Турист Борис (borisnov)
Борис — сейчас на сайте

Тордесильяс — Испания Июнь 2022

Продолжаю серию рассказов о поездке по Кастилии летом 2022 года. Вынужден был прерваться на полмесяца по причине Грандтура по Марокко. Поездка была содержательная, во многом отвечала на вопросы кастильского путешествия, ведь в Марокко живут потомки тех оккупантов Иберийского полуострова, которые были постепенно изгнанны в ходе Реконкисты, следами славных побед испанцев в которой так усыпана кастильская земля. И вполне символично, что тема сегодняшнего рассказа косвенно затронула и страны Магриба, центральной из которых является Марокко.

Потому что сегодня я расскажу о маленьком городке Тордесильяс южнее от Вальядолида, в котором был подписан знаменитый договор о разделе мира между Португалией и Католическими королями, которые фактически своим недавним объединением создали пока ещё очень молодую Испанию.

Здесь поделили мир

Немного предистории. Португальцы избавились от мавританского ига на полвека раньше испанцев. В то время, как кастильцы и арагонцы, выкладывая огромные усилия и средства, окончательно ликвидировали Гранадский эмират, португальцы уже вовсю занимались географическими открытиями, до которых кастильцам пока не было никакого дела. Португальцы медленно, но верно разрабатывали южный путь в Индию в обход Африки, открыв несколько островов и мысов Западной Африки. Римские папы Николай V и Каликст III в. 1452–1456 годах разрешили португальцам владеть землями, открытыми к югу и востоку от мыса Бохадор напротив Канарских островов, «вплоть до индийцев». Кастилия, занятая войной, отмахнулась и автоматически признала эти права в 1479 году. Фактически всё к югу от Канарских островов было «отдано» Португалии.

1492 год, столько долгожданная победа. Водрузив флаги над поверженной Гранадой, Кастилия и Арагон пускаются нагонять упущенное. Первая экспедиция Колумба неожиданно изменила геополитический контекст. Открытие предположительного западного пути в Индию встревожило Португалию, теперь Католические короли ссылаются на своё право первого открытия и отказываются признавать право Португалии на все южные земли. Посредником заключения мира в то время мог быть лишь глава Католической церкви. А нынешний папа Александр VI, к счастью, ещё и уроженец арагонской Валенсии. 3 мая 1493 года он объявил, что все земли, которые испанцы откроют западнее 100 лиг от островов Зелёного Мыса, принадлежат ей, а остальное — Португалии. Португальский король Жуан II не согласился и незамедлительно вступил в переговоры с королём Фердинандом II Арагонским и королевой Изабеллой I Кастильской, чтобы передвинуть ещё на 100 лиг линию раздела западнее.

Стороны договорились и съехались на подписание договора в этот маленький городок. Хотя в то время городок был не такой уж крохотный по меркам Западной Европы. На его карте в квадрате обозначены дома, где был Тордесильясский договор был подписан 7 июня 1494 года.

Здесь поделили мир

Для данного события были приспособлены два готических дворца XV века с переходами и внутренними двориками, в которых сегодня музей Тордесильясского договора.

С его помощью монархи установили распределение зон влияния, проведя разделительную линию к западу от Азорских островов. При этом западная территория стала контролироваться Испанией, а восточная — Португалией.

Здесь поделили мир

В первой комнате музея на фоне большого портрета Колумба нас встречают модели его трёх судёнышек. Восхищаешься отваге мореплавателей того времени, пустившихся в незнакомо на этих небольших корабликах. Открыв новую эру и явившись причиной договора, о котором рассказываю.

Отдельно — два экземпляра договора, для португальцев и испанцев.

Здесь поделили мир

И графическое приложение раздела мира. Конечно, это тщательно изготовленные копии. Оригиналы договора хранятся в Генеральном архиве Индии в Севилье и в Национальном архиве Торре-ду-Томбо в Лиссабоне.

Здесь поделили мир

А вот и переговорщики, вместе с сопровождающими лицами. От имени католических монархов договор подписали Энрике Энрикес де Киньонес, королевский мажордом, Гутьерре де Карденас, магистр Ордена Сантьяго, и юрист Родриго Мальдонадо. Министр Руй де Соуза, его сын Хуан де Соуза и магистр Ариас де Алмадана подписали контракт с португальской стороны.

Здесь поделили мир

Заключая Тордесильясский договор, обе стороны ещё очень смутно представляли себе реальную карту мира, которую в те времена, впрочем, не нарисовал бы никто. Так, в 1500 году в результате экспедиции Педру Алвареша Кабрала Португалия приобрела в будущем огромную Бразилию, только благодаря тому, что мыс, где высадился адмирал, был восточнее разделительной линии. Ничего не было известно о Тихом океане, пока его в 1513 году не увидел испанский конкистадор Нуньес де Бальбоа, который пересёк Панамский перешеек. А в 1519−1522 Фернан Магеллан совершил кругосветное путешествие. После чего остро встал вопрос о том, где должна проходить демаркационная линия на Востоке. Она была нарисована Сарагосским договором 1529 года к востоку от Молуккских островов.

Надо учесть, что Тордесильясский договор был подписан в то время, когда обе страны были пионерами Великих географических открытий, обладая самой совершенной по тем временам морской техникой и познаниями в навигации. Он сыграл роль в мирном разделе Латинской Америки, в создании колоний Испании в западной части Тихого океана вплоть до 1898 года. Но быстро утратил своё значение в остальных регионах планеты, где на арену с целью завоевания колоний вышли другие европейские игроки. Официально договор был отменён в 1777 году договором в Сан-Ильдефонсо.

Битва Трёх Королей, о которой я узнал в Марокко, тоже была прямым продолжением Тордесильясского договора. Испания имела огромный опыт борьбы с маврами, а испанские пехотные терции были лучшей европейской пехотой XVI века. Но она не имела права вести экспансию в Африке, занималась Америкой. А в Северо-западную Африку поплыл в 1578 году португальский король Себастьян, где был около Эль-Ксар-эль-Кеби разбит наголову. Чем положил конец экспансии Португалии. А испанцы по-прежнему соблюдали договор. И их место постепенно заняла Франция, которая, как мы знаем в конце концов забрала себе всю Северо-западную Африку.

Сам городок, который был основан римлянами под названием Туррис Силая, лежит на берегу реки Дуэро. Центром его является Плаза Майор, происхождение которой восходит к концу XVI века.

Здесь поделили мир

Она выполнена в кастильском стиле и состоит из домов с аркадами и большими балконами. Площадь имеет квадратную форму, две улицы, пересекающие её перпендикулярно, когда-то вели к городским воротам.

Здесь поделили мир

Улицы, которые окружают центральную площадь, являются самыми старыми, и на них можно увидеть красивые средневековые дома XVI века и дворцы с гербами их основателей. Обычная архитектура состоит из двух этажей, первый этаж из тесаной кладки с полукруглыми арочными дверями, второй этаж из кирпичной или деревянной стены и карниза.

Прогуливаясь по улицам этого кастильского города, открываешь для себя и другие кусочки испанской истории. Обязательное место для посещения — монастырь Санта-Клара, его истоком был большой готический дворец с элементами стиля мудехар, который Альфонсо XI построил после битвы при Саладо в 1340 году.

Здесь поделили мир

Здесь жила его фаворитка Леонор де Гусман. Педро I, сын Альфонсо, закончил работу, отдав дворец своим дочерям. Инфанта Донья Беатрис, дочь короля Кастилии Педро I, основала в этом дворце монастырь в 1363 году.

Королева Хуана I Кастильская, прозванная Безумной, супруга герцога Бургундского Филиппа Красивого, после его смерти была заключена в этот монастырь, за неё правили её отец и старший сын. Она провела в этом королевском монастыре долгих 46 лет.

Здесь поделили мир

Посещение монастыря только с гидом, мы не захотели ждать полтора часа. Переждав короткий дождик под монастырской галереей, отправились дальше.

Здесь поделили мир

Церковь Сан-Антолин построена в готическом стиле XVI века и имеет единый неф, разделённый на секции разных периодов.

В ней находится Музей сакрального искусства, в котором собраны лучшие произведения из каждой церкви города.

Здесь поделили мир

Церковь Санта-Мария является любопытным результатом преобразования её первоначального готического стиля в классический, имитирующий стиль Эль-Эскориала конца XVI века. Это самая большая церковь в городе, построенная из кирпича и камня. Она имеет три портала и башню с квадратным основанием внутри одного из нефов.

Церковь Святого Петра была построена в конце XVI века в готическом стиле. Снаружи выделяются два перекрытия и башня с колокольней.

Здесь поделили мир

Мы также увидели Госпиталь для паломников, сегодня преобразованный в центр для престарелых.

Здесь поделили мир

Итак, до обеда одного дня мы посетили два важных пункта испанской истории, где произошли — великая победа Реконкисты в прошлом рассказе, и подписание договора, разделившего мир. Едем в Самору, где мы просто задохнулись от обилия сохранившихся памятников романской архитектуры. Восхищение о них в следующих рассказах.

Цикл материалов "Королевство Кастилия и Леон"

1. Кастилия - Леон впервые
  37. Сеговия от Алькасара до Сан-Марко
  38. Сеговия. Храмы и дворцы
  39. Сеговия. Акведук и Кафедрал

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия