко под землей молоточки трудолюбивых гномов. И вот уж не Монрепо это вовсе, а настоящая Нарния!

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

Зачарованные, бродим мы по петляющим тропинкам среди замшелых гигантов-валунов, которые называются «граниты раппакиви», сохранившихся (только вдумайтесь!) с ледникового периода!

Раскинулась тенистым шатром — птичьим многоголосьем яркая зелень вековых деревьев, стройными свечками высятся янтарные сосны, сплетая свои могучие ветви-руки в сакральные узоры. Стелются под ногами застывшими змеями могучие корни, спускается тропка к зеленым лужайкам — берегу залива. И плывут над изумительно синей гладью воды лебяжьим пухом невесомые облака.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

По горбатым китайским мостикам — дань восточной моде — переходим зеркальные, чуть подернутые ряской очаровательные пруды. Искусно выполненная реконструкция — так легко представить, как украдкой ловили здесь поцелуи своих воздыхателей девушки семейства Николаи, прикрывая свои разрумянившиеся щечки пестрыми — китайскими же — веерами.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

Незаметно мы оказываемся у легендарного падающего камня. Это такая огромная глыба ледникового происхождения, каким-то чудом примостившегося на обрыве скалы. Сложно поверить, что от падения гранит удерживает… его собственный вес! Аж дух захватывает! Существует поверье: следует встать под камень и загадать желание, и если он не упадет, — мечта непременно сбудется. Проверять было как-то боязно, поверили на слово:).

На холме одного из многочисленных островов видим серую скромную колонну из шведского мрамора, поставленную в честь Павла I и его сына Александра I в 1804 г. Считается, что именно этим царственным особам барон Николаи был обязан приобретением усадьбы.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

На Левкадийской скале воздвигнут еще один монумент — обелиск братьев Броглио (1827 г.). Он посвящен памяти братьев жены Пауля Николаи, погибших в сражениях времен наполеоновских войн.

На высоком изумрудном холме стоит изящная белоснежная Чайная беседка (современная реконструкция). Здесь так приятно сидеть вдвоем, под сенью легкого купола, защищающего от летнего зноя, любоваться гладью залива и слушать тишину.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

Мы выходим на смотровую площадку с могучей вековой сосной с раскидистой темно-зеленой кроной.

Отсюда открывается весьма романтичный вид на, пожалуй, самую загадочную достопримечательность Монрепо — остров-некрополь Людвигштайн с зубчатой белой башенкой капеллы Людвигсбург, именуемый готично «Остров мертвых».

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

Здесь, среди покрывающих неприступную гранитную скалу изумрудных деревьев была построена похожая на сказочный замок неоготическая капелла, ставшая семейной усыпальницей семьи Николаи.

Остров окружен наполненным желтоватой водой рвом, в котором отражаются ветви деревьев, и к которому ведут потрескавшиеся ступени. Притягательно и жутко выглядит этот спуск, разве только лодки Харона для пущего антуража не хватает. Матово мерцает водоем, словно зловещий Стикс, и, кажется, если перейдешь его и вступишь на остров, — пути назад не будет никогда. Это даже хорошо, что нет ни мостиков, ни переправы — мне совершенно не хочется нарушать покой этого мрачноватого места. Сижу на ступеньках возле воды, задумчиво смотрю на «Остров мертвых», думаю о вечном. Все-таки, какая пронзительная энергетика у этого овеянного ореолом загробной романтики места — и, правда, очень готично! Но нам еще слишком рано переходить Стикс, посему мы продолжаем наше путешествие по Монрепо.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

Мимо отвесных скал, образующих шероховатые коридоры, реликтовых деревьев, уютных лавочек идем к источнику «Нарцисс». По легенде вода из этого родничка исцеляет от глазных болезней. На маленькой вымощенной булыжником площадке видим скромный павильон с ажурной решеткой, у его подножия стекает тоненькой струйкой из львиной пасти водичка. Душевное местечко.

Гуляем по тенистому лесу, по деревянному мостику переходим подернутый изумрудной ряской пруд. И снова выходим на солнечную тропинку.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

Здесь находится грот — природная выемка в скале, образованная все теми же гигантскими валунами. Сюда тоже непременно надо зайти и загадать желание.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

На сей раз я отважно прохожу под увесистыми камнями, чувствуя себя Хозяйкой Медной горы. Все-таки, какая мощь, сила, мудрость таится в этих гранитных породах!

Чуть поодаль на небольшой площадке на фоне седой скалы виднеется строгая скульптура «Вяйнемёйнен, играющий на кантале» (реконструкция). Композиция изображает героя знаменитого карело-финского эпоса «Калевала».

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

А мы уже подходим еще к одному зачарованному месту, называемому «Конец света», вот и снова готикой повеяло:). На самом деле здесь просто заканчивается благоустроенный парк, и начинается дикий лес.

Под ногами — кажущаяся розоватой земля, листья, опавшая хвоя и редкие крошечные кустики. Хмуро высятся поросшие мхом валуны, неровные, угловатые, мрачные. Исполины-деревья с обнаженными шоколадными стволами хаотично взбираются на скальный массив.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

Здесь царят прохлада и полумрак, размазывая приглушенные серые краски, звенящей тишиной окутывает — баюкает первозданный лес. Начинает казаться, что здесь стерты время и пространство, это место — другая реальность, где нет ничего, и даже эти деревья и камни — лишь мираж, существующий исключительно в нашем сознании. Мы углубляемся в лес, невольно начинает казаться, что и валуны, и сосны сурово смотрят на нас, посмевших нарушить их покой. Жутко… интересно! Думаю, так и должен выглядеть «Конец света».

Хотя мы совсем немного прогулялись, это крайне мистичное местечко меня чрезвычайно впечатлило. Вот до сих пор не уверена, что тот морщинистый седой валун не был подмигивающим мне зеленым глазом троллем xD.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

Также в бывшем имении баронов Николаи сохранился главный усадебный дом — памятник деревянного зодчества в стиле классицизма (1804 г.). Особняк весьма интересен и необычен: одноэтажный, обшитый выцветшим желтым тесом, на цоколе из кирпича и гранитных валунов. По-северному сдержанный декор, терраса, веранда — скромно, но со вкусом. В архитектурный комплекс усадьбы входит и библиотечный флигель (1804 г.) — одноэтажный, деревянный, с мезонином, решенный в элегантном классическом стиле.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

Прогулка по чудесному парку Монрепо подходила к завершению, а можно было бы, наверное, провести здесь весь день. Утонченное сочетание романтизма и готики, пленяющая красота северной природы, эстетика диких скал и обаятельной архитектуры — все это рождало волшебную сказку чудесного уголка — «отдохновения»…

ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК

Адрес: г. Выборг, замок. Тел: +7 (81378) 215–15. Сайт: www.vyborg-castle.vbrg.ru. Время работы: 10.00 — 18.00, выходной — понедельник. Билеты: 10 руб. — на территорию замка, 40 руб. — подъем на башню Святого Олафа.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

Выборгский замок, называвшийся в различные времена Wiborgs slot по-шведски или Viipurin linna по-фински, — «единственный в России полностью сохранившийся памятник западноевропейского военного зодчества». Как нам уже известно, Выборгский замок был основан в 1293 г. шведами. В строительстве новой крепости на захваченных территориях принимал участие регент шведского короля полководец Кнуттсон.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

Замок неоднократно подвергался осадам, но мужественно вынес их. Как, впрочем, и позднейшие переделки, сделавшие его одним из самых красивых в средневековой Европе. Облицованные камнем валы окружали сердце крепости — башню Святого Олафа, белокаменную, с мощными стенами, — настоящую рыцарскую цитадель.

Безусловно, Замковый остров — главная выборгская достопримечательность. Только представьте — самый настоящий старинный замок! Лично я видела замки только в Крыму и Беларуси. Ах, как красиво смотрелась башня Святого Олафа на фоне глади залива и испещренного причудливыми облачками густо-голубого летнего неба!

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

Как впечатляюще выглядели мощные темно-терракотовые стены крепости вблизи! Лишь только мы перешли мостик через охранительный ров, так сразу почувствовалось дыхание средневековья.

Высокие крепостные стены, выложенные округлым булыжником, небольшой мощенный гранитными плитами дворик, окружающие его неприступным колодцем замковые постройки, антуражные пушки — казалось, что мы попали в легендарные времена шведских рыцарей.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

В замке-музее можно посетить занимательные экспозиции, в том числе археологическую, подробно узнать о прошлом Выборга и крепости. Но, каюсь, после прогулки по Монрепо и Анненским укреплениям мы несколько утомились от обилия впечатлений и разомлели на июньском солнышке, посему решили ограничиться подъемом на смотровую площадку башни Святого Олафа.

Хотя я до сих пор очень жалею, что не посетила выставку «Пыточная камера» со всем сопутствующим антуражем кровавого средневековья, мне бы это точно понравилось:).

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

Высота башни Святого Олафа — 48,6 м, имеет 7 ярусов. Понятно, что каблуки и средневековье — вещи несовместимые. Посему шустро перебирают мои удобные кеды по стертым тысячами туристических ног ступенькам замковой лестницы.

Подъем не особо сложен и даже интересен: можно полюбоваться древними оштукатуренными стенами, открывающимися из окон панорамами удаляющегося с каждым лестничным пролетом города, решетками, перекрывающими вход в мрачные коридоры, деревянными перекрытиями. Перерываясь на частые фотосессии (я в своей блузе с открытыми плечами и пламенеющими в полумраке башни волосами чувствую себя Анжеликой в лабиринтах Лувра xD), мы, наконец, достигли смотровой площадки.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

И вздох восхищения замер на губах.

Это то головокружительное, абсолютно улетное чувство, накрывающее на высоте, — будь то крыша высотки, колокольня или гора, когда кажется, что весь город, нет, даже весь мир лежит у твоих ног. Первое чувство — эйфория. И уже не замечаешь узенького балкончика, на котором толпятся туристы, ржавых перил и чьего-то ошеломленного открывшейся панорамой и высотой лица в кадре:). Здесь есть только ветер, качающий над головой купол неба, ты и Выборг.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

В первые мгновения перехватывает дыхание. Потом, осторожно ступая по балкончику, осматриваешь уже будто бы знакомый город, который с высоты птичьего полета открывается совсем с иной стороны.

Далеко внизу видим залив Салакка-Лахти и кажущиеся игрушечными пирамидку гостиницы «Дружба» и наш кораблик «Короленко», тоненькими брызгами бьет среди глади воды жемчужный фонтанчик.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

Анненские укрепления выглядят отсюда замысловатыми лабиринтами из компьютерной игры, и никогда не спящий порт с доминантами подъемных кранов похож на детский конструктор.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

Любуемся на старый город, пестрым веером раскинувшийся у наших ног, с изумительно яркими красками разноцветных, напоминающих мозаику фасадов, красной черепицей «карлсоновских» крыш, ломаным неровным полукружием горизонтом. Вот он — Выборг. Шведский, финский, совсем не русский. Не такой как внизу.

Мистика, но именно со смотровой площадки башни Святого Олафа Выборг выглядит типично скандинавским городом, такой кусочек Европы — и придраться не к чему!

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 4

Время, ни кем не ограниченное, течет незаметно. А хочется гулять здесь вечно. А еще бы встретить рассвет, закат… Много чего встретить. Смотрим друг на друга. Блестит в лучах ослепительного солнца мой розовый кулон-скарабей, ветер в волосах запутался, не наиграется бордовыми прядями, ловит солнечные блики. Внизу — далеко — завораживающий колодец пропасти — дворика.

И так хочется жить, любить, просто быть — в этот момент, когда на короткое время город покорен тобой, он — у твоих ног, а ты — хоть что-то представляющая из себя частица этого мира. Впечатления — волшебные, ощущения — незабываемые, смотровая площадка на башне Святого Олафа — место, ради которого вот прямо сейчас, сию минуту стоит отложить дела и отправится в Выборг!