Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 20:13

Стамбул — Турция Ноябрь 2021

Ни для кого не секрет, что продолжительное пребывание в огромном мегаполисе, совмещенное с его знакомством, многокилометровыми ежедневными прогулками чревато перенасыщенностью разноплановыми эмоциями. В какой-то момент, несмотря на атмосферность и местный колорит, возникает потребность покинуть перенаселенную, шумную территорию и оказаться в тихом, спокойном оазисе. Наверное, именно для этого природой и созданы острова, виднеющиеся с набережных Стамбула и манящие, манящие… Они, словно спасательная лазейка для каждого, кто решит перезагрузиться.

Принцевы острова — отголосок османской империи

Остров Бююкада — самый большой остров среди Принцевых островов, расположенный в Мраморном море на расстоянии 2,3 км к югу от побережья. С турецкого его название так и переводится — «большой остров» и именно к нему, плавно покачиваясь на волнах, сопровождаемый стаями прожорливых чаек, держит путь наш кораблик.

Для тех, кто редко пользуется аналогичным видом транспорта — это экзотика, смешанная с долей адреналина. Ну как же — ведь это совершеннейшая диковинка сухопутному человеку оказаться вот так вдруг в центре огромного водного пространства.

Свое путешествие мы начали от причала Кабаташ (Kabataş), купив билетики прямо в кассе напричале.

Стамбул медленно удалялся, превращаясь в эфимерный город, едва различимый на горизонте.

Принцевы острова — отголосок османской империи

Крошечное суденышко, удерживающееся на плаву, было под завязку напичканно не только понаехавшими туристами, но и местными жителями, для которых оно вовсе не эксклюзив, а обычное транспортное средство, соединяющее между собой Принцевы острова или Адалар, что с турецкого так и переводится — «острова».

Всего островов девять, четыре из которых заселены, два являются частными владениями, еще два — и вовсе необитаемы.

Принцевы острова — отголосок османской империи

Название островов связано с тем, что, начиная с Римского до конца Византийского периодов, аристократы и царственные особы в ходе конфликтов между членами правящих семей, изгонялись и высылались подальше от двора, а что может быть лучше ссылки на далеких островах? Еще в 14 веке на самый большой остров устремился поток греческих беженцев, спасавшихся от турецких захватчиков и среди жителей Бююкады до наших дней встречаются их потомки.

Османами острова были захвачены в 1453-м году. Расположенный на достаточном расстоянии от побережья, остров Бююкада продолжительное время жил своей размеренной, практически изолированной жизнью.

Принцевы острова — отголосок османской империи

В 19 веке красивые территории и нетронутую природу облюбовали богатые иностранцы, греки, армяне, евреи, жившие в Константинополе. Они начали строить на Бююкаде роскошные дачи. С 1846 года, когда между Стамбулом и островами было налажено паромное сообщение, на них стали селиться состоятельные турецкие граждане, возводя виллы как для постоянного проживания, так и покупая уже готовые дома для временного летнего отдыха.

Приближающийся к нам и все больше прорисовывающийся на горизонте остров Бююкада состоит из двух холмов. На нем находятся собственно посёлок Бююкада и еще два небольших селения, а южная часть острова, более гористая, практически не заселена.

Принцевы острова — отголосок османской империи

В начале 20 века остров Бююкаду облюбовал султан и по его распоряжению здесь были построены несколько красивых вилл для его большой семьи и для приближённых. В настоящее время большинство зданий из прошлой эпохи отреставрированы с сохранением атмосферы 19 века и превращены в отели.

Исторический отель Splendid Palace Hotel, построенный в 1908 году.

Наш кораблик причалил к пристани с очень красивым зданием морского вокзала.

Принцевы острова — отголосок османской империи

Хотелось побыстрее оказаться вдали от суеты и бойкого туристического места, поэтому повернули направо. Пройдя вдоль берега к центральной площади Бююкады и поприветствовав Ататюрка,

мы приступили к началу восхождения на вершину острова, воспользовавшись ступеньками.

Преодолев первый подъем, медленно и с постоянными остановками на «поглазеть и пофотографировать»,

Принцевы острова — отголосок османской империи

мы брели по типичной улице острова среди типичных деревянных особняков османской эпохи.

Я конечно же смотрела много альбомов про этот остров, любовалась домиками на фото, но реальное присутствие производило потрясающее впечатление.

Принцевы острова — отголосок османской империи

Время здесь словно остановилось, и мы оказались в далеком прошлом. На острове запрещен не экологический транспорт, передвигаться можно с помощью электрокар, велосипедов и конечно же пешком.

Туристические автобусики- это здорово, они лихо домчат до назначенного места, ты лишь сиди и в попытке успеть все рассмотреть, старайся не свернуть голову. Велосипед, возможно не плохо, но позднее мы видели бедолаг, тащивших этот двухколесный транспорт в горку едва ли не на себе.

Наш вариант — пешая прогулка, ведь только так можно подняться по любым ступенькам, преодолеть любые горки и попасть в самые интересные места.

Немного поблуждав по наклонной плоскости улочек, по очередной каменной лестнице мы поднялись еще выше и оказались на северном холме острова Иса Тепеси перед шикарным сосновым парком.

Очарованные необычной формой южных сосен, мы немного задержались, раздумывая — куда же дальше держать путь? С высоты 164-метрового холма, названного в честь пророка Исы (для мусульман это Иисус Христос), открывались очень красивые панорамы на Мраморное море и видневшийся в дымке Стамбул.

Принцевы острова — отголосок османской империи

Посовещавшись и пригласив к дискуссии maps.me, мы отправились вниз по склону, примечая множество необычных деталей на частных домиках, расположенных рядом.

Следуя по проселочной дорожке, плавно окружающей парк и уже никуда не сворачивая, а лишь фиксируя все интересности по ходу движения, мы приближались к очередной цели нашего мероприятия.

Принцевы острова — отголосок османской империи

Получасовая замечательная прогулка под прикрытием раскидистых сосен и мы вышли на великолепную смотровую площадку с видом на бухту.

Принцевы острова — отголосок османской империи

Великолепие панорам, запах хвои, чудесный солнечный день — что еще надо для счастья? Быстро уходить от столь прекрасных природных картинок мы не собирались,

к тому же компанию нам составили два турецких котика.

Один из них, черный как ночь и выглядевший как дикая пантера, был весьма общительным, ластился и добродушно мурлыкал. Второй же, когда я, сидя на высохшей хвое и разомлев на солнышке попыталась его погладить, поцарапал руку. Типа — засиделись вы тут, пора и честь знать. Ну и ладно, мы и так уже собирались идти далее.

В это время так удачно подошедшая туристка, единственная, встретившаяся нам в парке до этого и зафиксировала момент.

Принцевы острова — отголосок османской империи

Вскоре впереди показалась огороженная каменным забором территория старинного монастыря Преображения Господня. Сохранившаяся и на сегодняшний день не действующая церковь Иисуса Христа, построенная в 19 веке, больше похожа на некогда богатую виллу.

Далее дорога пролегала по склону холма: ниже росли большие и раскидистые сосны, а те, которые росли выше, были поменьше, и выглядели как-то коряво, словно выродившиеся. Вдруг послышались посторонние звуки и впереди мы увидели стадо мирно пасущихся овец.

Принцевы острова — отголосок османской империи

От полянки с животными мы повернули направо, уже более цивилизованная, асфальтированная дорога привела нас к огромной, роскошной, деревянной заброшке — бывшему греческому приюту, о котором рассказывала ранее.

Покончив с изысканиями вокруг приюта, от бывшей ярмарочной площади, называемой сейчас «луна-парком» мы отправились в обратном направлении, т. е. вниз, но теперь не углубляясь в парковые зоны, а строго по улочкам.

Частные домики, утопающие в зелени садов и плодовых деревьев, яркие гирлянды отцветающих плетущихся растений,

местные четвероногие, вальяжно развалившиеся и чувствующие себя на этом курортном острове вполне комфортно- все это окружение было живописно и настраивало на неспешную и непринужденную прогулку.

Оказываясь на перекрестках, мы не спешили следовать далее, а внимательно вглядывались по сторонам в поисках чего-нибудь особенного. И конечно же, непременно это находили.

Красивые ворота во двор храма.

Например, на улочках, кроме ухоженных и комфортных пряничных домиков, попадались и заброшенные строения, которые в этот ясный солнечный день словно специально служили ярким напоминанием и примером жизни местного населения в прошлые периоды.

Принцевы острова — отголосок османской империи

Чем ближе мы подходили к морю и причалу, тем оживленней становились улицы и ни о каком уединении уже не могло быть и речи.

Принцевы острова — отголосок османской империи

Ступив на площадь, окруженную магазинчиками и кафе,

мы подыскали и для себя одно из них, с удовольствием присели, пообедали, отдохнули и направились к зданию морского вокзала.

У пирса как раз стоял пассажирский паром, отправляющийся в свой очередной рейс. Мы быстренько закинули еще денег на свои Istambulkart, оплатили обычным способом- через турникет и едва ступили на борт — паром отправился в путь.

Мы прощались с чудесным островом и пусть не пытались объять необъятное, успели совсем немножко, но воспоминания остались очень приятные.

Отмахнувшись он нахлынувшей грусти, я устремила свой взор на проплывающий вдали бесконечный Стамбул.

Принцевы острова — отголосок османской империи

Так как округ Адалар входит в состав Стамбула, то паромы между материком и островами — это общественный транспорт между районами. И если утром кораблик доставил нас сразу на Бююкаду, то в этот раз нам представилась возможность с кратковременными остановками посетить близлежащие острова. Своего рода экскурсия, время передвижения по Мраморному морю увеличилось, но появилась возможность ближе рассмотреть и Азиатскую сторону, до которой мы так и не добрались.

Принцевы острова — отголосок османской империи

Это красивое здание — морской вокзал на причале Кадыкёй.

Принцевы острова — отголосок османской империи

Историческое сооружение, просматриваемое вдали, является одним из самых красивых в Стамбуле — железнодорожный вокзал Хайдарпаша, возведенное в период с 1906 по 1909 годы в неоклассическом стиле по проекту немецких архитекторов, Отто Риттера и Хельмута Кону. Здание возводилось компанией «Анатолийские железные дороги» как западный терминал для линий из Багдада и Хиджаза и было построено на искусственном полуострове, выдающемся в море.

В 2012 году использование монументального вокзала по его прямому назначению было прекращено. Временно или на постоянной основе — пока не известно, но в настоящее время сооружение спрятано за защитными полотнами.

Принцевы острова — отголосок османской империи

Когда мы приблизились к крошечному островку, расположенному в месте слияния проливов Босфорского и Золотого Рога, день медленно клонился к своему естественному завершению, окрашивая окрестности в теплые краски. Овеянная легендами трехъярусная Девичья Башня, возвышающаяся на водой на 23 метра, на протяжении всего своего существования была свидетелем грандиозных исторических событий.

Естественный островок существовал в незапамятные времена, но точных данных первой постройки на нем история не сохранила, предположительно это могло быть 400 лет до нашей эры.

Принцевы острова — отголосок османской империи

Во времена Византийской империи на этом месте уже высилась башня. После завоевания Стамбула Османской империей она была снесена, а на ее месте была сооружена деревянная постройка, которая сгорела в 1719 году.

В 1857-м году, к восстановленной башне был добавлен фонарь и она стала выполнять функции маяка, которые усовершенствовали в 1920-м году, обеспечив башню автоматической системой освещения

Принцевы острова — отголосок османской империи

В настоящее время Девичья Башня открыта для посещения туристов и в качестве ресторана.

Цикл материалов "Стамбул осенний"

1. Новый аэропорт Стамбула — İstanbul Havalimanı
  2. Планета Истанбул или особенности Стамбульского вылета
  3. Церковь Святой Ирины — первая церковь Константинополя
  4. Монастырь, акведук, две мечети, Балат и «Vefa Boza»