Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — была сегодня 14:43
""

Тула — Россия Январь 2024

Не знаю, как у вас, а у нас началом туристического маршрута по Туле всегда (вот уже целых два раза)) становится ее красавец-кремль. И нам очень повезло, что увидели мы его уже после 2000 — го года, когда была проведена его реставрация. А до этого, весь XX век крепость, построенная еще в XVI в., провела в руинах. На ее территории паслись коровы, были устроены склады и стадион, а стены разрушались и осыпались.

Тула: кремль и набережная

Самая примечательная особенность тульского кремля — его расположение. Крепость возвели в начале XVI века по указу великого князя Василия III в низине реки Упа на южных рубежах Московского княжества, чтобы защищаться от крымско-татарских набегов. Это редкий случай: обычно крепости строили на возвышении, но активное использование артиллерии в XVI в. позволило обороняться и в низком, болотистом месте.

Местные гиды любят рассказывать, что кремль ни разу не был взят штурмом. Лишь в 1607 г., когда здесь около четырех месяцев прятались сторонники Лжедмитрия I под командованием Ивана Болотникова, его оборона пала, но благодаря инженерной хитрости осаждавших. Некий боярский сын подсказал Василию Шуйскому, осадившему крепость, забросать реку Упу мешками с землей и создать плотину. Река вышла из берегов, затопила кремль, и повстанцам пришлось сдаться.

Тула: кремль и набережная

Предполагают, что строила кремль артель итальянских мастеров-фортификаторов, которые, завершив строительство Московского кремля в конце XV века, перебрались в Тулу. В пользу этого говорит, например, такая особенность, как зубцы «ласточкин хвост» на стенах кремля.

На территории кремля внимание, в первую очередь, привлекает большой, нарядного лилового цвета Свято-Успенский собор XVIII в.

Тула: кремль и набережная

Рядом — 70- ти метровая колокольня. Она сгорела в 1930-е гг., но к 2015 г. была заново построена. В том же году торжественно открыли для посещения и отреставрированный собор, и колокольню. Говорят, оказавшись в кремле в 12, 15 и 18 часов, а также в 21.00, можно услышать мелодию гимна города — ее играют часы на колокольне. Не знаю, правда ли это, туляки, подскажите!

Неподалеку от Свято-Успенского собора, в здании бывшего Богоявленского собора, находится отделение Тульского музея оружия.

Тула: кремль и набережная

Из девяти башен кремля четыре — проездные, через них и сейчас можно войти на территорию из разных частей города. С июня по сентябрь по зубчатым стенам и башням водят экскурсии, мы на такой были в 2018 году.

Прогуливаясь по территории кремля, было интересно посмотреть, какие изменения произошли за пять лет. За это время здесь появился и деревянный средневековый двор,

и памятник городовому,

Тула: кремль и набережная

и огромный самовар у башни Пятницких ворот.

С тыльной стороны башни Пятницких ворот, построенной из красного кирпича, находятся две сводчатые камеры под арками. В них в XVI веке хранили оружие: карабины, мушкеты и пули и знамена. На башне отсутствуют белокаменные детали, присущие всем башням Тульского кремля, что, вероятно, связано с тем, что в 1568 году порох, находившийся в камерах под арками, взорвался во время пожара и сильно повредил башню.

Тула: кремль и набережная

Кстати, самовар у этой башни стал третьим, увиденным нами на улицах города — есть еще скульптуры «Тульское чаепитие» и «Муха-Цокотуха», где также задействован этот знаменитый тульский бренд.

За время, что нас в Туле не было, в Кремлевском парке появился макет средневекового центра города.

Тула: кремль и набережная

Ну, а про ежиху Ежевику мы в прошлый раз вообще забыли, в этот — исправились.

Тула: кремль и набережная

Не менее масштабный, чем реконструкция кремля, проект — возвращение городу Казанской набережной, где последний раз туляки могли элегантно прогуляться лишь больше века назад. Набережная, названная в честь Казанского храма, располагавшегося неподалеку, в 1914 г., с началом Первой мировой войны, была отдана Тульскому оружейному заводу, чтобы увеличить его территорию.

Шли годы. Большой участок за кремлём покрывался мусором и зарастал бурьяном. Упа мельчала. Однако в 2016 году было принято решение вернуть старинную набережную тулякам. Было выстроено две плотины, вывезены тысячи кубометров грязи, создан искусственный ландшафт с двумя уровнями пешеходных дорожек, концертной площадкой и деревянными ступенями, спускающимися к реке.

Тула: кремль и набережная

В 2018 г. набережную открыли: теперь под стенами кремля с удовольствием гуляют и фотографируются у стального коня, чье тело сделано из 14 000 букв русского и латинского алфавитов, и на симпатичных парящих мостиках над Упой.

Казанская набережная, как картографический объект, появилась только в 1907 году. Она тянулась от Сретенской церкви (сегодня памятник С. И. Мосину) до Казанского храма (сегодня Тульский машиностроительный колледж). Между этими церквями находились двухэтажные дома туляков, в адресах которых значилось наименование улицы «Казанская набережная».

Тула: кремль и набережная

Но история этой полоски земли от Ивановской башни Тульского кремля до Чугунного моста (сегодня Зареченский мост) началась значительно раньше. На старых гравюрах можно видеть, что ещё в средине XIX века здесь любили прогуливаться горожане.

В начале XVIII века вдоль восточной стены кремля был устроен сад с фонтанами и зданием под названием «воксал», в котором устраивались балы и ставились спектакли. Сад выходил к самой Упе.

Тула: кремль и набережная

Позже от этого здания до башни Водяных ворот был устроен не менее роскошный Нижний сад, который послужил родоначальником нынешней Казанской набережной. Здесь размещалось здание Зимнего театра и дорогой ресторан с изысканными блюдами. Долгое время здесь существовала лодочная станция. Упа была широкой и полноводной.

Вдоль стен кремля тянулись мясные лавки, а от западных стен до Казанского храма раскинулась торговая площадь, которая спускалась к самой реке.

Тула: кремль и набережная

С началом первой мировой войны территории Нижнего сада и торговой площади вместе с Казанской набережной отошли в пользу усиления Тульского оружейного завода.

Его суровый, несмотря на разноцветные обновленные фасады зданий, комплекс, отлично просматривается с набережной.

Тула: кремль и набережная

Конечно, самая красота на новой набережной летом, но и зимой здесь есть, на что обратить внимание. Например, на большом деревянном щите можно ознакомиться с историей города, начиная с 1552 года. Здесь и нападение Девлет-гирея,

Тула: кремль и набережная

и странички, связанные с пребыванием Лжедмитрия I в. 1605 году (объявившего Тулу своей резиденцией), и захват города Иваном Болотниковым,

и расцвет оружейной славы Тулы, связанный с указом Петра I об основании здесь оружейного завода.

Тула: кремль и набережная

А еще на Казанскую набережную выходит филиал Исторического музея, расположенный в бывшем особняке купца Ивана Михайловича Белолипецкого. На пешеходную улицу Металлистов особняк смотрит своим нарядным эклектичным главным фасадом, набережной являя аскетичный красный кирпич.

Тула: кремль и набережная

Так получилось, что в эту поездку мы подошли к Историческому музею и с главного, и с заднего фасадов, а внутрь так и не зашли… Когда-нибудь нужно будет это исправить. Тем более, периодически вижу анонсы достаточно интересных выставок, проходящих здесь.