Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была 30 апреля 22:15

"И клятву верности сдержали". Бородино

Бородино — Россия Апрель 2022

Побывав недавно в Можайске, я узнала, что Бородино находится всего в 12 км от Можайска и решила посетить Бородинское поле. Туда я поехала на электричке. До станции Бородино,

И клятву верности сдержали. Бородино

а дальше пешком, вообще говоря, плохо представляя, что меня ждет.

На привокзальной площади слева стоит небольшой монумент.

И клятву верности сдержали. Бородино

После станции и села Бородино ждал меня путь по обочине вдоль автодороги. Справа — бесконечное поле, то самое — Бородинское, по которому были разбросаны гранитные монументы. Такой формат путешествия был у меня впервые, обычно я ходила все-таки по городам. Благо, машин было немного, пылью и грязью никто не обдавал. За день 15 километров в свою копилочку добавила. Чтобы не было шагать «мучительно больно», я вспоминала стихотворение Лермонтова «Бородино» и вообще школьные знания об Отечественной войне 1812 года.

«И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.»

Приезжать на Бородинское поле лучше в начале сентября, на годовщину битвы, когда проводятся военно-исторические праздники, но свободное время у меня было сейчас, в апреле. И еще я случайно услышала, что летом организуются конные экскурсии-поездки по полю, вот это наверное хорошо, потому что поле — огромное. Пешком, да еще по весенней слякоти, обойти все монументы нереально.

Памятник лейб-гвардии Финляндскому полку и капитану этого полка Александру Гавриловичу Огареву.

Гвардейские Финляндский пехотный полк, Измайловский и Литовский, отличились 26 августа во второй половине дня. Французы намеревались обойти оконечность левого фланга в районе Старой Смоленской дороги, но все их попытки пресекались ответными ударами солдат лейб-гвардии Финляндского полка.

Гвардейский Литовский пехотный полк был сформирован незадолго до начала войны и получил боевое крещение в Бородинском сражении. Вместе с Измайловским полком он держал оборону на левом фланге, который Наполеон считал наиболее слабым. Здесь французами был нанесен главный удар.

«Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.»

В 1817 году из двух батальонов Литовского полка был сформирован лейб-гвардии Московский полк. У Литовского полка оказалось два потомка. На Бородинском поле было сооружено два памятника доблестным предкам.

И клятву верности сдержали. Бородино

Измайловцы защищали Семеновские высоты. В марте 1814 года они вместе с другими частями русской армии вошли в Париж.

Памятник лейб-гвардии Измайловскому полку

Рядом с памятником Измайловскому полку находится памятник лейб-гвардии Артиллерийской бригаде. По углам постамента, ограды и на вершине под крестом положены ядра. В день Бородинского сражения артиллерия и пехота действовали рука об руку, отстаивая Семеновские высоты — очень важный рубеж на левом фланге.

«Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.»

И клятву верности сдержали. Бородино

А я шла как раз по селению Семеновское, которое когда-то находилось в самом центре боевых действий и было разрушено. Слева я увидела купола собора, указатель говорил, что там находится Спасо-Бородинский монастырь. Естественно, я свернула. А кругом весеннее половодье.

Вскоре я подошла еще к одному памятнику — 4-му кавалерийскому корпусу генерала Карла Карловича Сиверса. На лицевой стороне перечислены полки, входившие в состав этого корпуса, в том числе Литовский уланский. Вспомним «кавалерист-девицу» Надежду Андреевну Дурову, известную под именем Александра Андреевича Александрова. С 1811 года она служила в Литовском уланском полку. В 1812 году была произведена в чин поручика и командовала полуэскадроном. Участвовала в Бородинской битве, защищая Семеновские флеши, где была контужена ядром в ногу. Семеновские, или Багратионовы, флеши — это 4 полевых артиллерийских укрепления на высоте у деревни Семеновское.

И клятву верности сдержали. Бородино

Недалеко от этого памятника возвышается монумент «Благодарная Россия— своим защитникам». На гранитном пьедестале уходит ввысь многоярусная пирамида. Если присмотреться, то видно, что она составлена из стволов артиллерийских орудий, направленных дулом вверх.

«И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…»

Между ярусами находятся изображения гербов шестнадцати городов России, пожертвовавших средства на сооружение этого монумента. Венчает памятник фигура святого Георгия Победоносца в лавровом венке. Георгий Победоносец — покровитель русского воинства. Но в лихие 1920-е годы даже этот памятник был разрушен (!), так как был связан с «царским прошлым». В 1995 году монумент был воссоздан.

От него уже хорошо видны купола Спасо-Бородинского монастыря.

И клятву верности сдержали. Бородино

Рядом с оградой монастыря есть еще памятники. Подошла к первому, до второго — Муромскому пехотному — полку через воду и слякоть не пробралась. Это памятник 2-й гренадерской дивизии генерала Карла Мекленбург-Шверинского и 2-й сводно-гренадерской дивизии генерала Михаила Семеновича Воронцова. Венчает его двуглавый орел с распростертыми крыльями, символизирующий герб Российской империи. На гранях основания можно видеть списки потерь полков этих дивизий в день Бородинского сражения.

»Уж постоим мы головою
За родину свою!»

Памятник Муромскому пехотному полку. Командиром Муромского пехотного полка был генерал-майор Александр Алексеевич Тучков, младший из четырех братьев Тучковых. Все четверо — генералы, участники войны 1812 года. Тучков был также командиром бригады, в которую входил Ревельский пехотный полк. Устремившись в контратаку во главе Ревельского полка, генерал Тучков геройски погиб со знаменем в руках. На месте гибели генерала восемь лет спустя его вдова, Маргарита Михайловна Тучкова, построила церковь во имя Спаса Нерукотворного. Эта церковь стала основой будущего монастыря.

И клятву верности сдержали. Бородино

Я вошла в ворота Спасо-Бородинского монастыря.

С обратной стороны ограды в нишах стен горельефы на военную тематику. Это копии горельефов с Триумфальной арки в Москве, выполненные на сюжеты, посвященные победе русского оружия в войне 1812 года.

А взгляд приковывает Собор Владимирской иконы Божией Матери. Он был заложен в сентябре 1851 года игуменией Марией (М. М. Тучковой) — основательницей монастыря, которая долгое время хлопотала о сооружении в обители соборного храма. Строился он по проекту московского архитектора М. Д. Быковского в традициях русско-византийского зодчества. Средства на строительство собора собирались по всей России, главным образом, среди солдат и офицеров гвардейских частей российской армии. Свое название собор получил в связи с тем, что в Сретение Владимирской иконы Божией Матери началось Бородинское сражение. Лаконичный, красивый храм!

В 1929 году Спасо-Бородинский монастырь был закрыт. В нем поселились члены сельскохозяйственной коммуны имени Ворошилова. Владимирский собор был разграблен, внутреннее убранство уничтожено, а в соборе было устроено зернохранилище.

Кирпичная белокаменная колокольня была построена в 1840 году на средства императора Николая I. На первом ярусе колокольни находилась ризница монастыря, где хранились Евангелия в дорогих переплетах и другие ценные пожертвования.

И клятву верности сдержали. Бородино

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи была построена в 1874 году на средства императора Александра II (архитектор — предположительно, М. Д. Быковский). Храм был освящен так не случайно: 11 сентября в день Усекновения главы Пророка и Крестителя Господня православные христиане чтят память всех воинов, павших на полях сражений.

После закрытия монастыря в советское время здесь был клуб. В конце 1970-х годов, когда монастырь был передан в ведение Бородинского музея-заповедника, начались реставрационные работы. К 175-летию Бородинского сражения, в 1987 году, реставрация храма была завершена, и в нем открылся выставочный зал с экспозицией «Военная галерея Бородинского поля».

Перед храмом Спаса Нерукотворного установлен обелиск в честь 3-ей дивизии генерала Коновницына, геройски сражавшегося в Бородинской битве. Этот обелиск был установлен на средства потомков Коновницына.

Церковь Спаса Нерукотворного стала первым архитектурным памятником героям сражения на Бородинском поле. В 1817 году вдова генерала Александра Алексеевича Тучкова, погибшего в Бородинском сражении, Маргарита Михайловна Тучкова (в девичестве Нарышкина), получила разрешение императора Александра I на сооружение храма на месте гибели ее мужа — на средней Семеновской (Багратионовой) флеши. «Потеряв обожаемого супруга на поле чести, я не имела даже утешения найти останки его. Сия мысль беспрестанно умножает настоящую причину терзания моего и ни в чем другом отрады не нахожу, как в предприятии соорудить храм на том священном для меня месте, где пал супруг мой." Император пожаловал на возведение храма 10 тысяч рублей. В 1818 году церковь была заложена и в 1820 году освящена во имя Нерукотворенного Образа Спасителя.

Икона Спаса Нерукотворного из полковой походной церкви Ревельского пехотного полка, шефом которого был генерал-майор Александр Алексеевич Тучков, была помещена в церковь (сейчас храм закрыт, а образ находится напротив, в домике Тучковой).

икона Спас Нерукотворный,  храмовый образ Ревельского пехотного полка
икона Спас Нерукотворный, храмовый образ Ревельского пехотного полка

Останки генерала не были найдены после сражения, поэтому белый мраморный крест слева от входа в церковь был установлен над его символической могилой.

По предложению Маргариты Михайловны, духовенство окрестных сел каждый год 26 августа стало собираться в Спасский храм для соборного поминовения всех воинов, погибших в Бородинской битве.

После смерти единственного сына в 1826 году М. М. Тучкова поселилась в домике-сторожке напротив храма. В нем открыта экспозиция, посвященная игумении Марии. Удалившись от мира, М. М. Тучкова со временем стала центром небольшой женской пу́стыни. В 1838 году община была преобразована в монастырь, а Тучкова стала его первой настоятельницей. В 1840 году состоялось пострижение М. М. Тучковой и она стала игуменией Марией. При ней на территории монастыря были построены келейный корпус и кирпичные стены с четырьмя башенками.

И клятву верности сдержали. Бородино

Со времени кончины игумении Марии в 1852 году, ее домик сохранялся в монастыре «внутри и снаружи в полной неприкосновенности» по распоряжению святителя Филарета. В 1942 году дом сгорел, был восстановлен музеем в 1994 году и создана экспозиция. В доме всего три комнаты.

На стенах портреты и картины. Так как я была в музее одна, смотрительница охотно отвечала на мои вопросы.

Генерал А.А.Тучков в Бородинском сражении, А.Ю.Аверьянов, 2018г.

Я вышла из монастыря через южные ворота. Заметив невдалеке часовню, подошла. Это часовня местночтимой святой, старицы Спасо-Бородинского монастыря, преподобной схимонахини Рахили (в миру Марии Коротковой, род. в 1833 г.) В 1915 году она приняла великую схиму. И с этого времени началось старческое служение матушки Рахили, в ней раскрылись дары чудотворения и прозорливости

После посещения монастыря я решила зайти в музей-экспозицию «Герои романа „Война и мир“ на Бородинском поле. Экспозиция расположена в здании бывшей гостиницы монастыря, где в 1867 году останавливался Лев Николаевич Толстой. Экспозиция открыта в год 140-летия завершения полной книжной публикации романа и посвящена 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года.

Экспозиция находится напротив входа в монастырь. Чтобы наиболее достоверно описать батальные сцены и ландшафты поля, Толстой прибыл в Бородино. Два дня он ходил и ездил по этой местности, где пало более ста тысяч человек, делал заметки и рисовал план сражения. В рамки вставлены копии нескольких страниц романа. Почерк у Льва Николаевича был еще тот. Разобрать можно с большим трудом.

Скажу честно, экспозиция меня не впечатлила. Она в большей части выполнена надписями и рисунками по стеклу, которое бликовало и просвечивало.

Из музея я вернулась в село Семеновское и пошла вдоль дороги дальше. И снова памятники на бескрайнем Бородинском поле.

Памятник Волынскому пехотному полку. Полк, входивший в состав бригады генерал-майора Игнатия Петровича Ро́сси, держал оборону на участке между деревней Семеновское и батареей Раевского. Памятник был сооружен на средства потомков. Автором является архитектор Алексей Павлович Верещагин, по проектам которого на Бородинском поле было воздвигнуто несколько монументов.

И клятву верности сдержали. Бородино

Памятник полевой конной артиллерии был воздвигнут также по проекту Верещагина и представляет собой гранитную глыбу, очертания которой напоминают силуэт каски конного артиллериста. Конная артиллерии могла быстрее передвигаться в полевых условиях. Конные роты активно использовались при кавалерийских атаках, поражая огнем конницу противника. На месте, где установлен памятник, русская конная артиллерия отражала атаку французской кавалерии на батарею Раевского.

Памятник 24-й пехотной дивизии генерала Петра Гавриловича Лихачева. Воины этой дивизии были последними защитниками батареи Раевского на центральной позиции русской армии. Исколотый штыками генерал попал в плен. В четвертом часу дня батарея Раевского пала. Потери дивизии были огромны: 973 человека убитыми, 815 ранеными, 828 пропавшими без вести.

„Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…“

И клятву верности сдержали. Бородино

Император Николай I в. 1835 году издал указ о памятниках Отечественной войны 1812 года. Таких монументов на Бородинском поле было установлено 33. Эти памятники воинским частям русской армии стоят в тех местах, где воинские соединения отличились в сражении. Монументы были воздвигнуты к столетнему юбилею Бородинского сражения, в 1912 году.

А я, наконец, дошла до Главного монумента российским воинам — героям Бородинского сражения». Архитектор Антоний Адамини, 1839 год. Высота монумента с крестом 27,5 метров.

На его гранях содержится информация о численном составе обеих армий в день сражения:

«Русских было въ строю: пехоты 85.500 чел, Конницы 18.200 чел, Казаковъ 7.000 чел, Ополченiя 10.000 чел, орудiй 640» . «Убито воинов 15.000, ранено 30.000»

«Вторгнулось въ Россию 554.000 человекъ, возвратилось 79.000»

о погибших русских генералах: «Багратионъ, Тучков 1-й, Тучков 4-й, графъ Кутайсовъ. Всемъ прочимъ слава»

тексты об отступлении русской армии к Москве: «Отступили съ честiю, чтобы вернее победить»

о вступлении французов в Москву и русских войск — в Париж: «Москва занята непрiятелемъ 2 сентября 1812 года. Александр 1-й вступилъ въ Париж 19 марта 1814 года»

и еще: «Франция, Италия, Неаполь, Австрия, Бавария, Виртембергия, Саксония, Вестфалия, Пруссия, Голландия, Испания, Португалия, Польша, Швейцария, Германский союз вывели в строй пехоты 145.000 чел, конницы 40.000 чел, орудий 1.000». Ничего не напоминает? С завидным постоянством, и тогда, и сейчас, дружненько — против России.

Трудно представить, но этот памятник был разрушен в 1932 году как «не имеющий ни исторической, ни художественной ценности»!!!

У подножия монумента находится могила генерала от инфантерии (один из высших чинов армии) Петра Ивановича Багратиона (был перезахоронен здесь в 1839 году).

В 1932 году пострадал и склеп с прахом Багратиона! В 1987 году Главный монумент и надгробие на могиле Багратиона были воссозданы по сохранившимся чертежам архитектора Антония Адамини.

Много крови пролилось на Бородинском поле и в Отечественную войну 1812 года, и в Великую Отечественную войну. В октябре 1941 года воины 5-й Армии на шесть дней задержали на Бородинском поле рвавшихся к Москве немецко-фашистских захватчиков. Памятники советским воинам соседствуют с памятниками их героических предков.

И клятву верности сдержали. Бородино

Рядом с Главным монументом, посвященным победе в Отечественной войне 1812 года, находится ДОТ (долговременная огневая точка) — память о Великой Отечественной войне.

Конечно, я осмотрела не все памятники. Некоторые, как например, памятник главнокомандующему русскими армиями М. И. Кутузову, я увидела уже из окна автобуса, когда возвращалась на ж/д вокзал Можайска.

Напротив Главного монумента находится Бородинский музей с экспозицией «Славься ввек, Бородино!», созданной к 200-летнему юбилею Бородинского сражения. Музей находится в здании у батареи Раевского. Музей мне понравился. Периодически я присоединялась к чужой экскурсии, послушать было интересно. Музей считается лучшим музеем военной истории.

И клятву верности сдержали. Бородино

А залах музея представлены экспонаты с Бородинского поля: пушки, ядра, осколки, картечные пули. Много картин и документов. Всего более 70 тысяч экспонатов. В отдельном зале находится большой макет Бородинского поля. Он дает представление о расположении войск и позволяет представить ход битвы.

В залах музея представлены подлинные образцы вооружения.

Представлен небольшой набор хирургических инструментов. Лучше не думать, как операции делали без анестезии. Хотя я где-то я слышала, что могли ударить по голове, чтобы солдат потерял сознание.

И клятву верности сдержали. Бородино

Летом 1807 года Александр I и Наполеон провели мирные переговоры. Причем встреча должна была состояться уж совсем на нейтральной территории. В Тильзите (сейчас город Советск в Калининградской области) на реке Неман был специально сооружен плот, где состоялись две встречи Наполеона и Александра I. Было объявлено, что между Россией и Францией подписаны два договора: о мире, а также о дружбе и союзе, которые продлились 5 лет.

Скульптуры командующих и экипаж Кутузова.

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов

Картины и портреты. (К сожалению, картины и все, что за стеклом, сильно бликовало).

Император Александр I, художник Дж.Доу, 1820-е годы
Вступление французских войск в Венецию, Бомбардировка Мадрида 4.12.1805, Вступление французских войск в Вену 14.11.1805, Вступление французских войск в Берлин 27.10.1806

Экскурсовод сказала, что в витринах представлены подлинные образцы обмундирования русской

и наполеоновской армий.

А теперь немного истории.

В июне 1812 года французская армия вторглась на территорию Российской империи. Русские войска постоянно отступали. Главнокомандующим русской армией был генерал от инфантерии Барклай-де-Толли. Быстрое продвижение французов не позволяло подготовить войска к сражению. Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство.

«Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали»

Поэтому император Александр I сместил Барклая-де-Толли и назначил главнокомандующим генерала от инфантерии М. И. Кутузова. Однако и он вынужден был избрать путь отступления. Но эта стратегия, с одной стороны, изнуряла противника, с другой стороны, позволяла собрать подкрепления для решающего сражения с армией Наполеона. Французская армия имела превосходство, так как её пехота состояла в основном из опытных солдат, тогда как у русских было много новобранцев. Отступив от Смоленска, русская армия расположилась у села Бородино, в 125 км от Москвы. На Бородинском поле Кутузов решил дать генеральное сражение, которое откладывать дальше было невозможно: император Александр I требовал от Кутузова остановить продвижение французской армии к Москве.

Бой начался в пять тридцать утра 26 августа (7 сентября по новому стилю) 1812 года.

«Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.»

Но даже героизм русских воинов не помог, перевес был на стороне французов. Бородинское сражение явилось одним из самых кровопролитных сражений XIX века: каждый час на поле боя погибало или получало ранения около шести тысяч человек. Русская армия потеряла около 30% своего состава, французская около 25%. Под покровом ночи Кутузов решил отвести русскую армию за Можайск, чтобы затем восполнить людские потери и подготовиться к новым сражениям.

Главным достижением битвы при Бородино стало то, что Наполеон не сумел разгромить русскую армию. И хотя русская армия понесла большие потери, она сохранила силы для последующей борьбы. Император Александр I не обманывался насчет действительного положения дел, но, чтобы поддержать надежды народа на скорейшее окончание войны, объявил о Бородинском сражении как о победе. В конце концов, русская армия изгнала Наполеона из России. А 19 марта (31 марта по н.с.) 1814 года эскадроны кавалерии во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж.

«Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

Напротив музея находится автобусная остановка, автобусы ходят от станции Бородино (куда я приехала утром) до ж/д вокзала Можайска. Ходят редко, расписание на остановке есть, ехать минут 30. Из окна автобуса можно увидеть еще много памятников.