Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Выборг — Россия Июнь 2012

Часть 1 — читать здесь

ПОД ЮРИСДИКЦИЕЙ ТРЕХ ГОСУДАРСТВ

«Выборг — это маленький городок на границе России и Финляндии. Там находится единственный в России рыцарский замок» (Стогов И.Ю. «Грешники». Глава 12. Леха Никонов).

Viborg (швед.), Выборг (рус.), Viipuri (фин.) — полагаю, не так уж много российских городов могут похвастаться не просто сменой названий, но и государств, в состав которых они входили. Судьба даровала пограничному Выборгу непростую историю с лихо закрученным сюжетом, где было место и рыцарству, и ожесточенным боям, и мирным договорам. Впрочем, предыстория города началась намного раньше записанной в официальных источниках даты, когда на будущем Замковом острове существовал острожек-убежище прибалтийско-финского племени корела.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 2

Шведский период (1293 — 1710 гг.). Датой основания Выборга считают 1293 год, когда в результате крестового похода был осажден и разрушен карельский острожек. И «по решению регента шведского короля Торгильса Кнутссона» на острове был основан замок, получивший скандинавское название Wiborg.

С тех давних пор и практически до новейшей истории Выборг был лакомым кусочком и яблоком раздора, неоднократно на него претендовали разные государства с целью расширить или передвинуть границы своих территорий. Так, не успели шведы обустроиться на новом месте, как на городок начал претендовать Великий Новгород, правда, без особого успеха. Когда воевать надоедало, правители заключали мирные договоры и налаживали внешнеэкономические отношения, например, с Таллинном и тем же Новгородским княжеством. Вот почему уже в 1403 г. шведский замок-крепость получил высокий статус города и «превратился в крупный торговый центр». Не забывая про усиление военного и политического могущества, город процветал и развивался, Выборгский замок в ту пору считался одним из самых красивых. Так и стоял неприступной крепостью рыцарский Выборг в окружении каменных крепостных стен с башнями и бастионами, земляным валом и наполненным водой рвом. Во второй половине XVI в. к старому городу была пристроена новая часть — так называемая Рогатая крепость. И, видимо, не зря, поскольку примерно с того же времени начался затяжной период русско-шведских войн.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 2

Российский период (1710 -1917 гг.). Так почему же России не терпелось заполучить шведскую крепость? Дело в том, что слишком уж близко подходила граница Швеции к новой российской столице — основанному Петром I блистательному Санкт-Петербургу. Дабы обезопасить свое любимое детище от возможных вражеских посягательств, Петр Алексеевич взял, пусть и не с первой попытки шведский городок. Случилось сие знаменательное событие в 1710 г., а в 1721 г. по Ништадтскому мирному договору Выборг официально стал частью Российской империи. Правда, царь-реформатор, прорубивший корабельным топором окно в средневековую Европу и восхищавшийся всем заграничным, к бывшему шведскому городу был весьма лоялен. Выборжане жили по шведским законам, на них не распространялось крепостное право, разрешалось сохранить лютеранскую веру. Начался спокойный и плодотворный период, слегка прерывавшийся попытками шведов вернуть свою законную территорию. Но русские не дремали и строили новые бастионы, например, Анненкрон, частично сохранившийся до наших дней. Очередная русско-шведская война закончилась поразившим меня событием, о котором я, к своему глубочайшему стыду, даже не знала. Оказывается, тогда «вся Финляндия вошла в состав Российской империи на правах Великого княжества», ну, и Выборг тоже. А я-то думала, что меня так в Хельсинки тянет — чувствуется свое, родное, почти российское xD. Европейское влияние шло городу на пользу: возводились новые каменные здания, устраивались парки и традиционно строились укрепления, на этот раз Восточно-Выборгские, частично сохранившиеся на Батарейной горе. К началу XX в. население города на 81% состояло из финнов. Что не помешало Выборгу активно участвовать в революционных событиях, накрывавших в ту пору Российскую империю.

Финский период (1917 — 1940 гг.). Когда после кардинальной смены власти в России и провозглашения независимости Финляндии бывшее Великое княжество захлестнула гражданская война, «Выборг стал одним из главных центров красных финнов». Но ненадолго. Вероятно, потому что дальновидные скандинавы все же прочухали, что в идее «строительства светлого коммунистического будущего» мало, чего хорошего. В Финляндии было объявлено республиканское правление, а в Выборге «официальным языком местного самоуправления» признавался только финский, и название города стало употребляться на финский манер — Viipuri. В 1939 г. случилось еще одно ускользнувшее от моего далеко не исторического внимания событие — советско-финская война. Что-то я не помню, что о ней упоминали учебники истории, по которым училась я, но, представьте себе, оказывается, была и такая! В начале 1940 г. советская Красная армия начала штурм Viipuri. Правда, потом все-таки заключили очередной мирный договор, и спорный городок вошел в состав СССР, став называться на русский манер Выборгом. Финское население полностью эвакуировали в Финляндию, и «по специальной кампании город начал заселяться советскими переселенцами».

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 2

Впрочем, недолго финский период прерывался советским. Уже в начале Великой Отечественной войны сочувствующая Германии Финляндия не упустила возможность заполучить приграничный городок. В общем, и название финское вернули, и жителей — финнов. И хотя столицей советской России уже была Москва, близость границы к Санкт-Петербургу не переставала беспокоить нашу страну. Летом 1944 г. вновь произошла рокировка: в город вошли красноармейские войска, финнов в очередной раз эвакуировали, а Выборг окончательно вошел в состав России.

Современный период (1944 г. — по настоящее время). Итак, шведско-финское прошлое сменилось советско-российским. Из положительного: город интенсивно восстанавливали, в том числе его уникальную старинную застройку, сочетающую в себе все исторические вехи. Из отрицательного: в Выборге началось тотальное переименование улиц и районов, в результате чего «было исключено все то, что могло напоминать об интернациональном прошлом города». А на мой обывательский взгляд сохранение всех культурных и исторических периодов, через которые прошел город, элементов шведско-финского колорита в топонимике сделало бы Выборг еще более интересным и привлекательным. Читала, что после открытия границы с Финляндией в 90-х гг. финны полюбили приезжать в городок. Не только ради халявной выпивки, но и из-за ностальгии по финскому Viipuri. Может, и напиваются они с тоски по ставшему чужим городу? А финнов в городе полно. И печально, что кроме них от европейского в Выборге только маленький исторический центр, окруженный убогой советской застройкой.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 2

Впрочем, к истории города это уже мало относится — вон и так, много получилось, а ведь хотела всю историю в трех коротеньких абзацах изложить:). Но уж слишком занятной и нетипичной оказалась судьба шведско-русско-финского Выборга, города, которому за свою жизнь удалось побывать под юрисдикцией трех государств.

Герб Выборга: «Щит пересечен: в червлении три короны в пояс; в лазури литера W; поверх всего узкий пояс; все фигуры золотые. Щитодержатели — два ангела, возникающие вверху из-за главы щита, в червленых одеждах с золотыми перевязями накрест и с крыльями. Крылья у правого ангела лазоревые, у левого — золотые. Щит увенчан короной достоинства — золотой башенной о трех видимых зубцах, дополненной гладким обручем с рельефными орнаментальными бортиками» (с сайта http://geraldika.ru).

ГОСТИНИЦА-ТЕПЛОХОД «КОРОЛЕНКО»

Гостиница «Короленко», адрес: 188800, Россия, Ленинградская область, Выборг, ул. Железнодорожная, залив Салакка-Лахти, теплоход «Короленко», тел.: 7 (81378) 34–478, факс: 7 (81378) 35–746, сайт: http://korolenko-vbg.ucoz.ru. Стоимость двухместного номера (июнь 2012 года) — 800 руб. в сутки.

Выбирали отель исключительно по цене, ставя традиционную задачу организовать бюджетный отдых. При этом не слишком напугали прочитанные на просторах Интернета ужасы. Наоборот, показалось забавным (по-панковски) пожить в подобных условиях, да еще и на корабле (пусть и старом). Единственный плюс (помимо цены) — расположение: центр города, в шаговой доступности автовокзал и основные достопримечательности, вид на гладь залива с вкусным (рыбным?) названием Салакка-Лахти, посередине которого бьет прелестный фонтан, и на Выборгский замок.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 2

Приехав на вокзал, сразу сориентировались, как найти нашу гостиницу, увидев «пирамидку» гостиницы «Дружба». Напротив нее на набережной Салакка-Лахти и стоит теплоход «Короленко» — некогда вполне себе действующее судно, построенное в 1954 году в Германии. За свою богатую историю накатал немало рейсов по бывшему Ленинграду и области, побывал в Москве, Ростове-на-Дону и даже в Ярославле. Видимо, выработав все свои ресурсы, получил вечную прописку на набережной Салакка-Лахти в Выборге, где и служит весьма антуражным и не менее неоднозначным мини-отелем, рассчитанным исключительно на непритязательных туристов. На вид двухпалубный некогда белый теплоход выглядит стареньким и убитым, зато — всамделишный корабль! Летом можно выйти на открытую палубу. Номера — одно-двухместные, есть что-то вроде люкса — «капитанская каюта».

Номер бронировали еще дома по телефону. Как ни странно, нас ждали, обслуживание вполне вежливое и гостеприимное. За 2 ночи заплатили 1600 руб. за двухместную каюту № 10 на второй палубе (этаже). Конечно, в первые минуты от увиденного даже мы испытали шок, потом ничего, привыкли.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 2

Кораблик явно знал лучшие времена, более того — в них, по всей видимости, и затерялся. Антураж напоминает советские фильмы: лабиринты узких до неприличия коридоров, похожих на тамбуры старых купейных вагонов, потертые ковровые дорожки, пыльные зеркала, на второй этаж ведет крутая помпезная лестница. Туалеты (отдельно мужской и женский) — на этаже, там же — душ (ключи надо брать у дежурной), за очередным поворотом — бар. Еще один существенный плюс — на нижней палубе у вахты поставлен кулер: можно заварить чай, кофе, «Ролтоны», что для нас весьма кстати.

Номер — крошечная каюта, немногим больше купе вагона, обитая коричневыми панелями «под дерево», 2 узкие кровати-полки, между ними — столик, вешалка на стене, умывальник (есть даже мыло) с зеркалом (особо обрадовало xD). Свет — от дневных ламп, толку от коих мало, зато над каждой кроватью — ночник. Мебель — все с тех же советских времен, изрядно обшарпанная и убитая. Постельное белье — не слишком новое, шерстяное одеяло, а вместо пододеяльника — местами драная простынь, прямо как в пионерском лагере или в том же поезде. Как ни странно, были даже полотенца — такие оптимистичные, розовое и зеленое, как бы для девочек и мальчиков xD. Слабая попытка создать уют — висящие над койками оранжевые циновки с желтыми бабочками, у кого-то на даче видела подобное. Существенный плюс для периода белых ночей — плотные темные шторы. Слышимость — стопроцентная, кажется, что стены между каютами — картонные.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 2

Но все спасает красивейший вид из окна: лодочки плавают, видна панорама старого города, крошечными капельками-брызгами взметается в центре залива фонтан, вода вся кажется сотканной из ярких искорок. В общем, такая вот советская романтика: убого, но зато патриотично xD.

Отдельно стоит сказать о контингенте. То, что отель рассчитан на нищих студентов и командировочных — понятно. Еще он пользуется популярностью у желающих провести время праздно и не особо культурно. Можно сказать, совсем уж аморально провести свои выходные. Этим, видимо, любят пользоваться пьяные финны, веселье которых мы наблюдали тем же вечером в баре нашего непрезентабельного теплоходика. Финны вообще любят Выборг — еще бы, где еще можно сполна почувствовать свободу и вдоволь оторваться на русской водке xD. Еще финны любят русских девушек, мягко говоря, облегченного поведения, с которыми и проводят досуг сначала в баре, а потом в каюте. Впрочем, их любят и русские командировочные. Так что не удивляйтесь, если в коридоре увидите выползающую из душа в мужской рубашке и с полотенцем на голове очередную «красотку». Или вам придется засыпать под скрип койки из соседнего номера, громкие крики, ругань (не сошлись в цене?), а утром вас разбудят голоса, возвестив о закончившемся бухле или чьем-то потерянном лифчике xD.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 2

Так как в номере мы планировали только ночевать, а все остальное время посвятить прогулкам по Выборгу, гостиница «Короленко» нас вполне устраивала. Хотя советовать бы ее я не стала — слишком уж специфичный отдых. Для тех, кого не пугает убогость, грязь, сомнительное соседство, и кто хочет вкусить настоящей панк-романтики. Впрочем, если бы я надумала еще раз посетить Выборг, остановила бы выбор на этом мини-отеле. Поверьте, впечатления от этого экстремального аттракциона были обеспечены мне надолго xD.

ВЫБОРГ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПАНК-РОКА

«…Или по финскому радио слушать музыку из страны…" (Леха Никонов).

В Выборге мы провели 3 дня. Много это или мало — решит для себя каждый. Для неспешных вдумчивых прогулок и погружения в атмосферу города (все-таки отпуск предполагает, прежде всего, отдых, а не беготню с фотоаппаратом наперевес) — этого вполне хватит.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 2

«Выборг всегда был финским городом. Русские его заселили только после Второй мировой войны. Выглядит он как типичная Прибалтика. Плюс неподалеку лежит Петербург. То есть это, конечно, провинция, но совершенно особая. Даже в советские времена люди смотрели там финское телевидение, а когда вся страна слушала «Accept», у нас даже последняя гопота предпочитала «The Cure» (Стогов И.Ю. «Грешники». Глава 12. Леха Никонов).

Выборг — странный город. Пока ехали до автовокзала окраинами, он меня абсолютно не впечатлил: какие-то предприятия, типовые дома. У меня совершенно не возникло ощущения Европы. Нет, не прав Никонов (казалось мне с наскока, по первым впечатлениям), это все та же Россия, с убогими серыми коробками пятиэтажек, ну, может, есть интересные архитектурные решения, что-то наподобие «сталинского ампира».

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 2

Есть и совсем современные высотки. Чуть посимпатичнее домики ближе к центру, встречались и вполне милые особнячки.

Но стоило свернуть в любой двор вблизи автовокзала: вот и снова они, эти стандартные панельные дома, детские горки, лавочки, размалеванные стены (граффити эти каракули язык не поворачивался назвать). И здесь же, в шаговой доступности маркеты «Пятерочка», «Полушка» — ассортимент, равно как и цены, не отличаются от ярославских. В них и покупали нехитрую снедь для глубоко бюджетных туристов: упаковки лапши быстрого приготовления и сосиски.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 2

Люди спят на газонах и лавочках, видели бомжей, пьяные русские матерятся, молодежь орет непристойности и покупает в маркетах дешевое бухло (гопников везде хватает). «В Выборге каждое поколение проходит через одно и то же: сперва деньги, а потом тюрьма» (Стогов И.Ю. «Грешники». Глава 12. Леха Никонов) — неужели это правда?

Пьяных финнов выдает потребный (приличный) вид вопреки принятым внутрь градусам. Шатаются, покачиваясь, с остекленевшими глазами, блондинистыми волосами, негромким бормотанием — и всегда в опрятных, светлых костюмах. Нет, не дебоширят. Просто выглядят забавно. Видимо, не случайно финская фолк-металл-группа «Korpiklaan" так много внимания уделяет алкогольной тематике, если судить по названиям их песен: «Vodka», «Tequila» и «Beer Beer». Пьяные финны, видимо, отдельная достопримечательность Выборга.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 2

Намного привлекательнее исторический центр города с сохранившимися старинными постройками и выложенными брусчаткой и булыжником улицами и площадями. Но ощущений «путешествия во времени» или «музейности» нет. На удивление все так органично вписывается друг в друга: история и современность, разные времена, эпохи и народы. Для меня остается загадкой, как многие изначально противоположные вещи настолько гармонично соседствуют друг с другом.

Выборг совсем не туристический. И это хорошо. Он кажется настоящим без толп туристов и заполнивших исторический центр автобусов, без чужестранной речи на каждом углу (бормотание пьяных финнов не в счет). Он просто обычный. Такой, коих полно в центральной России, простой, хотя и интересный. А окраины — опять же, как в любой провинции. Нормальный такой городок.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 2

Наверное, таким же видел его и Леха Никонов. Когда еще жил в Выборге, и группа его, «Последние танки в Париже», давала редкие концерты в местном рок-клубе, традиционно разгоняемые ментами. Не то чтобы я видела Выборг Лехиными глазами (я и интервью-то эти уже после поездки читала), но все мое восприятие будто бы проходило через призму творчества «П.Т.В.П.». Даже не так — через период становления группы, щедро приправленный аморально-упадническим кощунством, на которое так богат панк-рок.

«Главными героями Выборга были фарцовщики. Их бешеные доходы, их легендарные драки на дискотеках. На этих мифологических персонажей равнялись все выборгские тинейджеры» (Стогов И.Ю. «Грешники». Глава 12. Леха Никонов). Ну, в общем, весь набор: псевдокожаные косухи, трава и героин, спекуляция, девочки, венерические болезни и попытки болезненного творчества — стереотипы панка, как субкультуры, но не искусства.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 2

Даже если что-то и изменилось в Выборге, то наверняка улицы города помнят адскую смесь советских времен. «Две основные точки фарцовщиков находились в баре «Север» и гостинице «Дружба» (Стогов И.Ю. «Грешники». Глава 12. Леха Никонов). Ну да, это про гостиницу «Дружба» — «пирамидку», стоящую напротив нашего отеля-корабля.

В откровениях Никонова всплывали омерзительные сцены оргий, и мне бы совсем не хотелось оказаться в номере, где дебоширили обкуренные дружки рок-музыканта. Да, блин, на нашем теплоходике «Короленко» происходит то же самое, но номер, по крайней мере, стоит дешевле. Ну, и творчество поэта и музыканта, лидера «Танков…" сейчас на порядок выше. Это уже не ублюдочно-показушный панк-рок уровня Сида Вишеса, а настоящее протестное, хоть и вполне жесткое творчество. Если бы в панк-роке существовали титулы, я бы назвала Леху Никонова рыцарем панк-рока. Это же так по-выборгски xD!

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 2

Выборг не показался мне слишком финским. Финского в нем — редкие таблички (перевод с русского), указатели «Хельсинки» и автобус на заправке, следующий туда же. Финская речь — явно только в нашей гостинице, пьяные финны — на улицах Выборга, но уже вполне органично вписываясь в городской контекст.

Что еще хорошо — много зелени, этим Выборг напомнил Минск. Много парков, тенистых скверов и аллей, огромные кусты сирени с лиловыми гроздьями цветов, ароматные заросли шиповника, головокружительный дурман кипенно-белого жасмина. Выборг — очень зеленый город.

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 2

А вот фонтанов — немного, видели несколько неработающих, а из действующих — не очень интересные, оставшиеся еще с советских времен. Ну, конечно, центральный — посередине залива Салакка-Лахти — шедевр, он даже ночью работает.

Не сказала бы, что Выборг особо чистый (а ведь по этому показателю для меня в первую очередь определяется «евпропеизированность» города), но улыбнули урны с символом города — буквой «W».

Выборг: последний рыцарь панк-рока (20-24 июня 2012). Часть 2

Лавочек мало. Залив, конечно, с бухтами великолепен, водная гладь всегда завораживает. Ну, и холмы, точнее остатки крепостных валов и укреплений — это здорово, все эти поросшие зеленой травкой и березками пригорки, древняя кладка, валуны, полуразрушенные бастионы — здесь особенно ощущаешь рыцарскую прелесть средневековья, дух приключений и свободы, сражений и драм, течение времени. Пожалуй, все эти древние укрепления — самое яркое впечатление о Выборге. Но обо всем поподробнее.