Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — была вчера 18:56
""

Тула — Россия Январь 2024

Наблюдая за тем, как один за другим на нашем сайте появляются завлекательные отчеты о красиво украшенных новогодних городах, я задумалась о том, где бы и нам тоже получить свою порцию новогоднего настроения. После того, как сорвались две наши запланированные декабрьские поездки в Москву, я переместила свой взгляд поближе, на соседку Тулу. И ехать всего-то сто километров, и хвалят ее новогоднее убранство уже не первый год.

Ты моя Тула

Правда, и здесь поездка в какой-то момент грозила не состояться — мой настрой таял пропорционально снижению температуры воздуха в прогнозе погоды на даты поездки (синоптики дружно обещали -18 С — 24 С). Снег, морозец — прекрасные эти опции вот вообще ни разу не моя сказка, соответственно, решимость ехать уменьшалась с каждым днем. Практически спас поездку муж — под мои тихие панические «А может, все-таки не поедем?», он молча и невозмутимо продолжал собирать чемодан. В итоге вот что нам удалось увидеть и попробовать в Туле благодаря его стойкости:

1. Историческое сердце города, его прекрасный кремль, не так давно отметивший пятисотлетний юбилей.

Ты моя Тула

Старейшее сооружение Тулы, древняя цитадель на границе «дикого поля», одна из первых каменно-кирпичных фортификаций Русского государства — место это приятно посетить всегда. Пять лет назад мы гуляли здесь по кремлевским стенам, сейчас просто прошлись по территории, отмечая, что изменилось за прошедшее время.

Ты моя Тула

Это и появившийся не так давно историко-этнографический комплекс «Осадные дворы», включающий реконструкции жилых и хозяйственных построек — избы, амбары, мастерские; и памятники городовому и самовару у башни Пятницких ворот, и ежиха Ежевика в Кремлевском саду, которую мы забыли посмотреть в прошлый раз.

2. Казанская набережная реки Упы, одно из красивейших мест Тулы.

Горожане любили прогуливаться здесь еще в XIX веке. На берегу Упы был разбит роскошный сад, размещались здания Зимнего театра и ресторан, существовала лодочная станция (Упа тогда была полноводной). С началом Первой мировой войны набережная была передана оружейному заводу и закрыта для посещения, постепенно превратившись в пустырь, а вторую жизнь получила в 2018 году.

Ты моя Тула

Сегодня это очень крутое пространство с мостиками (прямо Зарядье с его парящим мостом, только в миниатюре) и смотровыми, а посмотреть здесь есть на что — с одной строны набережной расположился кремль, с другой — прихорошившийся тульский оружейный завод.

Это отличное место для красивых фото и для изучения прошлого Тулы: на набережной построена шестиметровая деревянная стена, на которой в картинках расписана история города и его кремля.

Ты моя Тула

3.Пешеходная улица Металлистов — одна из старейших в городе.

Ты моя Тула

За свою историю улица эта несколько раз меняла своё название. В XVI веке она называлась Пятницкой, от названия церкви Параскевы Пятницы, находившейся рядом с ней, потом стала Никольской, затем — снова Пятницкой, а свое современное название получила в 1924 году. Пятницкая улица была ухоженной, аккуратной и достаточно богатой. Роскошные особняки и усадьбы на ней занимали именитые тульские купцы и предприниматели. Здесь располагались гостиный двор, цирюльни, питейный дом, несколько трактиров, лавки. Практически у всех подъездов стояли фонари, большая роскошь по тем временам.

Недавно восстановленная и ставшая пешеходной, за пять лет она значительно похорошела, подправила фасады, убрала строительные леса. Старинные ее дома приютили кафе, рестораны, сувенирные магазинчики и филиалы самых известных музеев и заповедников Тульской области.

Ты моя Тула

А еще, к Новому году здесь вышли на улицу креативные елочки.

Ты моя Тула

Гуляя по улице Металлистов, не нужно забывать заглядывать во дворы — там тоже можно встретить немало интересного.

Ты моя Тула

4. Тульские самовары. В знаменитый музей самоваров мы, как и в прошлый приезд, не пошли. Но познакомиться с этим тульским брендом можно и в Музее чаепития на улице Металлистов, а заодно, что уж там, и приобрести понравившийся экземпляр, возможно — антикварный, ведь имеющиеся здесь особенно ценные самовары дошли до нас с середины XIX столетия.

Ты моя Тула

5. Тульский пряник. Здесь же, в Музее чаепития, можно приобрести и продегустировать самое известное тульское лакомство — пряники, и, по желанию, даже поучиться их выпекать и расписывать.

Ты моя Тула

Если с тульским печатным пряником мы уже были знакомы, то открытием стали жамки, эдакие «пряники для бедных», рекомендованные девочками Наташей и Оксаной . Что могу сказать — попробовав, потом два дня мы с удовольствием жамкали эти жамки. На мой взгляд, именно таким и должен быть пряник — воздушный, со сладкой корочкой из глазури, со вкусом детства, а не черствого хлеба с зубной пастой, что можно сейчас купить в магазинах.

Что касается пряников с начинкой — попробовыли мы и продуцию местных ИП, и классику — широко известные изделия кондитерской фабрики «Ясная поляна». Итог, как по мне, был вполне ожидаемым — «Ясная поляна» тут вне конкуренции, все-таки пятидесятилетний опыт производства и соответствия традициям — это сила!

6. Life-style центр Likerka Loft («Ликерка-Лофт»). Относительно недавно в Туле появились креативные, но уже пользующиеся большой популярностью среди гостей, да, наверное, и жителей, города, локации. Это небольшие уютные городские пространства, где можно отдохнуть от суеты, покушать, послушать музыку, да и просто посидеть в красиво оформленном месте.

Ты моя Тула

Фишка этих пространств — сочетание классического стиля приютивших их старинных исторических зданий и современных дизайнерских решений. Самые известные на сегодня — «Ликерка Лофт» и «Искра». О них на нашем сайте уже не раз рассказали, но вдруг, кто забыл)):

Центр «Ликерка Лофт», открытый на базе бывших складов ликероводочного завода, — сегодня одно из самых модных мест Тулы. Проект нового пространства предусмотрел сохранение фасадов ликероводочного завода и полную реконструкцию территории предприятия под торгово-развлекательный центр в стиле лофт. Сейчас в краснокирпичных зданиях работают кафе, салоны и магазинчики, проводятся различные мероприятия в рамках городских праздников и фестивалей.

Ты моя Тула

Ну и просто прогуляться здесь, в суровом царстве красного кирпича, посмотреть скульптуру Левши, подковывающего блоху, и граффити, интересно.

7. Городское пространство «Искра». Еще одно креативное место, представляющее своим посетителям ресторанчики, тематические магазинчики и фотозоны, т. е., создающее атмосферу расслабленного отдыха — «Искра».

Ты моя Тула

Под Новый год здесь было просто раздолье — новогодние сладости, глинтвейн, мандарины, украшенные елочки, иллюминация. Да и расположилась «Искра» в самом что ни на есть удачном месте — совсем рядом находятся кремль, улица Металлистов и Казанская набережная.

Поэтому, если хотите посидеть здесь в ресторанчике — бронируйте столик заранее, желающих очень много!

Ты моя Тула

Это городское пространство с его девизом «Искра есть в каждом» даже представлено на стенде Тульской области на выставке «Россия», проводимой на ВДНХ.

Ты моя Тула

8. Городское пространство «Арка». По известности это не так давно появившееся небольшое, но приятное местечко в самом центре города, во дворе некогда знаменитой булочной Ивана Филиппова, уступает двум описанным выше, но тоже пользуется популярностью. Чтобы попасть сюда, ныряем под арку дома номер 56 по Советской улице

и оказываемся в тихом уголке во дворе шумной улицы, занятом магазинчиками, кафе и ресторанами. Если посмотреть летние фотографии, весь двор здесь уставлен столиками и заполнен цветами.

Ты моя Тула

9. Тульский музей оружия. Вдоволь хлебнув креатива, лофт-стиля и арт-пространств, вернемся к нестареющей тульской классике — бессмертному Левше

и музею оружия (если вас смущает отсутствие людей на фото — так все в те дни были здесь, в музее, в этом мы убедились на следующий день).

Ты моя Тула

Музей хранит огромное собрание холодного и стрелкового оружия разных веков. Коллекцию начал собирать еще Петр Великий, который любил бывать в столице оружейников.

10. Места, хранящие память о Никите Демидове — промышленнике, миллиардере, филантропе, прославившем тульское оружие по всей России, главном поставщике вооружения во времена Северной войны, создателе металлургической промышленности на Урале.

Ты моя Тула

Мемориальный музей Демидовых мы оставили на следующее посещение города, а вот чудесный Николо-Зарецкий храм, основанный сыном Никиты Демидова Акинфием, с потрясающими фарфоровыми иконостасами, посетили.